Обучение грамоте (письмо)
Тема. Правописание ЖИ – ШИ
Цель. Создание условий для закрепления написания сочетаний жи - ши. Содействовать формированию у учащихся знание о правописании ЖИ -ШИ. Способствовать развитию умений писать слова с сочетаниями жи -ши; создать условия для формирования устойчивого орфографического навыка грамотного письма. Развивать речь. Воспитывать культуру поведения при работе в паре.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний. Минутка каллиграфииСлайд-2
На интерактивной доске появляются скороговорки.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Над Жорой жук, жужжа, кружит.
Учитель. Прочитаем скороговорки и попробуем их произнести.
Учитель. Какие звуки чаще всего встречаются в скороговорках?
Ученик. Звуки ж , ш .
Учитель. Что вы можете рассказать об этих звуках?
Ученик. ж - согласный, звонкий, твёрдый, парный.
ш – согласный, глухой, твёрдый, парный.
Эти звуки шипящие.
Учитель. Какими буквами на письме мы обозначаем эти звуки?
Ученик. Буквами Ж, Ш.
Учитель. Какое предложите выполнить задание с этими буквами?
Ученик. Прописать их на минутке чистописания.
Учитель. Вспомним правильное написание заглавных букв Ж и Ш.
Слайд 3,4.
Учитель. Откроем тетради, запишем число и пропишем на первой строке заглавную букву Ж, на второй строке заглавную букву Ш.
3.Постановка темы и задач урока
Слайд-5 На слайде появляются слова.
Ш…шка, ёж…к, маш…на, лыж…, ж…раф.
Учитель. Ребята, прочитаем слова.
Учитель. Что общего в этих словах?
Ученик. Это слова – предметы, во всех словах есть жи-ши, в словах пропущена буква и.
Учитель. Почему вы решили, что в словах пропущена буква и?
Ученик. Я знаю, что ЖИ – ШИ всегда пишется с буквой И.
Слайд-6 На слайде появляется правило.
ЖИ- ШИ пиши с буквой И.
Учитель. Хором, по моей руке прочитаем правило.
Учитель. Ребята, может уже кто догадался, как будет называться тема нашего урока?
Ученик. ЖИ - ШИ пиши с буквой И.
Учитель. Хорошо. А чему же мы будем учиться сегодня?
Ученик. Писать слова с ЖИ – ШИ.
Учитель. Да, дети, мы сегодня будем учиться писать слова с сочетаниями ЖИ – ШИ.
4. Закрепление знаний и способов действий.
Учитель. Какое задание вы бы хотели выполнить со словами, работая в паре?
Ученик. Один человек будет выписывать слова с сочетанием ЖИ, а другой с сочетанием ШИ и подчеркнуть эти сочетания.
Учитель. Приступаем к работе.
Учитель. Какое ещё задание вы хотели бы выполнить с выписанными словами?
Ученик. Поставить в словах ударение, разделить на слоги.
Учитель. Самостоятельно выполняем эти задания.
Учитель. Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями, проверьте друг у друга и оцените выполненную работу.
Дети оценивают работу сигналами смайлами.
Учитель. Как вы думаете, какое слово «лишнее»?
Ученик. Машина – оно словарное.
Учитель. Хором, по моей руке произнесём это слово по слогам.
Дети. МА-ШИ-НА.
Учитель. Какое задание предложите выполнить с этим словом?
Ученик. Составить предложение с ним.
Учитель. Мне очень хочется услышать предложения, которые у вас получатся!
Ученик. Папа едет на машине. У дедушки есть машина.
Учитель. Молодцы! Какое ещё слово может быть «лишним»?
Ученик: Ёжик, потому что в этом слове звуков больше, чем букв, т.к. буква ё стоит в начале слова, а значит обозначает два звука.
Учитель. Молодчина!
Физкультминутка
Учитель. Ребята, ёжик предлагает выполнить вам задания.
Слайд-7
На интерактивной доске появляется запись:
ёлкой, под, ёж…к, ж…л.
Учитель. Кто же догадался, что это за задания?
Ученик. Вставить пропущенные буквы, составить из слов предложение.
Ученик. Думаю какую букву надо вставить, вспоминаю правило жи –ши пиши с буквой и.
Учитель. Какое предложение составим?
Ученик. Под ёлкой жил ёжик.
Учитель. Что нужно вспомнить, чтобы правильно записать предложение?
Ученик. Начало предложения пишем с большой буквы, в конце предложения ставим точку.
Учитель. Запишите предложение.
Учитель. Хорошо. Подчеркните главные слова в предложении, правило жи.
Учитель. Назовите слово, которое обозначает действие?
Ученик. Я думаю слово «Жил».
Учитель. Молодец! Кто вспомнит пословицы с этим словом?
У учителя на интерактивной доске пословицы записаны.
Ученик. Жить - родине служить.
Слайд-8
Появляется пословица.
Учитель. Объясните смысл пословицы.
Ученик. Служить родине, значит любить страну, в которой живёшь, её людей, природу.
Учитель. Молодец! Запишите её в тетрадь и подчеркните сочетание жи.
Кто ещё вспомнил пословицу?
Ученик. Век живи – век учись. Это значит, что пока человек живёт, он постоянно чему-то учится.
Слайд-8
Учитель. А я знаю, ребята, вот такую пословицу: Жизнь дана на добрые дела. Как вы её можете объяснить?
Ученик. Человек на протяжении своей жизни должен совершать только добрые дела и поступки.
Учитель. Какие вы молодцы! Вы всё знаете! Ребята, а давайте вспомним, какое задание у нас было?
Ученик. Вспомнить пословицы со словом « жил» .
Учитель. Внимательно посмотрите на пословицу, которую предложила вам я.
Ученик. Я заметил. В ней нет слова жил, но есть слово жизнь, а эти слова родственники.
Физкультминутка
Учитель. Я знаю, что вы все очень любить играть. Поиграем?
Дети. Да.
Учитель. Игра называется «Найди пару».
Слайд-9. Два столбика слов. Дети карандашом от доски соединяют слова одного столбика с другим по ассоциации.
Этажи пушистый
Животное кружить
Груши жить
Снежинка свежий
Учитель. Назовите какие сочетания встретились в этих словах, которые надо запомнить.
Ученик. ЖИ –ШИ пиши с буквой И.
Учитель. Дети, а вы любите путешествовать?
Дети. Да.
Слайд-10
Появляется автобус.
Учитель. Сейчас мы мысленно окажемся в автобусе, на котором отправимся в путешествие в деревню Простоквашино. А как вы думаете, почему туда?
Ученик. В слове Простоквашино есть ШИ, а это тема нашего урока.
Учитель. А кто же покажет нам туда дорогу?
Ученик. Герои мультфильма: дядя Фёдор, кот Матроскин, собака Шарик.
Слайд-10
Появляются герои на интерактивной доске.
Учитель. А что делают пассажиры в автобусе во время путешествия?
Ученик. Смотрят в окна и любуются красотой.
Учитель. Вы тоже будете любоваться красотой природы из окна. Будьте очень внимательными, запоминайте всё, что увидите из окна. И так поехали.
Слад 11
Сменяются картины природы
Проезжаем мимо болота, на котором растут камыши. А в реке плавают ерши. Едем дальше и видим на дорогах лужи. А тут около пенька спрятались ежи. А вот и деревня!
Учитель вывешивает на доске плакат, на котором нарисована деревня.
Учитель. Путешествие подошло к концу. Вспомните, какие предметы вы видели, в написании которых встречаются сочетания жи – ши. Запишем эти слова, подчеркнём сочетания жи-ши.
Ученик. Камыши, лужи, ерши, ежи.
7. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности
Учитель. Вспомним, дети, чему мы учились сегодня на уроке?
Ученик. Мы учились писать слова с сочетаниями ЖИ - ШИ.
Я запомнил, что ЖИ – ШИ пишется с буквой И.
Я понял, что в словах сочетания ЖИ – ШИ надо писать только с буквой И.
Учитель. Молодцы! Я рада. Что вы все запомнили это правило и поняли, что ЖИ – ШИ всегда надо писать с буквой И.
Учитель. Урок окончен.