СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока о теме "Проблематика пьесы А.Н.Островского "Свои люди - сочтёмся!"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комедия "Свои люди - сочтемся" написана .Н.Островским написана в самом начале творчества, но, несмотря на это, проблематика её остается актуальной на все времена. Это пьеса об "отцах и детях", о людской непорядочности, подлости и неблагодарности. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока о теме "Проблематика пьесы А.Н.Островского "Свои люди - сочтёмся!"»

Урок литературы в 10 классе

Тема урока: Проблематика комедии А.Н.Островского «Свои люди - сочтемся!»

Цели урока: 1. Раскрыть идейно-художественное своеобразие комедии «Свои люди – сочтемся!», проблематику пьесы.
2. Развить коммуникативную культуру учащихся (навыки пересказа, участия в беседе, формулирования вывода), навыки анализа текста.
3. Способствовать воспитанию эмоционально чутких людей, включенных в систему общечеловеческих ценностей.

ХОД УРОКА

  1. Вступительное слово.

  А.Н.Островский родился 31 марта 1823 года. О месте своего рождения он напишет в своей пьесе «Тяжёлые дни»:

«А живу в той стороне, где дни разделяются на лёгкие и тяжёлые; где люди уверены, что земля стоит на трёх рыбах, и что, по последним известиям, кажется, она начинает шевелиться: значит, плохо дело; где заболевают от дурного глаза, а лечатся симпатиями; где есть свои астрономы, которые наблюдают за кометами и рассматривают двух человек на луне; где своя политика, и тоже получают депеши, но только всё больше из белой Арапии и стран, к ней прилежащих

- Назовите точное место рождения А.Н.Островского.

(Москва, район Замоскворечья)

Именно здесь, в Замоскворечье, находясь на службе ?? родился сюжет первой комедии А.Н.Островского.

- Как эта комедия называлась в первой публикации? («Банкрот»)



Удивительное дело: первое произведение никому еще не известного автора сразу же получило высокую оценку одного из современников.

- Кому принадлежат эти слова?

Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ре­визор». На «Банкроте» я ставлю номер четвёртый.

(В.Ф. Одоевский, писатель, журналист, философ, искусствовед).

- Актуально ли это произведение сегодня, какие проблемы, поднятые автором, и сейчас злободневны?





  1. Сюжет и композиция (краткий пересказ одного из учеников).

Беседа.

- Где же происходит действие?

(В доме Большова, в гостиной - дейст.1,3.

Потом в конторе, в доме Большова - дейст.2.

Дейст. 4- в доме Подхалюзина и Липочки)

- Сколько времени проходит с начала действия до конца всех событий? (несколько месяцев)

- Соблюдены ли требования классицизма (единство места, времени и действия)?

- А какая традиция времен классицизма все же соблюдается? (Говорящие фамилии).

- Какие «говорящие» фамилии встречаются в реалистической комедии «Свои люди – сочтёмся!» и  о чём они «говорят» зрителю и читателю?

(Подхалюзин – подхалюза ( у В.И.Даля), пролаз, пройдоха; лукавый, скрытный,   льстивый.

Рисположенский – «упиться до положения риз»

Самсон Силыч Большов – весомость и значительность в кубе.)

Липонька – Олимпиада – с одной стороны, фальшивка, подделка, с другой - воображает себя образованной, культурной, стремится занять высокое положение в обществе – мечтает выйти замуж за благородного.



  1. Характеристика персонажей (по группам).

Творческое задание: «Вам была поручена роль, сформулируйте свое представление о том, как нужно играть эту роль, что вы хотите раскрыть в образе?

1 и 2 группы

Женские образы – Липа, Аграфена Кондратьевна, Устинья Наумовна, няня

3 и 4 группы

Мужские образы – Большов, Подхалюзин, Рисположенский, Тишка

Подготовка и обсуждение выполнения творческого задания (можно задавать вопросы, делиться своими соображениями, как играть ту или иную роль.

4. Беседа.

- Есть ли в пьесе положительные герои?

- Что объединяет всех героев комедии? (Жадность, непорядочность, стремление к власти, нажива, накопительство, обман)





- Вызывает ли кто-либо из персонажей комедии ваши симпатии?

- А сочувствие кто-нибудь из героев вызывает?

5. Анализ сцены «Большов просит Липочку и Подхалюзина спасти его из долговой ямы»

(чтение отрывка действие 4, явление 4)
Большов. Уж ты скажи, дочка: ступай, мол, ты, старый черт, в яму! Да, в яму! В острог его, старого дурака. И за дело! Не гонись за большим, будь доволен тем, что есть. А за большим погонишься, и последнее отнимут, оберут тебя дочиста. И придется тебе бежать на Каменный мост да бросаться в Москву-реку. Да и оттедова тебя за язык вытянут да в острог посадят.
Все молчат. Большов пьет.
А вы подумайте, каково мне теперь в яму-то идти. Что ж мне, зажмуриться, что ли? Мне Ильинка-то теперь за сто верст покажется. Вы подумайте только, каково по Ильинке-то идти. Это все равно, что грешную душу дьяволы, прости господи, по мытарствам тащат. А там мимо Иверской, как мне взглянуть-то на нее, на матушку?.. Знаешь, Лазарь, Иуда - ведь он тоже Христа за деньги продал, как мы совесть за деньги продаем... А что ему за это было?" А там присутственные места, Уголовная палата... Ведь я злостный - умышленный... ведь меня в Сибирь сошлют. Господи!.. Коли так не дадите денег, дайте Христа ради! (Плачет.)

- Прокомментируйте эту сцену (обсуждение)

- Что ответили ему дочь и зять?

- В заголовок комедии вынесены слова одного из героев, Подхалюзина: «Свои люди - сочтёмся!» Раскройте смысл названия комедии.

6.Обобщение.

- Какие проблемы затрагивает комедия?

  • Проблему взаимоотношений "отцов и детей",

  • проблему стяжательства, накопительства;

  • чести и достоинства,

  • продажности и бесчестия,

  • предательства.





- О главной мысли в пьесе высказался А.Ф.Писемский:

 "Основная идея её развита вполне: необразованность, и вследствие её совершенное отсутствие всех нравственных правил и самый грубый эгоизм резко обнаруживается в каждом лице".

- Вернемся еще раз к вопросу, который звучал в начале урока: « В чем актуальность пьесы "Свои люди - сочтёмся!" сегодня?»

- Чем вызван интерес театральных и кинорежиссеров к этому произведению?

Информация о фильмах

Фильм - спектакль «Свои люди- сочтемся», режиссер А.Зиновьева (1970)

Фильм «Банкрот», режиссер И.Масленников (2009)

Домашнее задание

  1. Рецензия на фильм (по выбору)

  2. Составить сравнительную характеристику героев

Липа-Митрофанушка (Фонвизин. "Недоросль")

Аграфена Кондратьевна-мать Митрофанушки, г. Простакова.

Подхалюзин-Молчалин (Грибоедов, "Горе от ума")

Тишка-Осип (Гоголь, "Ревизор")




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!