Конспект: Нравственные чувства человека. Совесть и стыд
Класс:7
Цели урока: уточнить значение таких нравственных категорий, как совесть, стыд, раскаяние; формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков; побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.
Личностные УУД:
- определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы;
- анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм;
-сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей;
- ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
План
1.Совесть
2.Стыд
Мораль - нравственные правила поведения, основанные на представлениях людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости, долге, чести и совести. На прошлом уроке мы рассмотрели, что такое добро и зло. А сегодня поговорим про еще одно проявление нравственности
1. Поясни смысл высказываний
«Закон, живущий в нас, называется совестью». И. Кант
«Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких». Суворов А. В.
«Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце». Пушкин А. С.
«Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит». Антуан де Сент-Экзюпери
Задание 2. Поясни своими словами, что означает понятие «совесть»? для чего она нужна?
Задание 3. Прочитай притчу. Ответь на вопросы
- Мораль и нравственность – основные философские категории, которые находятся в ведении науки этики. Обычно мораль закрепляет определенные нормы поведения человека в обществе. Нравственность неизменна по содержанию и проста по форме. Она выражает интересы человека (и человечества) в целом. Одними из главных нравственных ориентиров считаются отношение к другому, как к самому себе, и любовь к ближнему, а значит, нравственность изначально не приемлет насилия, презрения, унижения. Верно поступает тот человек, который совершает нравственные, высокоморальные поступки, даже об этом не задумываясь.
- Как вы думаете, а кто же контролирует нравственные и высокоморальные поступки человека? Или, может, вообще не существует контроля? (Ответы детей)
- Конечно же, контроль существует, и даже двойной: контроль общества (общественное мнение) и внутренний – самоконтроль человека, то есть совесть. Давайте поговорим о ней.
*Польский педагог и врачь по имени Януш Корчак.
- Почему Януш Корчак не стал спасать себя, хотя такая возможность у него была? Почему пошел на смерть в одном строю с детьми, понимая, что ничего не сможет изменить в их судьбе?
Действительно, он мог бы пойти в партизаны, уйти на фронт. Этим детям помочь он не мог ничем, но мог бы спасти жизни других детей. Однако он избрал свой путь: пошел на самопожертвование. Почему?
(Он любил этих детей, не мог допустить, чтобы дети остались одни в такой трагический момент, знал, что им нужна его поддержка)
- Можно ли считать, что поступок Корчака был продиктован ему его общественным долгом? Может ли самопожертвование быть долгом учителя? (Нет)
- А если посмотреть на ситуацию с точки зрения морального долга? В этом случае все решает сам человек лично, глубоко в своей душе, руководствуясь внутренним голосом, внутренним моральным контролем. Корчак нашел единственный приемлемый для себя вариант поведения – идти на казнь вместе с детьми.
- А теперь давайте вернемся к нашим теоретическим вопросам. Что это такое – внутренний голос, внутренний моральный контроль?
(Совесть)
Совесть – это глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека.
«Совесть без муки» (притча для детей и взрослых)
Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!
Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.
Вопросы по притче. 1. Как поступит герой притчи? 2. Почему он вернет кошелек хозяину? 3.Что помогает человеку отличить добро от зла? 4. В чем смысл притчи? 5. Чему она нас учит?
Задание 4. Составьте словесный образ совестливого человека. Для этого опиши качества личности совестливого человека, опиши его поступки, приведи примеры, описывающие его поведение. Ответ должен быть развернутым
Задание 6. Прочитай притчу и ответь на вопросы
Однажды молодой человек шёл по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли ещё что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошёл себе дальше. Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – всё у него было. Только этот эпизод из далёкой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
– Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло – это был я. Прости меня, - сказал человек.
– Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своём сердце 50 лет, - ответил слепой.
Ответьте на вопросы :
6.1 Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?
6.2 Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?
6.3 Как вы думаете, когда у него появились муки совести?
6.4 Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести?
6.5 Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?
«Совесть – это правильный суд доброго человека». Аристотель
Право и мораль являются разными видами социальных норм.
Социальные нормы – это правила поведения людей.
Действие правовых норм обеспечивается государственным принуждением, действие моральных норм – общественным мнением и совестью человека. То есть правовые нормы поддерживаются формальными санкциями, моральные – неформальными.
Совесть – это нравственное чувство, которое помогает человеку оценивать свои поступки с точки зрения морали.
Стыд – это смущение и чувство вины, если человек понимает, что поступил неправильно.
Чувство стыда возникает тогда, когда человек нарушил те социальные нормы, которые он сам признаёт. Неформальные санкции действуют только тогда, когда их применяет та группа, к которой человек хочет принадлежать, и мнение которой для него имеет значение.
Основные признаки | Право | Мораль |
На какие вопросы отвечает | Законно или незаконно? | Добро или зло? |
Способ обеспечения | Государственное принуждение | Общественное мнение и совесть |
Санкции | Формальные | Неформальные |
Характер контроля | Внешний контроль | Внутренний контроль |
- С понятием совесть неразрывно связано еще одно понятие – стыд. Вот как трактуется это понятие в словарях Ожегова и Даля:
Стыд – это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины.
- Древнегреческий философ Демокрит говорил:
«Стыд – тяжёлое переживание позора перед другими людьми за свое поведение, а совесть – это стыд перед самим собой».
Согласны ли вы с таким высказыванием? Почему?
Интересные факты.
- Вам знакомо выражение «испанский стыд»?
Испанский стыд — это чувство глубокого смущения за действия других.
Именно в испанском языке впервые появилось выражение «позор за другого».
Задание 7. Часто по отношению к нам люди совершают, как нам кажется, несправедливые поступки. У нас возникает чувство обиды на других людей. Ответь на вопросы:
7.1 что такое обида?
7.2 почему нельзя долго обижаться?
7.3 что делать, если обида не проходит?
7.4 как простить обидчика?
Какие чувства и ценности относятся к понятию «ДОБРО» ?
Создается кластер.
Ценности: добро, совесть, дружба, честь, патриотизм, смысл жизни, долг, благотворительность
Послушайте притчу. В незапамятные времена один старик решил поведать своему внуку очень жизненную историю. Вот она. В жизни каждого человека происходит сильное противостояние, похожее на войну двух освирепевших волков. Первый волк несет в себе разрушительные чувства, такие как злость, страх, ненависть, ревность, эгоизм и ложь. Второй же, наоборот, несет добро, мир, надежду, любовь. Маленькому мальчику стало очень интересна эта история, и он поспешил спросить у дедушки, какой именно волк побеждает в этой нелегкой схватке? Мудрый старик объяснил внуку, что побеждает именно тот волк, которого человек сам кормит и лелеет.
В чем смысл притчи? Чему пытается научить дедушка внука? Мораль этой притчи очень проста: если человек сам старается развивать в себе злые качества, то именно они и преобладают. Фактически человек сам выбирает, каким быть – злым или добрым.
Игра «Чего нужно стыдиться?»(в парах)
- Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему. Распределите на две группы «Стыдно» и «Не стыдно».
· Физические недостатки
· Некрасивые поступки
· Поношенная, но аккуратная одежда
· Старомодная одежда
· Непрестижная работа родителей
· Невежество, необразованность, безграмотность
· Грубое, бездушное отношение к людям
· Ложь
· Безразличие к людям
· Добрые дела
Разбор ситуаций.
Ситуация 1. Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пятьдесят (пятьсот) рублей. Как вы поступите?
Ситуация 2. Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но «соседке» учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трех грубых ошибок, которые увидел в ее тетради. Ваши действия?
Ситуация 3. На весенние каникулы класс вместе с классным руководителем планирует поездку в лес. Идет бурная подготовка к веселому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется.
А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно тут поступить по совести? А еще, какие мнения по этому поводу?
Ситуация 4. Вы с другом нашли чужой мобильный телефон. Друг предлагает выбросить сим-карту и оставить телефон себе. Каковы будут ваши действия?
Учитель как-то обратился к своим ученикам: "Я беден, стар и слаб. Я учу вас много лет, поэтому вы должны найти средства, на которые я мог бы жить". Ученики озадачились, ведь они понимали, что невозможно ждать помощи от жителей города, слишком скупы были те. Но учитель продолжал: "Я не призываю просить, нужно просто пойти и взять!" - "Как? Украсть, стать ворами?" - "А разве это грех? И разве ваш учитель не заслуживает лучшей доли?" - "Но нас же поймают!" - "А вы сделайте так, чтобы никто не увидел".
Все загалдели и начали обсуждать возможности добычи денег. И тут юноша, стоявший в сторонке и не принимавший участия в разговоре, вдруг громко сказал: "Прости, учитель! Но то, что вы просите, нельзя исполнить!" - "Почему?" - "На Земле нет такого местечка, где бы нас никто не увидел. Даже если никого нет рядом, есть я сам. Тот, который видит все. И лучше уж ходить по миру с нищенской сумой, чем наблюдать, как я краду у людей". От сказанных слов лицо учителя просияло. Он подошел и крепко обнял своего ученика.
Приложение №1.
. Добро (предельно положительная моральная ценность, абсолютное благо для самого человека других людей) – главная ценность и главный разграничитель нравственного и безнравственного;
ДОБРО – наиболее общая нормативно-оценочная категория этики, обозначающая нравственное, должное, благо.
Краткий словарь философских терминов
nenuda.ru›краткий-словарь-философских-терминов.html
Одна нищая женщина из Индии пекла пару лепешек каждое утро. Одну оставляла для семьи, а вторую отдавала случайному прохожему. Она оставляла выпечку на подоконнике, и каждый желающий мог просто подойти и отведать лепешку. Оставляя лепешку, женщина начинала молиться о своем сыне, который покинул отчий дом в поисках новой судьбы. Это продолжалось в течение нескольких месяцев.
В скором времени она заметила, что каждое утро приходит человек с горбом и забирает лепешку с подоконника. Он часто проговаривал про себя: «Все зло, которое вы совершаете, остается с вами навсегда, а добро возвращается в троекратном размере», - и уходил. Никаких малейших добрых слов женщина не слышала. Обидевшись на горбуна, бедная женщина решила его проучить. Она насыпала отравы во вторую лепешку, пожелав навсегда избавиться от неблагодарного гостя. Но как только она начала относить лепешку к окну, ее руки задрожали. Она не смогла сделать этого и выбросила лепешку в пламя. Приготовив новую, она отнесла ее на подоконник. Как обычно пришел горбун и, сказав свои слова, продолжил путь. Вскоре в дом женщины постучались, на пороге стоял ее сын. Парень был очень худой и грязный. Он поведал матери, что почти дошел до дома, но был так обессилен, что упал от изнеможения. Мимо проходящий горбун сжалился над ним и отдал ему лепешку, и это помогло парню дойти до дома. Услышав это, сердце матери дрогнуло. - Читайте подробнее на SYL.ru: https://www.syl.ru/article/306391/mudreyshie-pritchi-o-jizni-o-morali-o-dobre-i-zle
2. Долг и моральный выбор (моральная ценность, присвоение которой личностью, демонстрирует степень ее нравственной зрелости, гуманности, духовности);
ДОЛГ – этическая категория, обозначающая нравственное обязательство, вытекающее из требований морали.
Краткий словарь философских терминов nenuda.ru›краткий-словарь-философских-терминов.html
Однажды к Мудрому старцу пришёл человек, и пожаловался.
- Помоги мне, уважаемый, не знаю как поступить.
Совсем мои родители стали старые, всё время что-то бормочут, плачутся, из ума совсем выжили.
Совсем я с ними покой потерял, невыносимо стало жить!
Не пришло ли время отправить родителей в приют для стариков?
Мудрец покачал головой.
- Очень хорошо тебя понимаю, со старыми людьми жить совсем непросто.
Но, вспомни себя: ведь тогда, когда ты ещё был совсем маленькой крохой, не хныкал ли ты дни, а, порой, и ночи напролёт? А чуть позже, не досаждал ли ты родителям своей глупой болтовнёй?
Но ведь отец с матерью терпеливо сносили все твои глупости, утешали тебя во время плача, брали на руки, нежно и с любовью ласкали. Они быстрее бы согласились расстаться с жизнью, чем с тобой.
Так чем же ты теперь собираешься им отплатить?
Притчи о долге. pritchi.ru›
- 3.Смысл жизни (безусловная моральная ценность, наделяющая жизнь человека цельностью, направленностью, осмысленностью);
Смысл жи́зни, смысл бытия́ — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.
Смысл жизни — Википедия
ru.wikipedia.org›Смысл_жизни
Упал осёл в колодец и стал призывно кричать, привлекая внимание хозяина. Тот действительно прибежал, но доставать питомца не спешил. В его голову пришла «гениальная» идея: «Колодец высох, его давно пора было закопать и создать новый. Осёл тоже старый, нового пора заводить. Засыплю-ка я колодец прямо сейчас! Сразу 2 полезных дела сделаю». Сказано - сделано, пригласил мужчина соседей, и начали они дружно закидывать колодец и находящегося внутри ослика землёй, не обращая внимания на крики бедного животного, догадавшегося что к чему. Вскоре осёл замолчал. Любопытно стало людям, почему он притих, заглянули они в колодец и увидели такую картину: каждый ком земли, что опускался сверху на спину, ослик сбрасывал с себя, а потом приминал копытами. В итоге, когда мужчины продолжили, животное окончательно добралось до верха и выбралось. Жизнь посылает людям много неприятностей, сравнимых с комьями земли. Можно ныть и кричать о том, как плоха и несправедлива жизнь, а можно попытаться стряхнуть землю и примять её, чтобы подняться. Главное – не сидеть сложа руки и что-то делать.
http://fb.ru/article/136716/luchshie-pritchi-o-smyisle-jizni 9.05. 04.10.2017г
- 4.Совесть (моральная ценность, показывающая способность личности к нравственному самоанализу и самооценке);
Совесть — способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.
Совесть — Википедия ru.wikipedia.org›Совесть
Раз сказала Совесть человеку, что он не прав, другой, третий. Надоела человеку Совесть, и он решил избавиться он неё. Да не на день или два, а навсегда.
Думал человек, думал, как это сделать, и придумал.
— Давай, — говорит, — Совесть, в прятки играть!
— Нет, — отвечает та. — Ты меня всё равно обманешь, подглядывать будешь.
Притворился тогда человек больным и говорит:
— Занедужил я что-то. Принеси-ка мне из погреба молочка.
Не смогла отказать ему в этом Совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати, и закрыл её.
Позвал он на радостях друзей и с лёгким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попрёков. Хорошо на душе, спокойно.
Хорошо-то хорошо, да только прошёл день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего — совести. И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.
— Ладно, — говорит, — выходи. Только теперь не командуй.
А в ответ молчание.
Спустился человек в погреб: туда, сюда — нет нигде Совести. Видно, и впрямь избавился от неё навсегда. Зарыдал человек:
— Как же я теперь без Совести жить-то буду?
И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба голос, а из сердца:
— Здесь я.
Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил. Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и Совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале.
Источник: https://pritchi.ru/id_9570
- 5.Дружба (моральная ценность, духовная близость личностей);
Дру́жба — личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение
Дружба — Википедия
ru.wikipedia.org›Дружба
Однажды два друга поспорили, и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке:
— Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину.
Они продолжали идти, и нашли оазис, в источнике которого решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, стал тонуть, но друг его спас. Когда он пришёл в себя, написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его:
— Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
Друг ответил:
— Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы это стереть.
Источник: https://pritchi.ru/id_4124
- 6.Честь (социальный и нравственный статус личности, достигнутый благодаря ее усилиям и заслугам);
Честь — комплексное этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств личности, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство.
Честь — Википедия
ru.wikipedia.org›Честь
Когда -то дружили Вода, Ветер, Огонь и Честь. Они всегда были вместе, но как-то им необходимо было на время разойтись, чтобы каждый мог заняться своими делами. При расставании стали они рассуждать, как им вновь найти потом друг друга. Вода сказала, что её можно найти там, где растёт камыш. Ветер сказал, что он всегда находится там, где трепещут листья. Огонь отметил, что его можно найти по идущему вверх дыму. Лишь одна Честь стояла молча. Поинтересовались, почему она не называет своих признаков. Она сказала:
— Вы можете и расходиться, и вновь сходиться, а мне это не позволено. Тот, кто однажды расстался со мною, расстался навсегда и более со мною не встретится.
Источник: https://pritchi.ru/id_5785 9.22
- 7.Патриотизм, гражданственность (признание их в качестве ценностей означает нравственную и человеческую зрелость личности);
Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине и готовность пожертвовать своими интересами ради нее
Патриотизм — Википедия
ru.wikipedia.org›Патриотизм
В одном купе ехали три женщины из России и один туркмен. За окном, насколько хватало взгляда, простирались песчаные барханы. Поражённые пустынностью и дикостью этих мест, женщины то и дело восклицали:
— Какие страшные места!
— Как здесь могут жить люди?
— Неужели им здесь нравится?
И вот поезд подъехал к крохотной станции, за которой виднелись лишь несколько чахлых деревьев, верблюд, а вдали — глиняная мазаная кибитка. Туркмен начал собирать вещи.
— Вы здесь выходите? — удивились женщины.
— Да, выхожу, — ответил туркмен и с чувством добавил: — Это — моя Родина!
Источник: https://pritchi.ru/id_4361 9.25.
8.Благотворительность
Благотворительность — оказание бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является добровольный выбор вида, времени и места, а также содержания помощи.
Благотворительность — Википедия
ru.wikipedia.org›Благотворительность
Жил один царь, привыкший раздавать много золота нищим и бедным. Он делал это ежедневно. После смерти он очутился на небесах во дворцах из золота. Они были обставлены мебелью из золота: золотые стулья, золотые столы — всё из золота, только из золота. Он был счастлив, что эти дары явились ему как хорошо заслуженная награда.
Но немного погодя король почувствовал сильную жажду и сказал людям, что хочет пить. Ему ответили:
— Всё, что ты посеял, должно находиться внутри дворца. Заходи и ищи, если найдёшь.
Но он не мог найти внутри ни капли воды.
Спустя некоторое время он проголодался и опять сказал, но другим людям, что хочет есть. Они ответили:
— Всё, что ты посеял, должно находиться в твоём дворце!
Но король убедился, что всё было сделано из золота, и только золото находилось там. Он почувствовал себя очень несчастным: «Что хорошего в этом золоте? Я голоден! Я не могу есть золото, оно бесполезно для меня».
Тогда он попросил ангела смерти снова дать ему шанс: ещё немного продлить срок человеческой жизни, для того чтобы сделать все необходимые дела. Он также хотел посеять семена для всех других необходимых вещей, чтобы комфортно жить там.
И ему было дано ещё пятнадцать дней. И все эти пятнадцать дней он ходил, раздавал пищу и воду, одежду и другие необходимые вещи нуждающимся.
Источник: https://pritchi.ru/id_5254