СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока обучения грамоте "Правописание жи-ши"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обучения грамоте "Правописание жи-ши"»

Обучение грамоте (письмо)

Тема. Правописание ЖИ – ШИ

Цель. Создание условий для закрепления написания сочетаний жи - ши. Содействовать формированию у учащихся знание о правописании ЖИ -ШИ. Способствовать развитию умений писать слова с сочетаниями жи -ши; создать условия для формирования устойчивого орфографического навыка грамотного письма. Развивать речь. Воспитывать культуру поведения при работе в паре.


Ход урока

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний. Минутка каллиграфииСлайд-2

На интерактивной доске появляются скороговорки.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Над Жорой жук, жужжа, кружит.

Учитель. Прочитаем скороговорки и попробуем их произнести.

Учитель. Какие звуки чаще всего встречаются в скороговорках?

Ученик. Звуки ж , ш .

Учитель. Что вы можете рассказать об этих звуках?

Ученик. ж - согласный, звонкий, твёрдый, парный.

ш – согласный, глухой, твёрдый, парный.

Эти звуки шипящие.

Учитель. Какими буквами на письме мы обозначаем эти звуки?

Ученик. Буквами Ж, Ш.

Учитель. Какое предложите выполнить задание с этими буквами?

Ученик. Прописать их на минутке чистописания.

Учитель. Вспомним правильное написание заглавных букв Ж и Ш.

Слайд 3,4.

Учитель. Откроем тетради, запишем число и пропишем на первой строке заглавную букву Ж, на второй строке заглавную букву Ш.

3.Постановка темы и задач урока

Слайд-5 На слайде появляются слова.

Ш…шка, ёж…к, маш…на, лыж…, ж…раф.

Учитель. Ребята, прочитаем слова.

Учитель. Что общего в этих словах?

Ученик. Это слова – предметы, во всех словах есть жи-ши, в словах пропущена буква и.

Учитель. Почему вы решили, что в словах пропущена буква и?

Ученик. Я знаю, что ЖИ – ШИ всегда пишется с буквой И.

Слайд-6 На слайде появляется правило.

ЖИ- ШИ пиши с буквой И.

Учитель. Хором, по моей руке прочитаем правило.

Учитель. Ребята, может уже кто догадался, как будет называться тема нашего урока?

Ученик. ЖИ - ШИ пиши с буквой И.

Учитель. Хорошо. А чему же мы будем учиться сегодня?

Ученик. Писать слова с ЖИ – ШИ.

Учитель. Да, дети, мы сегодня будем учиться писать слова с сочетаниями ЖИ – ШИ.

4. Закрепление знаний и способов действий.

Учитель. Какое задание вы бы хотели выполнить со словами, работая в паре?

Ученик. Один человек будет выписывать слова с сочетанием ЖИ, а другой с сочетанием ШИ и подчеркнуть эти сочетания.

Учитель. Приступаем к работе.

Учитель. Какое ещё задание вы хотели бы выполнить с выписанными словами?

Ученик. Поставить в словах ударение, разделить на слоги.

Учитель. Самостоятельно выполняем эти задания.

Учитель. Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями, проверьте друг у друга и оцените выполненную работу.

Дети оценивают работу сигналами смайлами.

Учитель. Как вы думаете, какое слово «лишнее»?

Ученик. Машина – оно словарное.

Учитель. Хором, по моей руке произнесём это слово по слогам.

Дети. МА-ШИ-НА.

Учитель. Какое задание предложите выполнить с этим словом?

Ученик. Составить предложение с ним.

Учитель. Мне очень хочется услышать предложения, которые у вас получатся!

Ученик. Папа едет на машине. У дедушки есть машина.

Учитель. Молодцы! Какое ещё слово может быть «лишним»?

Ученик: Ёжик, потому что в этом слове звуков больше, чем букв, т.к. буква ё стоит в начале слова, а значит обозначает два звука.

Учитель. Молодчина!

Физкультминутка


Учитель. Ребята, ёжик предлагает выполнить вам задания.

Слайд-7

На интерактивной доске появляется запись:

ёлкой, под, ёж…к, ж…л.

Учитель. Кто же догадался, что это за задания?

Ученик. Вставить пропущенные буквы, составить из слов предложение.


Ученик. Думаю какую букву надо вставить, вспоминаю правило жи –ши пиши с буквой и.

Учитель. Какое предложение составим?

Ученик. Под ёлкой жил ёжик.

Учитель. Что нужно вспомнить, чтобы правильно записать предложение?

Ученик. Начало предложения пишем с большой буквы, в конце предложения ставим точку.

Учитель. Запишите предложение.

Учитель. Хорошо. Подчеркните главные слова в предложении, правило жи.

Учитель. Назовите слово, которое обозначает действие?

Ученик. Я думаю слово «Жил».

Учитель. Молодец! Кто вспомнит пословицы с этим словом?

У учителя на интерактивной доске пословицы записаны.

Ученик. Жить - родине служить.

Слайд-8

Появляется пословица.

Учитель. Объясните смысл пословицы.

Ученик. Служить родине, значит любить страну, в которой живёшь, её людей, природу.

Учитель. Молодец! Запишите её в тетрадь и подчеркните сочетание жи.

Кто ещё вспомнил пословицу?

Ученик. Век живи – век учись. Это значит, что пока человек живёт, он постоянно чему-то учится.

Слайд-8

Учитель. А я знаю, ребята, вот такую пословицу: Жизнь дана на добрые дела. Как вы её можете объяснить?

Ученик. Человек на протяжении своей жизни должен совершать только добрые дела и поступки.

Учитель. Какие вы молодцы! Вы всё знаете! Ребята, а давайте вспомним, какое задание у нас было?

Ученик. Вспомнить пословицы со словом « жил» .

Учитель. Внимательно посмотрите на пословицу, которую предложила вам я.

Ученик. Я заметил. В ней нет слова жил, но есть слово жизнь, а эти слова родственники.

Физкультминутка

Учитель. Я знаю, что вы все очень любить играть. Поиграем?

Дети. Да.

Учитель. Игра называется «Найди пару».

Слайд-9. Два столбика слов. Дети карандашом от доски соединяют слова одного столбика с другим по ассоциации.

Этажи пушистый

Животное кружить

Груши жить

Снежинка свежий

Учитель. Назовите какие сочетания встретились в этих словах, которые надо запомнить.

Ученик. ЖИ –ШИ пиши с буквой И.

Учитель. Дети, а вы любите путешествовать?

Дети. Да.

Слайд-10

Появляется автобус.

Учитель. Сейчас мы мысленно окажемся в автобусе, на котором отправимся в путешествие в деревню Простоквашино. А как вы думаете, почему туда?

Ученик. В слове Простоквашино есть ШИ, а это тема нашего урока.

Учитель. А кто же покажет нам туда дорогу?

Ученик. Герои мультфильма: дядя Фёдор, кот Матроскин, собака Шарик.

Слайд-10

Появляются герои на интерактивной доске.

Учитель. А что делают пассажиры в автобусе во время путешествия?

Ученик. Смотрят в окна и любуются красотой.

Учитель. Вы тоже будете любоваться красотой природы из окна. Будьте очень внимательными, запоминайте всё, что увидите из окна. И так поехали.

Слад 11

Сменяются картины природы

Проезжаем мимо болота, на котором растут камыши. А в реке плавают ерши. Едем дальше и видим на дорогах лужи. А тут около пенька спрятались ежи. А вот и деревня!

Учитель вывешивает на доске плакат, на котором нарисована деревня.

Учитель. Путешествие подошло к концу. Вспомните, какие предметы вы видели, в написании которых встречаются сочетания жи – ши. Запишем эти слова, подчеркнём сочетания жи-ши.

Ученик. Камыши, лужи, ерши, ежи.

7. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

Учитель. Вспомним, дети, чему мы учились сегодня на уроке?

Ученик. Мы учились писать слова с сочетаниями ЖИ - ШИ.

Я запомнил, что ЖИ – ШИ пишется с буквой И.

Я понял, что в словах сочетания ЖИ – ШИ надо писать только с буквой И.

Учитель. Молодцы! Я рада. Что вы все запомнили это правило и поняли, что ЖИ – ШИ всегда надо писать с буквой И.

Учитель. Урок окончен.