Конспект урока обучения грамоте по теме
"Согласные звуки [к], [к'], [п], [п'], буквы Кк, Пп.
Звуковой и звукобуквенный анализ слов и их моделей"
Планируемые результаты:
Предметные:
формировать умение выделять звуки [к], [к'], [п], [п'], находить слова с заданными звуками;
развивать фонематический слух, умение делать звуко-буквенный анализ слов;
развивать умение строить причинно-следственные связи.
Метапредметные:
Личностные:
формировать умение высказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции;
прививать интерес к чтению;
проявлять интерес к изучаемому предмету;
развивать мотивы учебной деятельности.
Регулятивные:
принимать и сохранить учебную задачу;
формировать умение оценивать уровень овладения тем или иным учебным действием;
осуществлять контроль за действиями и результатами.
Коммуникативные:
развивать умение грамотно строить устный ответ в соответствии с поставленными задачами;
развивать умение слушать собеседника и вести диалог;
формировать умение работать в парах.
Оборудование:
Ход урока
1. Организационный момент.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
- Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в кругосветное путешествие по морю на корабле. Нам предстоит преодолеть много препятствий, вы узнаете много нового и интересного. Отправляясь в плавание, мы возьмём с собой знания, умения, способности, дружбу. Эти качества помогут преодолеть все препятствия и достичь желаемой цели.
- Перед длительным плаванием команда проходит подготовку, вот и мы сейчас проведём проверку своей готовности (готовность к уроку).
- Чтобы путешествие было удачным, и мы могли без труда общаться с местными жителями, необходимо провести звуковую зарядку.
- Для начала приведём свои органы дыхания в рабочее состояние.
1) Дыхательная гимнастика
а) дыхание грудью – рука на животе;
медленный вдох – медленный выдох;
медленный вдох – быстрый выдох;
вдох через нос – выдох через рот.
2) Артикуляционная гимнастика.
- А сейчас приведём в рабочее состояние органы речи.
Летела муха около уха ЖЖЖЖ
Летела оса около носа СССС
Ползла змея ШШШI
Рычал тигрёнок РРРР
Летел комарик З З З З
- Вы отлично справились с заданием, теперь отправляемся в путь на корабле.
- А кто главный на корабле? (Капитан)
- На с.59 учебника мы видим капитанов (можно поместить фото капитанов на доске).
- А каких капитанов вы знаете? (капитан на корабле, капитан полиции, капитан самолета, капитан спортивной команды). Слово одно, а значений у него несколько.
- А капитан на нашем корабле необычный. Угадайте кто.
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
За хвостом гоняется.(Кот)
- А помогать нам в пути будет
Он в широких океанах,
Запускает вверх фонтаны.
Все просторы бороздит...
Что за рыба это? ... (Кит)
- Какой одинаковый звук встретился во всех этих словах?
- Что можно сделать с этими словами? (Составить схемы слов, провести звуко-буквенный анализ слов)
- Подберите слова со звуками к к
Согласные звуки к и к мы обозначаем буквой Кк.
- Почему этих букв две?
- Откройте самый последний разворот «Азбуки» и найдите эту букву. Прочитайте правильно название буквы, которые на письме обозначают звуки к к.
- Какая буква стоит перед буквой К? После буквы К?
III этап. Работа с новым материалом.
- Впереди показался остров «Звукино» и «Буковкино».
На этом острове живёт говорящий попугай.
- Произнесём слово попугай. Сколько в слове слогов? Почему?
- Какой 1 слог? 2-ой? 3-ий?
Поставим ударение в слове. Какой слог ударный?
Назовём в слове первый звук. Какой это звук? Дадим характеристику звуку.
- Попугай очень боится пиратов. Произнесём слово пират.
Сколько в слове слогов?
Почему? Какой слог ударный?
Назовём в слове 1-ый звук. Какой он?
- Назовём ещё раз 1-ый звук в слове попугай. Какой он?
Первый звук в слове пират.
Я найду слова везде:
И на небе и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке!
- Подберите слова со звуками п п
Согласные звуки п и п мы обозначаем буквой Пп.
- Почему этих букв две?
- Посмотрите на доску. Восстановите в памяти образ букв Пп.
- Откройте самый последний разворот «Азбуки» и найдите эту букву. Прочитайте правильно название буквы, которые на письме обозначают звуки п п. Какая буква стоит перед буквой П? После буквы П?
- Ребята, а давайте вспомним на чём мы путешествуем? (На корабле)
- У вас на партах лежат кораблики. Напечатайте на парусе кораблика букву П, а на корме – букву К.
Физкультминутка.
Деятельность учителя
- Наш корабль плывёт дальше и причаливает к огромному острову «Читайкин».
- Жители этого острова в опасности, так как здесь хозяйничают пираты. Хотите ли вы спасти жителей этого острова? Пираты выдвигают свои условия.
- Прочитать слоги на слайде шепотом - (дружно (хором)
Громко - (дружно (хором)
Радостно - (девочки)
Вопросительно - (мальчики)
-Жители острова могут называть только первые слоги, давайте попытаемся понять, что они нам хотят сказать. Дополним слог до целого слова на слайде.
Ка - Ко- Пи- Пу-
- Ребята, пираты не пускают нас плыть дальше, они поставили ещё одно условие: прочитать слова (учебник с.58).
- Значение всех ли слов вам было понятно?
- А как вы думаете ответы на наши вопросы мы где можем найти? (В книгах, энциклопедиях, спросить у взрослых).
Рассмотреть выставку книг. Посмотреть презентацию.
Прочитать тексты в учебнике.
Задания:
О чем говорится в тексте? (Главные герои)
Беседа по тексту.
Как можно озаглавить текст.
Сколько в тексе предложений?
Составьте схему 1 предложения. Сколько слов в этом предложении? Какое первое слово, второе, третье?
- Молодцы , хорошо справились и с заданиями этого острова.
V этап. Закрепление пройденного материала.
- Ребята, наш корабль попал в шторм и дал небольшую пробоину. Нужно скорее устранить неполадки, чтобы вернуться в родной порт.
- Сейчас вы будете работать парами. У вас на партах лежат слоги, вам нужно составить из слогов слова.
(В учебнике на с. 59 разгадать ребусы).
- Прочитайте слова, которые составили. Какое слово лишнее? Почему?
VI этап. Подведение итогов. Рефлексия.
Наше путешествие и урок подходят к концу. Понравилось вам путешествие?
-Какое задание вам особенно понравилось? Какое было трудным?
-Дети, мне интересно было с вами путешествовать, вы были дружными и внимательными. Молодцы!
-Вспомним, чмо мы делали во время пути? Прочитаем предложения и закончим их.
Мы познакомились с буквами….
Какие звуки обозначает буква К….
Какие звуки обозначает буква П…
- Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались особенно внимательно выслушивать ответы друг друга, не повторять ответы товарищей, хорошо размышляли и анализировали.
- Оцените свою работу на уроке. У вас на столах лежат заготовки корабликов. Давайте им приклеим флажки. Если вам было интересно – зеленый флажок, если вы были равнодушны к нему – желтый, а если вам было скучно – красный. Вот какие красивые кораблики у нас получились!
- А теперь, все наши морские суда выпустим в море. Смотрите, какой у нас получился замечательный флот.
- Спасибо всем за урок. Вы молодцы!