Конспект урока«Общественное и индивидуальное сознание.Самосознание и социальное поведение»
Класс:10.
Цели:
-создать условия для закрепления терминов индивидуальное и общественное сознание; уровни, стороны, факторы, носители общественного сознания;
-способствовать развитию умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
- способствовать выработке гражданской позиции учащихся
Задачи урока:
Формирование ключевых компетенций:
обобщения, критического мышления,
сравнения, отбора, аргументации и систематизации фактического материала,
диалога, дискуссии и коммуникации.
Ожидаемые результаты. Учащиеся:
-углубят и обобщат знания об уровнях, сторонах и факторах общественного сознания,
-смогут сравнивать, определять роль уровней общественного сознания в обществе,
-cмогут отстаивать свою точку зрения, находить аргументы,
-научатся навыкам работы в проектной группе.
Технология проведения урока: Деятельностные технологии, работа в мини-группах, выполнение проектных исследовательских и проблемных заданий.
Оборудование урока: опросные листы, мультимедийный проектор, компьютер.
Ход урока
Вводное слово учителя: Люди, живя в обществе, создают общие для всех правила, нормы поведения, формируют ценности, общие для всех. Так складывается общественное сознание. Каковы его уровни, стороны и проявления, что влияет на формирование общественного сознания? Об этом сегодня и пойдёт речь на уроке.
Сознание способность человека отражать действительность в идеальных образах; высший уровень психической активности человека как социального существа, обеспечивающий эффективность его взаимодействия с природной и социальной средой.
Сознание - важнейшая сфера человеческой психики, но не единственная, поскольку последняя включает в себя и бессознательное.
Тогда что такое знание?
Знание – результат познания, неотъемлемая часть сознания;
Знание – не только то, что человек знает, но и то, о чем он в данный момент не думает и не осознает, но может сделать достоянием своего сознания.
функции сознания зафиксируем по блокам:
Отражательная:
Сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, мышление), а также организует память.
Креативная:
Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.
Рефлексивная :
Одно из значений слова «рефлексия» — это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.
Оценочная:
Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя.
Времяобразующая:
Сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем.
Преобразующая:
Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению, преобразуя окружающий мир.
Учитель: Сознание выступает как индивидуальное(личное) и как общественное явление. Дайте определение понятию «общественное сознание»
Общественное сознание – это общее сознание, включающее единые формы отношения к деятельности и окружающему миру, единые стандарты поведения, единые формы взаимодействия, способы освоения природной среды.
Общественное
-
представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений.
Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений.
Общественное сознание складывается на основе сознания отдельных людей, но не является их простой суммой.
Индивидуальное
- это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку, в которых проявляется его индивидуальность, неповторимость, отличающая его от других людей.
Индивидуальное сознание отдельных людей в силу их особых достоинств в отдельных областях знания может подниматься до уровня общественного. Это возможно, когда индивидуальное сознание приобретает общечеловеческое, научное значение, выражает идеи, совпадающие с общественными потребностями.
Как вы думаете: Как связано общественное сознание с индивидуальным?
В чем же состоит сущность и особенности общественного сознания:
Формы общественного сознания:
1) искусство (эмоционально-чувственное отношение к миру);
2) религия (эмоционально-доверительное отношение к миру);
3) мораль (доверительно-практическое отношение к миру);
4) наука (эмоционально-рассудочное отношение к миру);
5) право (чувственно-рассудочное отношение к миру);
6) идеология (практически-преобразовательное отношение к миру).
Формы общественного сознания зависят от жизни, устройства социальных институтов, организации процесса познания и т. д. Поэтому они всегда тесно связаны с определенными типами общественными отношениями: экономическими, политическими, нравственными, эстетическими, отношениями между членами научного сообщества и др.
Особенности общественного сознания:
1.Общественное сознание обладает значительной самостоятельностью относительно общественного бытия. Сознание людей может отставать от общественного бытия и не соответствовать ему. Идеи и взгляды людей могут и опережать реальные условия. Такие идеи выражают социальные мечты, прогнозы, предвидения.
2. Общественное сознание обладает преемственностью всего лучшего, полезного и необходимого. Преемственность проявляется в науке, морали, традициях народов.
Переходим к вопросу - Теоретическое и обыденное сознание.
обыденный уровень сознания основан на:
панике - многие ответили - да, боюсь радиации,
слухах- в ответах высказано мнение без научных доказательств
-что является основным элементом этого уровня? - общественная психология.
Структура общественного сознания
(уровень, глубина отражения социальной действительности):
1) общественная психология, обыденное сознание;
2) идеология.
Чем различаются общественная психология и идеология?
Психология общества формируется под воздействием различных исторических событий, в то время как идеология получается в результате деятельности представителей этого общества — идеологов. |
Общественная психология – совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп.
Идеология (в широком смысле слова) – система теоретических взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также цели социальной деятельности.
Массовое сознание (по содержанию) – совокупность идей, суждений, представлений, иллюзий, чувств, настроений, в том или ином виде отражающих разные стороны жизни.
-. Г. Гегель говорил об обыденном сознании, что это такой способ мышления какой - либо эпохи, в котором содержатся все предрассудки данного времени. Проиллюстрируйте высказывание философа примерами из социологического опроса.
Признаки массы как субъекта сознания:
1) масса не является самостоятельным образованием, представлена множеством отдельных «единиц»;
2) присутствие индивидов в массе носит неупорядоченный, случайный характер, т.е. масса отличается неопределённым количественным и качественным составом;
3) ситуативность существования;
4) неустойчивость, изменение от одной конкретной ситуации к другой;
5) разнородность, смешанность, разрушение границ между социальными группами.
Формы выражения и функционирования массового сознания:
1) общественное мнение; 2) общественное настроение.
-Самосозна́ние — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это сознание человеком своего взаимодействия с объективным миром и миром субъективным, своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.
-Социальное поведение — взаимодействие двух или более индивидуумов в популяции одного вида. Изучением социального поведения человека занимается социальная психология. Социальное поведение присуще также и многим общественным животным изучением которого занимаются этологи, зоопсихологи и другие специалисты
На поведение человека в первую очередь влияет социализация. В одинаковых ситуациях люди будут вести себя по-разному, опираясь на те привычные модели поведения, которые они успели усвоить.
Пример:
в общественный транспорт вошла девушка с маленьким ребёнком на руках. На первом ряду сидят два молодых человека, оба слушают музыку. Один встал и уступил девушке место, второй даже не обратил на неё внимания.
Формы социального поведения
-
Естественное поведение — направлено на достижение индивидуальных, эгоистичных целей человека. Как правило, индивид желает достижения поставленных целей любой ценой, поэтому может даже совершить для этого аморальные поступки. Подобное социальное поведение имеет природный характер и нацелено на удовлетворение основных потребностей.
Пример:
на остановке общественного транспорта собралась толпа людей. Подъезжает автобус, ожидающие стараются зайти как можно быстрее, чтобы занять место. В этой толпе люди толкаются, стараются обойти других, забывая о правилах хорошего тона.
Пример:
после ужина в ресторане Игнат помог Марине надеть пальто и открыл перед ней дверь.
Отказаться от естественного поведения полностью индивид не в состоянии, но общество пытается поощрять ритуальные формы через социальные санкции.
«Человек — самая ничтожная былинка в природе, но былинка мыслящая».
Именно этими словами Блез Паскаля я и хочу закончить наш урок.