СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 31.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Обобщающий урок по творчеству А.П.Чехова"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проведен для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Обобщающий урок по творчеству А.П.Чехова"»

Государственное автономное общеобразовательное учреждение Краснодарского края «Новолеушковская школа-интернат с профессиональным обучением»













Урок чтения и развития речи в 9а классе



«Обобщающий урок по рассказам

А.П.Чехова»





Учитель Мизильская Н.Н.

















2018-2019 уч.г.

Цели урока:

Образовательные:

- Повторение, обобщение, а также обогащение сведений о Чехове, как человеке и писателе;

- Закрепление знаний, полученных на уроках;

- Контроль объема и качества самостоятельного чтения учащихся.

Развивающие:

- Развитие памяти и мышления учащихся;

- Развитие творческих способностей детей;

- Развитие речи учащихся, умения точно и грамотно отвечать на поставленный вопрос.

Воспитательные:

- Воспитание интереса к творчеству А.П. Чехова;

- Воспитание квалифицированного читателя, чуткого к художественному слову;

- Воспитание нравственных качеств личности (доброты, сострадания, честности, искренности, любви к ближнему).


Оборудование: ИД, компьютер, проектор, презентация к уроку, аудиокниги произведений А.П.Чехова, выставка книг по творчеству А.П. Чехова, костюмы для инсценировки эпизодов рассказов А.П.Чехова.



Содержание.

  1. Аннотация к уроку

  2. Подготовительная работа

  3. Организационный момент

  4. Объявление темы урока

  5. Основная часть урока

а) Конкурс №1 «Разминка», состоящий из ответов на вопросы по биографии писателя.

б) Конкурс №2 «Вставь словечко» (Учащимся предлагается вставить пропущенное слово в названия рассказов, записанные на доске).

в) Конкурс №3 «Ассоциации» (Дети по предмету узнают рассказ А.П. Чехова).

г) Конкурс №4 «Откуда это?» (Необходимо определить произведение, из которого взят отрывок. Отрывки взяты из аудиокниги).

  1. Проведение физминутки

д) Конкурс №5 «Художники» (Требуется определить произведение, к которому относится данная иллюстрация).

е) Конкурс №6 «Словарная работа» (Требуется объяснить значение слов).

ж) Конкурс №7 «Инсценировка» (Сценки, предоставленные группами по рассказам «Злоумышленник», «Пересолил».

  1. Подведение итогов. Наследие А.П. Чехова (выставка книг)

  2. Используемая литературы



Аннотация к уроку

Подготовка и проведение данного урока вызваны необходимостью формирования у учащихся серьёзного отношения как к изучению произведений писателей-классиков, так и к урокам чтения и развития речи вообще.

Тем не менее, подбор содержания, методов, приёмов и форм урока, структура урока соответствуют возрастным особенностям учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Постоянно происходит смена видов деятельности, сочетаются словесные и наглядные методы, используются игровые приёмы и драматизации, групповые и индивидуальные выступления учащихся.

Проведению урока предшествовала большая подготовительная работа, состоящая из изучения биографии и творчества А.П.Чехова, просмотра презентаций и фильмов по его произведениям, выполнение творческих работ. Таким образом, у учащихся «назрела» необходимость показать свои знания, проявить свою индивидуальность (ведь каждый имел возможность выбора: в количестве прочитанных произведений, выбора роли для себя на уроке, выбора произведения для выполнения творческой работы…), высказаться, показать свои знания и умения.

Детям приходилось постоянно решать проблемы, начиная с объяснения понимания смысла эпиграфа урока, ответов на проблемные вопросы до поиска общих особенностей творчества писателя, опираясь на его высказывания, факты биографии, содержание произведений.

В ходе урока использовались следующие педагогические технологии:

1.Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации педагогического процесса:

а) перспективно-опережающее обучение (содержание материла для чтения);

б) групповые технологии;

в) культуровоспитывающая технология по интересам детей (каждый взял на себя определённую роль на уроке: экскурсовод, герой одного из рассказов, капитан команды).

2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игра, драматизация, постановка проблемы).

3. Педагогические технологии здоровьесберегающего характера.

4. Система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности. (творческие работы, сценки).

Приобретаемые навыки: активизация познавательной и самостоятельной работы, формирование умения учебного сотрудничества, развитие способности к перевоплощению, умения целостно воспринимать писателя как творческую личность.

Методы обучения:

  • беседа;

  • работа с книгой;

  • метод творческих работ;

  • частично-поисковый метод;

  • проблемный

  • выразительный пересказ;

  • «заочная экскурсия» с демонстрацией фото памятных мест.

Формы обучения:

урок, включающий в себя конкурсы, работу в группах.

Новизна:

заключается в особенностях организации и построения урока с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья с большой степенью их самостоятельности.

Для придания большей значимости деятельности каждого ребёнка, стимулированию яркости выступлений и ответов были приглашены педагоги.

Средства обучения:

учебник, компьютер, аудиокниги, тетради, произведения А.П.Чехова.

Подготовительная работа:

  1. Чтение и обсуждение произведений А.П.Чехова.

  2. Написание отзывов по понравившимся произведениям.

  3. Иллюстрирование понравившихся произведений.

  4. Ответы на вопросы анкеты по творчеству Чехова.

  5. Знакомство с высказываниями великих людей об А.П.Чехове и его творчестве.

  6. Просмотр презентации «А.П.Чехов».

  7. Работа в группах над содержанием произведений.

  8. Инсценирование эпизодов произведений.

  9. Самостоятельное изучение биографии А.П.Чехова и коллективное обсуждение наиболее интересных эпизодов.

  10. Работа над анализом и частичным пересказом произведений: «Злоумышленник», «Пересолил», «Лошадиная фамилия», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Каштанка».

  11. Выявление особенностей, присущих творчеству А.П.Чехова.

  12. Знакомство с высказываниями А.П.Чехова, ставшими «крылатыми».

  13. Знакомство с наследием А.П.Чехова.


Ход урока

Урок проводится с применением интерактивной доски

  1. Организационный момент

Слайд 1.

- Здравствуйте. Мне приятно видеть ваши милые лица, нарядную одежду. Я думаю, что ваши мысли, ваше душевное состояние на уроке будет такое же прекрасное, потому что на уроке чтения и развития речи мы изучаем творчество писателя, который ценил всё прекрасное в человеке. Именно ему принадлежат слова:

Слайд 2

«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

- Кто этот писатель? (вопрос сильным обучающимся) (Антон Павлович Чехов)


Правильно. Эти слова стали смыслом его жизни и творчества.


Я рада видеть вас! Приветствуя, друзья!

На урок пришли не зря.

А знаете ли вы, кто Чехов был такой?

Писателем он был. И с ним знаком любой.

А знаете ли вы, какой был человек?

Живет в сердцах людей уже второй он век.

А знаете ли вы, о чем же он писал?

А он писал о том, о чем он много знал:

Писал он про людей, живущих в время то.

И так, как он писал, не пишет уж никто.

Приветственную речь пора нам завершать.

А в заключение хотелось бы сказать,

Что Чехов был и есть. И будет он всегда.


  1. Объявление темы урока

Слайд 3

- Сегодня у нас обобщающий урок по творчеству А.П. Чехова. Ребята, встреча наша не случайна.

Слайд 4

Потому что 29 января 2019 года наша страна и вся ее читающая часть отметит 159 годовщину со дня рождения писателя. С творчеством Чехова мы уже знакомы.

- Какие рассказы Чехова вы читали? («Хамелеон», «Тонкий и Толстый», «Лошадиная фамилия», «Злоумышленник», «Пересолил», «Каштанка»).

- Таким образом, сегодня на уроке мы вспомним изученное и прочитанное ранее, а также проверим, насколько хорошо вы изучили произведения Чехова. Антон Павлович был умным, добрым, умеющим сострадать человеком. Его произведения удивительно современны и сейчас, потому что главное в них – страстное желание нравственного совершенствования человека. А проведем в виде викторины. Таким образом мы подведем итог изучения творчества писателя.

За правильные ответы каждый из вас будет получать жетоны.

  1. Основная часть урока 

Слайд 5

Конкурс №1. «Разминка».

(учащимся требуется ответить на задаваемые учителем вопросы).

  1. Где и когда родился Чехов?

  2. На берегу, какого моря? (вопрос сильным обучающимся»

Слайд 6 ( *17 (29) января 1860 года в Таганроге) (Азовского)

  1. Сколько было братьев и сестер у Чехова?

Слайд 7 (Четыре родных брата и сестра: старшие братья – Александр и Николай, младшие – Иван, Михаил, сестра Мария.)

  1. Ребята, как вы думаете, что изображено на доске?

Слайд 8 (Лавка отца, где работал Чехов и его братья) (Вопрос сильным обучающимся)

Слайд 9

  1. Что за интересные названия даны на доске? (Псевдонимы А.П.Чехова)

- Сколько всего было псевдонимов у Чехова? (Вопрос сильным обучающимся)

Щелчок (около 50)

  1. Под каким псевдонимом появились первые произведения А.П. Чехова? (Щелчок) (Антоша Чехонте)

  2. После окончания гимназии в Таганроге, куда переезжает Чехов? (В Москву) (Вопрос слабым обучающимся)

- И поступает…? (В Московский университет на медицинский факультет) Слайд 10

  1. Кем был по профессии Чехов?

Слайд 11 (Врачом)

Слайд 12

  1. Кто был одним из самых близких друзей Чехова из русских писателей?

- Подсказка на доске. (фотография с друзьями. Один из которых Л.Н. Толстой) щелчок

А) Н.А. Некрасов -

Б) Л.Н. Толстой +

В) И.С. Тургенев -


Слайд 13

Конкурс № 2. «Вставь словечко»

(Учащимся предлагается вставить пропущенное слово в названия рассказов, записанные на доске).

Слайд 14 «…………..милифая» Щелчок (Лошадиная фамилия).

Щелчок «Тыйтолс и …………….» Щелчок (Толстый и тонкий).


Слайд 15

  1. Продолжение урока

Конкурс № 3. «Ассоциации»

(Учитель называет ассоциацию, учащиеся, опираясь на нее, узнают рассказ.).

  • Ящерица («Хамелеон»)

  • Дворняжка («Каштанка»)

  • Гайка («Злоумышленник»)

  • Соль («Пересолил»)

  • Овес («Лошадиная фамилия»)


Слайд 16

Конкурс № 4. «Откуда это?»

(Ученикам необходимо определить произведение, из которого взят отрывок текста. Отрывки взяты из аудиокниги)

Слайд 17

  1. «…Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трех ногах и оглядываясь, бежит собака…» («Хамелеон»).

Слайд 18

  1. «…На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля…» («Толстый и тонкий»).

Слайд 19

  1. «…- Что же ты скулишь? – продолжал он, сбивая пальцем с ее спины снег. – Где твой хозяин? Должно быть, ты потерялась. Ах, бедный песик! Что же мы теперь будем делать?» («Каштанка»).

Слайд 20

  1. «У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы. Он полоскает рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щеку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но всё это или не помогало, или вызывало тошноту…». («Лошадиная фамилия»)

Слайд 21

  1. «…Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонко в пестрядинной рубахе, латанных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости…» («Злоумышленник»).


Слайд 22

  1. Физминутка (Здоровьесбережение)


Слайд 23

Конкурс № 5. «Художники»

(Требуется определить произведение, к которому относится данная иллюстрация)

Слайд 24 - «Пересолил» щел.

Слайд 25 - «Хамелеон» щел.

Слайд 26 - «Лошадиная фамилия» щел.

Слайд 27 - «Хамелеон» щел.

Слайд 28 - «Каштанка» щел.

Слайд 29 - «Толстый и тонкий» щел.


Слайд 30

Конкурс №6 «Словарная работа»

1) Объясните значение слов:

Слайд 31 - латаные порты (чиненые штаны);

Слайд 32 - живец (маленькая рыбка для ловли более крупной рыбы);

Слайд 33 - учинить (сделать, совершить);

Слайд 34 - недоимка (невыплаченный налог, неоплаченный долг);

Слайд 35 - шилишпер, уклейка, пескарь, голавль (названия рыб);

Слайд 36 - землемер (специалист по измерению участков земли и определению границ (межей) между ними);

Слайд 37 - к черту на кулички (неизвестно куда).


Слайд 38

Конкурс №7 «Инсценировка».

(Учащимся предлагается выразительно прочитать в лицах предлагаемый отрывок из рассказа).

1 команда – «Злоумышленник» (автор, злоумышленник, следователь)

2 команда – «Пересолил» (автор, Клим, землемер)


Слайд 39

  1. Подведение итогов

Слайд 40

  1. Д/З: Написать небольшое сочинение «Мой любимый рассказ Чехова».

  2. Выставление оценок

Используемая литература

Рассказы А.П.Чехова.

Интернет-ресурсы

http://konesh.ru/viktorina-po-rasskazam-a-p-chehova.html

http://detskiychas.ru/audio-skazki/chehov_loshadinaya_familiya/

http://detskiychas.ru/audio-skazki/chehov_zloumyshlennik/

https://audioskazki-online.ru/rasskazy/chekhov-anton/kashtanka

http://detskiychas.ru/audio-skazki/chehov_tolsty_i_tonky/

http://detskiychas.ru/audio-skazki/chehov_hameleon/

https://yandex.ru/images


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!