2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. | Я не случайно начала урок с песни о единой большой нашей Родине, т. к мы являемся гражданами России и в процессе нашего взаимодействия в обществе образуются многочисленные социальные группы. На предыдущих уроках мы приступили к изучению социальной структуры общества. И выяснили, что она не однородна. Как мы уже выяснили, в обществе существуют различные социальные группы, которые образуются в большей степени по инициативе людей. Дайте определение понятию социальная группа? Перечислите, пожалуйста, признаки социальной группы? Приведите примеры социальных групп? Скажите, положение всех членов группы одинаково? Как вы думаете от чего это зависит? Дайте определение социальный статус личности? Перечислите основные факторы, влияющие на положение человека в обществе? Назовите виды статусов? К какому статусу относится национальная принадлежность? | Ответы учащихся: Социальные группы - это сообщества людей, имеющие какие - либо общие признаки, общие цели, интересы. Признаки социальной группы: 1. взаимодействие между некой совокупностью людей; 2.регулирование отношений определенными правилами; 3. осознание своей принадлежности к данной группе и признание этого другими. Ответы учащихся. | |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | 1. Создает проблемную ситуацию с помощью старинной легенды Я предлагаю вам послушать легенду: Встретились как-то верблюд и лошадь. Верблюд сказал: -Фу , как ты уродлива, лошадь! Спина у тебя гладкая, как пустой бурдюк из –под воды, смотреть не на что! Лошадь фыркнула и сказала: -Как ты уродлив верблюд! Какие отвратительные два горба у тебя на спине! Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу, который жил далеко в маленькой хижине. Выслушал их мудрец и спросил лошадь: -Скажи, ты могла бы идти неделю и две без воды и пищи? - нет, - ответила лошадь - а верблюд может, потому что в его горбах – запас жира…И посмотри, как он красив, как высоко и гордо держит он голову, а горбы его , как две горы, смотрят в небо! Затем мудрец обратился к верблюду: -а ты, друг, мог бы со своими горбами скакать так же быстро, как лошадь? - нет,- ответил верблюд. Мудрец сказал: -Посмотри, как красива эта стройная лошадь, когда мчится она подобно ветру! Верблюд и лошадь устыдились своего спора и помирились. Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал: -как ты уродлив! Как будто весь сажей вымазан! Чернокожий презрительно сощурился и сказал: - как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой! Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому: -посмотри, как красив твой чернокожий брат! Он черен, как южная ночь, и в ней , подобно звездам, сияют глаза его… Затем мудрец обратился к чернокожему: - а ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его – цвета солнца… Оба устыдились своего спора и помирились. А старый мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина… Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывая звуки музыки и песен чей-то молодой голос: -как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы так скучно! 2. Подводит учащихся к постановке цели их деятельности на занятии - Скажите, пожалуйста, какова основная идея легенды? Россия это не только территория…Россия это, прежде всего, люди… Причем люди различного происхождения и национальности. - Попробуйте сформулировать сегодняшнюю тему урока? Откройте рабочие тетради и запишите дату и тему урока. - Исходя из темы, попробуйте сформулировать основную цель и задачи урока, основные понятия и термины - Почему эта тема важна для нас с вами? | - Отвечают на вопросы учителя - ставят цели и задачи урока «Толерантность»… -Нации и межнациональные отношения. - Раскрыть сущность межнациональных отношений на основе понятий: этнос,нация, национальность; обратиться к истории межнациональных отношений, ознакомиться с законодательными актами, регулирующими межнациональные отношения в РФ. - На территории России проживает более 100 этносов, кроме русских проживает 24 млн. представителей других национальностей. Забайкальский край – многонациональный регион. | - уметь применять знания полученные на других предметах (истории, русском языке) - определять проблему и цель учебной деятельности - излагать свое мнение - участвовать в диалоге |
4. Актуализация знаний. Первичное закрепление. | Кроме классов, сословий и других групп социальную структуру общества составляют и исторически сложившиеся общности, называемые этническими. Вам необходимо выяснить из словаря в учебнике стр. 269. что такое этническая группа? Записываем определение этнические общности. Ученые нашей страны под основными типами этнических общностей, как правило, понимают племя, народность, нацию. На доске карточки: Этнические общности / \ \ племя народность нация Какая историческая общность объединяла людей в первобытном обществе? - Прочитав текст параграфа стр. 124, выясните признаки нации. Сделайте соответствующие записи в тетрадях. Для закрепления основных понятий, я предлагаю выполнить следующее задание: Определить к какой группе принадлежат перечисленные общности людей. (Я вам буду перечислять утверждения, а вы если правильно- хлопаете, если не правильно - топаете ) Физминутка: 1) итальянцы (нация)-хлоп 2) кривичи (народность)-топ 3) кая (народности)- хлоп 4) эвенки (народности)-хлоп 5) радимичи (нация)- топ 6) баски (народности)-хлоп 7) русские (нации)- хлоп 8) ирландцы (племя)- топ 9) дреговичи (племена)- хлоп 10) англичане (нация)-хлоп 11) вятичи (народность)-топ 12) испанцы (нации)- хлоп В настоящее время в мире существует около 200 независимых государств, в которых проживает около 2000 этносов. Какой вывод можно сделать из этих статистических данных? | Работа учащихся со словарем учебника стр. 269 Ответы учащихся (зачитывают). Работа в тетради. Записывают определение «этнос». Этнические общности (этнос-от греч.-народ) – это сложившаяся устойчивая группа людей, характеризующаяся общностью языка, территории, особенностями быта, культуры и этническим самосознанием. Ответы учащихся. Племя- это этническая общность людей эпохи первобытного строя, связанная родственными узами, языком. Например: племена восточных славян: поляне, древляне, вятичи, африканские племена и т. д. На основе усиления межплеменных связей и смешения племён формируется единый язык, возникает территориальная и культурная общность и образуется - народность. Развитие экономических связей внутри и между народностями привело к их превращению в нации. Работа в тетради. Записывают определение «нация». Нация – все граждане определенной страны, независимо от их этнических различий. Например: русские, китайцы, японцы, американцы, шведы и др. Признаки нации: 1)общая территория; 2)развитая экономика; 3)государство; 4)национальное самосознание; 5) знание и уважение национальных обычаев, праздников, традиций; 6) чувство национального достоинства и национальной гордости. Записывают определение понятия «национальность». Национальность – это осознание человеком своей принадлежности к той или иной нации. Ответы учащихся. Большинство государств являются многонациональными. | |