Урок 18
12.10.2023
Предмет: Литературное чтение
Класс: 4-Б.
Учитель Крук И.В.
Тема: Народные былинно-сказочные темы в творчестве В.М. Васнецова
Цели: обогатить знания о былинах; учить делить текст на части, понимать исторический текст, составлять рассказ о былинном герое, рассказ по картине, находить аналогии с реальными историческими событиями; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текста, участвовать в его обсуждении создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта
Метапредметные:
Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,
Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);
Личностные: проявление интереса к чтению
Воспитательные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность жизни)
Тип урока: получение новых знаний
Оборудование: учебник «Литературное чтение», экран, ноутбук презентация
Ход урока
1.Организационный момент
II. Речевая разминка. Сообщение темы и постановка целей урока
— Прочитайте самостоятельно.
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле,
Не топтать их коням землю Русскую,
Не затмить им солнце наше красное.
Век стоит Русь — не шатается!
И века простоит, не шелохнется!
— Прочитайте медленно (еще: начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп, начните читать быстро и постепенно замедляйте темп, скороговоркой, выразительно).
— Какие чувства возникли у вас при чтении?
— Определите задачи урока, прочитав название темы.
III. Проверка домашнего задания Читать стр. 13-17, ответить на вопросы стр.15 и 17
Работа над первым текстом
Несколько учеников читают первый текст, после чего провожу фронтальный опрос:
-Что такое летопись? (Летописью называется жанр древнерусской литературы, в котором по годам фиксировались исторические события.)
-Кто писал летописи? (Летописи создавались монахами — единственными образованными людьми той эпохи.«Повесть временных лет» была создана Нестором, монахом Киево-Печёрского монастыря.)
-О каких событиях рассказывается в летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»?
(о том как князь Олег пошел воевать с греками и победил)
-о чем свидетельствует щит, повешенный Олегом на вратах Царьграда? (о том, что город побежден и находится под властью Олега)
- Кто знает, что за город такой Царьград ? (Константинополь очень важный город для греков)
- О каких важных исторических событиях вы узнали из этого отрывка?
Работа над вторым текстом
Несколько учеников читают второй текст, после чего провожу фронтальный опрос:
- Где жил и правил Олег? (жил Олег, княжа в Киева, мир имея со всеми странами)
-Что напророчили волхвы ? Сбылось ли предсказание?
-Почему люди оплакивали Олега?.Только ли потому , что он был их князем?( Люди оплакивали Олега, потому что он был мудрым правителем. Князь принес большую пользу народу. )
-А.С.Пушкин создал произведение «Песнь о вещем Олеге», кто-то нашел этот текст? Чем они отличаются? (Различие летописи о Вещем Олеге и произведении Пушкина "Песнь о вещем Олеге" состоит в том, что Пушкин описал встречу кудесника с Олегом, а в летописи есть только упоминание об этом, но нет описания. Также в Песне о Вещем Олеге есть упоминание о княгине Ольге и князе Игоре, а в летописи этой информации нет.)
IV. Физкультминутка
V. Работа по теме урока слайд 2
Рассказ учителя
- Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Богатыри». Расскажите, что вы на ней видите!
- Послушайте рассказ о том, как она создавалась. История мировой живописи знает немного картин, созданию которых художник посвящал бы значительную часть своей творческой жизни. В числе таких картин «Богатыри» Виктора Михайловича Васнецова.
Много лет работал замечательный художник над этим знаменитым полотном, выразившим наиболее полно лучшие стороны его огромного дарования.
Еще в раннем детстве, затаив дыхание, с трепетным волнением вслушивался будущий художник в героические сказания, богатырские бытии и волшебные сказки. Образы национального фольклора глубоко запали в душу ребенка, завладели его фантазией, стали как бы частицей его поэтической натуры.
Эти настроения и чувства поддерживали и питали величественная, со сказочным оттенком, суровая природа родного Вятского края с ее дремучими, непроходимыми лесами, бытовой уклад, бережно хранивший давние предания и отголоски старины. С живым интересом приглядывался юный Васнецов к народным обрядам и к обычаям своих земляков. Уже в 1871 г. В. Васнецов сделал первый набросок картин карандашом. В последующие годы художник не раз снова и снова подступал к излюбленной теме и разрабатывал эскизы для будущей картины. В 1876 г. Васнецов написал маслом Алешу Поповича с бородой и делал этюды с натуры для Ильи Муромца, а в 1882 и 1883 гг. с увлечением работал над пейзажными этюдами, которые потом использовал для картины.
«Я всегда был убежден, — говорил В.М. Васнецов, — что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства, в сказке, песне, былине, драме сказывается весь облик народа, внутренний и внешний, с прошлым, настоящим, а может быть и будущим. Только больной и плохой человек не помнит и не ценит своего детства, юности. Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории».
Васнецов был преданным сыном своего народа, он страстно любил историю родной страны и гордился ею. Он призывал художников с возможным совершенством и полнотой изобразить и выразить «красоту, мощь и смысл наших родных образов, нашей русской природы и человека нашей настоящей жизни, нашего прошлого, наши грезы, мечты, нашу веру» и суметь «в своем истинно национальном отразить вечное, непреходящее».
Свое глубочайшее художественное проникновение в сущность народного характера он мастерски выразил в могучих образах трех славных русских богатырей.
Могучей, непоколебимой заставой стоят богатыри на вечной страже родной земли, зорко вглядываясь вдаль и чутко прислушиваясь ко всему окружающему. Через такую заставу, полную величавого спокойствия, мужества, сознания мощи, отваги, правоты своего дела и готовности отдать жизнь за любимую родину, не пройдет ни человек, не пролетит и птица из-за рубежа.
Непреоборимой силой веет от богатырей. Они полны народной красоты, в них неукротимый дух народа, готового в любую минуту все отдать за честь и свободу родной земли.
В каждом из богатырей художник сумел воплотить лучшие, типические черты русского характера, русской силы и доблести. Величавое спокойствие, идущее от сознания богатырями своей правоты и силы, насыщает всю картину. Кони под могучими всадниками под стать седокам — могучие, бесстрашные, смело и зорко глядят они с полотна.
Закрепление
- Ребята, совпадает ли образ Ильи Муромца с тем, который вы себе представляли, читая былину?
Давайте вспомним как его описывали?
-Как описывали Добрыню Никитича?
-Алешу Поповича?
-С кем можно сравнить Богатырей в современной жизни, почему?
- Попробуйте составить рассказ о былинном герое. (Опрос нескольких учащихся)
-Что такое подвиг?
-Есть ли место подвигам в современной жизни?
*Если будет время показать вторую презентацию
VI. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?
VII. Подведение итогов урока
— Почему Илья Муромец захотел испробовать все три дороги?
— Чем закончилась поездка богатыря?
— Чем вам понравилась картина В. Васнецова?
Домашнее задание
Найти материал о Сергии Радонежском.