СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: "Народные движения в ХVII веке."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка представляет собой конспект урока: "Народные движения в 17 веке" с подробной характеристикой деятельности учителя и учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: "Народные движения в ХVII веке."»

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ»

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ




Общая информация

Тема урока

Народные движения в ХVII веке.

Тип урока

УИПЗЗ ( урок изучения и первичного закрепления знаний

Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)

Цель урока: охарактеризовать понятие «бунташный» век, сформировать у учащихся представления о народных движений XVII в.

Задачи урока:

  • Образовательные: Выявить причины и последствия народных движений XVII в., рассмотреть ход и итоги народных выступлений; определить связь между ухудшением положения населения и народными выступлениями; показать учащимся значение народных выступлений.

  • Развивающие: продолжить формирование умений работать с учебником, совершенствовать навыки работы с таблицами и изображениями, умение анализировать, делать выводы, учиться высказывать свое мнение, устанавливать причинно-следственные связи между событиями.

Воспитательные: воспитать чувство уважения к историческому прошлому России, формировать способность к позитивному сотрудничеству, развивать интерес к предмету.

Необходимое оборудование

Компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор

Дидактическое обеспечение

Учебник, тетради учащихся, карта «Народные движения в России в ХVII веке.», презентация к уроку «Народные движения в ХVII веке.»;


Планируемые результаты урока
  • личностные

  • Ученики смогут: проявить понимание и уважение к историческому прошлому России; принять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; проявлять терпение и доброжелательность в дискуссии, развить навыки общения, уметь оценивать свою деятельность и деятельность других учащихся;


  • предметные

Учащиеся смогут: узнать причины и особенности народных выступлений в 17 веке, предпосылки и последствия Соляного бунта; уметь выделить причины Медного бунта; знать об основных этапах восстания Степана Разина; получат возможность научиться:  сравнивать социальные движения, давать оценку личности С.Разина; сформировать умение анализировать, систематизировать учебную информацию;



  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

Регулятивные:  сформировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

  • Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение обосновывать вывод, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата


Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

выполнение практического задания (решение тестовых заданий)




Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  • Учебник. История России в 2-х частях, часть2. 7 класс. Под редакцией А.В. Торкунова. Москва. «Просвещение». 2017г.


Дополнительная

Кукуркин И.В. «Романовы», М..2013г.

  • Чистякова Е. В. «Степан Разин и его соратники», М., Книга, 1989, 


Интернет-ресурсы

http://www.school.edu.ru/

  • https://histrf.ru/


ЭОРы

слайды презентации, иллюстрации




План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
Этап урока Время Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы Деятельность обучающихся с указанием форм организации Используемые методики и технологии (на разных этапах урока)

1. Организационный

1

Учитель приветствует учащихся. Визуальный контроль готовности учащихся к уроку.

-Вот звонок нам дал сигнал. Поработать час настал.
Так что время не теряем и к работе приступаем.

Приветствуют учителя.

Включаются в деловой ритм урока, слушают.



2. Вводно-мотивационный

5

Словесный метод обучения, мотивирующий  приём.

Учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям,  предлагает пожелать друг другу удачи.

-Ребята, улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.

Учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы.

-В годы царствование Алексея Михайловича Романова наша страна сотрясалась от народных восстаний. Народные восстания запомнились и современникам, и потомкам. Неслучайно XVII век современники называли "бунташным ". И сегодня на уроке мы с вами узнаем, почему именно он получил это название. Попробуйте высказать свое предположение.

Приведите синонимы к слову «бунт». 


Желают друг другу удачи.




Дети высказываются.















Высказывания по теме урока: потому что были разные народные бунты.

Приводят синонимы к понятию: восстание, выступление, мятеж. (Слова записываются на доске)


3. Актуализация знаний

5

Формы работы:

фронтальная - индивидуальная

Методические приемы:

Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф?»

Фронтальная беседа.

Приём «Верные и неверные утверждения»

Прием «З-Х-У» (знаю, хочу узнать-узнал)

Формулирование проблемы урока. Создание проблемной ситуации.


Посмотрите на ассоциативный ряд.

Как вы думаете, какая тема сегодняшнего нашего урока? Запишите тему урока в тетради.

Учитель предлагает прочитать эпиграф к уроку и ответить как учащиеся его понимают.

«Безвластие всегда приводит к бунту.

Благо в России всегда есть кому бунтовать.

Русский бунт страшен!»

Сегодня у нас есть возможность узнать о новых народных движениях. «Бунташный век» - это время массового недовольства различных слоев населения своим экономическим и социальным положением.

Послушайте стихотворение, которое описывает этот период в истории:

17 век неспокойно прошел,
Народ на борьбу за волю пошел.
Восстания, бунты длились 100 лет, 
За это «бунташным» прозвали тот век!

- Все ли народные движения 17 века закончились поражением?

Ваши мнения разные, давайте, выясним как было на самом деле.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить и что вы бы хотели узнать? На какие вопросы нам предстоит ответить?

Учитель предлагает на основе анализа сказанного сформулировать задачу урока












Учащиеся вырабатывают тему урока: «Народные движения в ХVII веке».


































Записывают свои ответы на вопрос в тетради.




Учащиеся участвуют в целеполагании, формулируют задачу урока.



Обсуждают, дают свои версии, предлагают варианты.













Информационно-коммуникативная

4. Изучение нового материала

20

Формы работы:

1)индивидуальная
2)групповая

3)работа в парах


Методические приемы:

Прием «Мое мнение»

Прием «Схема-кластер

Прием «Анализ и систематизация учебной информации».

Заполнение таблицы

Прием учебного мозгового штурма.

Прием «Историческая галерея»

Составление «ленты времени» Прием «Фронтальная беседа по ходу объяснения».


-А что для этого мы должны узнать по теме нашего урока? Давайте составим план работы.

Корректирует план, дает направляющие вопросы и записывает план на доске.

План урока.

1.Причины народных выступлений.

2.Соляной бунт.

3. Восстания в Пскове и Новгороде.

4. Медный бунт.

5. Восстание Степана Разина.

Давайте выясним, в чем причины народных выступлений?

Существует такое выражение: «Алексей Михайлович – «тишайший царь бунташного века». Но как же могла его политика вызвать столько недовольства у населения? Давайте вспомним категории населения.

Попробуйте предположить, исходя их имеющихся знаний о данном периоде, чем могли быть недовольны в политике Алексея Михайловича посадские люди, крестьяне, казаки.
Теперь сформулируем и запишем причины восстаний народа:

1.Закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей;

2.Усиление налогового гнета, ведение непрерывных войн;

3.Усиление приказной волокиты;

4.Попытки ограничения казачьей вольности;

События XVII века объединили в стремлении к борьбе против государственной политики разные сословия и социальные группы. В борьбе участвовали казаки и стрельцы, имевшие оружие и военный опыт, такие народные выступления носили более ожесточённый характер, вызывая большие человеческие жертвы.

Организация работы в группах. Работа по учебнику.

Сейчас каждой группе будет предложено рассмотреть разные бунты – Соляной, Медный и восстания в Пскове и Новгороде. Предлагаю вам следующее задание: используя учебник, заполнить таблицу в тетради «Городские движения в 17 веке»: выяснить причины, ход и итоги выступлений 17 века.

1 ряд –пункт 2, заполнение таблицы.

2 ряд – пункт 3, заполнение таблицы.

3 ряд - пункт 4, заполнение таблицы. Приложение 1.

Учитель на этом этапе при необходимости направляет работу учащихся.

А теперь давайте послушаем, что получилось у каждой группы и заполним общую таблицу. Учитель записывает всю информацию на доске.

Обобщение, систематизация.

Назовите главные причины поражений в этих выступлениях.

Обобщение ответов учащихся.

1.Восставшие не имели четких целей 2. Верили в «доброго» царя 3. Имели плохое вооружение 4. Разнородный состав участников, каждый шел за своей правдой.

Физкультминутка.

Давайте немного отдохнем и проведем небольшую физкультминутку для глаз. 1. Закрыть глаза, зажмуриться, резко открыть. 2. Не поворачивая головы, посмотреть вверх, вниз, в стороны.

3. Нарисовать глазами перед собой любой предмет.

Народные бунты прошли в разных городах России, но положение народа не улучшилось. Где же искали вольницу крестьяне?

Восстание Степана Разина

Вершиной “бунташного” века стало восстание С.Разина. Движение зародилось в станицах донского казачества. Весной 1667 года в Москве стало известно из воеводских донесений, что «в Донском краю между речками Тишиной и Иловлей собираются многие казаки воевать Волгу, взять Царицын и засесть там». Сведения были достоверны.

Восстание под руководством С.Разина проходило в 2 этапа.

1 этап (1667-1669гг)- обычно называют «походом за зипунами». Это был поход восставших за добычей.

2 этап (1670-1671гг.) – выступления С.Разина.

Чтобы выявить особенности восстания С.Разина мы с вами обратимся к документу. Ученики получают задание прочитать документ и ответить на вопросы к документу и составить схему- кластер «Восстание С.Разина»

Приложение 2

Учитель предлагает посмотреть на иллюстрации на электронной доске, соотнести их с пунктами плана урока и выстроить их по хронологии, отметив на ленте времени. Приложение 3











Обучающиеся предлагают план изучения темы урока. Совместно с учителем формулируют пункты плана и записывают в тетради.


- Какие были причины народных выступлений. Даты, названия и события народных движений.












Дают ответ на вопрос: посадские люди, крестьяне, казаки, стрельцы.


Предлагают разные возможные варианты: недовольство своим положением из-за налогов, повинностей, тяжелого экономического положения в стране.


Записывают причины в тетрадь.
























Учащиеся работают в группах и читая учебник п.2,3,4 параграфа 20, выполняют поставленную задачу, заполняют таблицу, представители из каждой группы зачитывают ответ.










Учащиеся заполняют таблицу в тетради.

Анализируют полученные знания, отвечают на вопрос.





















Выполняют упражнения физкультминутки





Строят высказывания на основе предположений и имеющихся знаний: на юге, на Дону.

























Работают в парах с документом и индивидуально составляют схему-кластер




Ученики, отвечая на вопросы, используют элемента анализа документа.

Рассматривают картины, соотносят и располагают события на ленте времени, указав годы народных движений





































































Групповая







Проблемное обучение































Здоровьесберегающая














































интерактивная

5. Первичное закрепление пройденного на уроке материала

8

Формы работы:

1)индивидуальная

Методические приемы:

Путешествие по карте

Тестовые задания

Прием «синквейн».


Учитель предлагает поработать с картой «Народные движения 17 век» Приложение 4, а также на этом этапе ученикам предлагается создать синквейн «Бунташный век»


Учитель предлагает выполнить задание и решить тест по теме урока. Приложение 5

Ученики самостоятельно создают синквейн, затем по желанию рассказывают синквейны, формулируют выводы урока

Ученики выполняют задание.






Учащиеся отвечают на вопросы теста.

Взаимопроверка.


Технология работы с картой

6. Подведение итогов урока

5

Обращает внимание учащихся на вопросы, поставленные в начале урока.

Меньше, чем за полвека, кроме мелких восстаний, прошло несколько мощных выступлений. Правительство жестоко подавило все эти восстания, но было вынуждено прислушаться к гласу народа, пойти на снижение налогового гнета.

Предлагает соотнести задачи урока с его результатами: на все ли вопросы был получен ответ; остались ли неразрешенные моменты.








Решают проблемный вопрос урока.

Сопоставляют результаты изучения темы с задачами, делают вывод о достижении цели урока.


Учащиеся отвечают на вопросы.



7. Организация изучения домашнего задания

1

Дает инструктаж по выполнению домашнего задания.

Домашнее задание:  Параграф 20. Для слабых учеников: ответить на вопросы после параграфа устно. На «4» и «5»:

Оцените любой бунт с позиции представителя какого-либо из сословий.

Ученики задают уточняющие вопросы и записывают задание в дневник





Приложение 1.

Городские восстания

Название

Соляной бунт

Медный бунт

Восстания в Пскове и Новгороде

Дата

1648

1662

1650

Причины

Налоговая реформа

Денежная реформа

Повышение цен на хлеб

Состав участников

Горожане, стрельцы

горожане

Посадские люди, стрельцы

Цели и требования

Отменить налог на соль

Отменить медные деньги

Снизить цены на хлеб

Характер борьбы

стихийный

стихийный

стихийный




Приложение 2.

ИЗ «ПРЕЛЕСТНЫХ ПИСЕМ» С.Т. Разина:



« Пишет Степан Тимофеевич всей черни, тем, кто хочет Богу да государю послужить, да и великому войску, да и Степану Тимофеевичу (...) Я выслал казаков, и вам бы заодно изменников выводить и морских кровопивцев выводить. И как только к вам эта грамота придёт, собраться ехать к нам на помощь с пушками, днём и ночью спешно (...) Да порадеть бы вам за великого государя, и за батюшку Степана Тимофеевича, и за всю православную христианскую веру (...) А если вы к нам не пойдёте собраньем на совет быть вам от великого войска в казни. И жёнам вашим и детям быть порубленными. И дома ваши будут разорены, v имущество ваше взято войском.

К сей памяти высковую печать атама Степан Тимофеевич приложил».

(Хрестоматия по истории СССР. М.. 1987. С 222)

Вопросы к документу:

  1. К кому обращается автор этих грамот?

  2. Против кого призывает бороться С. Разин?

  3. В чём, на ваш взгляд, состояло главное заблуждение восставших?

  4. Почему восставшие потерпели поражение?










Приложение 3


Лисснер Э. Соляной бунт. Кустодиев Б.М. "Возмущение слобод против бояр

Буторин Д.Н. Медный бунт. Суриков В. Степан Разин.



Приложение 4



Приложение 5

1. Соляной бунт произошел в:

а) 1645 г. б)1648 г. в)1653 г. г) 1667 г.

2. Чеканка правительством медной, более дешевой монеты, чем серебряной, привела к:

а) росту цен на товары и недовольству горожан, части армии

б) кризису финансов страны и отмене медных денег

в) увеличению доходов казны

г) росту налогов и крестьянскому восстанию

3. Ядром повстанческой армии Степана Разина были:

а) посадские люди в) казаки

б) крестьянские отряды г) стрелецкие отряды

4. Поговорка: «Береги белую деньгу (то есть серебро) на черный день» появилась в связи с:

а) Соляным бунтом

б) Медным бунтом

в) восстанием под предводительством Василия Уса

г) Соловецким восстанием

5. «Бунташным» веком называют 

а) вторую половину XVI в. 

б) все XVI столетие

в) первую половину XVII в

г) весь XVII в. 



Г БОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!