СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Общая характеристика повести Н. С. Лескова "Очарованный странник" (10 класс)"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока  "Общая характеристика повести Н.С. Лескова "Очарованный странник" (10 класс)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Общая характеристика повести Н. С. Лескова "Очарованный странник" (10 класс)"»


Конспект урока литературы в 10 классе

Тема «Общая характеристика повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»

Цели: знакомство учащихся с повестью Н.С. Лескова «Очарованный странник»; определение идейно-художественных особенностей произведения; развитие умения внимательно читать, анализировать художественный текст, определять особенности творческой манеры автора; воспитывать чувство прекрасного, интерес к русской классической литературе.

Оборудование: тексты повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»; видеофильм «Жизнь и творчество Николая Семёновича Лескова»: презентация «Н.С. Лесков «Очарованный странник»; электронная доска.

Ход урока

  1. Актуализация опорных знаний

  • Просмотр видеофильма «Жизнь и творчество Николая Семёновича Лескова»

  1. Общая характеристика повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»



  • Замысел произведения

Идея написания повести о русском богатыре-страннике, бесприютном и морально цельном, появилась у Лескова во время путешествия по Ладожскому озеру. Именно эти места выбирают монахи для своего земного приюта - здесь особая атмосфера и располагающая к размышлениям природа.

  • История создания и публикации

Взявшись за работу в 1872 году, Николай Семёнович Лесков закончил книгу за год. В 1873 году он отнёс рукопись в редакцию “Русского вестника”, однако главный редактор посчитал её недоработанной и отказался печатать. Тогда писатель изменил название произведения с “Чернозёмного Телемака” на “Очарованного странника” и передал книгу в редакцию газеты “Русский мир”, где и была она опубликована в 1873 году.

  • Жанр произведения

Традиционно принято обозначать жанр “Очарованного странника” как повесть. В первых публикациях было указано – рассказ.Произведение сочетает в себе черты жития и особенности приключенческого романа, которые были популярны в 19 веке. С жанром жития повесть связывает структура и особая смысловая нагрузка: скитания, перипетии, поиск душевного равновесия, страдания, “хождения” и терпеливое несение своего бремени. Духовный рост героя, его сновидения, мистические моменты и многое другое – признаки житийного жанра.

  • Смысл названия и посвящение

Лесков посвятил повесть С. Е. Кушелеву (генералу, участвовавшему в войне на Кавказе), у него дома впервые была прочитана книга самим автором. Смысл названия заключается в удивительной способности главного героя лицезреть окружающее и восхищаться, очаровываться им, а роль странника, человека без дома и семьи, уготована персонажу судьбой. Своеобразная легенда о нравственной силе и русском характере вышла из-под пера Лескова. Как отмечал сам автор, создавалась повесть “на одном дыхании”, легко и быстро.


  • Композиция повести


“Очарованный странник” состоит из двадцати глав, которые собраны воедино по принципу воспоминаний и ассоциаций главного героя – рассказчика. Присутствует некоторое подобие “рассказа в рассказе”, когда в первой главе монах Измаил плывёт на пароходе и рассказывает о своей жизни по просьбам пассажиров. Время от времени он отвечает на вопросы слушателей, что позволяет автору внести свою точку зрения и подчеркнуть особо важные моменты повествования.


  • Какой момент в произведении можно считать его кульминацией?


Кульминацией произведения можно считать духовное перерождение героя, его приход к Богу, дар пророчества и испытания тёмных сил. Развязка ещё только предстоит герою, он едет сражаться за русский народ, желая отдать свою жизнь, если понадобится, за веру, за свою родину.



  • Временное пространство

Повесть описывает временной отрезок 1820-30-х годов. При первоначальной публикации произведение называлось “Очарованный странник. Его жизнь, опыты, мнения и приключения”. Именно эти вехи затронуты в произведении, которое входит в цикл легенд о русских праведниках. Примечательно, что образ главного героя вымышленный, но очень живой и правдоподобный.

  • Какие темы заявляет автор?



  1. Тема ностальгии пронизывает всё повествование: герой мучительно скучает по родине в плену, молится и плачет ночами. Он не испытывает отцовских чувств к своим некрещённым детям, родившимся от жён в татарском плену. Флягин “находит себя” в войне на Кавказе, он оказывается бесстрашным солдатом, не боится смерти, и удача благоволит ему.

  2. Тема любви затронута автором в нескольких главах, главный герой не испытывает настоящей любви, его опыт общения с женщинами печален – судьба распоряжается так, что Флягину не суждено быть отцом и мужем. Основная мысль повести в том, что человек рано или поздно находит своё предназначение, вся его жизнь есть движение в этом направлении.

  • Какие проблемы поднимает автор?



  1. Проблема праведничества (Кто такой праведник?)

Автор обозначает проблематику ещё в начале повествования: это история о праведничестве и православии. Праведник, по мнению автора, – не тот, кто не совершает грехов, а тот, кто осознаёт необходимость каяться и признавать свои ошибки.

  1. Каков путь праведника?

Путь праведника – жизнь, наполненная испытаниями и ошибками, без которых невозможно человеческое существование.



  1. Образная система произведения



  • Представьте героев прочитанного произведения Н.С. Лескова



  • Иван Северьяныч Флягин

Сын кучера, по прозвищу Голован. Крепкий, сильный, похожий на богатыря. Мать умерла при родах. Рос с отцом, обучался уходу за лошадьми, имел к ним особый подход. Как-то раз из-за него погиб монах. Явившись во сне Ивану, он сказал, что того не будет брать погибель и он станет монахом. Много раз Голован спасал жизнь другим людям, был в плену, помогал нуждающимся. Он сбросил с обрыва женщину, которую любил, потому что она его попросила об этом. Вдали от родины он тосковал, на родине много пил, искал смысл жизни. В конце своего пути он стал послушником.

  • Граф и графиня из Орловской губернии

Это первые хозяева Голована, они воспитали его, он вырос в их имении. Из-за того, что Иван “наказал” кошку хозяйской прислуги, его отправили молотить камни для конюшни. От такой унизительной монотонной работы Голован хотел повеситься. Случай изменил его судьбу - за серебряный крест ему выписали вольную. Уже зрелым мужчиной он возвращается к ним в имение. Они дают ему вольную.

  • Монах



Когда-то у первого графа Иван работал форейтором с отцом, отгонял прохожих с дороги. Однажды он хлестнул лошадей монаха, уснувшего на возу, лошади понесли и монах погиб под колёсами телеги. Его образ являлся Ивану несколько раз, говоря о том, что мать вымолила сына у Бога и он будет жить долго, пока не вернётся к Богу в конце жизни.


  • Барин из Николаева и его дочь


Барин из Николаева берёт Ивана в “няньки”- присматривать за его грудной дочерью. От него сбежала жена. Он очень доволен работником. Застав на пляже Ивана с дочкой и сбежавшей супругой, поляк хватается за пистолет. Иван вынужден бежать…


  • Цыганка Грушенька


Красавица-цыганка, которую выкупил князь, хозяин Голована, за огромные деньги. Она стала другом Ивану, а князь очень быстро охладел к ней. Страдая от любви, она заподозрила мужчину в измене. Он отвёз её за город и оставил под присмотром трёх женщин. Сбежав от них, Груша просит, чтобы Иван сбросил её с обрыва,- любовь к князю не даёт ей жить. Иван выполняет просьбу Груши. С тех пор она иногда является ему, помогает, защищает от смерти, подсказывает будущее.

  • Князь

Князь - второстепенный персонаж. Иван Флягин служил у него конэсером. Тот у князя отлично прожил три года, пока на их пути не встретилась красивая цыганка Груша. Князь так в неё влюбился, что отдал цыганам за неё почти всё своё состояние - 50 000 рублей. Но через несколько лет она ему надоела, он решил жениться на другой, а её отвёз в лес и поселил в избушке под присмотром.



  1. Беседа по вопросам (с домашней подготовкой)



  • Какова основная идея произведения?

Основная идея повести «Очарованный странник» заключается в том, что праведником может стать каждый человек, нужно лишь впустить в свое сердце Бога, раскаявшись в злых поступках. Писатель видит в простом мужике, который воплотил в себе весь русский народ, веру, которую многие отрицают. Несмотря на это кажущееся отрицание, русский народ не перестает верить. Его душа всегда открыта для чуда и спасения. Она до последнего ищет что-то святое, непостижимое, духовное в своем существовании.

  • Что рассказывает о себе Иван Флягин своим случайным попутчикам? (гл.2)

  • Жизнь и приключения Ивана в Николаеве, в доме барина (гл. 4-5)

  • Как жил Иван Северьяныч среди татар? (гл. 6 -9)

  • Какова роль Ивана в судьбе цыганки Грушеньки? (гл. 15 – 18)

  • Иван Флягин в армии (гл. 19)

  • Как Иван Северьяныч оказался в монастыре? Что он думает о своём будущем? (гл. 19 – 20)



  1. Рефлексия



  • Понравилось ли вам произведение?

  • Какой эпизод запомнился и почему?

  • Какие особенности творческой манеры автора можете назвать?



  1. Домашнее задание

  • Письменный анализ любого эпизода повести «Очарованный странник»

  • Подготовиться к обсуждению темы «Художественные особенности повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» (подобрать примеры из текста)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!