-формировать умение выделять звуки [р], [р’], характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст вслух; определять место новой буквы «городе букв»; соотносить все изученные буквы со звуками.
-понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
-действовать по образцу и заданному правилу.
Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей.
Обосновывать и доказывать собственное мнение.
Этапы урока | Цель | Содержание взаимодействия с учащимися | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I этап. Организационный момент. | Цель: создание благоприятной обстановки, положительного настроя | -Долгожданный дан звонок, Начинается урок! (слайд 1) -Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного - мальчики. -Умницы! (садятся девочки) -Молодцы! (Садятся мальчики) | Настрой на работу | Регулятивные: -понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; - определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки; - отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; -действовать по образцу и заданному правилу. Познавательные: развитие знаково- символических действий: моделирования и преобразования модели Рефлексия способов и условий действия Контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно- соревновательное общение со сверстниками. Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей. Обосновывать и доказывать собственное мнение. Личностные: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству |
II этап. Актуализация ранее полученных знаний. | Цель: выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. Подготовить к восприятию нового. | -Начнем с разминки. - Ребята, с помощью чего люди общаются? - Какая бывает речь? - Из чего состоит речь? (Из предложений) - Из чего состоят предложения? (Из слов) - На что делятся слова? (На слоги) - Из чего состоят слоги? (Из звуков) - Что вы знаете о звуках речи, какие они бывают? (Гласные и согласные) - Чем отличаются гласные от согласных звуков? - А что нам нужно, чтобы звук изобразить на письме? (Буква) - А в чём разница между звуком и буквой? (Звук мы произносим и слышим, а букву видим и пишем) На все мои вопросы вы ответили правильно. Молодцы! И мы можем отправляться дальше. - Я буду без голоса произносить звуки, отгадайте какой звук я произношу( а, ,о,и.) ( Дети по одному выходят и берут букву с доски) Игра «Найди свой домик». Ребята, какое время года у нас сейчас, назовите букву, которая обозначает второй звук в слове «осень». (с) Эта буква обозначает четвёртый звук в том же слове. (н) ( Дети по одному выходят и берут букву с доски) Игра «Живые буквы». (Характеристика звуков а. о,и,с,н) - У кого из ребят была самая правильная характеристика звука? Физминутка «Прогулка»: Буквы пошли гулять. Вдруг поднялся ветер, набежали тучи, пошел осенний дождик. Буквам нужно быстро занять свои домики. Проверяем, все ли буквы попали в свой домик? Никто не заблудился? Назовите на какие группы можно поделить гласные звуки? На какие группы можно поделить согласные звуки? | Устная и письменная Из слов Из звуков Буквами |
III этап. Постановка учебной задачи. | Цель: создать условия для частично-поискового метода. | -Ребята, я знаю, что вы очень любите отгадывать загадки. У некоторых из вас под стульчиками есть стихотворения – загадки. Кто нашел, выходите, читайте а мы с ребятами постараемся отгадать. Над лугами, над водой Хлынул дождик проливной, А потом повисло В небе коромысло. Ребятишек радует Расцветная … (слайд ) В реке большая драка: Поссорились два … (слайд ) Бегу я, как по лесенке, По камушкам звеня. Издалека по песенке Узнаете меня. (слайд 9) - Кто сможет перечислить отгадки? -Что объединяет все эти слова? -Сможете назвать тему нашего урока? - Давайте определим цели нашего урока. - Продолжим фразы: - Познакомиться …. - Узнать … - Научиться … -Я согласна, мы должны всё узнать про новый звук и букву. | Радуга Рак Речка Буква Р. Гласный он или согласный, если согласный твердый или мягкий, звонкий или глухой, парный или непарный. Научиться писать и читать слоги и слова с буквой р |
IV этап. Поиск решения проблемы-открытие нового знания. | Цель: создать условия для частично-поискового метода. | - Скажите, в каком районе (гласных или согласных) будет жить этот звук? Почему? Понаблюдайте за язычком. Значит это согласный или гласный звук? - Составим схему слова «радуга» и «река». (дети работают самостоятельно, двое у доски) Проверка: - Сколько гласных в слове радуга, а в слове река? -А сколько согласных в слове радуга, а в слове река? -Сколько слогов? -Куда падает ударение? -Какой слог ударный? -Что вы заметили? - Ребята, а почему это у вас первые согласные звуки получились разного цвета? -Какой вывод мы можем сделать? (слайд 11) -Вы сказали, что этот звук согласный. Если он согласный, то, что еще мы можем узнать про него? Проверим, ребята. Поставьте пальчики на горлышко. -Ребята, а есть у этого звук пара? - Итак, на какой улице поселим нашего нового жителя в «городе букв»? - А в каком домике? - Почему? ( помещают букву) А вы знаете, что….Чаще всего радуга возникает утром и вечером. А вы знаете, что радуга- это кольцо. Но мы не видим её нижнюю часть, нам мешает Земля. Круглую радугу можно увидеть с борта самолёта, глядя на дождь сверху. | В районе согласных Язычок перекрывает Р бывает мягким и твердым звуком Звонкий он или глухой |
Физкультминутка. Гимнастика для глаз | Цель: Смена деятельности | | |
Работа в группах | | Знакомство с буквой. (слайд 12) - А какой значок нам поможет увидеть звук [р]? Страница 65. -Расскажите, на что похожа буква «Р». - Те, у кого желтый кружок на парте, подошли к желтому кругу, вы должны собрать из деталей и склеить букву «Р». - Те, у кого синий кружок на парте, подошли к синему кругу, вы должны раскрасить букву «Р». - Те, у кого красный кружок на парте, подошли к красному кругу, вы должны вылепить из пластилина букву «Р». - Те, у кого зеленый кружок на парте, подошли к зеленому кругу, вы должны раскрасить все элементы с буквой «Р». - Те, у кого сиреневый кружок на парте, подошли к сиреневому кругу, вы должны выложить букву «Р» из семян. - Те, у кого оранжевый кружок на парте, подошли к оранжевому кругу, вы должны найти в тексте букву «Р» и обвести ее в кружок. - Ребята поднимите руки те, кто доволен работой своей группы. | Парус, топор, толстый человек. Дети в группах выполняют задания. |
Первичное закрепление | Цель: закрепить первичные знания о букве и звуках. | Работа по учебнику (Азбука стр.65). Чтение слогов с изученной буквой РА РО РИ РУ РЫ Повторное чтение слогов с добавлением до целого слова. Чтение слов (слайд 13) Ра-на Ран-ка Тро-нул У-ко -лол Чтение и анализ текста Первый раз текст читает хорошо читающий ученик. Во второй раз читаем все вместе Кактус (слайд 14) У Иры растут кактусы. Ира тронула кактус. Она уколола руку. У Иры ранка. - Как зовут девочку? - Что растет у Иры? – Что сделала Ира? – Что с ней случилось? – Расскажите о растениях, которые растут в вашем классе и дома. – Как нужно ухаживать за комнатными растениями? Игра «Найди звук» -Назовите слова из этого текста, в которых звук [р] или [р’] стоит в начале слова; -в середине слова; -в конце слова. | Дети читаю слоги Дети читают слова Дети читают текст |
V этап Беседа по развитию речи по иллюстрации к сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (с.64-65) | | - Азбука стр. 64. Сейчас проверим, кто у нас самый внимательный сегодня, и найдет рисунок слова, схему которого мы составляли на уроке. (радуга) - Что еще изображено на рисунке, назови слова, в которых есть звук «Р»? ( Море, берег, дерево, корыто, ведро) - Кого вы видите на рисунке? ( Деда, старуху, золотую рыбку). - Кто узнал эту сказку? Как она называется? Кто автор? (демонстрация портрета А.С. Пушкина) - Послушайте отрывок и найдите слова с новой буквой (чтение хорошо читающим учеником). ( Рыбу, старик, старуха, моря, ровно, пряла, пряжу). - А кто знает, сколько раз старик закидывал свой невод в море? - А сегодня старик в четвертый раз закинул невод и поймал вот таких рыб. - Прочитайте внимательно слова, которые они нам принесли, что мы можем про них сказать? - Какое из этих слов мы еще не разбирали с вами, этим мы как раз будем заниматься на следующем уроке. | На рыбках слова «кисти», «каток», «лук», «кран» |
VI этап. Итог урока. РЕФЛЕКСИЯ. | Цель. Помочь осмыслить и оценить личную деятельность ребенка. Вызвать положительные эмоции. | А сейчас наш урок подошел к концу. Пора подвести итог нашей работы. С какой новой буквой мы познакомились сегодня на уроке? - Что вы о ней узнали? - Что особенно запомнилось на уроке? - Ребята, у каждого из вас на партах лежат солнышки и капельки, а у меня в руках радуга. Это не просто так. - Когда радуга появляется? когда после дождя начинает светить солнце. - Если вам сегодня было интересно и легко работать, то возьмите в руки солнышко. Если были затруднения, или было тяжело работать на уроке–берете тучку. Поднимите вверх, то что вы выбрали. Чего не хватает? (радуги). Я подниму радугу. - Молодцы, ребята! Вы все хорошо поработали! Наш урок окончен. Всем спасибо за урок. | Я узнал … Мне было интересно … Я запомнил … (слайд 15) |