СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "О счастье и не только" (Правописание Не с глаголами)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "О счастье и не только" (Правописание Не с глаголами)»

Урок русского языка в 5 классе по теме:

«О счастье и не только»

Цель урока: расширить и углубить знания о  правописании НЕ с глаголами.                  

Задачи урока:

1.Обучающая-формировать умение грамотно писать глаголы с частицей не

2. Развивающая - развивать орфографические, пунктуационные навыки, устную и письменную связную речь; работать над устойчивостью внимания; способностью анализировать материал.

3.Воспитывающая-  повышение мотивации и интереса к изучению родного языка, развитие коммуникативных способностей, взаимовыручки, сотрудничества.

Методы : словесные (беседа, объяснение), практические (самостоятельная работа, упражнения), наглядный (показ), анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Оборудование: медиапрезентация,  дидактический материал, иллюстрации.

Ход занятия:

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент(2 мин.).

- Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами  активно поработаем. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка и память.

В начале урока я вам приготовила загадку. Послушайте её и попробуйте отгадать.

В старые времена о людях, живущих в достатке, говорили: "Так разбогател, что каждой день щи есть может". По одной из версий именно так появилось это слово. Какое? (Предлагают варианты ответов).

Я могу дать вам три подсказки, но каждую из них нужно заработать, выполнив задание моё.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

И чтобы получить подсказку, вы должны ответить на мой вопрос. На протяжении нескольких уроков с какой частью речи мы знакомимся? (Глагол)

Действительно, сегодня мы поговорим о глаголе.

Молодцы, ребята. Теперь я вам предлагаю подсказку.

1ПОДСКАЗКА. По-немецки это слово звучит как глюкх (Предлагают варианты)

Никак не получается разгадать моё слово. Предлагаю выполнить следующее задание, чтобы получить последнюю подсказку. (Задание 1)

Перед вами рабочий лист, мы с ним работаете весь урок. После каждого задания вы должны проанализировать свою работу, подарить себе шарик необходимого цвета.

Прочитайте тест. Из правильно выбранных ответов составьте  ответ-сообщение. Будьте внимательны – не ко всем вопросам вам предложены варианты ответов. В некоторых из них вам необходимо будет самостоятельно написать ответ. На выполнение этого задания вам дается 3 минуты

1. Глагол - это .............часть речи:

а) самостоятельная ; б) служебная

2. Глагол отвечает на вопросы:

а) какой? какая? какое?;  б) кто? что?; в) что делал? что делает? что сделает?

3. Глагол обозначает:

а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета

4. У глагола есть три времени: ......................., ................. и ........................  .

5. Глагол может быть ………………….и ………………….. вида.

6. Спряжение глаголов - это:

а) изменение глаголов по лицам и числам; б) изменение глаголов по родам; в)изменение глаголов по временам

7. Только в прошедшем времени глаголы изменяются:

а) по падежам; б) по родам и числам  в) по лицам и числам

8. Глаголы прошедшего времени образуются с помощью…….

9. В предложении чаще всего глагол бывает ...........
10. Глагол исполь­зу­ет­ся в речи для пере­да­чи………….., выра­жа­ю­ще­го дина­ми­ку окру­жа­ю­ще­го мира и духов­ной жиз­ни человека.

(Проверка 1 – 2 человека) : ответ-сообщение

Самооценка

2 ПОДСКАЗКА. В словаре Сергея Ивановича Ожегова даётся определение загаданному слову так: Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. Успех, удача.

Догадались про что я говорю? (Счастье) (2 мин)

Мобилизирующий этап (на доске написаны пословицы):

*Молодцы, ребята! Большую роль в жизни человека играют пословицы. Недаром говорят: «Без пословицы не проживёшь». Прочитайте пословицы  вслух. В них речь идёт о счастье. Во всех пословицах есть одинаковая орфограмма, которую мы сегодня будем изучать. Какая?

1. Счастье (не) ищут, а делают

2. Счастье в руки (не) поймаешь

3. Всякому своё счастье – в чужое (не) заедешь

4. Счастье на деньги (не) купишь

5. На чужом горе счастье (не) построишь

Постановка учебной задачи

 Сформулируйте тему нашего урока, опираясь на общий орфографический признак правописания глагола. (Правописание не с глаголами)

Кстати, а догадались ли вы, почему речь идет про счастье? (20 марта - Международный день счастья)

Тема нашего урока: О счастье и не только. (записываем тему урока на рабочем листе).

Ребята, а не только… это что? (правописание не с глаголами)

- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске.

  • 1) расширить и углубить знания о…;

  • 2) учиться находить и правильно писать….;

  • 3)Уметь с помощью алгоритма применять правило….

  • 4) Какого человека можно назвать счастливым….

(Цель урока: расширить и углубить знания о правописании НЕ с глаголами; учиться находить и правильно писать НЕ с глаголами,  уметь с помощью алгоритма применять правило правописания НЕ с глаголами). (4 мин)

-Ребята, прослушайте грамматическую сказку о счастье. Попытайтесь сформулировать правило написания не с глаголами.

Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».

Частица Не никогда не подходила к глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности… Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица Не жить друг без друга не могут. (По Ф. Кривину)

Вам понравилась сказка?

Когда люди жить друг без друга не могут, это любовь. А такая любовь – это всегда счастье!

Выделите в сказке все глаголы с НЕ, на какие группы можно разбить эти глаголы?

(Задание 2) Выпишите данные глаголы в два столбика:

? (радельно)

? (слитно)

Не люблю

Негодую

Не верю

Ненавижу

Не подходила


Не можешь


Проверьте себя с помощью слайда.

Сомооценка

Мы узнали, что некоторые глаголы с НЕ пишутся раздельно (ответили на первый вопрос урока).

Не – это…? (частица).

Почему глаголы второй колонки пишутся слитно?

Обратимся к нашим пословицам (на доске), глаголы с Не в какой столбик запишем? (дописывают любые 2 глагола)

(без НЕ не употребляются) (6 мин)

Переходим к следующему заданию.

Ваша задача определить лексическое значение глаголов 1 столбика. Что такое лексическое значение? (То,что слово обозначает)

Глагол

Лексическое значение

1

Недомогать

болеть

3

Недоумевать

испытывать возмущение, крайнее недовольство.

4

Негодовать

испытывать ненависть.

5

Ненавидеть

сомневаться, колебаться по поводу невозможности понять, в чем дело.

Недомогать – болеть.

Недоумевать – сомневаться, колебаться по поводу невозможности понять, в чем дело.

Негодовать – испытывать возмущение, крайнее недовольство.

Ненавидеть – испытывать ненависть.

Проверка. Самооценка. Ребята, значение каких слов вы сегодня узнали. Что для вас новое. Поставьте напротив слова !

Выделите в данных глаголах корень и определите, чем является НЕ в словах.

Что такое корень?

Сделайте вывод, когда НЕ с глаголами пишется слитно (без НЕ не употребляется, НЕ входит в состав корня).

Состав слова: недомог — корень, а, ть — суффиксы, нет окончания, недомога — основа слова.

Состав слова: недоум — корень, ева, ть — суффиксы, нет окончания, недоумева — основа слова.

Состав слова: негодова — корень, ть — суффикс, нет окончания, негодова — основа слова.

Состав слова: ненавид — корень, е, ть — суффиксы, нет окончания, ненавиде — основа слова. (4 мин)

Сделайте вывод, когда НЕ с глаголами пишется слитно (без НЕ не употребляется, НЕ входит в состав корня).

Малыш еще (не) достаёт до стола


Вечно чего-то (не) доставало в жизни!

«Недоставать» в значении «не хватать»

«Не доставать» «не достигать, не дотягиваться до чего-либо»

Также есть информация новая для вас (дополнительная). Обратимся к учебнику ч2 стр. 294 Примечание. (Читают).

Делают вывод (В глаголах следует различать приставку НЕДО- и частицу с приставкой НЕ ДО. НЕДО употребляется в значении «мало», заменим приставку недо- на приставку пере-, имеющую противоположное значение превышения нормы. НЕ ДО - в значении «не до конца довести действие»).

Понаблюдаем:

недооценивать противника – переоценивать

Недобрать вес – перебрать вес

Не дослушать рассказ (закончить слушать) (5 мин)

Чтобы запомнить правописание не с глаголами. Обобщим все сказанное о правописании НЕ с глаголом в виде алгоритма. Оформим кластер, работая в парах.

НЕ с глаголом

употребляется без НЕ

Да нет



Пиши раздельно пиши слитно

Проверка (по слайду). (4 мин)

Самоанализ.

Молодцы, ребята. Сегодня на уроке, как вы заметили, главный наш помощник-пословицы. Давайте поиграем, используя наших помощников. Я читаю начало пословицы, вы заканчиваете, используя глагол с частицей не (Игра «Найди словечко») (под музыку)

Дадут счастье  -  не откажусь, просить (не стану)

Счастье не палка,  в руки( не возьмешь)

Быть было несчастью, да счастье (помогло)

Счастье не птица:за хвост (не поймаешь)

Предательством счастья не сыщешь

Всякому свое счастье  -  в чужое (не заедешь)

Счастье не ищут, а (делают).

Тот жизнь ругает, кто счастья (не знает).

Счастье - не рыбка, удочкой (не поймаешь).


Нового счастья ищи, а старого (не теряй!)

Наше счастье - дождь да (ненастье).

Ребята, а почему в пословицах так много глаголов с отрицанием?

(Человек поступает в жизни часто неправильно, не так, как должно быть, поэтому пословицы нас учат, отталкиваясь от отрицательного опыта человека).

Кто самый внимательный какие встретились слова с орфографией Не с сущ. ((ненастье), несчастья). Как пишутся эти слова? почему (3 мин)

-Молодцы, ребята. Сейчас  я  хотела бы проверить, насколько успешно вы усвоили материал. Тест (7 мин)

Самоанализ

Рефлексия деятельности (итог)

-Что нового мы узнали на уроке?

-Чему научились?

-Как пишется не с глаголами?

Не с глаголом отдельно пиши:              

Не сердись, не скучай, не спеши.

Не выучил - не делай,

Не знаешь - не спеши.

С глаголами отдельно частицу НЕ пиши.

Но не забывай о глаголах-исключениях, которые без Не не употребляются и поэтому пишутся слитно.

Молодцы! А сейчас я предлагаю оценить свою работу за весь урок.

Ребята, урок наш подходит к концу, мы с вами открыли одно новое правило. Оно поможет нам стать еще грамотнее. Вспомните о загадке в начале урока про счастье. В загадке описан тот случай, когда слова сопоставляются лишь на основе совершенно случайных созвучий. В данном случае от словосочетания "щи есть" приходит к слову "счастье".

?У меня есть коробочка желаний. Давайте составим список желаний, чтобы почувствовать себя счастливыми. Я начну… Я НЕ буду лениться, Негодовать по пустякам также не стоит. (Все)

(ИЛИ У меня есть листок бумаги , Ребята, какой человек счастливый?

Образуйте, пожалуйста, мне глаголы – пожелания с частицей не, которые вы бы никогда не пожелали бы ни себе ни людям.)

-Дорогие ребята! Мне было очень приятно с вами работать! Каждый из вас сегодня был для меня маленьким и ярким солнышком . Вы подарили мне тепло и радость.

Д.з. 1.написать сочинение-миниатюру(7-8 предложений) на тему «Счастливое пробуждение весны», используя глаголы с частицей не.

2. написать памятку поведения в общественных местах из 7-8 пунктов, используя глаголы с частицей не. (1,2 на выбор)

3. учи ру (задание от учителя) (Для всех) (5 мин)

















Рабочий лист

_______________________________________________________________________(ФИ)

Задание 1.

Задание

Самоанализ

1. Глагол - это .............часть речи:

а) самостоятельная ; б) служебная

2. Глагол отвечает на вопросы:

а) какой? какая? какое?;  б) кто? что?; в) что делал? что делает? что сделает?

3. Глагол обозначает:

а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета

4. У глагола есть три времени: ......................., ................. и ........................  .

5. Глагол может быть ………………….и ………………….. вида.

6. Спряжение глаголов - это:

а) изменение глаголов по лицам и числам; б) изменение глаголов по родам; в)изменение глаголов по временам

7. Только в прошедшем времени глаголы изменяются:

а) по падежам; б) по родам и числам  в) по лицам и числам

8. Глаголы прошедшего времени образуются с помощью…….

9. В предложении чаще всего глагол бывает ...........
10. Глагол исполь­зу­ет­ся в речи для пере­да­чи………….., выра­жа­ю­ще­го дина­ми­ку окру­жа­ю­ще­го мира и духов­ной жиз­ни человека.


Красный – 9 – 10 правильных

Зеленый – 7 – 8

Синий – 5 – 6

Желтый – 0-4



Тема урока_______________________________________________________________

Задание 2. Выпишите глаголы в два столбика. На какие группы можно разбить эти глаголы?

Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».

Частица Не никогда не подходила к глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности… Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица Не жить друг без друга не могут. (По Ф. Кривину)

? ( )

? ( )

Самоанализ



Красный – 6 слов

Зелёный – 5

Синий – 4

Желтый – 0 - 3













Задание 3 Определить лексическое значение глаголов

Глагол

Лексическое значение

Самоанализ

1

Недомогать

болеть

Красный – 4 правильных

Зелёный – 3

Синий – 2

Желтый – 0 - 1

2

Недоумевать

испытывать возмущение, крайнее недовольство.

3

Негодовать

испытывать ненависть.

4

Ненавидеть

сомневаться, колебаться по поводу невозможности понять, в чем дело.

Задание 4 Кластер (работа в паре)

Самоанализ





Красный – 11 – 12 правильных

Зеленый – 9 – 10

Синий – 6 – 8

Желтый – 0 - 5

Задание 5 Тест

Самоанализ


Красный – более 90 баллов

Зеленый – 70 – 90

Синий – 50 – 69

Желтый – менее 50

Задание 6. Рефлексия


Самоанализ

Красный – урок полезен, все понятно


Зеленый - Лишь кое-что чуть-чуть неясно

Синий – Еще придется потрудиться

Желтый – Да, трудно всё-таки учиться



Д.З. Учи ру (задание от учителя) (Для всех)

На выбор: 1. Написать сочинение-миниатюру(7-8 предложений) на тему «Счастливое пробуждение весны», используя глаголы с частицей не.

ИЛИ 2. Написать памятку поведения в общественных местах из 7-8 пунктов, используя глаголы с частицей не.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!