2. Вводно-мотивационный | 5 | Словесный метод обучения, мотивирующий приём. Учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи. -Ребята, улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи. Учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы. -В годы царствование Алексея Михайловича Романова наша страна сотрясалась от народных восстаний. Народные восстания запомнились и современникам, и потомкам. Неслучайно XVII век современники называли "бунташным ". И сегодня на уроке мы с вами узнаем, почему именно он получил это название. Попробуйте высказать свое предположение. Приведите синонимы к слову «бунт». | Желают друг другу удачи. Дети высказываются. Высказывания по теме урока: потому что были разные народные бунты. Приводят синонимы к понятию: восстание, выступление, мятеж. (Слова записываются на доске) | |
3. Актуализация знаний | 5 | Формы работы: фронтальная - индивидуальная Методические приемы: Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф?» Фронтальная беседа. Приём «Верные и неверные утверждения» Прием «З-Х-У» (знаю, хочу узнать-узнал) Формулирование проблемы урока. Создание проблемной ситуации. Посмотрите на ассоциативный ряд. Как вы думаете, какая тема сегодняшнего нашего урока? Запишите тему урока в тетради. Учитель предлагает прочитать эпиграф к уроку и ответить как учащиеся его понимают. «Безвластие всегда приводит к бунту. Благо в России всегда есть кому бунтовать. Русский бунт страшен!» Сегодня у нас есть возможность узнать о новых народных движениях. «Бунташный век» - это время массового недовольства различных слоев населения своим экономическим и социальным положением. Послушайте стихотворение, которое описывает этот период в истории: 17 век неспокойно прошел, Народ на борьбу за волю пошел. Восстания, бунты длились 100 лет, За это «бунташным» прозвали тот век! - Все ли народные движения 17 века закончились поражением? Ваши мнения разные, давайте, выясним как было на самом деле. Как вы думаете, о чем мы будем говорить и что вы бы хотели узнать? На какие вопросы нам предстоит ответить? Учитель предлагает на основе анализа сказанного сформулировать задачу урока | Учащиеся вырабатывают тему урока: «Народные движения в ХVII веке». Записывают свои ответы на вопрос в тетради. Учащиеся участвуют в целеполагании, формулируют задачу урока. Обсуждают, дают свои версии, предлагают варианты. | Информационно-коммуникативная |
4. Изучение нового материала | 20 | Формы работы: 1)индивидуальная 2)групповая 3)работа в парах Методические приемы: Прием «Мое мнение» Прием «Схема-кластер Прием «Анализ и систематизация учебной информации». Заполнение таблицы Прием учебного мозгового штурма. Прием «Историческая галерея» Составление «ленты времени» Прием «Фронтальная беседа по ходу объяснения». -А что для этого мы должны узнать по теме нашего урока? Давайте составим план работы. Корректирует план, дает направляющие вопросы и записывает план на доске. План урока. 1.Причины народных выступлений. 2.Соляной бунт. 3. Восстания в Пскове и Новгороде. 4. Медный бунт. 5. Восстание Степана Разина. Давайте выясним, в чем причины народных выступлений? Существует такое выражение: «Алексей Михайлович – «тишайший царь бунташного века». Но как же могла его политика вызвать столько недовольства у населения? Давайте вспомним категории населения. Попробуйте предположить, исходя их имеющихся знаний о данном периоде, чем могли быть недовольны в политике Алексея Михайловича посадские люди, крестьяне, казаки. Теперь сформулируем и запишем причины восстаний народа: 1.Закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей; 2.Усиление налогового гнета, ведение непрерывных войн; 3.Усиление приказной волокиты; 4.Попытки ограничения казачьей вольности; События XVII века объединили в стремлении к борьбе против государственной политики разные сословия и социальные группы. В борьбе участвовали казаки и стрельцы, имевшие оружие и военный опыт, такие народные выступления носили более ожесточённый характер, вызывая большие человеческие жертвы. Организация работы в группах. Работа по учебнику. Сейчас каждой группе будет предложено рассмотреть разные бунты – Соляной, Медный и восстания в Пскове и Новгороде. Предлагаю вам следующее задание: используя учебник, заполнить таблицу в тетради «Городские движения в 17 веке»: выяснить причины, ход и итоги выступлений 17 века. 1 ряд –пункт 2, заполнение таблицы. 2 ряд – пункт 3, заполнение таблицы. 3 ряд - пункт 4, заполнение таблицы. Приложение 1. Учитель на этом этапе при необходимости направляет работу учащихся. А теперь давайте послушаем, что получилось у каждой группы и заполним общую таблицу. Учитель записывает всю информацию на доске. Обобщение, систематизация. Назовите главные причины поражений в этих выступлениях. Обобщение ответов учащихся. 1.Восставшие не имели четких целей 2. Верили в «доброго» царя 3. Имели плохое вооружение 4. Разнородный состав участников, каждый шел за своей правдой. Физкультминутка. Давайте немного отдохнем и проведем небольшую физкультминутку для глаз. 1. Закрыть глаза, зажмуриться, резко открыть. 2. Не поворачивая головы, посмотреть вверх, вниз, в стороны. 3. Нарисовать глазами перед собой любой предмет. Народные бунты прошли в разных городах России, но положение народа не улучшилось. Где же искали вольницу крестьяне? Восстание Степана Разина Вершиной “бунташного” века стало восстание С.Разина. Движение зародилось в станицах донского казачества. Весной 1667 года в Москве стало известно из воеводских донесений, что «в Донском краю между речками Тишиной и Иловлей собираются многие казаки воевать Волгу, взять Царицын и засесть там». Сведения были достоверны. Восстание под руководством С.Разина проходило в 2 этапа. 1 этап (1667-1669гг)- обычно называют «походом за зипунами». Это был поход восставших за добычей. 2 этап (1670-1671гг.) – выступления С.Разина. Чтобы выявить особенности восстания С.Разина мы с вами обратимся к документу. Ученики получают задание прочитать документ и ответить на вопросы к документу и составить схему- кластер «Восстание С.Разина» Приложение 2 Учитель предлагает посмотреть на иллюстрации на электронной доске, соотнести их с пунктами плана урока и выстроить их по хронологии, отметив на ленте времени. Приложение 3 | Обучающиеся предлагают план изучения темы урока. Совместно с учителем формулируют пункты плана и записывают в тетради. - Какие были причины народных выступлений. Даты, названия и события народных движений. Дают ответ на вопрос: посадские люди, крестьяне, казаки, стрельцы. Предлагают разные возможные варианты: недовольство своим положением из-за налогов, повинностей, тяжелого экономического положения в стране. Записывают причины в тетрадь. Учащиеся работают в группах и читая учебник п.2,3,4 параграфа 20, выполняют поставленную задачу, заполняют таблицу, представители из каждой группы зачитывают ответ. Учащиеся заполняют таблицу в тетради. Анализируют полученные знания, отвечают на вопрос. Выполняют упражнения физкультминутки Строят высказывания на основе предположений и имеющихся знаний: на юге, на Дону. Работают в парах с документом и индивидуально составляют схему-кластер Ученики, отвечая на вопросы, используют элемента анализа документа. Рассматривают картины, соотносят и располагают события на ленте времени, указав годы народных движений | Групповая Проблемное обучение Здоровьесберегающая интерактивная |