«Правописание приставок и предлогов»
Термины, понятия: приставка, предлог, части речи, глагол. ВЫУЧИТЬ!!!
Формы работы: фронтальная работа, групповая, индивидуальная работа.
Оборудование к уроку: классная доска, презентация, учебник Канакиной В. П. «Русский язык» 3 класс, цветные автобусы для рефлексии, тест, раздаточный материал (ДОМИНО), маршрутный лист.
Ход урока
I. Организационный момент
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. У нас в классе присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними, пожалуйста.
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
II. Самоопределение к деятельности
- Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое?
- Клад - это богатство, деньги, золото.
- Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Нас ждут трудности и опасности, но мы с ними обязательно справимся. Итак, в путь!
- Чтобы найти клад, нам нужна карта! А получим мы её, когда разгадаем кроссворды.
Разбиваемся на две группы (1,5 ряда). Капитаны команды проверяют работу своих соперников по образцу на доске.
По горизонтали:
1.Сшили их из черной кожи,
В них теперь ходить мы можем.
И на слякотной дороге
Не промокнут наши ноги. (Сапоги)
2.Куда бежит — сама не знает.
В степи ровна, в лесу плутает,
Споткнется у порога.
Что это? (Дорога)
3. Утром он приходит в школу,
Днем — в кружок по баскетболу,
Он старается учиться,
И нисколько не лениться.
4.Что за комната такая!
Очень светлая, большая.
Парты ровными рядами,
А за партами мы сами. (Класс)
5.Рядом с дворником всегда я.
Разгребаю снег кругом.
И ребятам помогаю
Делать горку, строить дом. (Лопата)
По вертикали:
6.Перед корнем подставляем
Эту часть как называем? (Приставка)
По горизонтали:
1.В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, кисти, скрепки, кнопки —
Что угодно для души. (Пенал)
2.Многолюден, шумен, молод,
Под землей грохочет город.
А дома с народом тут
Вдоль по улице бегут. (Метро)
3.Назовите-ка , ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его — всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем новый год. (Декабрь)
4.Сверху ряска,
А наступишь — вязко. (Болото)
По вертикали:
1.Такое вам признание:
Всем людям тем я услужу,
Что вместе с окончанием
Дружно слова свяжу. (Предлог)
- Кто может сформулировать тему урока? О чем мы будем говорить на уроке? (Правописание приставок и предлогов.)
- Правильно, тема сегодняшнего урока «Правописание приставок и предлогов».
- Какую цель мы поставим перед собой? (умение находить и различать в написании приставки и предлоги)
- Тетрадь - это наш дневник кладоискателя. Откройте его. Запишите число, классная работа.
- Посмотрите, на карте обозначено начальное место – это один из городов страны Грамматики, город Приставок и Предлогов. В городе есть остановки: чтобы доехать до следующей остановки, нужно выполнить задание. У вас есть маршрутные листы, которые в конце путешествия вы должны будете сдать заполненными.
- Теперь в путь! Готовы ли вы?
III. Актуализация знаний
- Жители страны Грамматики очень чистоплотны. Они любят чистоту и порядок во всем, особенно в своих записях.
- Остановка первая «Чистописание»: угадайте, что вы будете сегодня писать на минутке чистописания?
- Запишите буквы и буквосочетания: по, с, у, к, под, до, про.
- Я считаю, что каждая буква и буквосочетание, написанное вами, может быть и приставкой, и предлогом. А как вы считаете?
- Обратите снимание, что в русском языке есть только предлог с, но не з.
- Отметьте в маршрутном листе под остановкой №1, как вы оцениваете свою работу.
IV. Работа по теме урока
- Что такое приставка? Как она пишется со словом? Почему
(Приставка — это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка пишется со словом слитно, так как это часть слова.)
- Что такое предлог? Как он пишется со словом? Почему?
(Предлог — это часть речи. Предлог пишется со словом раздельно, так как это часть речи.)
- Следующая остановка улица «Памятка».
На доске карточки «ПРЕДЛОГ» и «ПРИСТАВКА» и карточки, которые нужно распределить (часть слова, часть речи, отдельно, слитно, для связи слов в предложении, для образования новых слов)
- Распределите карточки, которые относятся к приставке и предлогу.
Добавляются еще две карточки со надписями: «написал» и «на доске».
- Какое из данных слов можно отнести к предлогу, а какое к приставке?
- Запишите слова, выделите приставку и отметьте предлог в треугольник.
- Правописание приставок и предлогов — это орфограмма!
- Откроем стр.133 учебника. Прочтите сведения о языке.
- Перед какими словами никогда не стоит предлог? (перед глаголами).
- Отметьте в маршрутном листе под остановкой №2, как вы оцениваете свою работу.
- Третья остановка, на которую мы прибываем, называется «Узнайка».
Алгоритм определения приставки/предлога.
На доске пустая таблица, заполняем вместе с детьми. Всплывающие окошки.
- Прочитайте стихотворение.
А потом ты покатился
И назад не воротился
Покатился в огород
(До)катился (до)ворот
(Под)катился (под)ворота
(До)бежал (до)поворота
Там попал под колесо
Хлопнул, лопнул… вот и все.
- Запишите по вариантам, раскрывая скобки.
1 вариант записывает (До)катился (до)ворот.
2 вариант записывает (Под)катился (под)ворота.
3 вариант записывает (До)бежал (до)поворота.
- Чем похожи предлоги и приставки? (буквенным составом)
- Перед какими частями речи предлоги не пишутся? (глагол)
!!! Запомните! С глаголами предлоги никогда не употребляются.
- Правильно, между предлогом и словом можно вставить либо вопрос, либо другое слово. В этом и есть отличие предлога от приставки.
- Отметьте в маршрутном листе под остановкой №3, как вы оцениваете свою работу.
ОТДЫХАЙКА
Физминутка «У ОЛЕНЯ ДОМ БОЛЬШОЙ…».
(1 мин.)
ПОИГРАЙКА (На доске, 2 мин.)
Зашел, забег, запад, заход.
- Найдите лишнее слово. Почему? Запишите слова с приставками, выделите приставки. (Запад, так как там нет приставки.)
- Придумайте предложение, где за — предлог (устно). Докажите.
- Отметьте в маршрутном листе под остановкой №4, как вы оцениваете свою работу.
ВЫБИРАЙКА
Творческая работа
- Составьте несколько предложений на тему: «Зима» используя в них слова с приставками и предлоги.
- Прочитайте.
- Приставки выделите, а предлоги обведите в треугольник.
Один ребенок записывает своё предложение у доски, выполняем его разбор.
- Отметьте в маршрутном листе под остановкой №5, как вы оцениваете свою работу.
Проверяйка
- И последнее задание на этой остановке:
- Водитель автобуса хочет проверить, кто был внимательным во время путешествия, все запоминал. Для этого нужно заполнить проездной билет — тест. Перед тем, как заполнять его, вспомним:
- Что такое приставка?
- Как она пишется со словом? Почему?
(Приставка — это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка пишется со словом слитно, так как это часть слова)
- Что такое предлог? Как он пишется со словом?
(Предлог — это часть речи. Предлог пишется со словом раздельно, так как это часть речи.)
- Со словами какой части речи предлоги никогда не употребляются? (С глаголами.)
- Как отличить приставку от предлога?
(Между предлогом и словом можно вставить либо вопрос, либо другое слово.)
Инструктаж, выполнение теста.
Тест.
Подчеркни слово, в котором неправильно выделена приставка
Осмотр, ЗАдачник, ПОездка, ПОДоконник.
Отметь в словах правого столбика ту часть, при помощи которой они образовались.
Пень – пенек Хлеб – нахлебник
Смотр – осмотр Ход – подход
От данных глаголов образуйте глаголы, которые обозначают, что действие закончено. Отметьте приставки.
Считал - …………………
Рисовал - ……………….
Читал - …………………..
Выбери и подчеркни слова с приставкой по- .
Посадка, помощь, полка, покрасить, полный.
- Отметьте в маршрутном листе под остановкой №6, как вы думаете, на сколько вы справились с данной работой.
V. Подведение итогов урока
- Вот и закончилось наше путешествие по городу Приставок и Предлогов. Много остановок было на нашем пути. Жители города Приставок и Предлогов довольны вами, ведь вы чаще всего верно их различали и правильно писали со словами. Прошу сдать проездные билеты и маршрутные листы.
- Обычно после путешествия рассказывают, что видели, делали, запомнили. - Что вы запомнили о правописании приставок.
- Что вы запомнили о правописании предлогов?
VI. Рефлексия
(У детей сигналы с цветными автобусами)
- Ребята, оцените свою работу на уроке. Перед вами автобусы разного цвета: зеленый, желтый, красный. Поднимите тот, как вы оцениваете свою работу на уроке и впечатление от урока.
Зеленый-все понравилось, я хорошо поработал.
Желтый-Было интересно, но остались вопросы.
Красный-я плохо поработал, мне было не интересно.
Оценки за урок.
РЕЗЕРВ. Игра домино.