Тема: «Звук [у]. Буква У у»
Цель: сформировать представление о звуке [у] и букве У у.
Образовательные: знать характеристику звука [у], алгоритм печатания большой и маленькой буквы У у; уметь давать характеристику звука [у], обозначать звук [у] печатной буквой У у, определять в речи слова со звуком [у], читать слоги, слова с буквой У у.
Развивающие: развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение; психические познавательные процессы: восприятие, внимание, мышление; устную речь.
Воспитательные: формировать ценностное отношение к теме, к учебе и предмету Русский язык.
Регулятивные: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий.
Познавательные: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования).
Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение.
Личностные: осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Оборудование: презентация, учебник УМК «Школа России» Азбука 1 класс 1ч., маркерная доска, электронная доска, рабочий лист с заданиями.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечания |
Организационно-мотивационный этап | - Здравствуйте, меня зовут Ангелина Андреевна. Сегодня я проведу у вас урок чтения. Проверьте готовность к уроку. На парте у каждого должны находиться учебник, пенал, рабочий лист. - Начну занятие с пословицы «Красива птица пером, а человек - умом». - Как вы понимаете пословицу? - Птицу красит ее наряд, перья, пение. Для птицы этого вполне достаточно. А вот человека красит его ум, знания, мудрость. Внешней красоты недостаточно, она как оболочка, а вот богатый внутренний мир украшает любого человека. Знания и образование человека — одно из достоинств, которые высоко ценятся. | Приветствуют, проверяют готовность к уроку. - Птицу украшают перья, а человека красит ум, знания и мудрость. - Нужно ценить ее, беречь ее богатства, помогать ей. | Слайд 1 (пословица) |
Актуализация и пробное учебное действие | - Разгадайте ребус. Какое слово у вас получилось? - Скажите, на какие две группы делятся звуки? - Дайте характеристику согласным звукам. - Как понять, что звук гласный? - Какими бывают гласные звуки? - В чем разница между ударным гласным и безударным? - Какую функцию выполняют гласные звуки | - Звуки. - Гласные и согласные звуки. - Не каждый согласный звук тянется, воздух во рту встречает преграду; может быть глухим и звонким, мягким, твердым. - Воздух не встречает преград, звук тянется. - Ударными и безударными. - Ударный гласный в слове выделяется голосом, безударный – нет. - Гласные звуки образуют слоги. | |
Выявление места и причины затруднения | - Ребята, сегодня вы изучите новый звук и букву. Но для того, чтобы узнать звук, который вы сегодня изучите, вам нужно отгадать загадки. Палочка в руке, Ниточка в воде. На ниточке крючок, Для рыбки — червячок. Две антенны на макушке, А сама сидит в избушке, На себе её везёт, Очень медленно ползёт. - Сегодня мы поговорим о первом звуке слов-отгадок. Что это за звук? | - Удочка. - Улитка. - Звук [у] | |
Построения проекта выхода из затруднения | - Назовите тему урока. - Поставьте цель урока. - Я подготовила план работы на урок, но в нем появились лишние пункты. Я прочитаю пункт. Если вы согласны, хлопаете один раз в ладоши; если нет – не осуществляете никаких действий. 1. Уметь характеризовать звук [у]. 2. Нарушать дисциплину. 3. Лениться. 4. Узнать буквы, обозначающие звук [у]. - Почему вы указали хлопком на пункты «Нарушать дисциплину» и «Лениться»? - Верно, лень и отсутствие дисциплины не позволить качественно усвоить материал урока и научиться строить предложения. Поэтому я предлагаю исключить эти пункты из нашего занятия и заменить их трудолюбием и дисциплинированностью. - Наш план на урок: 1. Уметь характеризовать звук [у]; 2. Узнать буквы, обозначающие звук [у]. | - Тема нашего урока «Звук [у]. Буква У у». - Узнать о звуке [у] и букве У у. - Если нарушать дисциплину, лениться, у нас не получится достигнуть цели. | Слайд 2 (тема) Слайд 3 (цель) Слайд 4-5 (план: 1. уметь характеризовать звук [у]; 2. узнать буквы, обозначающие звук [у].) |
Реализация построенного проекта | - Приступим к выполнению первого пункта плана – охарактеризуем звук [у]. Что нужно узнать о звуке [у] в первую очередь? С чего начинаем характеристику звуков? - Верно. Попробуйте пропеть звук [у]. (дает команду и пропевает звук вместе с обучающимися) - Звук тянется? Поется? - Верно, звук [у] гласный. - Как дальше характеризовать гласный звук? Что нужно определить? - Давайте определим ударение в слове «удочка». Для этого «позовите» слово. (дает команду) - Верно. А теперь определите ударение в слове «улитка». - Какой вывод вы можете сделать? - Послушайте слова, обратите внимание на твердость или мягкость согласных звуков после звука [у]: курица, луч, гудок, буря. Теперь поднимите карточку, которая характеризует согласные звуки, стоящие перед звуком [у]. - Почему вы подняли именно синюю карточку? - Верно. Какой вывод вы можете сделать? На что указывает гласный звук [у]? - Приступим к выполнению второго пункта плана – вы узнаете, какими буквами обозначается звук [у]. Итак, звук [у] на письме обозначается буквой У и у. Вспомните, когда мы используем заглавную букву? - Когда используется маленькая буква? - Итак, посмотрите на буквы У и у. На что они похожи? - Из каких элементов состоит заглавная буква У? - Чтобы написать печатную заглавную букву У, нужно поставить прямую наклонную линию, далее провести прямую наклонную линию с закруглением внизу влево. (показывает на доске) - В рабочем листе в задании 1 пропишите 3 печатных заглавных буквы У на первой строке. Подчеркните простым карандашом ту букву, которая получилась лучше всего. - - Из каких элементов состоит маленькая буква У? - Чтобы написать печатную маленькую букву у, нужно поставить прямую наклонную линию, далее провести прямую наклонную линию с закруглением внизу влево. (показывает на доске) - В рабочем листе в задании 1 пропишите 3 печатных маленьких буквы у на второй строке. Подчеркните простым карандашом ту букву, которая получилась лучше всего. - Итак, вы выполнили второй пункт плана – определили, какой буквой обозначается звук [у]? | - Определяем, гласный он или согласный. - Да, значит, звук [у] гласный. - Удочка, ударный гласный – у. - Ударный он или безударный. - Улитка, ударный гласный – и. - Звук [у] может быть и ударным, и безударным. Поднимают синюю карточку. - Согласные звуки, которые стояли перед звуком [у] твердые. - Гласный звук [у] указывает на твердость предшествующего согласного звука. - Начало предложения, имена, названия населенных пунктов пишутся с большой буквы. - В остальных случаях. - На ветку, чайник, кактус, рогатку и т.д. - Прямая наклонная линия и прямая наклонная линия с закруглением внизу влево. - Прямая наклонная линия и прямая наклонная линия с закруглением внизу влево. - Звук у обозначается буквами У у. | Слайд 6 (буквы У у) |
Физкультминутка | Ши-ши-ши – ты руками помаши! Жи-жи-жи – лево, право покажи! Ча-ча-ча – руку тянем до плеча. Ща-ща-ща- кулаками повращать! Чу-чу-чу – головой я покручу. Щу-щу-щу – руки вниз я опущу! | | |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - Сейчас я предлагаю поиграть. Я прочитаю стихотворение. Если вы услышали слово со звуком [у], вы хлопаете в ладоши. Как незаметно дни летят! И вместо маленьких утят, Отважных жёлтеньких малюток, Мы видим важных белых уток. Эти утки даже «Кря!» Никому не скажут зря. (по ходу чтения разбирает возникшие ошибки) - Теперь я предлагаю вам выполнить задание на странице 38. Девочка заблудилась в лесу и кричит. Прочитайте, что она кричит. (дает команду) - А теперь поменяйте буквы местами. Озвучьте хором, что получилось. (дает команду) - Кто так кричит? - Верно, вы справились с заданием. - Теперь выполним задание ниже. Какие птицы изображены? - В названии какой птицы нет звука [у]. - Какие гласные звуки мы слышим в этом слове. - Теперь я предлагаю сопоставить схемы. - Верно. | Хлопают на слова: утят, малюток, уток, утки, никому, скажут. - Ау! Ау! Ау! - Уа! Уа! Уа! - Младенец, маленький ребенок. - Голубь, ворона, гусь, курица. - В слове «ворона». - [а] и [о]. - Первая схема относится к вороне, так как под ударением второй слог. Вторая схема подходит к слову голубь, так как Ударение на первый слог, заканчивается согласным звуком. Третья схема подходит к слову курица, так как ударение на первый слог и на конце гласный звук. Четвертая схема слова гусь, так как там только один гласный звук. | |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | - Итак, теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно. Выполните задание на рабочем листе под номером два. Найдите буквы У у и подчеркните их простым карандашом. - Закончили работу. Теперь посчитайте буквы У у, которые вы нашли. Проверьте количество найденных вами букв по эталону Кто нашел 8 букв? - Кто нашел больше или меньше? - Какие трудности у вас возникли? (обсуждает возникшие трудности) | Выполняют. Проверяют. Отвечают. Называют трудности. | Задание 2: М и у Ф ш у й У а П З Й у б Ю г У В Р щ Ц к у д С У Э т ъ у Эталон (слайд 7) 8 |
Включение в систему знаний и повторение | - Ребята, откройте учебник на странице 36. Скажите, знаете ли вы сказку «Гадкий утенок»? Кто ее автор? - Верно. Кого вы видите на иллюстрации? - Какой звук есть во всех названных словах? - Как можно назвать этих птиц? - Верно. Составьте предложения по иллюстрации. - Молодцы, вы справились с заданием. | - Автор – Ханс Кристиан Андерсен. - Индюка, утят, гуся, утку, курицу, утят. - Звук [у]. - Это домашние птицы, так как их разводят люди, чтобы получать мясо, яйца, перья и пух. - Птицы смотрят на утят. Над индюком летает бабочка. Утята идут друг за другом и т. д. | |
Рефлексия учебной деятельности | - Итак, урок подходит к концу. Назовите тему урока. - Какую цель вы поставили на урок? - Взгляните на пункты плана. Выполнили первый пункт? - Охарактеризуйте звук [у]. - Выполнили второй пункт? - Какими буквами обозначается звук [у]? - Все пункты плана выполнены? - Цель занятия достигнута? - Ребята, кто узнал что-то новое, у кого все получилось, поднимите две руки. -У кого возникли трудности, поднимите одну руку. (Обсуждают, какие трудности возникли) - На этом урок подошел к концу. Я была рада с вами работать. Урок окончен. | - Тема нашего урока «Звук [у]. Буква У у». - Узнать о звуке [у] и букве У у. - Да. - Гласный, может быть ударным и безударным, обозначает твердость предыдущего согласного звука. - Да. - Б б. - Да. - Да. Поднимают руки. Прощаются. | Слайд 2 (тема) Слайд 3 (цель) Слайд 5 (план) |