Конспект урока «Стебель, его строение и функции».
Дидактическая цель: создать условия для применения знаний в знакомой и новой учебной ситуациях.
Тип урока: комбинированный, урок - исследование
Цели по содержанию:
Обучающая: - Познакомить учащихся с внешним и внутренним строением стебля. Раскрыть взаимосвязь между особенностями строения стебля и выполняемыми функциями. Выяснить строение видоизмененных подземных побегов - корневища, клубня, луковицы, их значение для растения и возможность практического использования;
-развить умения работать с натуральными объектами; умение анализировать, сравнивать, обобщать
Развивающая: расширить представления учащихся о многообразии стеблей растений; формировать умение ценить прекрасное в природе.
Воспитательная: формировать навыки работы в коллективе ( в парах),
- формировать чувство бережного отношения к окружающей природе,
- интереса к предмету через развитие исследовательской деятельности учащихся.
Методы: исследовательский,репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, по парам.
Средства обучения:
1. Пономарева И. Н., , Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы.- М.: “Вентана – Граф”, 2013.
2. Натуральные объекты ( клубень картофеля, луковица), таблицы.
3. Дидактические материалы для организации работы в парах.
Планируемые результаты (в соответствии ФГОС).
Предметные:
знание и различие стеблей по строению, по функциям; значение видоизмененных побегов в природе и в жизни человека; опыт применения биологических знаний для предсказания последствий человеческих действий
Метапредметные:
Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.
Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников;различение бытового, житейского языка и языка науки; выдвижении гипотез и их обоснование.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение работать в парах, обмениваться информацией с одноклассниками.
Ход урока
1 этап: Психологический настрой на урок.
Здравствуйте, ребята. Какой предмет мы изучаем? Где мы можем применить наши знания?
II этап. Актуализация знаний.
2 Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.
Есть загадка о строении растения:
Один – в земле копается,
Другой – в свету купается;
И хотя они друзья,
Поменяться им нельзя. ( СЛАЙД 1)
2) О каких друзьях идет речь в этой загадке? (Корни и листья)
3) Какой орган растения помогает им дружить, поддерживает их взаимосвязь? (Стебель)
4) Как осуществляется эта взаимосвязь?
-Ребята, что вы уже определили тему урока?
-А что бы хотели узнать по этой теме?
Итак, мы познакомимся со строением стеблей и их разнообразием.
3. Изучение нового материала.
-Что такое стебель?
-Какие жизненные формы растений вы знаете?
-По каким признакам мы можем определить, что стебель травянистый? (деревянистый)
-Травянистые стебли существуют обычно один сезон, это нежные гибкие стебли трав и молодые побеги древесных пород ( СЛАЙД 2)
-Приведите примеры растений с деревянистым (одревесневшим) стеблем.
-А теперь назовите с травянистым?
-По направлению роста (положению в пространстве) стебли делятся на:
- прямостоячие (береза, подсолнечник, рожь)
- вьющиеся (вьюн полевой, фасоль, хмель)
- лазающие (виноград, горох, плющ) (СЛАЙД 3)
-Подумайте, а в чём же функции стебля? С каких слов я начала урок?
Функции стебля вы узнаете, рассмотрев его внутреннее строение.
С/Р Работа с учебником стр 76-77 заполнить таблицу ( на столах) рабочая
карта.
-
Посмотри, снаружи наша ветка покрыта тонким слоем клеток. Это кожица стебля. Наша ветка еще не старая, поэтому кожица на ней сохранилась. На более старых ветках кожица отмирает и отшелушившаяся.
-
На кожице стебля есть небольшие бугорки с отверстиями. Их называют чечевичками. Через чечевички стебля, как и через устьица листа, происходит газообмен.
-
По мере роста стебля или ветки дерева, под кожицей образуется пробка. Клетки пробки мертвые и заполнены воздухом. Толщина пробкового слоя зависит не только от возраста растения, но и от того, к какому виду оно принадлежит. Самый толстый слой пробки образуется на стволах пробкового дуба. Пробка и кожица защищают внутренние ткани стебля.
-
Под слоем пробки (ближе к центру стебля) расположена кора. Ее крупные клетки сначала образуют многослойную первичную кору.
-
Ближе к центру стебля клетки коры как бы "вклиниваются" в ткань луба, образуя треугольники. Эти группы клеток называются вторичной корой.
-
Луб стебля состоит из разнообразных клеток. Во-первых, мы с тобой видим уже знакомые нам по строению корня и жилок листа ситовидные трубки.
-
А вот механические волокна луба. Волокна – это мертвые вытянутые клетки с одревесневшими оболочками. У некоторых растений волокна луба очень прочные и эластичные, например у льна и липы.
Название слоя | Название ткани | Описание строения | Функции |
Кора (кожица, пробка) | Покровная | Кожица образована одним слоем клеток, пробка - из мертвых. | Защитная, газообмен |
Луб | Проводящая, запасающая, механическая | Внутренняя часть коры. Состоит из ситовидных трубок, клеток спутниц, запасающих клеток, мертвых клеток. | Транспортная, запасающая |
Камбий | Образовательная | Узкие длинные клетки с тонкими оболочками | Рост стебля в толщину |
Древесина | Основная, проводящая, механическая | Образована клетками различной формы и величины. Древесные волокна состоят из клеток с толстыми стенками | Транспортная, опорная |
Сердцевина | Основная, запасающая | Состоит из крупных тонкостенных неплотно прилегающих друг к другу клеток. | Запасающая |
( СЛАЙД 4 внутренне строение стебля)
Обсуждение заполнения таблицы
4. Физминутка.
Я вам читаю утверждение, если оно верное, то вы тянете руки вверх, а если неверное, то делаете покачивание телом из стороны в сторону.
- Стебли могут быть травянистые и одревесневшие.
- Вьющиеся стебель имеет ель.
- Камбий отвечает за рост дерева в толщину.
- Кора расположена в центральной части стебля.
-Годичное кольцо- это годичный прирост древесины.
- Древесина выполняет транспортную и опорную функции.
- Сердцевина состоит из мелких, часто делящихся клеток. ( Слайд 5)
5. Закрепление .
Ответим на вопросы
-
— Какой слой самый толстый? (древесина)
-
— Какой слой самый тонкий? (камбий)
-
— Между какими слоями находится камбий? (между лубом и древесиной)
-
— Какой слой обеспечивает восходящий ток? (сосуды древесины)
-
— Какой слой обеспечивает нисходящий ток? (ситовидные трубки луба)
-
— Какой слой встречается с непогодой и берет на себя функции защитника (кора)
-
Определение возраста дерева по годичным кольцам..
-
Занимательный материал.
-
Итог урока. Рефлексия.
-
- Какую цель мы поставили на уроке? Добились ли мы её?
-
Сможете ли вы объяснить другим, что такое стебель?
-
Как вы работали на уроке? На все ли вопросы сегодняшнего урока вы сможете ответить?
-
Д/з на слайде