СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Народные былинно-сказочные темы в творчестве В.М. Васнецова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обогатить знания о былинах; учить делить текст на части, понимать исторический текст, составлять рассказ о былинном герое, рассказ по картине, находить аналогии с реальными историческими событиями; развивать память, речь, мышление, воображение.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Народные былинно-сказочные темы в творчестве В.М. Васнецова"»

Урок 18

12.10.2023

Предмет: Литературное чтение

Класс: 4-Б.

Учитель Крук И.В.

Тема: Народные былинно-сказочные темы в творчестве В.М. Васнецова

Цели: обогатить знания о былинах; учить делить текст на части, понимать исторический текст, составлять рассказ о былинном герое, рассказ по картине, находить аналогии с реальными историческими событиями; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текста, участвовать в его обсуждении создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта

Метапредметные:

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;

Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,

Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);

Личностные: проявление интереса к чтению

Воспитательные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность жизни)

Тип урока: получение новых знаний

Оборудование: учебник «Литературное чтение», экран, ноутбук презентация


Ход урока

1.Организационный момент

II. Речевая разминка. Сообщение темы и постановка целей урока

— Прочитайте самостоятельно.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле,

Не топтать их коням землю Русскую,

Не затмить им солнце наше красное.

Век стоит Русь — не шатается!

И века простоит, не шелохнется!

— Прочитайте медленно (еще: начните читать медленно и по­степенно ускоряйте темп, начните читать быстро и посте­пенно замедляйте темп, скороговоркой, выразительно).

— Какие чувства возникли у вас при чтении?

— Определите задачи урока, прочитав название темы.

III. Проверка домашнего задания Читать стр. 13-17, ответить на вопросы стр.15 и 17

Работа над первым текстом

Несколько учеников читают первый текст, после чего провожу фронтальный опрос:

-Что такое летопись? (Летописью называется жанр древнерусской литературы, в котором по годам фиксировались исторические события.)

-Кто писал летописи? (Летописи создавались монахами — единственными образованными людьми той эпохи.«Повесть временных лет» была создана Нестором, монахом Киево-Печёрского монастыря.)

-О каких событиях рассказывается в летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»?

(о том как князь Олег пошел воевать с греками и победил)

-о чем свидетельствует щит, повешенный Олегом на вратах Царьграда? (о том, что город побежден и находится под властью Олега)

- Кто знает, что за город такой Царьград ? (Константинополь очень важный город для греков)

- О каких важных исторических событиях вы узнали из этого отрывка?

Работа над вторым текстом

Несколько учеников читают второй текст, после чего провожу фронтальный опрос:

- Где жил и правил Олег? (жил Олег, княжа в Киева, мир имея со всеми странами)

-Что напророчили волхвы ? Сбылось ли предсказание?

-Почему люди оплакивали Олега?.Только ли потому , что он был их князем?( Люди оплакивали Олега, потому что он был мудрым правителем. Князь принес большую пользу народу. )

-А.С.Пушкин создал произведение «Песнь о вещем Олеге», кто-то нашел этот текст? Чем они отличаются? (Различие летописи о Вещем Олеге и произведении Пушкина "Песнь о вещем Олеге" состоит в том, что Пушкин описал встречу кудесника с Олегом, а в летописи есть только упоминание об этом, но нет описания. Также в Песне о Вещем Олеге есть упоминание о княгине Ольге и князе Игоре, а в летописи этой информации нет.)

IV. Физкультминутка

V. Работа по теме урока слайд 2

Рассказ учителя

- Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Богаты­ри». Расскажите, что вы на ней видите!

- Послушайте рассказ о том, как она создавалась. История мировой живописи знает немного картин, созданию кото­рых художник посвящал бы значительную часть своей творческой жизни. В числе таких картин «Богатыри» Виктора Михайловича Васнецова.

Много лет работал замечательный художник над этим знаменитым полотном, выразившим наиболее полно лучшие стороны его огромного дарования.

Еще в раннем детстве, затаив дыхание, с трепетным волнением вслушивался будущий художник в героические сказания, богатырские бы­тии и волшебные сказки. Образы национального фольклора глубоко запали в душу ребенка, завладели его фантазией, стали как бы частицей его поэтической натуры.

Эти настроения и чувства поддерживали и питали величественная, со сказочным оттенком, суровая природа родного Вятского края с ее дремучими, непроходимыми лесами, бытовой уклад, бережно хранивший давние предания и отголоски старины. С живым интересом приглядывался юный Васнецов к народным обрядам и к обычаям своих земляков. Уже в 1871 г. В. Васнецов сделал первый набросок картин карандашом. В последующие годы художник не раз снова и снова подступал к излюбленной теме и разрабатывал эскизы для будущей картины. В 1876 г. Васнецов написал маслом Алешу Поповича с бородой и делал этюды с натуры для Ильи Муромца, а в 1882 и 1883 гг. с увлечением работал над пейзажными этюдами, которые потом использовал для картины.

«Я всегда был убежден, — говорил В.М. Васнецов, — что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства, в сказке, песне, былине, драме сказывается весь облик народа, внутренний и внешний, с прошлым, настоящим, а может быть и будущим. Только больной и плохой человек не помнит и не ценит своего детства, юности. Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории».

Васнецов был преданным сыном своего народа, он страстно любил историю родной страны и гордился ею. Он призывал художников с воз­можным совершенством и полнотой изобразить и выразить «красоту, мощь и смысл наших родных образов, нашей русской природы и чело­века нашей настоящей жизни, нашего прошлого, наши грезы, мечты, нашу веру» и суметь «в своем истинно национальном отразить вечное, непреходящее».

Свое глубочайшее художественное проникновение в сущность на­родного характера он мастерски выразил в могучих образах трех славных русских богатырей.

Могучей, непоколебимой заставой стоят богатыри на вечной страже родной земли, зорко вглядываясь вдаль и чутко прислушиваясь ко всему окружающему. Через такую заставу, полную величавого спокойствия, му­жества, сознания мощи, отваги, правоты своего дела и готовности отдать жизнь за любимую родину, не пройдет ни человек, не пролетит и птица из-за рубежа.

Непреоборимой силой веет от богатырей. Они полны народной кра­соты, в них неукротимый дух народа, готового в любую минуту все отдать за честь и свободу родной земли.

В каждом из богатырей художник сумел воплотить лучшие, типи­ческие черты русского характера, русской силы и доблести. Величавое спокойствие, идущее от сознания богатырями своей правоты и силы, насыщает всю картину. Кони под могучими всадниками под стать седо­кам — могучие, бесстрашные, смело и зорко глядят они с полотна.

Закрепление

- Ребята, совпадает ли образ Ильи Муромца с тем, который вы себе представляли, читая былину?

Давайте вспомним как его описывали?

-Как описывали Добрыню Никитича?

-Алешу Поповича?

-С кем можно сравнить Богатырей в современной жизни, почему?

- Попробуйте составить рассказ о былинном герое. (Опрос нескольких учащихся)

-Что такое подвиг?

-Есть ли место подвигам в современной жизни?

*Если будет время показать вторую презентацию

VI. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?

VII. Подведение итогов урока

— Почему Илья Муромец захотел испробовать все три дороги?

— Чем закончилась поездка богатыря?

— Чем вам понравилась картина В. Васнецова?

Домашнее задание

Найти материал о Сергии Радонежском.