СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "Водоросли".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Водоросли".»

Тема урока: Общая характеристика водорослей и среда их обитания.
Цель урока: ознакомить  учащихся  с  общей  характеристикой водорослей,  особенностями  строения  клетки  и  тела  водорослей,  средами  обитания, особенностями  экологии и  классификацией.


                                              ХОД УРОКА


Организационный этап: проверяю общую готовность учащихся к уроку, отмечаю отсутствующих.
2.Актуализация опорных знаний.
Беседа  с  учащимися.
Вспомните,  из  каких  органов  состоит  тело  цветковых растений.
 Какие  ассоциации  у вас  возникают,  когда  вы  слышите  слово  водоросли?  (можно  использовать  в  виде  мозгового  штурма).
Сегодня  на  уроке  мы  познакомимся  с  группой  растений,  тело которых  не  имеет  известных  вам  органов  растений -   листьев,  стеблей,  корней  и т.д. – с  водорослями.
Объявление  темы  урока
Объявление  цели:  целью  нашего  сегодняшнего  урока  будет  познакомиться  с  общей  характеристикой  водорослей,  особенностями  строения  их клеток  и  тела,    средой  обитания и  их  классификацией.
3. Изучение нового материала.
Общая  характеристика  водорослей.
Рассказ  учителя.
Водоросли,  древнейшая  группа  растительных  организмов,  тело  которых  не  разделено  на  органы, и  носит  название  таллом или  слоевище.
Известно  около  30  тысяч  видов.
Изучением  водорослей  занимается  наука  альгология
Среды обитания -  основная  масса  водорослей  обитает в  водной среде,  но  встречаются  так  же  водоросли  в  почве,  воздухе, на  снегу,  на  стволах  деревьев,   в  шерсти  животных   (ленивец),  в  теле  других  организмов  в  качестве  симбиотиков -  зооксантелла  в  теле  лишайника).
В  водной  среде  они  могут  входить  в  состав  планктона,  так  и  произрастать  на  дне  водоемов,  являясь  бентосными  организмами. 
Строение  слоевища.
Тело  водорослей  представлено  талломом и  не имеет настоящих тканей,  а  следовательно  и  органов – листьев,  стебля,  корней.  Тело  некоторых   харовых  водорослей  напоминает  тело наземных  растений,  с  листьями и  стеблем,  но  на  самом  деле    это  разветвления  слоевища.                                                

 Слоевище

Одноклеточные             Колониальные           Многоклеточные
(хламидомонада)                                                (Улотрикс, спирогира)

По  форме многоклеточное слоевище  может  быть  нитчатым,  разнонитчатыми,   линейно – членистого  строения (харовые),  пластинчатые  (ульва,  улотрикс).
У  водорослей,  живущих  на дне  водоемов,  тело  крепится  к  субстрату  ризоидами  или  пластинчатым  диском.
Строение  клетки водорослей.
Клетки  по  плану  строения напоминают  клетку  наземных растений.
Сверху  покрыты  клеточной  оболочкой,  богатой  целлюлозой  и  пектиновыми  веществами.
Центр  клетки -  ядро.
Водоросли  содержат  хлорофилл,  содержащийся  в  хроматофорах различного  строения -  грушевидного,  спиралевидного (спирогира)  и т.д.
Помимо хлорофилла -  зеленого  пигмента,  в  клетках  водорослей  могут  содержаться  красные и  желтые  пигменты.
В  хроматофоре  может  находиться  пиреноид -  тельце  с  запасными  питательными  веществами – в  основном  углеводами.
Есть  так  же  вакуоли и  цитоплазма.
По  типу  питания  водоросли – автотрофы,  так  как  способны  к  фотосинтезу.
Значение водорослей.
Источник  питательных  веществ, для человека и  животных,
Образователи  органики  и  кислорода  в  толще  воды.
Рельефообразователи (известная)
Для  получения  удобрений, БАДов,
Индикаторы  состояния  водоемов.
Биотопливо
Очистка  водоемов.
Вызывают   цветение  водоемов
Среда  обитания  для  других  животных.
Подцарство водоросли
Отдел Зелёные водоросли
Отдел Харовые водоросли
Отдел Эвгленовые водоросли
Отдел Золотистые водоросли
Отдел Жёлто-зелёные водоросли
Отдел Диатомовые водоросли
Отдел Динофитовые водоросли
Отдел Криптофитовые водоросли
Отдел Бурые водоросли
5. Закрепление и систематизация  знаний.
Устный  опрос.
Как  называется  наука,   занимающаяся  изучением  водорослей?
Чем  представлено  тело  водорослей?
Какие  виды   слоевищ  вам  известны?
В  чем   заключается значение  водорослей  для  человека и  животных?
Работа в тетради с  печатной  основой.
Рассмотреть  строение  клетки  водоросли.
6. Подведение итогов урока  и  домашнее задание

7. Домашнее задание: §25,конспект




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!