КГБОУ «Новоалтайская общеобразовательная школа-интернат»
Тема: «Обобщение по теме: «Русь в IX- первой половине XII веков»»
Подготовила:
учитель истории
высшей квалификационной категории
Нестерова Виктория Викторовна
г. Новоалтайск 2022
Цель: повторить, обобщить, систематизировать, закрепить имеющиеся у обучающихся знания по теме:
«Древняя Русь в IX- первой половине XII веков»
Задачи:
- закрепить знание основных дат и понятий, исторических личностей; - систематизировать исторический материал о Древней Руси, выяснить уровень знания материала и степень его усвоения обучающимися, воспитанниками; - проконтролировать знания основных событий, исторических личностей, дат; |
- развивать правильность употребления языковых средств и понимания значений слов как условие развития словесно – логического мышления и воображения; |
- развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение, кратко и долговременную память, словесную память через воспроизведение учебного материала на уроке; |
- совершенствовать навыки речевого общения на уроках истории; |
- способствовать воспитанию у обучающихся, воспитанников интереса к истории нашей страны, любовь и уважение к прошлому нашего народа. Планируемые результаты: Предметные: Обобщение и систематизация материала, изученного в главе Русь в IX – первой половине XII века. Метапредметные УУД: Регулятивные: Владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации. Осмысление прочитанного. Извлечение необходимой информации. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении поблеем творческого и поискового характера. Коммуникативные: Использование речевых средств, для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, умение выделять главное, ориентироваться в информационном потоке. Уметь полно и точно выражать свои мысли. Личностные УУД: Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимание необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов. |
Тип урока: урок развивающего контроля.
Оборудование: мультимедийная презентация, контурные карты, атлас, индивидуальные карточки, генеалогическое древо.
Словарь: дань, урок, полюдье, погост, князь, вотчина
Ход урока
№п/п | Основное содержание. | Ответы детей. | Виды работ. | Номер слайда. |
1. | Организационный момент. - Здравствуйте. - Садитесь. Какое сегодня число? Какой урок сейчас будет? Сегодня дежурный звук – д - | Сегодня … Сейчас будет урок истории. Сегодня дежурный звук | | |
2 | Речевая зарядка Д ада –адо – аду дра – дро – дру -дре дре – древляне дре – древняя Древняя Русь В Древней Руси древляне платили дань Киеву. | | Коллективное чтение. Индивидуальная работа с учащимися. Отработка дежурного звука. | 3 |
3 | Мотивация к учебной деятельности. - Историю какого государства мы изучаем? - События какого века мы закончили изучать? - Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? Итак, тема нашего урока «Обобщение по теме «Древняя Русь в IX – первой половине XII века».Сегодня у нас с вами будет необычный урок, он будет в форме игры. -Какие вопросы в себе содержит в себе эпиграф? «Откуда есть пошла русская земля, кто стал в Киеве первый княжить, и как русская земля стала развиваться…» (Нестор) Нам с вами предстоит разделиться на две команды. Каждая команда получает оценочный лист с заданиями. За каждый конкурс капитан команды будет проставлять баллы в оценочные листы. В конце урока капитаны команд подведут итоги и оценят результаты работы каждого ученика в целом. | Мы изучаем историю Руси. Киевской Руси. 9 – 12 века. повторять, обобщать 1. Откуда есть пошла русская земля? 2. Кто стал первый в Киеве княжить? 3. И как русская земля стала развиваться? | Работа с эпиграфом Объяснение правил игры | 4 5 6 |
4 | Операционный/организация познавательной деятельности по решению учебной задачи/ 1 конкурс. Работа с контурной картой (домашнее задание) - отметьте на карте границу Киевской Руси в XII веке; - подпишите названия двух крупнейших городов Киевской Руси. 2 конкурс Генеалогическое древо - распределите князей по времени их правления на Руси. 3 конкурс Исторические личности - О ком идёт речь? В 945 году князь _______ отправился собирать дань с древлян. Он решил собрать дань дважды, за что был убит. ___________ долго думал, как объединить всех людей в государстве и решил выбрать веру в единого Бога, которая сблизила бы всех людей. В 862 г. власть над Новгородом и его окрестностями перешла к варяжскому предводителю __________. Он стал основоположником первой правящей династии на Руси. Всех его потомков стали звать Рюриковичами. Жестоко отмстила древлянам за смерть мужа. Сожгла Искоростень хитростью собрав с каждого двора по три голубя, да по 3 воробья. Он принял «Русскую правду» – первый свод законов на Руси. В народе его называли ___________ Мудрый. 4 конкурс Работа с датами - Соотнесите дату и событие. | Образование Древнерусского государства. Крещение Руси. Языческая реформа князя Владимира. Начало правления Рюрика. Восстание древлян. Смерть князя Игоря. | 5 конкурс Занятия славян. ЗМЕЕЛДЕИЕ ХТООА РБОВТЫОЛСВО БТНЧОРИЕТСВО 6 конкурс Словарь объезд князей с дружиной подвластных земель, племен для сбора дани; места для сбора дани; размер дани; глава государства на Руси; государственный налог; наследственные земельные держания (переходящие от отца к детям). 7 конкурс Найдите ошибки в тексте Жили восточные славяне родовыми общинами, а затем соседскими. Главным занятием славян было бортничество. Первым киевским князем был варяг Владимир. Княжили в древней Руси и женщины - это Ольга и Анна Ярославна. Много хорошего было сделано князьями. Например, Ярослав Мудрый окрестил Русь. 8 конкурс (При наличии времени тест) | Игорь Владимир Рюрик Ольга Ярослав | Работа по индивидуальным карточкам Работа в группе. Составление генеалогического древа на доске | 7, 8 9 10-15 16-19 20-25 26 27-28 |
9 | Итог урока. Какую тему мы сегодня изучали? Что нового вы узнали сегодня на уроке? Как мы работали на уроке? | | Отчёт о проделанной работе. Оценка работы команды капитанами команд. | 29-30 |
10 | Домашнее задание. нет | | | |
Приложение №1
Приложение №2
Генеалогическое древо
Приложение №3
Исторические личности
- О ком идёт речь?
1.В 945 году князь _______ отправился собирать дань с древлян. Он решил собрать дань дважды, за что был убит.
2.___________ долго думал, как объединить всех людей в государстве и решил выбрать веру в единого Бога, которая сблизила бы всех людей.
3.В 862 г. власть над Новгородом и его окрестностями перешла к варяжскому предводителю __________. Он стал основоположником первой правящей династии на Руси. Всех его потомков стали звать Рюриковичами.
4.Жестоко отмстила древлянам за смерть мужа. Сожгла Искоростень хитростью собрав с каждого двора по три голубя, да по 3 воробья. _____________
5.Он принял «Русскую правду» – первый свод законов на Руси.
В народе его называли ___________ Мудрый.
Приложение №4
Работа с датами
862882945980988
- Соотнесите дату и событие
| Образование Древнерусского государства. Крещение Руси. Языческая реформа князя Владимира. Начало правления Рюрика. Восстание древлян. Смерть князя Игоря. |
Приложение №5
Занятия͜ славян
ЗМЕЕЛДЕЛИЕ
ХТООА
РБОВТЫОЛСВО
БТНЧОРИЕТСВО
Приложение №6
Слōвáрь
Соотнеси слово и его значение.
Дань | наслéдственные земéльные держáния (перехōдящие ōт ōтцá к дéтям). |
Урок | ōбъéзд князéй с дружúнōй пōдвлáстных земéль, племён для сбόра дáни. |
Полюдье | местá для сбόра дáни. |
Погост | размéр дáни. |
Князь | главá гōсудáрства на Русú. |
Вотчина | гōсудáрственный налόг. |
Приложение №7
Найдúте ōшúбки в тéксте
Жúли вōстóчные славяне рōдōвыми ōбщúнами, а затéм сōсéдскими. Глáвным занятием славян былō бóртничествō. Пéрвым кúевским князем был варяг Владúмир. Княжили в Дрéвней Русú и жéнщины - этō Óльга и Áнна Ярōслáвна. Мнόгō хōрóшегō былō сдéланō князьями. Напримéр, Ярōслáв Мýдрый ōкрестúл Русь.
Оценочный лист участника команды"______________________________"
Состав команды:
Фамилия, имя ученика_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ конкурса | Название конкурса | Количество баллов |
1 | Домашнее задание "Работа с контурной картой» | |
2 | «Генеалогическое древо» | |
3 | «Исторические личности» | |
4 | «Дата - событие» | |
5 | «Занятие славян» | |
6 | «Словарь». | |
7 | "Найди ошибку в тексте" | |
| Общее количество баллов | |
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
Назовите имя князя, которого призвали из чужих земель к управлению Древнерусским государством и считают его основателем Киевской Руси.
Рюрик
Олег
Игорь
Кто стал приемником Рюрика и окончательным создателем единого Древнерусского государства?
Игорь
Ольга
Олег
Как закончился поход князя Игоря к древлянам за данью, которой ему показалась мало и он вернулся за ней повторно?
Древляне выплатили дань повторно
Древляне убили князя Игоря и его дружину
Древляне не пустили князя Игоря и вступили в бой с войском Игоря.
Кто стал управлять Древнерусским государством после смерти Игоря
Его жена княгиня Ольга
Сын Игоря Святослав
Ярослав Мудрый
Какое важное событие произошло в 988 году во времена правления князя Владимира?
Война с кочевниками –печенегами
Принятие Христианства на Руси
Ледовое побоище