Шупарская Надежда Ивановна
учитель истории и обществознания
ГБОУ Школа №763
г. Москва
Тема урока «Экономика и семья. Бюджет моей семьи»
7 класс
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: формирование представления о семейной экономике, семейном бюджете.
Задачи урока: рассмотреть соотношение доходов и расходов и объяснить последствия их равенства или неравенства.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная работа.
Предполагаемый результат: научатся: определять, что такое ресурсы семьи, каковы важнейшие из них;
из чего складываются доходы семьи; значения понятия «бюджет».
Получат возможность научиться: строить логические цепочки рассуждений; ставить учебные задачи; самостоятельно искать пути решения проблемы.
Педагогические технологии: частично-поисковый метод
Оборудование: мультимедийное оборудование.
Основные понятия: ресурсы семьи, бюджет.
Структура и ход урока:
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. | Организация начала занятия Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 | Приветствие учащихся. Начало урока. Проводит беседу по обсуждению темы, целей и плана урока План урока: 1. Ресурсы семьи 2. Что такое семейный бюджет 3. На что семьи тратят деньги 4. «Без нужды живет, кто деньги бережет» | Подготовка учащихся к работе на занятии. Записывают тему и план урока в тетрадь. |
2. | Актуализация знаний Слайд 4 | Организует диалог с учащимися по вопросам: - Что такое семейное хозяйство? - Что такое бюджет? - А может ли семья обойтись без своего бюджета? - Как составить бюджет? | Отвечают на вопросы. |
5. | Первичное усвоение новых знаний Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 | 1. Ресурсы семьи Из чего же складывается экономика семьи? Семья располагает рядом ресурсов: материальными, трудовыми, энергетическими, информационными, финансовыми. Они и составляют основные источники доходов семьи. Доходы бывают фиксированные и переменные. Ресурс семьи с фиксированным доходом составляют: -
Заработная плата -
Социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии) -
Доходы от владения собственностью. -
Доходы от сбережений, помещенных в банки и ценные бумаги. Переменные доходы зависят от количества и качества труда членов семьи, успешности коммерческой деятельности, а также банка или компании, в которые вложены сбережения семьи и т.п. Как связаны между собой ресурсы, потребности и трудовая деятельность семьи? Большинство семей живет в условиях ограниченных ресурсов, не позволяющих удовлетворить многочисленные, постоянно растущие потребности домочадцев. Притча «Старый мудрец» (Приложение 1). Вопросы: -
Какие секреты использовал в своей жизни мудрец, чтобы стать богатым? -
Как эти секреты помогли ему? -
Могут ли подобные секреты помочь современному человеку? Но это притча. А в жизни многие подростки стремятся заработать дополнительные средства, чтобы помочь своей семье. Какие права у тебя есть? В Трудовом кодексе РФ записано, что подросток с 14 лет имеет право трудиться по договору с согласия одного из родителей, в свободное от учебы время. При этом рабочее время не должно превышать 2,5 часа, 16-18-летнего – 3,5 часа, ночной труд запрещен. Работа не должна угрожать здоровью, мешать учебе. | Ориентируются на получение конкретного результата, излагают и поясняют учебный материал. Отвечают на вопросы, делают записи в тетради. Выполняют задание 5 в рабочей тетради. Читают притчу и отвечают на вопросы. Делают записи в тетради. |
6. | Первичное закрепление Слайд 10 Слайд 11 | Посчитаем: В семье Серёжи пять человек. Папа зарабатывает 35 тыс. р. Мама временно не работает, так как ухаживает за маленьким Серёжиным братом, которому всего семь месяцев. Она получает пособие по уходу за ребёнком в размере 11 тыс. р. Серёжина бабушка уже не работает и получает пенсию в размере 8 тыс. р. Бабушка живет с семьей Серёжи, но у неё есть своя квартира, которую она сдает за 18 тыс. р. в месяц. Сколько составляет суммарный доход семьи? 35 000+11 000+8 000+18 000=72 000 рублей. Сколько составляет средний доход на одного члена семьи в месяц? 72 000: 5 = 14 400 рублей в месяц. Много это или мало? Прожиточный минимум в Калининградской области составляет 9 629 рублей в месяц. | Решают задачу. |
7. | Первичное усвоение новых знаний Слайд 12 Слайд 13 | 2. Что такое семейный бюджет Бюджет (англ. «денежная сумка», «кошелёк») – предварительно составленная роспись будущих доходов и предполагаемых расходов. Бюджет необходим семье, чтобы оценить желательные расходы в соответствии с предполагаемыми доходами. Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. О доходах мы уже говорили, теперь поговорим о расходах. 3. На что семьи тратят деньги Все расходы семьи можно условно поделить на две группы: обязательные и произвольные. К обязательным относятся: 1. расходы на питание 2. расходы на одежду 3. оплата жилья и коммунальных услуг 4. расходы на транспорт 5. расходы на лекарства 6. (если есть) оплата кредитов. Произвольные расходы: 1. приобретение товаров и услуг, облегчающих ведение домашнего хозяйства 2. затраты на уход за собой и своими домашними животными 3. затраты на досуг и отдых 4. затраты на коллекционирование 5. покупка предметов роскоши 6. затраты, связанные с повышением количества и качества расходов, перечисленных в обязательном списке. | Ориентируются на получение конкретного результата, излагают и поясняют учебный материал. Отвечают на вопросы, делают записи в тетради. Выполняют задание 5 в рабочей тетради. |
8. | Первичное закрепление Слайд 14, 15, 16 | Проверяет задание 5 в рабочей тетради Предлагает выполнить практическое задание (Приложение 2) | Выявляют границы применения новых знаний, работают по кластеру. |
9. | Первичное усвоение новых знаний Слайд 17 Слайд 18 | 4. «Без нужды живет, кто деньги бережет» Эта пословица в полной мере относится к ресурсам семьи, ведь возможности семьи не безграничны. Поэтому и возникает вопрос: как рационально организовать домашнее хозяйство? Задание Определите последствия перечисленных ниже ситуации, предложите действия, которые следует предпринять в этих случаях, и объясните свой выбор: -
если доходы больше расходов... -
если доходы меньше расходов... -
если доходы равны расходам.... Практический совет по составлению семейного бюджета: 1. серьезно обдумать и обсудить с другими членами семьи, сколько придется потратить на те или иные нужды; 2. составлять бюджет так, чтобы намечаемые расходы были равны ожидаемым доходам, а лучше – меньше. | Ориентируются на получение конкретного результата, излагают и поясняют учебный материал. Отвечают на вопросы, делают записи в тетради. Подвести учеников к пониманию необходимости составлять семейный бюджет. |
10. | Первичное закрепление Слайд 19, 20 | Посчитаем: Чему равны доход и расход семьи, если: Зарплата мамы и папы – 25 000 р.; Пенсия бабушки – 8 000 р.; Истратили на продукты – 11 000 р.; Заплатили за квартиру, телефон, свет – 6 000 р.; Заплатили за ремонт холодильника – 700 р.; Купили подарок сыну – 2 000 р. Вопрос: куда можно потратить эти деньги? Решение: Доход – 33 000 р., расход – 16 700 р. | Решают задачу. Отвечают на вопрос. |
11. | Итоги урока. Рефлексия Слайд 21 Слайд 22 | Проводит беседу по вопросам: 1. Что такое ресурсы семьи? 2. Из чего складываются доходы семьи? 3. Какие расходы могут быть у семьи? 4. Зачем семье нужен бюджет? Домашнее задание: Параграф 14 выучить, решить задачи в тетради, выполнить з.7 в рабочей тетради. Задачи: 1. В какой расфасовке стиральный порошок выгоднее купить хозяйке, если известно, что пакет весом 1,5 кг стоит 150 р., а пакет весом 500 г стоит 60 р.? Сколько денег она сэкономит? Ответ: пакет весом 1,5 кг, она сэкономит 30 р. 2. На счетчике электроэнергии стоит число 30263, в прошлом месяце показания были – 30140. 1 кВт/ч стоит 3 р. 65 коп. Сколько составит плата за электроэнергию? Ответ: 30263-30140=123 123х3,65=448 р. 95 коп. | Анализируют деятельность по достижению цели. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. |
Приложение 1
Однажды состоятельного и мудрого старца спросили, как ему удалось достичь богатства, ведь он родился в бедной семье. Мудрец сказал, что это очень просто и является следствием того образа жизни, который он себе выбрал, а также трех важных привычек: «Во-первых, я умею расставлять приоритеты, отделять главное от второстепенного. Этому я научился, работая в юности сортировщиком овощей и фруктов. Почему бы таким же образом не поступать со своими желаниями? Сортируя их, я могу выбрать лучшие и достичь их. Во-вторых, я люблю накапливать силы, отдыхая в тени деревьев. После того, как потратишь немало энергии на пути к исполнению желания или в житейской суете, бывает так приятно восстановиться, сидя под развесистой кроной дерева, наблюдая происходящее вокруг и размышляя. Накопление богатства похоже на накопление сил, когда во время взятой паузы тебе приходят новые идеи, которые иначе не посетили бы тебя. И это время ты не тратишь – ты копишь. И твой дальнейший путь становится вдвойне легче и приятнее после непродолжительного отдыха. И, наконец, в-третьих, я никогда не изменяю двум первым привычкам. Вот мои три секрета».
Вопросы:
-
Какие секреты использовал в своей жизни мудрец, чтобы стать богатым?
-
Как эти секреты помогли ему?
-
Могут ли подобные секреты помочь современному человеку?
Приложение 2
Решите задачу.
Гражданин N покупает только молоко, пряники и книги. Каждый месяц он выпивает 30 л молока, съедает 30 кг пряников и прочитывает 15 книг.
| 1 - й год | 2-й год |
| Цена, p. | Стоимость покупок за год, р. | Цена, р. | Стоимость покупок за год, р. |
Пряники | 150 р. за кг | | 160 р. за кг | |
Книги | 300 р. за книгу | | 280 р. за книгу | |
Молоко | 30 р. за 1 л молока | | 40 р. за 1 л молока | |
Итого | — | | — | |
1) Заполните таблицу.
2) На сколько процентов увеличились расходы гражданина N за 2-й год?
Решение:
1)
| 1 - й год | 2-й год |
| Цена, p. | Стоимость покупок за год, р. | Цена, р. | Стоимость покупок за год, р. |
Пряники | 150 р. за кг | 54 000 | 160 р. за кг | 57 600 |
Книги | 300 р. за книгу | 54 000 | 280 р. за книгу | 50 400 |
Молоко | 30 р. за 1 л молока | 10 800 | 40 р. за 1 л молока | 14 400 |
Итого | — | 118 800 | — | 122 400 |
2) 122 400 – 118 800 = 3 600 р. (на столько выросли затраты за 2-й год.
Составляем пропорцию:
118 800 – 100%
3 600 – х%
х= 3 600х100 = 3% на столько увеличились расходы гражданина N за 2-й год.
118 800
3