СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Обобщение по теме "Древняя Русь в IX - первой половине XII веков"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Обобщение по теме "Древняя Русь в IX - первой половине XII веков"»

КГБОУ «Новоалтайская общеобразовательная школа-интернат»











Тема: «Обобщение по теме: «Русь в IX- первой половине XII веков»»







Подготовила:

учитель истории

высшей квалификационной категории

Нестерова Виктория Викторовна









г. Новоалтайск 2022



Цель: повторить, обобщить, систематизировать, закрепить имеющиеся у обучающихся знания по теме:

«Древняя Русь в IX- первой половине XII веков»

Задачи:

- закрепить знание основных дат и понятий, исторических личностей;

- систематизировать исторический материал о Древней Руси, выяснить уровень знания материала и степень его усвоения обучающимися, воспитанниками;

- проконтролировать знания основных событий, исторических личностей, дат;

- развивать правильность употребления языковых средств и понимания значений слов как условие развития словесно – логического мышления и воображения;

- развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение, кратко и долговременную память, словесную память через воспроизведение учебного материала на уроке;

- совершенствовать навыки речевого общения на уроках истории;

- способствовать воспитанию у обучающихся, воспитанников интереса к истории нашей страны, любовь и уважение к прошлому нашего народа.


Планируемые результаты:

Предметные:

Обобщение и систематизация материала, изученного в главе Русь в IX – первой половине XII века.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

Владение навыками контроля и оценки своей деятельности.

Поиск и устранение причин возникших трудностей.

Познавательные:

Поиск и выделение необходимой информации.

Осмысление прочитанного.

Извлечение необходимой информации.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении поблеем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:

Использование речевых средств, для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, умение выделять главное, ориентироваться в информационном потоке.

Уметь полно и точно выражать свои мысли.

Личностные УУД:

Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимание необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов.


Тип урока: урок развивающего контроля.

Оборудование: мультимедийная презентация, контурные карты, атлас, индивидуальные карточки, генеалогическое древо.

Словарь: дань, урок, полюдье, погост, князь, вотчина



Ход урока


п/п

Основное содержание.

Ответы детей.

Виды работ.

Номер слайда.

1.


Организационный момент.

- Здравствуйте.

- Садитесь. Какое сегодня число? Какой урок сейчас будет?

Сегодня дежурный звук – д -

Сегодня …

Сейчас будет урок истории.

Сегодня дежурный звук




2

Речевая зарядка

Д

ада –адо – аду

дра – дро – дру -дре

дре – древляне

дре – древняя

Древняя Русь

В Древней Руси древляне платили дань Киеву.


Коллективное чтение.

Индивидуальная работа с учащимися.

Отработка дежурного звука.


3

3

Мотивация к учебной деятельности.

- Историю какого государства мы изучаем?




- События какого века мы закончили изучать?

- Как вы думаете, что мы будем делать на уроке?

Итак, тема нашего урока «Обобщение по теме «Древняя Русь в IX – первой половине XII века».Сегодня у нас с вами будет необычный урок, он будет в форме игры.

-Какие вопросы в себе содержит в себе эпиграф?

«Откуда есть пошла русская земля, кто стал в Киеве первый княжить, и как русская земля стала развиваться…»

(Нестор)


Нам с вами предстоит разделиться на две команды. Каждая команда получает оценочный лист с заданиями. За каждый конкурс капитан команды будет проставлять баллы в оценочные листы. В конце урока капитаны команд подведут итоги и оценят результаты работы каждого ученика в целом.




Мы изучаем историю Руси. Киевской Руси.


9 – 12 века.

повторять, обобщать



1. Откуда есть пошла русская земля?

2. Кто стал первый в Киеве княжить?

3. И как русская земля стала развиваться?









Работа с эпиграфом





Объяснение правил игры










4


5





6

4

Операционный/организация познавательной деятельности по решению учебной задачи/

1 конкурс. Работа с контурной картой (домашнее задание)

- отметьте на карте границу Киевской Руси в XII веке;
- подпишите названия двух крупнейших городов Киевской Руси.


2 конкурс Генеалогическое древо

- распределите князей по времени их правления на Руси.

3 конкурс Исторические личности

- О ком идёт речь?

В 945 году князь _______ отправился собирать дань с древлян. Он решил собрать дань дважды, за что был убит.


___________ долго думал, как объединить всех людей в государстве и решил выбрать веру в единого Бога, которая сблизила бы всех людей.


В 862 г. власть над Новгородом и его окрестностями перешла к варяжскому предводителю __________. Он стал основоположником первой правящей династии на Руси. Всех его потомков стали звать Рюриковичами.


Жестоко отмстила древлянам за смерть мужа. Сожгла Искоростень хитростью собрав с каждого двора по три голубя, да по 3 воробья.


Он принял «Русскую правду» – первый свод законов на Руси.


В народе его называли ___________ Мудрый.

4 конкурс Работа с датами

- Соотнесите дату и событие.

  • 862

  • 882

  • 945

  • 980

  • 988


  • Образование Древнерусского государства.

  • Крещение Руси.

  • Языческая реформа князя Владимира.

  • Начало правления Рюрика.

  • Восстание древлян. Смерть князя Игоря.


5 конкурс Занятия славян.

ЗМЕЕЛДЕИЕ
ХТООА
РБОВТЫОЛСВО
БТНЧОРИЕТСВО


6 конкурс Словарь

  • объезд князей с дружиной подвластных земель, племен для сбора дани;

  • места для сбора дани;

  • размер дани;

  • глава государства на Руси;

  • государственный налог;

  • наследственные земельные держания (переходящие от отца к детям).

7 конкурс Найдите ошибки в тексте

Жили восточные славяне родовыми общинами, а затем соседскими. Главным занятием славян было бортничество. Первым киевским князем был варяг Владимир. Княжили в древней Руси и женщины - это Ольга и Анна Ярославна. Много хорошего было сделано князьями. Например, Ярослав Мудрый окрестил Русь.

8 конкурс

(При наличии времени тест)












Игорь


Владимир


Рюрик




Ольга


Ярослав





Работа по индивидуальным карточкам

Работа в группе.

Составление генеалогического древа на доске



7, 8




9


10-15




















16-19








20-25






26









27-28

9

Итог урока.

Какую тему мы сегодня изучали?

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Как мы работали на уроке?


Отчёт о проделанной работе. Оценка работы команды капитанами команд.

29-30


10

Домашнее задание. нет








Приложение №1

Приложение №2

Генеалогическое древо

















































Приложение №3

Исторические личности

- О ком идёт речь?


1.В 945 году князь _______ отправился собирать дань с древлян. Он решил собрать дань дважды, за что был убит.



2.___________ долго думал, как объединить всех людей в государстве и решил выбрать веру в единого Бога, которая сблизила бы всех людей.



3.В 862 г. власть над Новгородом и его окрестностями перешла к варяжскому предводителю __________. Он стал основоположником первой правящей династии на Руси. Всех его потомков стали звать Рюриковичами.



4.Жестоко отмстила древлянам за смерть мужа. Сожгла Искоростень хитростью собрав с каждого двора по три голубя, да по 3 воробья. _____________



5.Он принял «Русскую правду» – первый свод законов на Руси.

В народе его называли ___________ Мудрый.





Приложение №4

Работа с датами



862882945980988



- Соотнесите дату и событие

  • 862

  • 882

  • 945

  • 980

  • 988


  • Образование Древнерусского государства.

  • Крещение Руси.

  • Языческая реформа князя Владимира.

  • Начало правления Рюрика.

  • Восстание древлян. Смерть князя Игоря.






Приложение №5

Занятия͜ славян

ЗМЕЕЛДЕЛИЕ


ХТООА


РБОВТЫОЛСВО


БТНЧОРИЕТСВО





Приложение №6

Слōвáрь

Соотнеси слово и его значение.

Дань


наслéдственные земéльные держáния (перехōдящие ōт ōтцá к дéтям).


Урок


ōбъéзд князéй с дружúнōй пōдвлáстных земéль, племён для сбόра дáни.


Полюдье


местá для сбόра дáни.

Погост


размéр дáни.


Князь


главá гōсудáрства на Русú.


Вотчина


гōсудáрственный налόг.






Приложение №7

Найдúте ōшúбки в тéксте

Жúли вōстóчные славяне рōдōвыми ōбщúнами, а затéм сōсéдскими. Глáвным занятием славян былō бóртничествō. Пéрвым кúевским князем был варяг Владúмир. Княжили в Дрéвней Русú и жéнщины - этō Óльга и Áнна Ярōслáвна. Мнόгō хōрóшегō былō сдéланō князьями. Напримéр, Ярōслáв Мýдрый ōкрестúл Русь.



Оценочный лист участника команды"______________________________"

Состав команды:

Фамилия, имя ученика_____________________________________________________________________________________________________________________________________________



конкурса

Название конкурса

Количество баллов

1

Домашнее задание "Работа с контурной картой»



2

«Генеалогическое древо»



3

«Исторические личности»



4

«Дата - событие»



5

«Занятие славян»



6

«Словарь».



7

"Найди ошибку в тексте"





Общее количество баллов







ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

  1. Назовите имя князя, которого призвали из чужих земель к управлению Древнерусским государством и считают его основателем Киевской Руси.

Рюрик

Олег

Игорь

  1. Кто стал приемником Рюрика и окончательным создателем единого Древнерусского государства?

Игорь

Ольга

Олег

  1. Как закончился поход князя Игоря к древлянам за данью, которой ему показалась мало и он вернулся за ней повторно?

Древляне выплатили дань повторно

Древляне убили князя Игоря и его дружину

Древляне не пустили князя Игоря и вступили в бой с войском Игоря.

  1. Кто стал управлять Древнерусским государством после смерти Игоря

Его жена княгиня Ольга

Сын Игоря Святослав

Ярослав Мудрый

  1. Какое важное событие произошло в 988 году во времена правления князя Владимира?

Война с кочевниками –печенегами

Принятие Христианства на Руси

Ледовое побоище