СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: "Налоги и налогооблажение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: "Налоги и налогооблажение"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 17 имени Героя Российской Федерации А.Б. Буханова» города Смоленска









План-конспект урока по теме:

«Налоги и налогооблажение»

9 класс















учитель обществознания

Новиков Никита Сергеевич















Смоленск

2021

Цели урока: Обучающая: знакомство учащихся с сущностью, видами и структурой налогов, их функциями в современном обществе. Развивающая: обучающиеся должны вспомнить основные виды налогов и научиться их различать, а так же научиться решать типовые задания из ЕГЭ по обществознанию. Воспитательная: формирование логического мышления о банковской системе, самоанализ при выполнении задания.

В результате изученной темы учащиеся будут знать основные понятия. Уметь правильно выполнять практические задания на тему налоги и налогообложения. Владеть основными знаниями и умениями по данной теме.

Оборудование, использованное на уроках: ПК, раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Организационное начало урока (2-3мин).

Добрый день уважаемые учащиеся. Тема сегодняшнего занятия «Налоги и налогообложение». Запишите тему урока.


  1. Объяснение нового материала (15мин).

Ребята, прежде чем мы начнем рассматривать данную тему, скажите что такое налог и налогообложение?

Налог - это обязательный платежи физических и юридических лиц государству. Уплата налогов является одной из главных обязанностей граждан.

Кто является налогоплательщиком?

Налогоплательщиками являются: физические лица- работники, непосредственно своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход и юридические лица- хозяйствующие субъекты.


Сейчас, я вам раздам задание. Каждой группе необходимо выполнить индивидуальное задание и записать основную информацию на доске.


1группа. Заполните таблицу и даете определение прямым и косвенным налогам. Запишите на доске системы налогообложения и виды налогов.

Система налогообложения

Суть налогообложения

Пропорциональный налог



налог тем выше, чем ниже доход.

Прогрессивный налог



Налоги подразделяются на: прямые и косвенные.

Прямые налоги - это

Косвенные налоги - это

Ответ.

Система налогообложения

Суть налогообложения

Пропорциональный налог

сумма налога пропорциональна доходам работников

Регрессивный налог

налог тем выше, чем ниже доход.

Прогрессивный налог

налог тем выше, чем выше доход


Налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги- обязательные платежи, взимаемые с государства или имущества юридических и физических лиц (подоходный налог с населения и налог на прибыль с фирм, налог на имущество, недвижимость, дарение, наследство, финансовые операции).

Косвенные налоги- устанавливаются виде надбавок к цене товара и услуг (акцизные сборы, налог с продаж, частичный налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, налог на экспорт).

При формировании налоговой системы необходимо учитывать принципы налогообложения – правила, которые следует руководствоваться при построении налоговой системы.


2 группа. Соотнесите принципы налогообложения и их сущность. Запишите принципы налогообложения на доске.

Наименование принципа

Его сущность

  1. Принцип справедливости

  1. Размер налогов, сроки, способ и порядок их начисления должны быть точно определены и понятны налогоплательщиками.

  1. Принцип определенности и точности налогов

  1. Равенство налогов на доходы в рыночных структур. Налоги должны быть равными для каждого уровня дохода.

  1. Принцип удобства взимания налогов для налогоплательщиков

  1. Неизбежность осуществления платежа

  1. Принцип экономичности (эффективности)

  1. Необходимость соблюдения условий, при которых:

  • Разрыв между расходами по сбору и организации налогообложения и самими налоговыми поступлениями должен быть наибольшим;

  • Тяжесть налогообложения не должна подрывать возможность продолжения производства и лишать государство в последующем налоговых поступление.

  1. Принцип обязательности

  1. Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, при котором плательщику легче выполнить требования налогообложения

Ответ: 1-б; 2-а; 3-д; 4-г 5-в.


3 группа. Дайте определение или понятие функции налога. Запишите основные функции на доске.

Основные функции налога:

1. Фискальная (лат.fiscus— государственная казна)- это

2. …………..-эта функция служит своеобразным дополнением предыдущей и затрагивает как регулирование производства, так и регулирование потребления (например, косвенные налоги). При этом регулирующий механизм существует объективно и влияние на плательщиков осуществляется независимо от воли государства.

3. …………- эта функция реализуется в ходе налогообложения при регламентации государством финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, получении доходов гражданами, использовании ими имущества. С помощью этой функции оценивается рациональность, сбалансированность налоговой системы, каждого рычага в отдельности, проверяется, насколько налоги соответствуют реализации цели в сложившихся условиях.

4. Распределительная -

5. Стимулирующая (дестимулирующая) -

Ответ.

1. Фискальная (лат.fiscus— государственная казна). В соответствии с этой функцией налоги выполняют свое основное назначение — насыщение доходной части бюджета, доходов государства для удовлетворения потребностей общества.

2.  Регулирующая 

3. Контрольная 

4. Распределительная функция представляет собой своеобразное отражение фискальной: наполнить казну, чтобы потом распределить полученные средства. Но на стадии распределения эта функция очень тесно переплетается с регулирующей, и в одном действии могут проявляться обе функции.

5. Стимулирующая (дестимулирующая) функция создает ориентиры для развития или свертывания производства, деятельности. Как и регулирующая, она может быть связана с применением механизма льгот, изменением объекта налогообложения, уменьшением налогооблагаемой базы. Иногда эту функцию рассматривают как подвид регулирующей.

4группа. Дополните структуру налоговой системы и схематично изобразите структуру на доске.

Н алогообложение


Федеральные налоги ………… Местные налоги

1…… 1.лесной налог 1……

2…… 2.налог на имущество предприятий 2……

3…… 3.платеж за пользование прир.ресурсами 3……


Обсуждение выполнения заданий каждой группы.


3. Практическая деятельность (20 мин).

Выполнение экзаменационных заданий будете самостоятельно вами. Вы будите по очереди зачитывать задание и пояснять ответ.


Задание№1. Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки, при­су­щие лю­бо­му на­ло­гу. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны:


1) обя­за­тель­ность упла­ты

2) без­воз­мезд­ность

3) про­пор­ци­о­наль­ность до­хо­ду

4) воз­врат­ный ха­рак­тер

5) за­ко­но­да­тель­ное уста­нов­ле­ние

По­яс­не­ние.


Упла­та на­ло­гов — кон­сти­ту­ци­он­ная обя­зан­ность каж­до­го граж­да­ни­на, на­ло­ги без­воз­мезд­ны, это нужно за­пом­нить, и все на­ло­ги — это фис­каль­ная по­ли­ти­ка го­су­дар­ства, на­прав­лен­ная на пе­ре­рас­пре­де­ле­ние до­хо­дов в со­от­вет­ствии с бюд­же­том го­су­дар­ства, ко­то­рый яв­ля­ет­ся за­ко­ном.

Ответ: 1, 2, 5.

Задание№2. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о на­ло­го­об­ло­же­нии и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Про­пор­ци­о­наль­ное на­ло­го­об­ло­же­ние озна­ча­ет, что налог за­ви­сит от ве­ли­чи­ны до­хо­да.

2) При про­пор­ци­о­наль­ном на­ло­го­об­ло­же­нии с вы­со­ких до­хо­дов взи­ма­ет­ся боль­ший про­цент, чем с низ­ких.

3) При про­грес­сив­ной си­сте­ме по мере воз­рас­та­ния до­хо­да уве­ли­чи­ва­ет­ся став­ка на­ло­га.

4) При ре­грес­сив­ном на­ло­го­об­ло­же­нии семья с мень­ши­ми до­хо­да­ми пла­тит боль­ший про­цент от своих до­хо­дов, чем семья с вы­со­ки­ми до­хо­да­ми.

5) При ре­грес­сив­ном на­ло­го­об­ло­же­нии могут взи­мать­ся оди­на­ко­вые суммы на­ло­га со всех на­ло­го­пла­тель­щи­ков.

По­яс­не­ние.

1) Про­пор­ци­о­наль­ное на­ло­го­об­ло­же­ние озна­ча­ет, что налог за­ви­сит от ве­ли­чи­ны до­хо­да — нет, не­вер­но.

2) При про­пор­ци­о­наль­ном на­ло­го­об­ло­же­нии с вы­со­ких до­хо­дов взи­ма­ет­ся боль­ший про­цент, чем с низ­ких — нет, не­вер­но.

3) При про­грес­сив­ной си­сте­ме по мере воз­рас­та­ния до­хо­да уве­ли­чи­ва­ет­ся став­ка на­ло­га — да, верно.

4) При ре­грес­сив­ном на­ло­го­об­ло­же­нии семья с мень­ши­ми до­хо­да­ми пла­тит боль­ший про­цент от своих до­хо­дов, чем семья с вы­со­ки­ми до­хо­да­ми — да, верно.

5) При ре­грес­сив­ном на­ло­го­об­ло­же­нии могут взи­мать­ся оди­на­ко­вые суммы на­ло­га со всех на­ло­го­пла­тель­щи­ков — да, верно.

Ответ: 3, 4, 5.

Задание№3. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и ви­да­ми на­ло­гов: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПРИ­МЕР

 

ВИД НА­ЛО­ГА

А) налог на иму­ще­ство фи­зи­че­ских лиц

Б) ак­циз­ный сбор

В) транс­порт­ный налог

Г) налог на до­хо­ды фи­зи­че­ских лиц

Д) та­мо­жен­ный сбор

 

1) пря­мые

2) кос­вен­ные

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

По­яс­не­ние.

А) налог на иму­ще­ство фи­зи­че­ских лиц — пря­мые.

Б) ак­циз­ный сбор  —кос­вен­ные.

В) транс­порт­ный налог — пря­мые.

Г) налог на до­хо­ды фи­зи­че­ских лиц — пря­мые.

Д) та­мо­жен­ный сбор — кос­вен­ные.

Ответ: 1, 2, 1, 1, 2.

Задание№4. Борис Ми­хай­ло­вич вла­де­ет лег­ко­вым ав­то­мо­би­лем и зе­мель­ным участ­ком и пе­ри­о­ди­че­ски упла­чи­ва­ет со­от­вет­ству­ю­щие на­ло­ги. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и эле­мен­та­ми струк­ту­ры на­ло­га: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПРИ­МЕ­РЫ

 

ЭЛЕ­МЕН­ТЫ СТРУК­ТУ­РЫ НА­ЛО­ГА

А) 1 см ра­бо­че­го объёма дви­га­те­ля

Б) лег­ко­вой ав­то­мо­биль

В) за­ра­бот­ная плата

Г) зе­мель­ный уча­сток

Д) Борис Ми­хай­ло­вич

 

1) субъ­ект на­ло­га

2) объ­ект на­ло­га

3) ис­точ­ник упла­ты на­ло­га

4) еди­ни­ца на­ло­го­об­ло­же­ния

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

По­яс­не­ние.

Субъ­ект на­ло­го­об­ло­же­ния — юри­ди­че­ское или фи­зи­че­ское лицо, яв­ля­ю­ще­е­ся пла­тель­щи­ком на­ло­га. Су­ще­ству­ют опре­де­лен­ные ме­ха­низ­мы пе­ре­ло­же­ния нало­го­во­го бре­ме­ни и на дру­гих лиц, по­это­му спе­ци­аль­но вы­де­ля­ет­ся такое по­ня­тие, как но­си­тель на­ло­га.

Но­си­тель на­ло­га — лицо, ко­то­рое фак­ти­че­ски упла­чи­ва­ет налог.

Объ­ект на­ло­го­об­ло­же­ния —

· доход (при­быль),

· иму­ще­ство (ма­те­ри­аль­ные ре­сурсы),

· цена то­ва­ра или услу­ги,

· до­бав­лен­ная сто­и­мость.

В на­сто­я­щее время общей чер­той боль­шин­ства на­ло­го­вых си­стем яв­ля­ет­ся ма­те­ри­аль­но-де­неж­ный, а не лич­ност­ный ха­рак­тер объ­ек­тов на­ло­го­об­ло­же­ния. Ис­поль­зо­ва­ние в ка­че­стве объ­ек­та на­ло­го­об­ло­же­ния фи­зи­че­ско­го лица (подуш­ный налог) утра­ти­ло свое зна­че­ние, прак­ти­че­ски этот вид на­ло­га нигде не ис­поль­зу­ет­ся.

Объ­ект на­ло­го­об­ло­же­ния не все­гда сов­па­да­ет с ис­точ­ни­ком взи­ма­ния на­ло­га. то есть до­хо­дом, из ко­то­ро­го вы­пла­чи­ва­ет­ся налог.

Ответ: 4, 2, 3, 2, 1.

Задание№5. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и ви­да­ми на­ло­гов: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПРИ­МЕР

 

ВИД НА­ЛО­ГА

А) налог на до­бав­лен­ную сто­и­мость

Б) налог на при­быль

В) налог на иму­ще­ство фи­зи­че­ских лиц

Г) зе­мель­ный налог

Д) ак­ци­зы

 

1) пря­мые на­ло­ги

2) кос­вен­ные на­ло­ги

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

По­яс­не­ние.

Виды на­ло­гов (по ха­рак­те­ру на­ло­го­во­го изъ­я­тия):

А) Пря­мой — пла­тят соб­ствен­ни­ки до­хо­да и иму­ще­ства.

− По­до­ход­ный

− На иму­ще­ство

− На при­быль

Б) Кос­вен­ный — пла­тят по­ку­па­те­ли.

− Акциз

− Та­мо­жен­ная по­шли­на

− НДС

Ответ: 2, 1, 1, 1, 2.

Задание№6. Граж­да­нин А. яв­ля­ет­ся вла­дель­цем дачи. Еже­год­но он упла­чи­ва­ет налог на этот иму­ще­ствен­ный объ­ект. Что еще, по­ми­мо на­ло­га на иму­ще­ство, от­но­сит­ся к пря­мым на­ло­гам? Вы­бе­ри­те нуж­ные по­зи­ции из при­ве­ден­но­го ниже спис­ка и за­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке воз­рас­та­ния, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) налог на на­след­ство

2) ак­циз­ный налог

3) лич­ный по­до­ход­ный налог

4) та­мо­жен­ная по­шли­на

5) налог на при­быль

6) налог с про­даж

По­яс­не­ние.

Пря­мой — пла­тят соб­ствен­ни­ки до­хо­да и иму­ще­ства;

− По­до­ход­ный

− На иму­ще­ство

− На при­быль

Кос­вен­ный — пла­тят по­ку­па­те­ли.

− Акциз

−Та­мо­жен­ная по­шли­на

− НДС

Ответ: 1, 3, 5.

Задание№7. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить раз­вер­ну­тый ответ по теме «На­ло­ги». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трех пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

По­яс­не­ние.

При ана­ли­зе от­ве­та учи­ты­ва­ют­ся:

- на­ли­чие пунк­тов плана, обя­за­тель­ных для рас­кры­тия пред­ло­жен­ной темы;

- кор­рект­ность фор­му­ли­ро­вок пунк­тов плана с точки зре­ния их со­от­вет­ствия за­дан­ной теме;

- со­от­вет­ствие струк­ту­ры пред­ло­жен­но­го от­ве­та плану слож­но­го типа.

Фор­му­ли­ров­ки пунк­тов плана, име­ю­щие аб­стракт­но-фор­маль­ный ха­рак­тер и не от­ра­жа­ю­щие спе­ци­фи­ки темы, не за­счи­ты­ва­ют­ся при оце­ни­ва­нии.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы.

1. По­ня­тие на­ло­гов. На­ло­ги - это обя­за­тель­ные пла­те­жи фи­зи­че­ских и юри­ди­че­ских лиц го­су­дар­ства.

2. Струк­ту­ра на­ло­га:

а) субъ­ект на­ло­го­об­ло­же­ния

б) объ­ект на­ло­го­об­ло­же­ния

в) став­ка на­ло­го­об­ло­же­ния

3. На­ло­го­пла­тель­щи­ки в го­су­дар­стве:

а) фи­зи­че­ские лица

б) юри­ди­че­ские лица

4. Прин­ци­пы на­ло­го­об­ло­же­ния.

а) прин­цип спра­вед­ли­во­сти

б) прин­цип опре­де­лен­но­сти и точ­но­сти

в) прин­цип эф­фек­тив­но­сти

г) прин­цип обя­за­тель­но­сти

5. Функ­ции на­ло­гов:

а) фис­каль­ная

б) рас­пре­де­ли­тель­ная

в) сти­му­ли­ру­ю­щая

г) со­ци­аль­но-вос­пи­та­тель­ная

д) кон­крет­но-учет­ная

6. Си­сте­мы на­ло­го­об­ло­же­ния

а) про­пор­ци­о­наль­ная

б) ре­грес­сив­ная

в) про­грес­сив­ная

7. На­ло­ги, упла­чи­ва­е­мые пред­при­я­ти­я­ми:

а) налог на до­бав­лен­ную сто­и­мость

б) налог на при­быль

в) налог на иму­ще­ство

9. На­ло­го­об­ло­же­ния в РФ

Задание№8. Какой смысл эко­но­ми­сты вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «на­ло­ги»? При­вле­кая зна­ния эко­но­ми­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния, со­дер­жа­щие ин­фор­ма­цию о на­ло­гах.

По­яс­не­ние.

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

Смысл по­ня­тия, на­при­мер:

- обя­за­тель­ные вы­пла­ты юри­ди­че­ских и фи­зи­че­ских лиц в поль­зу го­су­дар­ства;

два пред­ло­же­ния:

- упла­та на­ло­гов яв­ля­ет­ся одной из глав­ных обя­зан­но­стей граж­дан;

- с по­мо­щью на­ло­гов про­ис­хо­дит пе­ре­рас­пре­де­ле­ние до­хо­да между раз­ны­ми со­ци­аль­ны­ми сло­я­ми, с целью сгла­жи­ва­ния не­ра­вен­ства в об­ще­стве.

Задание №9. Какой смысл эко­но­ми­сты вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «налог»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния, со­дер­жа­щие ин­фор­ма­цию о на­ло­гах.

По­яс­не­ние.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть ука­за­ны:

1. На­ло­ги – обя­за­тель­ные пла­те­жи го­су­дар­ству, ко­то­рые в уста­нов­лен­ном за­ко­ном по­ряд­ке вы­пла­чи­ва­ют фи­зи­че­ские и юри­ди­че­ские лица.

Могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие при­ме­ры:

На­ло­ги яв­ля­ют­ся важ­ным ис­точ­ни­ком по­ступ­ле­ния денег в казну.

При по­мо­щи на­ло­гов го­су­дар­ство пе­ре­рас­пре­де­ля­ет до­хо­ды.

На­ло­ги могут быть пря­мы­ми (пла­тит соб­ствен­ник) или кос­вен­ны­ми (пла­тит по­ку­па­тель).

Задание№10. Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «на­ло­ги»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния: одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о функ­ци­ях на­ло­гов, и одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее осо­бен­но­сти кос­вен­ных на­ло­гов.

По­яс­не­ние.

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

1) смысл по­ня­тия, на­при­мер: обя­за­тель­ные пла­те­жи, взи­ма­е­мые го­су­дар­ством с юри­ди­че­ских и фи­зи­че­ских лиц:

(Может быть при­ве­де­но иное, близ­кое по смыс­лу опре­де­ле­ние.)

2) одно пред­ло­же­ние с ин­фор­ма­ци­ей о функ­ци­ях на­ло­гов, опи­ра­ю­щей­ся на зна­ния курса, на­при­мер: При­ня­то вы­де­лять че­ты­ре ос­нов­ные функ­ции на­ло­гов: фис­каль­ную, кон­тро­ли­ру­ю­щую, ре­гу­ли­ру­ю­щую, рас­пре­де­ли­тель­ную.

(Могут быть со­став­ле­ны любые дру­гие пред­ло­же­ния, со­дер­жа­щие ин­фор­ма­цию о функ­ци­ях на­ло­гов.)

3) одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее с опо­рой на зна­ния курса осо­бен­но­сти кос­вен­ных на­ло­гов, на­при­мер: Кос­вен­ные на­ло­ги - на­ло­ги, вклю­ча­е­мые в про­даж­ную цену то­ва­ров и услуг и вы­пла­чи­ва­е­мые кос­вен­но по­тре­би­те­лем при их по­куп­ке.

  1. Подведение итогов урока (2мин).

Сегодня мы с вами повторили тему налоги и налогообложения. Познакомились и выполнили экзаменационные задания по ЕГЭ. Ребята, у вас есть вопросы по данному материалу?

  1. Организационное окончание урока.

Всем спасибо, до свидания.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!