СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока обществознания "Демографическая ситуация и проблемы неполной семьи в современной России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроках географии вы знакомились с термином «демография».

 Вспомните этот термин.  (Демография – это наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально – экономических, природных условий, миграций, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению)

    Одним из источников формирования знаний о демографической ситуации в стране является перепись населения. Перепись – это “моментальный снимок” всего населения страны, в определенный момент времени.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обществознания "Демографическая ситуация и проблемы неполной семьи в современной России"»

- На уроках географии вы знакомились с термином «демография».

Вспомните этот термин. (Демография – это наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально – экономических, природных условий, миграций, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению)

Одним из источников формирования знаний о демографической ситуации в стране является перепись населения. Перепись – это “моментальный снимок” всего населения страны, в определенный момент времени.


Конспект урока обществознания в 11 классе


Тема: Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи.

Цель: сформировать у учащихся понятие о демографической ситуации в России, об основных тенденциях развития семьи в современной России.

Задачи:

  • определить факторы, влияющие на общие демографические процессы; раскрыть специфику неполных семей, привлечь внимание учащихся к проблеме депопуляции

  • способствовать развитию умения учащихся анализировать, систематизировать изученный материал, формулировать собственные выводы

  • продолжить работу по формированию активной гражданской позиции личности учащегося, эмоционально-личностного отношения к изучаемым событиям

Основные понятия: демография, депопуляция, семья,

Оборудование урока:

проектор, экран, ноутбук, презентация, учебник, раздаточный материал

Эпиграф

«Если вы не думаете о будущем, его у вас не будет».

Джон Голсуорси

Ход урока

1.Организационный момент

 Вступительное слово учителя, создание благоприятной психологической обстановки.

2.Повторение пройденной темы

- Какую тему рассматривали на прошлом уроке?

- Вспомним основные вопросы и определения темы

* Работа по карточкам: (1 ряд)


№ 1 Установите соответствие между элементами правого и левого столбиков

Теория

Определение

А. Ситуативная теория

1.Лидерство – функция от ожидания ведомых, принимающих или отвергающих лидера последователей

Б. Теория черт

2.Лидерство – проявление ситуации, сложившейся обстановки

В. Теория конституентов

3.Попытка осуществить комплексное исследование лидерства, используя все его компоненты

Г. Интегративная теория

4.Лидерство – феномен, порождаемый особыми качествами лидера (ум, твердая воля, организаторские способности) А2Б4В1Г3

№ 2 Установите соответствие между элементами правого и левого столбиков

Основа классификации

Виды политических элит

А. Отношение к власти

1.Высшая (общенациональная), средняя (региональная), местная

Б. Уровень компетенции

2.Элита, псевдоэлита, антиэлита

В. Выражаемые интересы

3.Аристократия («элита крови»)

Плутократия (элита богатства)

Меритократия (элита знаний и компетентности)

Г. Результаты деятельности

4.Правящая, неправящая (контрэлита)

Д. Происхождение

5.Профессиональные, демографические, этнические, религиозные А4Б1В5Г2Д3



- На местах отвечаем на вопросы:

* Что такое  Политическое лидерство - (личностная способность влиять на политическое поведение и политическую деятельность людей, обусловленная системой социально-политических и психологических взаимоотношений и ориентации в группе, организации, обществе)

* Что такое Элита (от фр. «лучший, отборный») (группа людей, занимающая привилегированное положение в обществе, обладающая влиянием и престижем)

* У вас на партах лежат тексты. В тексте даны статистические данные. Прочитайте их и ответьте на вопросы

В 1996 г. было выявлено мнение населения о факторах успеха политических лидеров.

53% от числа опрошенных назвали «ум, интеллект, знания»,

48 % указали «конструктивность его программы выхода России из кризиса»,

45 % — «профессионализм»,

38 % — «волю, целеустремленность»,

38 % — «поддержку простыми людьми»,

16%о — «поддержку СМИ»,

20% — «поддержку финансовыми структурами».

- Какими качествами должен обладать политический лидер? 

-В какой последовательности расположили бы перечисленные факторы лично вы?


3. Мотивационно – целевой этап

Послушайте данные из доклада директора департамента статистики ООН Виллема де Вриза: «Наиболее разительные перемены народонаселения с 1950 по 2000г.:

- Германия по численности населения была втрое больше Турции – стала на треть меньше.

- Испания  по численности населения была втрое больше Марокко – стала наполовину меньше.

- Россия  по численности населения была втрое больше Пакистана – стала втрое меньше.

? О чем пойдет речь на уроке?

Тема урока «Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи»

Познакомившись с планом, определите, какие цели и задачи поставим на урок? (Ответы обучающихся)

Эпиграфом нашего урока послужат слова английского писателя Джона Голсуорси «Если вы не думаете о будущем, его у вас не будет».

4.Извлечение новых знаний

План урока:

  • Демографическая ситуации в России.

  • Тенденции развития семьи в современной России.

  • Проблемы неполных семей.

Записали тему урока.

Разбираем первый вопрос нашего плана

Известный ученый Т. Мальтус утверждал, что перенаселение не только беда человечества, но определенное благо, которое заставляет многочисленных и ленивых от природы рабочих из-за конкуренции качественно трудиться за невысокую плату.

-А как вы думаете, рост населения планеты – это хорошо или плохо? (ответы обучающихся)

- На уроках географии вы знакомились с термином «демография».

Вспомните этот термин. (Демография – это наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально – экономических, природных условий, миграций, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению)

Одним из источников формирования знаний о демографической ситуации в стране является перепись населения. Перепись – это “моментальный снимок” всего населения страны, в определенный момент времени.

Первая Всероссийская Перепись населения была проведена в 1897 г., её инициатором стал П. П. Семёнов-Тян-Шанский, русский географ, ботаник, статистик, государственный и общественный деятель.

По прогнозу ученых на 2050 год:

- Уменьшится население 53 стран (30 из них являются наиболее развитыми): Японии – на 14%, Италии – на 22%, России и некоторых стран Восточной Европы – на 30-50%.

- Население 8 стран прирастет на половину: Индия, Пакистан, Нигерия, США, Китай, Бангладеш, Эфиопия и Конго.

- Средняя продолжительность жизни в мире увеличится с 65 до 74 лет:

в развитых странах с 76 до 82 лет,

в менее развитых странах с 62 до73,

в наименее развитых странах с 50 до 66 лет

Ученые с тревогой констатируют, что в демографическом положении России наблюдаются сложные тенденции.

Назовем наиболее существенные из них, познакомившись с текстом учебника п. 3 параграф 17.

*Число россиян убывает.

По данным переписи 2010 года население России в 2010 г. по сравнению с 2002 г. сократилось на 2,2 млн человек (1,6%). Численность населения России с 145 млн. 167 тыс. человек сократилась до 142 млн. 905 тыс. человек

Наша страна занимает седьмое место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, Пакистана

*Население России не производится с середины 60-х гг. 20 века.

За 20 столетие наша страна пережила несколько периодов, когда воспроизводство населения было «суженным», т. е. не обеспечивало прироста. Это периоды мировых войн, связанных с катастрофической смертностью, а также годы массовых репрессий. После Второй мировой войны детская смертность быстро сокращалась, но одновременно снизились показатели рождаемости. А с середины 1960-х гг. уровень рождаемости опустился ниже уровня простого воспроизводства населения, когда в семье должно быть 2 детей. В это время стала популярной песенка «У меня сестренки нет». Резкое падение рождаемости в 1990-е гг. усугубило и без того неблагоприятное положение с воспроизводством населения.

Перепись 2010 г. показала, что численность женщин на 10 млн. численность мужчин превышает численность женщин. По данным последней переписи, в России зарегистрировано 76 млн. 700 тысяч женщин и 66 млн. 205 тысяч мужчин. В процентном соотношении это составит 53,8% и 46,2%. По 2002 году данные похожие: 53,4% и 46,6%, так что положение осталось прежним. Актуальной стала другая песня, когда молодежь приходила па танцевальные площадки: «Придут девчонки, стоят в сторонке, платочки в руках теребят, потому что на десять девчонок по статистике девять ребят».

*Население сокращается из-за его естественной убыли, т. е. превышения числа смертей над числом рождений – демографический кризис.

Презентация «Причины высокой смертности в России» (учащаяся)

В 2000 году уровень смертности составил 15,3 человека на 1000 человек. Среди наиболее распространенных причин смерти специалисты называют болезни кровообращения, онкологические, сердечно – сосудистые заболевания и несчастные случаи. Негативно на продолжительность жизни российского населения оказывают алкоголизм и наркомания. Эти причины смерти заметно молодеют. Уровень мужской смертности в 4 раза выше уровня женской.

-Какой вывод сделаем, просмотрев эту презентацию? (Нужно вести здоровый образ жизни) И мы не будем отставать, проведем физкультминутку.

Физкультминутка

*Сокращение трудоспособного населения.

По данным переписи численность населения трудоспособного возраста (мужчины – 16-59 лет, женщины – 16-54 лет) составила 61%, моложе трудоспособного возраста – 18%, старше трудоспособного возраста – 21%.

Таким образом, ситуацию, которая сложилась с народонаселением в России в настоящее время, оценивают как депопуляцию – суженное воспроизводство и сокращение численности населения.

Последствия депопуляции:

- сокращение трудового потенциала;

- старение населения вызывает увеличение капиталовложений в социальное обеспечение и медицинское обслуживание;

- инфантилизация молодежи – чрезмерная опека над детьми приводит к росту несамостоятельности молодежи;

- нарастает разрыв между поколениями – отсутствие взаимопомощи, обострение проблемы одиночества.

Причинами неблагополучной демографической ситуации (по данным опроса ВЦИОМ) являются: бедность населения (44%), снижение значения ценности семьи (22%), результат государственной социальной политики (21%), состояние здоровья женщин (13%).

Есть ли выход из сложившейся демографической ситуации расскажет ученица. (Из выступления В. В. Путина)

- поддержка многодетных семей

- выплаты при рождении первого ребенка и до достижения им полутора лет

- программа материнского капитала продлена до 2021 года, разрешение использовать его по достижении ребенком двух месяцев

- специальные программы по ипотеке для семей с двумя, тремя детьми

- ликвидация очереди в ясли, сад

- улучшение качества медицинского обслуживания

В официальной концепции Демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной Правительством России в сентябре 2001 года, говорится, что «целями демографического развития Российской Федерации являются стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту»

А для стабилизации численности населения и последующий демографический рост невозможен без развития семьи.

Переходим ко второму вопросу нашего урока «Тенденции развития семьи в современной России»

- Что же такое семья? Это понятие известно вам из курса обществознания 8 класса (Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью)

- Для чего создаются семьи? Какие функции они выполняют?

Посовещавшись в группе, определите основные функции семьи, найдите к каждой функции семьи ее значение из рабочего материала, имеющегося у вас на столах.

Работа в группах (проверка на доске, составление кластера)


Функция семьи

Ее содержание

Репродуктивная

воспроизводство населения, продолжение рода

Социализации

формирование индивида как личности

Экономическая

ведение домашнего хозяйства, материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи

Социально – статусная

передача детям определенного социального статуса членам семьи

Эмоционально – психологическая

оказание эмоционально – психологической поддержки членам семьи, создание благоприятной атмосферы в семье

Защитная

физическая, экономическая, психологическая защита членов семьи

Духовно – нравственная

развитие личности каждого члена семьи

Досуговая (рекреационная)

организация рационального досуга; взаимообогащение интересов членов семьи

Сексуальная

регулирование отношений между полами


Семья – древний социальный институт, приобретавший на различных ступенях развития различные формы. Познакомимся с классификацией семьи.

Основа классификации

Виды семьи

Структура распределения власти

Традиционная (решение принимает муж)

Эгалитарная (решение принимаются совместно мужем и женой)

Характер распределения домашних обязанностей

Традиционная (патриархальная) (домашние обязанности выполняет в основном женщина, но ответственность за семью перед обществом и основная власть принадлежит мужчине)

Матриархальная (мужчина не в состоянии экономически обеспечить семью, и женщина вынуждена принимать участие в общественном производстве, в то же время за ней сохраняются домашние обязанности)

Коллективистская (демократическая) (обязанности выполняются супругами совместно или по очереди)

Родственная структура

Нуклеарная (супружеская пара с детьми)

Расширенная (супружеская пара с детьми и кто – то из родственников, проживающих с ними)

Полигамная (жена с мужьями или муж с женами)

Число детей

Многодетная (трое и более детей)

Малодетная

Бездетная

Число родителей

Полная (два родителя)

Неполная (один родитель)

Тип воспитания

Авторитарная (основывается на авторитете родителей, безоговорочное выполнение их требований, принудительные меры воздействия)

Либеральная (интересы индивида ставятся выше интересов других людей и общества в целом)

Демократическая (основы воспитания – убеждение, самовоспитание, сотрудничество родителей и детей)

Характер проведения досуга

Открытая (ориентирована на общение)

Закрытая (досуг в семейном кругу)

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак.

Брак – исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их интимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.

Среди мотивов заключения брака в молодежной среде доминируют: любовь, стереотип «делай, как все», расчет. Современные молодые люди отдают предпочтение таким чертам своих избранников, как ум, доброта, порядочность, надежность, верность, любовь к детям, скромность, терпеливость. Внешняя привлекательность стоит далеко не на первом месте.

- Девушки, каким вы видите своего избранника? ( Женский идеал ориентирован на предприимчивых, способных обеспечить семью материально, тактичных, обладающих чувством юмора мужчин без вредных привычек)

- Юноши, а какой вы видите свою избранницу? ( Мужчины видят идеал жены в таких добродетелях, как верность, женственность, скромность, домовитость, добрый нрав)

Модель типичной семьи – это семья полная, нуклеарная, состоящая из родителей, находящихся в зарегистрированном браке и детей.

Но современная семья переживает существенные трансформации, вызванные глубокими сдвигами в развитии общества. Ученые фиксируют «разрыв семейного единства, нарушение структуры социальных ролей, когда один или более членов семьи не могут выполнять свои ролевые обязанности».

- Переживает ли современная семья кризис? Каковы отклонения от идеальной семьи?

Работа учащихся в парах – определение отклонений от идеальной семьи (стр.196 учебник)

Отклонения от идеальной семьи

- неполная семейная группа, в которой изначально нет одного из членов (одинокая мать с ребенком, одинокий отец с ребенком)

- распавшаяся семья - из – за намеренного ухода одного из супругов

- семья, переживающая кризис, вызванный внешними событиями: смерть одного из супругов

- семья «как пустая оболочка», когда супруги живут вместе, но поддерживают лишь минимальные контакты друг с другом

- рождение детей вне брака

Распад или ослабление семейных связей, рост числа неполных семей в стране самым неблагоприятным образом сказываются на выполнении семьей основных функций.

- Какие причины, способствующие увеличению неполных семей, называют демографы?

* неподготовленность молодежи к браку;

* распространение добрачных связей;

* изменение моральных норм во взаимоотношениях полов;

* утрата семьей своей производственной функции;

* завышенные требования по отношению к брачному партнеру;

* алкоголизм и наркомания одного из партнёров;

* изменение традиционных семейных ролей мужчины и женщины.

В результате, растет число детей, родившихся вне брака, за период 1994 - 2000 гг. их доля возросла с 19,6% до 27,9%, то есть на 8,3 %. Это дети, рожденные женщинами в возрасте до 20 лет – в результате добрачной беременности. Или дети, рожденные женщинами в 30-35 лет – в результате осознанного отказа от брака.

- Какие проблемы возникают в любой неполной семье?

В любой неполной семье возникает множество проблем:

- материальные проблемы;

- дефицит полноценных семейных отношений;

- ребёнок лишён положительного образца для подражания в освоении роли семьянина;

- неполные семьи не могут полноценно выполнять репродуктивную функцию;

- трудоустройства;

- проблема воспитания и социализации детей;

- проблема отношения к отчиму, мачехе

Что необходимо сделать для того, чтобы усилить среди молодежи стремление к созданию зарегистрированных семейных отношений? Что для вас важно в семейных отношениях? (Ответы обучающихся)

Заканчивая наш сегодняшний урок, я хотела бы вернуться к эпиграфу нашего урока, словам английского писателя Джона Голсуорси «Если вы не думаете о будущем, его у вас не будет». Думайте о будущем уже сейчас. Ведь вам строить свою жизнь, девушкам выходить замуж, а юношам жениться, вам растить детей, именно от вас зависит будущее нашей планеты. И уже сейчас вы должны задуматься о том, что же будет завтра. И я надеюсь, что сегодняшний урок поможет вам.

5. Закрепление темы

- Какие проблемы были рассмотрены сегодня на уроке?

- Можно ли решить эти проблемы?

- Что нужно сделать для решения рассмотренных проблем?

6. Подведение итогов урока

- Понравился урок или нет?

- Что нового узнали?

- Что получилось, а что нет?

- Оценка ответов

7. Домашнее задание параграф 17 задания 1- 4(устно)






Тема урока____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

План.

  • Демографическая ситуации в России.

  • Тенденции развития семьи в современной России.

  • Проблемы неполных семей.

_________________________– это наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально – экономических, природных условий, миграций, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению.

Тенденции в демографическом положении России:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________ – суженное воспроизводство и сокращение численности населения.

Последствия депопуляции:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________ – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Функции семьи – репродуктивная, социализации, экономическая, социально – статусная, эмоционально – психологическая, защитная, духовно – нравственная, досуговая (рекреационная), сексуальная.

Виды семьи:

По структуре распределения власти - _____________________________________________

По характеру распределения домашних обязанностей_______________________________

_____________________________________________________________________________

По родственной структуре - ____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

По числу детей - ______________________________________________________________

По числу родителей - __________________________________________________________

По типу воспитания -___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

По характеру проведения досуга - ________________________________________________

Отклонения от идеальной семьи - ________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проблемы неполной семьи - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________