СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Нации и национальные отношения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока Нации и национальные отношения с зданиями, направленными на формирование глобальных компетенций и читательской грамотности – элементов функциональной грамотности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Нации и национальные отношения»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО педагога: Иванова Галина Георгиевна

Предмет/класс: обществознание 8 класс

УМК: Обществознание Боголюбов Л.Н.

Тема урока: «Нации и межнациональные отношения»

Тип урока: усвоение новых знаний

Цель занятия: создать условия для формирования представления о сущности межнациональных отношений на основе понятий: этнос, нация, национальность.

Задачи занятия:

Развивающие:

  1. Формировать умение самостоятельно проводить анализ источников.

  2. Определить основные принципы национальной политики в современной России.

  3. Продолжить развитие навыков работы с различной информацией и различными источниками.

Воспитательные:

  1. Формировать нравственные ориентиры и умения давать оценку конкретных ситуаций.

  2. Выработать негативное отношение молодежи к межнациональным конфликтам.

  3. Формировать умение определять и высказывать свою позицию.

Образовательные:

  1. Углубить и систематизировать знания учащихся об исторически сложившихся общностях людей – этнос, племя, нация.

  2. Познакомить учащихся с формами межнациональных отношений.

  3. Отрабатывают умение работы с первоисточником

Планируемые результаты:

Предметные результаты обучения:

- совершенствовать навыки работы с различными видами источников;

- применять приемы анализа источников

- совершенствование навыков устной и письменной речи

Метапредметные результаты обучения: развивать у учащихся умения:

- определять цель, проблему, задачи урока

- строить логичные рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей

- предоставлять информацию в разных формах

- проводить аналогии

- делать выводы из сформулированных посылок

Личностные предметы обучения:

- развитие интереса обучающихся к истории, русской культуре и наследию;

- формирование уважительного отношения к различным точкам зрения;

- договариваться с партнерами и приходить к общему решению при работе в парах;

- развитие коммуникативных и речевых способностей обучающихся;

- участвовать в диалоге;

- слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;

- формирование установки на безопасный (бесконфликтный) образ жизни;

- аргументировано оценивать свои и чужие точки зрения, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.

Методы обучения:

Проблемно-поисковый

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая.

Материально-технические средства обучения:

Презентация к уроку.

Рабочие листы

Компьютер, мультимедийный проектор.























Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемые результаты (УУД)

1. Организационный момент

1. Приветствие учащихся.


Здравствуйте, ребята! Я рада нашей встрече. Предлагаю всем с утра зарядиться положительными эмоциями и настроиться на плодотворную работу.

Звучит песня: "Я, ты, он, она"


Возьмемся за руки и улыбнемся всем окружающим. У нас сегодня на уроке присутствуют гости. Поприветствуем всех.


И на этой веселой ноте я предлагаю всем занять свои рабочие места.

- Приветствие учителя

- Проверяют готовность к уроку


- готовность к уроку

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.




Я не случайно начала урок с песни о единой большой нашей Родине, т. к мы являемся гражданами России и в процессе нашего взаимодействия в обществе образуются многочисленные социальные группы.

На предыдущих уроках мы приступили к изучению социальной структуры общества. И выяснили, что она не однородна.



Как мы уже выяснили, в обществе существуют различные социальные группы, которые образуются в большей степени по инициативе людей.


Дайте определение понятию социальная группа?




Перечислите, пожалуйста, признаки социальной группы?








Приведите примеры социальных групп?


Скажите, положение всех членов группы одинаково?


Как вы думаете от чего это зависит?


Дайте определение социальный статус личности?


Перечислите основные факторы, влияющие на положение человека в обществе?


Назовите виды статусов?


К какому статусу относится национальная принадлежность?





















Ответы учащихся:

Социальные группы - это сообщества людей, имеющие какие - либо общие признаки, общие цели, интересы.


Признаки социальной группы:

1. взаимодействие между некой совокупностью людей;

2.регулирование отношений определенными правилами;

3. осознание своей принадлежности к данной группе и признание этого другими.


Ответы учащихся.

















3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся


























1. Создает проблемную ситуацию с помощью старинной легенды


Я предлагаю вам послушать легенду:

Встретились как-то верблюд и лошадь. Верблюд сказал:

-Фу , как ты уродлива, лошадь! Спина у тебя гладкая, как пустой бурдюк из –под воды, смотреть не на что!

Лошадь фыркнула и сказала:

-Как ты уродлив верблюд! Какие отвратительные два горба у тебя на спине!

Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу, который жил далеко в маленькой хижине. Выслушал их мудрец и спросил лошадь:

-Скажи, ты могла бы идти неделю и две без воды и пищи?

- нет, - ответила лошадь

- а верблюд может, потому что в его горбах – запас жира…И посмотри, как он красив, как высоко и гордо держит он голову, а горбы его , как две горы, смотрят в небо!

Затем мудрец обратился к верблюду:

-а ты, друг, мог бы со своими горбами скакать так же быстро, как лошадь?

- нет,- ответил верблюд.

Мудрец сказал:

-Посмотри, как красива эта стройная лошадь, когда мчится она подобно ветру!

Верблюд и лошадь устыдились своего спора и помирились.

Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:

-как ты уродлив! Как будто весь сажей вымазан!

Чернокожий презрительно сощурился и сказал:

- как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!

Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому:

-посмотри, как красив твой чернокожий брат! Он черен, как южная ночь, и в ней , подобно звездам, сияют глаза его…

Затем мудрец обратился к чернокожему:

- а ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его – цвета солнца…

Оба устыдились своего спора и помирились.

А старый мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина… Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывая звуки музыки и песен чей-то молодой голос:

-как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы так скучно!


2. Подводит учащихся к постановке цели их деятельности на занятии


- Скажите, пожалуйста, какова основная идея легенды?






Россия это не только территория…Россия это, прежде всего, люди… Причем люди различного происхождения и национальности.


- Попробуйте сформулировать сегодняшнюю тему урока?


Откройте рабочие тетради и запишите дату и тему урока.



- Исходя из темы, попробуйте сформулировать основную цель и задачи урока, основные понятия и термины






- Почему эта тема важна для нас с вами?


- Отвечают на вопросы учителя

- ставят цели и задачи урока






















































































«Толерантность»…











-Нации и межнациональные отношения.









- Раскрыть сущность межнациональных отношений на основе понятий: этнос,нация, национальность; обратиться к истории межнациональных отношений, ознакомиться с законодательными актами, регулирующими межнациональные отношения в РФ.


- На территории России проживает более 100 этносов, кроме русских проживает 24 млн. представителей других национальностей.


Забайкальский край – многонациональный регион.

- уметь применять знания полученные на других предметах (истории, русском языке)

- определять проблему и цель учебной деятельности

- излагать свое мнение

- участвовать в диалоге

4. Актуализация знаний.
























































































Первичное закрепление.












Кроме классов, сословий и других групп социальную структуру общества составляют и исторически сложившиеся общности, назы­ваемые этническими.


Вам необходимо выяснить из словаря в учебнике стр. 269. что такое этническая группа?





Записываем определение этнические общности.








Ученые нашей страны под основными типами этнических общностей, как правило, понимают племя, народность, нацию.

На доске карточки:


Этнические общности


/ \ \

племя народность нация



Какая историческая общность объединяла людей в первобытном обществе?











- Прочитав текст параграфа стр. 124, выясните признаки нации. Сделайте соответствующие записи в тетрадях.


































Для закрепления основных понятий, я предлагаю выполнить следующее задание:


Определить к какой группе принадлежат перечисленные общности людей. (Я вам буду перечислять утверждения, а вы если правильно- хлопаете, если не правильно - топаете )


Физминутка:

1) итальянцы (нация)-хлоп

2) кривичи (народность)-топ

3) кая (народности)- хлоп

4) эвенки (народности)-хлоп

5) радимичи (нация)- топ

6) баски (народности)-хлоп

7) русские (нации)- хлоп

8) ирландцы (племя)- топ

9) дреговичи (племена)- хлоп

10) англичане (нация)-хлоп

11) вятичи (народность)-топ

12) испанцы (нации)- хлоп



В настоящее время в мире существует около 200 независимых государств, в которых проживает около 2000 этносов.

Какой вывод можно сделать из этих статистических данных?










Работа учащихся со словарем учебника стр. 269

Ответы учащихся (зачитывают).





Работа в тетради.

Записывают определение «этнос».

Этнические общности (этнос-от греч.-народ) – это сложившаяся устойчивая группа людей, характеризующаяся общностью языка, территории, особенностями быта, культуры и этническим самосознанием.













Ответы учащихся.

Племя- это этническая общность людей эпохи первобытного строя, связанная родственными узами, языком.

Например: племена восточных славян: поляне, древляне, вятичи, африканские племена и т. д.


На основе усиления межплеменных связей и смешения племён формируется единый язык, возникает территориальная и культурная общность и образуется - народность.

Развитие экономических связей внутри и между народностями привело к их превращению в нации.


Работа в тетради.

Записывают определение «нация».


Нация – все граждане определенной страны, независимо от их этнических различий.

Например: русские, китайцы, японцы, американцы, шведы и др.

Признаки нации:

1)общая территория;

2)развитая экономика;

3)государство;

4)национальное самосознание;

5) знание и уважение национальных обычаев, праздников, традиций;

6) чувство национального достоинства и национальной гордости.


Записывают определение понятия «национальность».

Национальность – это осознание человеком своей принадлежности к той или иной нации.







































Ответы учащихся.

Большинство государств являются многонациональными.




5. Практическая работа.

Работая над решением комплексного задания «Межнациональные отношения» (Приложение I) , выясним принципы национальной политики РФ, формы межнациональных отношений и способы решения межнациональных конфликтов.


Работа в парах (рабочие листы)


Обсуждение работы.

(Проверяется эффективность выполнения заданий в устной форме)







Работая в парах, выполняют комплексное задание «Межнациональные отношения»








В ходе обсуждения оценивают работу.


- находить информацию в разных источниках

- делать выводы

- готовность к сотрудничеству с соучениками


6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1. П. 15

2. Определения «нация», «этнос», «национальность» - выучить

3* В классе и дома вопр. 5, 6

- записывают домашнее задание


7. Выставление оценок

Выставить оценки учащимся.



8. Рефлексия

В завершении урока я предлагаю оживить нашу планету. У вас на столах лежат наборы разноцветных бабочек. Если вам на уроке:

все было понятно- желтая бабочка;

остались вопросы- зеленая;

ничего не понял - красная.






Завершить наш урок я хотела бы словами Антуан де Сент- Экзюпери: «Если я чем - то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».

Эти слова - не только урок нам, живущим в 21 веке, но и подтверждение того, что мир, как и природа, многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях.

Спасибо за урок!

























Приложение I

Комплексное задание «Межнациональные отношения»

Межнациональные отношения

Введение

Численность населения Земли 7,7 млрд человек. Землю населяют примерно три тысячи народов, в то время как государств - 197. Не трудно догадаться, что среди этих государств немало таких, которые являются многонациональными. Поэтому сохранение межнационального согласия, мирное сосуществование людей разных народностей, этносов в рамках многонационального государства, взаимопонимание и терпимость друг к другу - это те непростые вопросы, которые предстоит решать современному обществу.


Межнациональные отношения

Задание 1

Прочитайте отрывок из указа Президента РФ, расположенного справа. Для ответа на вопрос отметьте нужные варианты ответа.



Восьмиклассники работали над презентацией «Межнациональные отношения». Один из слайдов был посвящен национальной политике Российской Федерации.

Какие из перечисленных положений ребята должны отразить в этом слайде:



  • основным принципом национальной политики России является равноправие народов, населяющих ее;



  • предотвращение дискриминации и попыток разжигания расовой, национальной и религиозной розни;



  • государственная политика Российской Федерации предполагает приоритет развития русского народа как преобладающего по численности;



  • защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов;



  • пропаганда исключительности граждан по признаку национальной принадлежности.


Из указа Президента РФ «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».

«… основные принципы национальной политики:

а) равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

б) обеспечение равных условий для развития народов Российской Федерации и этнических общностей;

в) защита прав национальных меньшинств;

г) предотвращение любых форм дискриминации по признаку социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

д) уважение национального достоинства граждан, предотвращение и пресечение попыток разжигания расовой, национальной и религиозной ненависти либо вражды;

е) государственная поддержка этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, этнокультурного развития русского народа и других народов Российской Федерации, их творческого

Межнациональные отношения

Задание 2



Школьники придумали использовать во время презентации проекта о межнациональных отношениях факты из истории разных стран. «Давайте сгруппируем факты и предложим слушателям догадаться, по какому признаку созданы группы», - предложила Света. «Нет, это будет слишком просто! Давайте предложим им самостоятельно разделить новости на две группы по какому-то важному признаку, характеризующему межнациональные отношения», – сказал Артём.



Определите, по какому признаку, характеризующему межнациональные отношения, можно разделить на две группы приведенные исторические факты, и разделите их на две группы в соответствии с этим признаком.

Запишите, какой признак, характеризующий межнациональные отношения, послужил основой разделения на две группы.

Озаглавьте группы, распределите номера фактов по соответствующим колонкам таблицы.

Запишите свой ответ.



Признак:






Группа 1

Группа 2





















1. Израильское государство было создано с согласия Организации Объединенных Наций на исконных землях иудеев, в Палестине. Однако в этих землях и по соседству уже больше тысячи лет проживали арабы-мусульмане. Они без восторга встретили появление суверенного государства по соседству, так как считали Палестину своей.


2. В XXI веке конфликт напомнил о себе В августе 2014 года, когда в в Нагорном Карабахе был сбит армянский вертолет. Тогда стычки на армяно-азербайджанской границе произошли между военными двух стран. С обеих сторон погибло более 20 человек.


3. По данным Главного таможенного управления КНР, в 2021 г. товарооборот России и Китая достиг рекордных 146,88 млрд долл., увеличившись на 35,8% по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. Поднебесная является самым крупным торговым партнёром РФ как по объёмам экспорта, так и импорта.


4. Президент Аргентины Кристина Киршнер представила в Москве выставку "Ева Перон - посол мира" в рамках двустороннего года культуры России и Аргентины.


6. Дом Павлова в Сталинграде во время Великой Отечественной войны 58 дней защищали бойцы разных национальностей – русские Павлов, Александров и Афанасьев, украинцы Собгайда и Глущенко, грузины Мосиашвили и Степаношвили, узбек Турганов, казах Мурзаев, абхаз Сухба, таджик Турдыев, татарин Ромазанов. По официальным данным – 24 бойца. 

5. 15–16 ноября на площадке МГИМО проходил форум «Дни коренных малочисленных народов России», в работе которого приняли участие более 100 студентов высших учебных заведений, молодых ученых, аспирантов и руководителей общественных объединений и культурных центров, представителей из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока из 16 регионов нашей страны.










Межнациональные отношения

Задание 3

Изучите данные, представленные на диаграмме справа. Для ответа на вопрос выберите нужный вариант ответа.



Николай, работая над проектом о межнациональных отношениях, предложил включить в него информацию о способах предотвращения межнациональных конфликтов. Ребята согласились и начали отбирать информацию. Одним из источников информации стали данные опроса.



Какие выводы, сделанные на основе диаграммы, ребята могут включить в свой проект.



Выводы

Ответ

1) Большинство опрошенных в каждой из стран считают необходимым отказаться от насилия и принуждения.

  • Могут включить

  • Не могут включить

2) Доля тех, кто считает, что для избежания межнациональных конфликтов необходимо научиться понимать друг друга, среди жителей страны Z меньше, чем среди жителей страны Y.

  • Могут включить

  • Не могут включить

3) Большинство опрошенных в стране Z считают, что для избежания межнациональных конфликтов прежде всего необходимо уважать права и свободы.

  • Могут включить

  • Не могут включить

4) Среди жителей страны Z мнение о необходимости отказаться от насилия и принуждения более популярно, чем мнение о необходимости научиться понимать друг друга.

  • Могут включить

  • Не могут включить

5) Тех, кто демонстрирует отсутствие интереса к данной проблеме, в стране Z меньше, чем в стране Y.

  • Могут включить

  • Не могут включить









Международная организация проводила в странах Y и Z опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Что, по Вашему мнению, необходимо сделать, чтобы избежать межнациональных конфликтов?». Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы.

















Межнациональные отношения

Задание 4



Познакомьтесь с определениями понятия «толерантность» из разных словарей. Выполните задание.





Работая над проектом, ребята часто встречали понятие «толерантность». Они решили написать список качеств, которыми должна обладать толерантная личность.



Подчеркните в перечне те качества, которые соответствуют понятию «толерантная личность»





Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность

Толерантность – терпимость (Толковый словарь Ушакова).

Толерантность – это терпимое отношение к чему-нибудь, умение без

вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру (Словарь

В.И. Даля).

Толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему миру ребёнка, веру в победу доброго начала в межличностных отношениях, отказ от методов грубого понуждения и любых форм авторитаризма, позитивную лексику (Словарь С.И. Ожегова).

Толерантность – либеральность, снисходительность, терпение,

терпимость (Словарь синонимов русского языка).

Толерантность - Снисходительная терпимость к кому-либо или к чему-либо (чужому мнению, иному верованию и т. п.) как обязательное условие политического плюрализма (Большой современный толковый словарь русского языка).

Толерантность − терпение к чужим мнениям и верованиям (Словарь

иностранных языков).

Толерантность (toleration) – готовность не препятствовать убеждениям, позициям или действиям других, несмотря на отсутствие симпатии или даже неприязнь к ним (Политический толковый словарь).

Толерантность – терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям (Словарь юридических терминов).







Приложение 1

Межнациональные отношения

Введение

Численность населения Земли 7,7 млрд человек. Землю населяют примерно три тысячи народов, в то время как государств - 197. Не трудно догадаться, что среди этих государств немало таких, которые являются многонациональными. Поэтому сохранение межнационального согласия, мирное сосуществование людей разных народностей, этносов в рамках многонационального государства, взаимопонимание и терпимость друг к другу - это те непростые вопросы, которые предстоит решать современному обществу.

Межнациональные отношения

Задание 1

Прочитайте отрывок из указа Президента РФ, расположенного справа. Для ответа на вопрос отметьте нужные варианты ответа.



Восьмиклассники работали над презентацией «Межнациональные отношения». Один из слайдов был посвящен национальной политике Российской Федерации.

Какие из перечисленных положений ребята должны отразить в этом слайде:

  • основным принципом национальной политики России является равноправие народов, населяющих ее;



  • предотвращение дискриминации и попыток разжигания расовой, национальной и религиозной розни;



  • государственная политика Российской Федерации предполагает приоритет развития русского народа как преобладающего по численности;

  • защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов;



  • пропаганда исключительности граждан по признаку национальной принадлежности.


Из указа Президента РФ «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».

«… основные принципы национальной политики:

а) равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

б) обеспечение равных условий для развития народов Российской Федерации и этнических общностей;

в) защита прав национальных меньшинств;

г) предотвращение любых форм дискриминации по признаку социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

д) уважение национального достоинства граждан, предотвращение и пресечение попыток разжигания расовой, национальной и религиозной ненависти либо вражды;

е) государственная поддержка этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, этнокультурного развития русского народа и других народов Российской Федерации, их творческого

Межнациональные отношения

Задание 2

Школьники придумали использовать во время презентации проекта о межнациональных отношениях факты из истории разных стран. «Давайте сгруппируем факты и предложим слушателям догадаться, по какому признаку созданы группы», - предложила Света. «Нет, это будет слишком просто! Давайте предложим им самостоятельно разделить новости на две группы по какому-то важному признаку, характеризующему межнациональные отношения», – сказал Артём.

Определите, по какому признаку, характеризующему межнациональные отношения, можно разделить на две группы приведенные исторические факты, и разделите их на две группы в соответствии с этим признаком.

Запишите, какой признак, характеризующий межнациональные отношения, послужил основой разделения на две группы.

Озаглавьте группы, распределите номера фактов по соответствующим колонкам таблицы.

Запишите свой ответ.



Признак:

Группа 1

Группа 2



1. Израильское государство было создано с согласия Организации Объединенных Наций на исконных землях иудеев, в Палестине. Однако в этих землях и по соседству уже больше тысячи лет проживали арабы-мусульмане. Они без восторга встретили появление суверенного государства по соседству, так как считали Палестину своей.


2. В XXI веке конфликт напомнил о себе В августе 2014 года, когда в в Нагорном Карабахе был сбит армянский вертолет. Тогда стычки на армяно-азербайджанской границе произошли между военными двух стран. С обеих сторон погибло более 20 человек.


3. По данным Главного таможенного управления КНР, в 2021 г. товарооборот России и Китая достиг рекордных 146,88 млрд долл., увеличившись на 35,8% по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. Поднебесная является самым крупным торговым партнёром РФ как по объёмам экспорта, так и импорта.


4. Президент Аргентины Кристина Киршнер представила в Москве выставку "Ева Перон - посол мира" в рамках двустороннего года культуры России и Аргентины.


6. Дом Павлова в Сталинграде во время Великой Отечественной войны 58 дней защищали бойцы разных национальностей – русские Павлов, Александров и Афанасьев, украинцы Собгайда и Глущенко, грузины Мосиашвили и Степаношвили, узбек Турганов, казах Мурзаев, абхаз Сухба, таджик Турдыев, татарин Ромазанов. По официальным данным – 24 бойца. 







Межнациональные отношения

Задание 3

Изучите данные, представленные на диаграмме справа. Для ответа на вопрос выберите нужный вариант ответа.



Николай, работая над проектом о межнациональных отношениях, предложил включить в него информацию о способах предотвращения межнациональных конфликтов. Ребята согласились и начали отбирать информацию. Одним из источников информации стали данные опроса.

Какие выводы, сделанные на основе диаграммы, ребята могут включить в свой проект

Выводы

Ответ

1) Большинство опрошенных в каждой из стран считают необходимым отказаться от насилия и принуждения.

  • Могут включить

  • Не могут включить

2) Доля тех, кто считает, что для избежания межнациональных конфликтов необходимо научиться понимать друг друга, среди жителей страны Z меньше, чем среди жителей страны Y.

  • Могут включить

  • Не могут включить

3) Большинство опрошенных в стране Z считают, что для избежания межнациональных конфликтов прежде всего необходимо уважать права и свободы.

  • Могут включить

  • Не могут включить

4) Среди жителей страны Z мнение о необходимости отказаться от насилия и принуждения более популярно, чем мнение о необходимости научиться понимать друг друга.

  • Могут включить

  • Не могут включить

5) Тех, кто демонстрирует отсутствие интереса к данной проблеме, в стране Z меньше, чем в стране Y.

  • Могут включить

  • Не могут включить







Международная организация проводила в странах Y и Z опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Что, по Вашему мнению, необходимо сделать, чтобы избежать межнациональных конфликтов?». Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы.













Межнациональные отношения

Задание 4

Познакомьтесь с определениями понятия «толерантность» из разных словарей. Выполните задание.



Работая над проектом, ребята часто встречали понятие «толерантность». Они решили написать список качеств, которыми должна обладать толерантная личность.

Подчеркните в перечне те качества, которые соответствуют понятию «толерантная личность»

Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность

Толерантность – терпимость (Толковый словарь Ушакова).

Толерантность – это терпимое отношение к чему-нибудь, умение без

вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру (Словарь

В.И. Даля).

Толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему миру ребёнка, веру в победу доброго начала в межличностных отношениях, отказ от методов грубого понуждения и любых форм авторитаризма, позитивную лексику (Словарь С.И. Ожегова).

Толерантность – либеральность, снисходительность, терпение,

терпимость (Словарь синонимов русского языка).

Толерантность - Снисходительная терпимость к кому-либо или к чему-либо (чужому мнению, иному верованию и т. п.) как обязательное условие политического плюрализма (Большой современный толковый словарь русского языка).

Толерантность − терпение к чужим мнениям и верованиям (Словарь

иностранных языков).

Толерантность (toleration) – готовность не препятствовать убеждениям, позициям или действиям других, несмотря на отсутствие симпатии или даже неприязнь к ним (Политический толковый словарь).

Толерантность – терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям (Словарь юридических терминов).



27




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!