У: сейчас я загадаю вам загадку, а вы должны ее отгадать. Я всех знаю, всех учу, Но сама всегда молчу, Чтоб со мною подружиться, Надо грамоте учиться. Д: книга У: правильно, это книга. Начиная с этого дня, мы будем учиться грамоте. Как вы думаете, для чего надо учиться читать и писать? Д: чтобы стать культурным, успешным человеком, иметь возможность изучать другие предметы, продолжить свое образование. У: верно, ребята. Вашей первой учебной книгой станет букварь. Вы так долго ждали, когда вам выдадут учебники, и вот наконец-то этот день настал. У: скажите, ребята, как нужно обращаться с учебниками? Д: отвечают - вложить в специальную обложку - не рвать - загибать страницы (нужно пользоваться закладкой) - не рисовать в учебнике - нельзя перегибать/мять учебник - нельзя закладывать ручки или карандаши в учебник (от этого ломается переплет) У: к учебникам нужно относиться бережно, содержать их в порядке, не забывать про обложки. У: теперь возьмите свои учебники, посмотрите на обложку. Скажите, какая она? Д: яркая, красочная. У: я с вами согласна. А что на ней изображено? Кого вы видите на ней? Д: два человечка с кубиками, школьный звонок, медведь выглядывает. У: герои на обложки будут сопровождать нас весь учебный год. Я предлагаю вам познакомиться с ними. Я прочитаю вам рассказ о том, как Маша познакомилась с самоучками. Как-то раз, собираясь в школу, Маша взяла свой букварь и вдруг… может, почудилось?.. Как будто кто-то шепчется… Но в комнате никого не было. Маша еще раз прислушалась. Шепот доносился из книги, которую она держала в руках. Р-р-раз! — и букварь сам открылся прямо на глазах у Маши на самой первой странице. Там были нарисованы какие-то смешные человечки. «Ой!» — воскликнула Маша, и один из человечков по-дружески подмигнул ей. — Кто вы такие? — удивленно спросила Маша. (Задавать вопросы было любимым Машиным занятием.) — Мы — самоучки из страны Знаний. Мы появляемся всегда там, где есть что-нибудь новое и интересное и можно чему-нибудь научиться. Если мы долго не можем узнать ничего нового, мы ужасно скучаем и даже болеем, — ответил самый старший человечек. — А почему вы самоучки? — Каждый из нас учит себя сам, но по-своему. Вот я, например, люблю читать толстые книги и все, что читаю, наматываю на ус, поэтому меня зовут дедушка Ус. — А меня, — заговорил другой человечек, — зовут дядюшка Ага, потому что я говорю: «Ага!», когда разгадаю какой-нибудь новый секрет. — А меня друзья зовут Авосиком, я частенько ошибаюсь, потому что я обычно все делаю на авось, — стеснительно выговорил маленький человечек в смешном колпачке. — А я — Небойсик. Я всегда пробую и не боюсь ошибиться — ведь не ошибается тот, кто ничего не делает! — представился последний человечек. — А вы хотите пойти со мной и Алешей завтра в школу? Хотите учиться вместе с нами и другими ребятами? — спросила Маша. Очень уж ей понравились самоучки. — С радостью! — запрыгали Авосик с Небойсиком. — И с интересом! — добавили дедушка Ус и дядюшка Ага. У: ну что, ребята, вот мы и познакомились с героями. Теперь мы отправляемся в путешествие. У: давайте сейчас мы проведем физминутку. Выйдете все из-за парт. Буратино потянулся Раз нагнулся Два нагнулся Три нагнулся Руки в стороны развел Ключик видно не нашел Чтобы ключик нам достать Надо на носочки встать У: открывайте учебники (стр. 3) У: ребята, поднимите руки, кто уже умеет читать? Д: поднимают руки У: ух ты, как вас много! Давайте прочитаем стихотворение «я учусь писать слова». Кто хочет попробовать? Д: читают У: а теперь прочитаю его я (читает) У: скажите, о чем это стихотворение? Д: - из бумаги можно сделать все, что угодно. - на бумаге можно писать закорючки, из которых получатся слова. У: что плывет по речке? Д: кораблик У: а какой он? Д: бумажный У: а взрослые всегда доказывают. Попробуйте тоже доказать, что кораблик бумажный. Подтвердите это примером из текста. Где это написано? Д: читают (первые две строчки) У: а как вы понимаете «писать закорючки, крючочки и точки»? Д: это значит писать буквы, слова. У: да, правильно, я с вами согласна. У: теперь давайте перевернем страничку. У: тут изображены предметы, хорошо известные вам. Я предлагаю вам сейчас назвать каждый предмет и сказать, что с ним можно сделать. И хочу напомнить вам, что вы уже настоящие школьники. А школьники как отвечают? Д: по поднятой руке У: правильно, настоящие школьники не выкрикивают, а отвечают по поднятой руке, когда их спросят. У: давайте приступим к заданию. Нужно назвать каждый предмет и сказать, что с ним нужно сделать. Д: книгу можно прочитать, с куклой можно поиграть, с машинкой тоже можно поиграть, ложкой можно есть, кошку можно погладить, с медведем поиграть (если он игрушечный), карандашом писать, в ведре носить воду. У: какие вы молодцы, все знаете! У: я вам сейчас покажу одну вещь. Вы все хорошо ее знаете. Называть ее не нужно. Скажите, что с ней можно сделать? (показываю ножницы) Д: ими можно что-то вырезать, разрезать У: верно. А теперь я спрячу эту вещь и скажу слово ножницы. Что можно сделать со словом ножницы? Можно ли со словом ножницы сделать то же самое, что и с вещью? Можно ли словом ножницы что-то вырезать? Что же можно сделать со словом ножницы? Д: слово ножницы можно произнести, услышать, прочитать, написать У: вырезать, положить на стол, как мы это делали с предметом, слово нельзя. Так чем же различаются предмет ножницы и слово ножницы? Д: отвечают (с предметом мы можем что-то сделать, а со словом нет, слово мы можем произнести, услышать) У: какие вы молодцы! У: а сейчас я вам покажу слово (показывает ручку) У: я вам показываю слово? Вы согласны? (покажите знаком) Д: нет (показывают знак минус) У: что можно сделать с этим предметом? А со словом ручка можно сделать то же самое? Какая же разница между этим предметом и словом? Д: отвечают |