- На уроках географии вы знакомились с термином «демография».
Вспомните этот термин. (Демография – это наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально – экономических, природных условий, миграций, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению)
Одним из источников формирования знаний о демографической ситуации в стране является перепись населения. Перепись – это “моментальный снимок” всего населения страны, в определенный момент времени.
Конспект урока обществознания в 11 классе
Тема: Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи.
Цель: сформировать у учащихся понятие о демографической ситуации в России, об основных тенденциях развития семьи в современной России.
Задачи:
определить факторы, влияющие на общие демографические процессы; раскрыть специфику неполных семей, привлечь внимание учащихся к проблеме депопуляции
способствовать развитию умения учащихся анализировать, систематизировать изученный материал, формулировать собственные выводы
продолжить работу по формированию активной гражданской позиции личности учащегося, эмоционально-личностного отношения к изучаемым событиям
Основные понятия: демография, депопуляция, семья,
Оборудование урока:
проектор, экран, ноутбук, презентация, учебник, раздаточный материал
Эпиграф
«Если вы не думаете о будущем, его у вас не будет».
Джон Голсуорси
Ход урока
1.Организационный момент
Вступительное слово учителя, создание благоприятной психологической обстановки.
2.Повторение пройденной темы
- Какую тему рассматривали на прошлом уроке?
- Вспомним основные вопросы и определения темы
* Работа по карточкам: (1 ряд)
№ 1 Установите соответствие между элементами правого и левого столбиков
Теория | Определение |
А. Ситуативная теория | 1.Лидерство – функция от ожидания ведомых, принимающих или отвергающих лидера последователей |
Б. Теория черт | 2.Лидерство – проявление ситуации, сложившейся обстановки |
В. Теория конституентов | 3.Попытка осуществить комплексное исследование лидерства, используя все его компоненты |
Г. Интегративная теория | 4.Лидерство – феномен, порождаемый особыми качествами лидера (ум, твердая воля, организаторские способности) А2Б4В1Г3 |
№ 2 Установите соответствие между элементами правого и левого столбиков
Основа классификации | Виды политических элит |
А. Отношение к власти | 1.Высшая (общенациональная), средняя (региональная), местная |
Б. Уровень компетенции | 2.Элита, псевдоэлита, антиэлита |
В. Выражаемые интересы | 3.Аристократия («элита крови») Плутократия (элита богатства) Меритократия (элита знаний и компетентности) |
Г. Результаты деятельности | 4.Правящая, неправящая (контрэлита) |
Д. Происхождение | 5.Профессиональные, демографические, этнические, религиозные А4Б1В5Г2Д3 |
- На местах отвечаем на вопросы:
* Что такое Политическое лидерство - (личностная способность влиять на политическое поведение и политическую деятельность людей, обусловленная системой социально-политических и психологических взаимоотношений и ориентации в группе, организации, обществе)
* Что такое Элита (от фр. «лучший, отборный») (группа людей, занимающая привилегированное положение в обществе, обладающая влиянием и престижем)
* У вас на партах лежат тексты. В тексте даны статистические данные. Прочитайте их и ответьте на вопросы
В 1996 г. было выявлено мнение населения о факторах успеха политических лидеров.
53% от числа опрошенных назвали «ум, интеллект, знания»,
48 % указали «конструктивность его программы выхода России из кризиса»,
45 % — «профессионализм»,
38 % — «волю, целеустремленность»,
38 % — «поддержку простыми людьми»,
16%о — «поддержку СМИ»,
20% — «поддержку финансовыми структурами».
- Какими качествами должен обладать политический лидер?
-В какой последовательности расположили бы перечисленные факторы лично вы?
3. Мотивационно – целевой этап
Послушайте данные из доклада директора департамента статистики ООН Виллема де Вриза: «Наиболее разительные перемены народонаселения с 1950 по 2000г.:
- Германия по численности населения была втрое больше Турции – стала на треть меньше.
- Испания по численности населения была втрое больше Марокко – стала наполовину меньше.
- Россия по численности населения была втрое больше Пакистана – стала втрое меньше.
? О чем пойдет речь на уроке?
Тема урока «Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи»
Познакомившись с планом, определите, какие цели и задачи поставим на урок? (Ответы обучающихся)
Эпиграфом нашего урока послужат слова английского писателя Джона Голсуорси «Если вы не думаете о будущем, его у вас не будет».
4.Извлечение новых знаний
План урока:
Записали тему урока.
Разбираем первый вопрос нашего плана
Известный ученый Т. Мальтус утверждал, что перенаселение не только беда человечества, но определенное благо, которое заставляет многочисленных и ленивых от природы рабочих из-за конкуренции качественно трудиться за невысокую плату.
-А как вы думаете, рост населения планеты – это хорошо или плохо? (ответы обучающихся)
- На уроках географии вы знакомились с термином «демография».
Вспомните этот термин. (Демография – это наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально – экономических, природных условий, миграций, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению)
Одним из источников формирования знаний о демографической ситуации в стране является перепись населения. Перепись – это “моментальный снимок” всего населения страны, в определенный момент времени.
Первая Всероссийская Перепись населения была проведена в 1897 г., её инициатором стал П. П. Семёнов-Тян-Шанский, русский географ, ботаник, статистик, государственный и общественный деятель.
По прогнозу ученых на 2050 год:
- Уменьшится население 53 стран (30 из них являются наиболее развитыми): Японии – на 14%, Италии – на 22%, России и некоторых стран Восточной Европы – на 30-50%.
- Население 8 стран прирастет на половину: Индия, Пакистан, Нигерия, США, Китай, Бангладеш, Эфиопия и Конго.
- Средняя продолжительность жизни в мире увеличится с 65 до 74 лет:
в развитых странах с 76 до 82 лет,
в менее развитых странах с 62 до73,
в наименее развитых странах с 50 до 66 лет
Ученые с тревогой констатируют, что в демографическом положении России наблюдаются сложные тенденции.
Назовем наиболее существенные из них, познакомившись с текстом учебника п. 3 параграф 17.
*Число россиян убывает.
По данным переписи 2010 года население России в 2010 г. по сравнению с 2002 г. сократилось на 2,2 млн человек (1,6%). Численность населения России с 145 млн. 167 тыс. человек сократилась до 142 млн. 905 тыс. человек
Наша страна занимает седьмое место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, Пакистана
*Население России не производится с середины 60-х гг. 20 века.
За 20 столетие наша страна пережила несколько периодов, когда воспроизводство населения было «суженным», т. е. не обеспечивало прироста. Это периоды мировых войн, связанных с катастрофической смертностью, а также годы массовых репрессий. После Второй мировой войны детская смертность быстро сокращалась, но одновременно снизились показатели рождаемости. А с середины 1960-х гг. уровень рождаемости опустился ниже уровня простого воспроизводства населения, когда в семье должно быть 2 детей. В это время стала популярной песенка «У меня сестренки нет». Резкое падение рождаемости в 1990-е гг. усугубило и без того неблагоприятное положение с воспроизводством населения.
Перепись 2010 г. показала, что численность женщин на 10 млн. численность мужчин превышает численность женщин. По данным последней переписи, в России зарегистрировано 76 млн. 700 тысяч женщин и 66 млн. 205 тысяч мужчин. В процентном соотношении это составит 53,8% и 46,2%. По 2002 году данные похожие: 53,4% и 46,6%, так что положение осталось прежним. Актуальной стала другая песня, когда молодежь приходила па танцевальные площадки: «Придут девчонки, стоят в сторонке, платочки в руках теребят, потому что на десять девчонок по статистике девять ребят».
*Население сокращается из-за его естественной убыли, т. е. превышения числа смертей над числом рождений – демографический кризис.
Презентация «Причины высокой смертности в России» (учащаяся)
В 2000 году уровень смертности составил 15,3 человека на 1000 человек. Среди наиболее распространенных причин смерти специалисты называют болезни кровообращения, онкологические, сердечно – сосудистые заболевания и несчастные случаи. Негативно на продолжительность жизни российского населения оказывают алкоголизм и наркомания. Эти причины смерти заметно молодеют. Уровень мужской смертности в 4 раза выше уровня женской.
-Какой вывод сделаем, просмотрев эту презентацию? (Нужно вести здоровый образ жизни) И мы не будем отставать, проведем физкультминутку.
Физкультминутка
*Сокращение трудоспособного населения.
По данным переписи численность населения трудоспособного возраста (мужчины – 16-59 лет, женщины – 16-54 лет) составила 61%, моложе трудоспособного возраста – 18%, старше трудоспособного возраста – 21%.
Таким образом, ситуацию, которая сложилась с народонаселением в России в настоящее время, оценивают как депопуляцию – суженное воспроизводство и сокращение численности населения.
Последствия депопуляции:
- сокращение трудового потенциала;
- старение населения вызывает увеличение капиталовложений в социальное обеспечение и медицинское обслуживание;
- инфантилизация молодежи – чрезмерная опека над детьми приводит к росту несамостоятельности молодежи;
- нарастает разрыв между поколениями – отсутствие взаимопомощи, обострение проблемы одиночества.
Причинами неблагополучной демографической ситуации (по данным опроса ВЦИОМ) являются: бедность населения (44%), снижение значения ценности семьи (22%), результат государственной социальной политики (21%), состояние здоровья женщин (13%).
Есть ли выход из сложившейся демографической ситуации расскажет ученица. (Из выступления В. В. Путина)
- поддержка многодетных семей
- выплаты при рождении первого ребенка и до достижения им полутора лет
- программа материнского капитала продлена до 2021 года, разрешение использовать его по достижении ребенком двух месяцев
- специальные программы по ипотеке для семей с двумя, тремя детьми
- ликвидация очереди в ясли, сад
- улучшение качества медицинского обслуживания
В официальной концепции Демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной Правительством России в сентябре 2001 года, говорится, что «целями демографического развития Российской Федерации являются стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту»
А для стабилизации численности населения и последующий демографический рост невозможен без развития семьи.
Переходим ко второму вопросу нашего урока «Тенденции развития семьи в современной России»
- Что же такое семья? Это понятие известно вам из курса обществознания 8 класса (Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью)
- Для чего создаются семьи? Какие функции они выполняют?
Посовещавшись в группе, определите основные функции семьи, найдите к каждой функции семьи ее значение из рабочего материала, имеющегося у вас на столах.
Работа в группах (проверка на доске, составление кластера)
Функция семьи | Ее содержание |
Репродуктивная | воспроизводство населения, продолжение рода |
Социализации | формирование индивида как личности |
Экономическая | ведение домашнего хозяйства, материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи |
Социально – статусная | передача детям определенного социального статуса членам семьи |
Эмоционально – психологическая | оказание эмоционально – психологической поддержки членам семьи, создание благоприятной атмосферы в семье |
Защитная | физическая, экономическая, психологическая защита членов семьи |
Духовно – нравственная | развитие личности каждого члена семьи |
Досуговая (рекреационная) | организация рационального досуга; взаимообогащение интересов членов семьи |
Сексуальная | регулирование отношений между полами |
Семья – древний социальный институт, приобретавший на различных ступенях развития различные формы. Познакомимся с классификацией семьи.
Основа классификации | Виды семьи |
Структура распределения власти | Традиционная (решение принимает муж) Эгалитарная (решение принимаются совместно мужем и женой) |
Характер распределения домашних обязанностей | Традиционная (патриархальная) (домашние обязанности выполняет в основном женщина, но ответственность за семью перед обществом и основная власть принадлежит мужчине) Матриархальная (мужчина не в состоянии экономически обеспечить семью, и женщина вынуждена принимать участие в общественном производстве, в то же время за ней сохраняются домашние обязанности) Коллективистская (демократическая) (обязанности выполняются супругами совместно или по очереди) |
Родственная структура | Нуклеарная (супружеская пара с детьми) Расширенная (супружеская пара с детьми и кто – то из родственников, проживающих с ними) Полигамная (жена с мужьями или муж с женами) |
Число детей | Многодетная (трое и более детей) Малодетная Бездетная |
Число родителей | Полная (два родителя) Неполная (один родитель) |
Тип воспитания | Авторитарная (основывается на авторитете родителей, безоговорочное выполнение их требований, принудительные меры воздействия) Либеральная (интересы индивида ставятся выше интересов других людей и общества в целом) Демократическая (основы воспитания – убеждение, самовоспитание, сотрудничество родителей и детей) |
Характер проведения досуга | Открытая (ориентирована на общение) Закрытая (досуг в семейном кругу) |
Первоначальную основу семейных отношений составляет брак.
Брак – исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их интимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.
Среди мотивов заключения брака в молодежной среде доминируют: любовь, стереотип «делай, как все», расчет. Современные молодые люди отдают предпочтение таким чертам своих избранников, как ум, доброта, порядочность, надежность, верность, любовь к детям, скромность, терпеливость. Внешняя привлекательность стоит далеко не на первом месте.
- Девушки, каким вы видите своего избранника? ( Женский идеал ориентирован на предприимчивых, способных обеспечить семью материально, тактичных, обладающих чувством юмора мужчин без вредных привычек)
- Юноши, а какой вы видите свою избранницу? ( Мужчины видят идеал жены в таких добродетелях, как верность, женственность, скромность, домовитость, добрый нрав)
Модель типичной семьи – это семья полная, нуклеарная, состоящая из родителей, находящихся в зарегистрированном браке и детей.
Но современная семья переживает существенные трансформации, вызванные глубокими сдвигами в развитии общества. Ученые фиксируют «разрыв семейного единства, нарушение структуры социальных ролей, когда один или более членов семьи не могут выполнять свои ролевые обязанности».
- Переживает ли современная семья кризис? Каковы отклонения от идеальной семьи?
Работа учащихся в парах – определение отклонений от идеальной семьи (стр.196 учебник)
Отклонения от идеальной семьи
- неполная семейная группа, в которой изначально нет одного из членов (одинокая мать с ребенком, одинокий отец с ребенком)
- распавшаяся семья - из – за намеренного ухода одного из супругов
- семья, переживающая кризис, вызванный внешними событиями: смерть одного из супругов
- семья «как пустая оболочка», когда супруги живут вместе, но поддерживают лишь минимальные контакты друг с другом
- рождение детей вне брака
Распад или ослабление семейных связей, рост числа неполных семей в стране самым неблагоприятным образом сказываются на выполнении семьей основных функций.
- Какие причины, способствующие увеличению неполных семей, называют демографы?
* неподготовленность молодежи к браку;
* распространение добрачных связей;
* изменение моральных норм во взаимоотношениях полов;
* утрата семьей своей производственной функции;
* завышенные требования по отношению к брачному партнеру;
* алкоголизм и наркомания одного из партнёров;
* изменение традиционных семейных ролей мужчины и женщины.
В результате, растет число детей, родившихся вне брака, за период 1994 - 2000 гг. их доля возросла с 19,6% до 27,9%, то есть на 8,3 %. Это дети, рожденные женщинами в возрасте до 20 лет – в результате добрачной беременности. Или дети, рожденные женщинами в 30-35 лет – в результате осознанного отказа от брака.
- Какие проблемы возникают в любой неполной семье?
В любой неполной семье возникает множество проблем:
- материальные проблемы;
- дефицит полноценных семейных отношений;
- ребёнок лишён положительного образца для подражания в освоении роли семьянина;
- неполные семьи не могут полноценно выполнять репродуктивную функцию;
- трудоустройства;
- проблема воспитания и социализации детей;
- проблема отношения к отчиму, мачехе
Что необходимо сделать для того, чтобы усилить среди молодежи стремление к созданию зарегистрированных семейных отношений? Что для вас важно в семейных отношениях? (Ответы обучающихся)
Заканчивая наш сегодняшний урок, я хотела бы вернуться к эпиграфу нашего урока, словам английского писателя Джона Голсуорси «Если вы не думаете о будущем, его у вас не будет». Думайте о будущем уже сейчас. Ведь вам строить свою жизнь, девушкам выходить замуж, а юношам жениться, вам растить детей, именно от вас зависит будущее нашей планеты. И уже сейчас вы должны задуматься о том, что же будет завтра. И я надеюсь, что сегодняшний урок поможет вам.
5. Закрепление темы
- Какие проблемы были рассмотрены сегодня на уроке?
- Можно ли решить эти проблемы?
- Что нужно сделать для решения рассмотренных проблем?
6. Подведение итогов урока
- Понравился урок или нет?
- Что нового узнали?
- Что получилось, а что нет?
- Оценка ответов
7. Домашнее задание параграф 17 задания 1- 4(устно)
Тема урока____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
План.
_________________________– это наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально – экономических, природных условий, миграций, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению.
Тенденции в демографическом положении России:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________ – суженное воспроизводство и сокращение численности населения.
Последствия депопуляции:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________ – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
Функции семьи – репродуктивная, социализации, экономическая, социально – статусная, эмоционально – психологическая, защитная, духовно – нравственная, досуговая (рекреационная), сексуальная.
Виды семьи:
По структуре распределения власти - _____________________________________________
По характеру распределения домашних обязанностей_______________________________
_____________________________________________________________________________
По родственной структуре - ____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
По числу детей - ______________________________________________________________
По числу родителей - __________________________________________________________
По типу воспитания -___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
По характеру проведения досуга - ________________________________________________
Отклонения от идеальной семьи - ________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проблемы неполной семьи - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________