Организационный момент. | - Здравствуйте, ребята! Сегодня урок обучения грамоте проведу у вас я, меня зовут Алина Алексеевна. Добрый день, скажу я вам, Все расставим по местам! Сядем тихо, не зеваем, Мы урок наш начинаем! - Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке, садитесь. - Ребята, проверьте свою готовность к уроку. У вас на партах должны лежать: карандаши цветные, простой карандаш, ручка, тетрадь и Азбука. | Дети приветствуют учителя и проверяют свою готовность к уроку. | Регулятивные: Организация рабочего места. Познавательные: Умение воспринимать речь учителя |
2.Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний. | - Ребята, посмотрите на доску. Перед вами два квадратика – сине-зеленый и красный – и уже знакомые вам буквы. Давайте поиграем и «разделим» буквы на две группы. Как вы думаете, на какие две группы мы можем их разделить? - Почему? - Верно! Соотнесите буквы и схемы-модели. (Учитель вызывает одного ученика для работы у доски) - Давайте проверим: Красный квадрат – А, О, У, Ы, И; Сине-зеленый квадрат – Н, К, Т, С, Л. - Молодцы, вы справились с заданием! А теперь давайте вспомним, какие же звуки называются гласными. - А какие звуки называют согласными? - Как обозначаются твердые согласные в схеме? - А мягкие? - Ребята, посмотрите на слайд. Скажите, что вы видите? (На слайде картинки с предметами, начинающимися на букву Л) - Скажите, что вы заметили общего у этих слов? - Можно ли разделить эти слова на группы? - По какому признаку? - Назовите слова, с твердым звуком [л]. - Назовите слова, с мягким звуком [л`]. - Правильно! Ребята, а вы помните, какая была тема предыдущего урока? - Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня? | - На буквы, обозначающие гласные звуки, и буквы, обозначающие согласные звуки. - Потому что красный квадратик в схемах-моделях обозначает гласный звук, а сине-зеленый – согласный (твердый/мягкий). Один ученик работает у доски. - Звуки, при произнесении которых воздух проходит свободно, не встречая препятствий (зубы, губы, язык) - Звуки, при произнесении которых воздух встречает препятствия в виде зубов, губ, языка. - Синим квадратом. - Зеленым квадратом. Дети называют картинки: - Лиса, лимон, лодка, лягушка, лак, лошадь, лампа, лев. - Все слова начинаются на букву Л - Можно. - Слова, в которых звук [л] твердый и слова, в которых звук [л`] мягкий. - Лодка, лошадь, лампа, лак. - Лиса, лимон, лягушка, лев. - Знакомство со звуками [л] и [л`], буквой Л, л. - Закрепим знания о согласных звуках [л], [л'], закрепим умение читать слова, предложения и тексты с буквой Л. | Коммуникативные: Умение выражать свои мысли Познавательные: Умение строить речевое высказывание Регулятивные Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя Предметные: Отличать гласных звук от согласного, умение характеризовать звук. |
3.Закрепление Работа с омонимами | - Отройте страницу 60. Прочитайте букву и слово на эту букву. - Скажите, у каких букв нет пары? - Рассмотрите картинку рядом со словами. Кто на ней изображен? - Ребята, вы уже догадались, какие слова пропущены? - А какие еще можно придумать слова на буквы А? Называйте только зверей, рыб или птиц. - А на букву У? - На букву О? - На букву К? - На букву Л? - На букву С? - Ребята, прочитайте текст на странице 60. Что вы заметили? - Ребята, а что такое лук? - Давайте рассмотрим картинки и попробуем догадаться, кто о каком луке говорит. - Что вы видите на первой картинке? - Что это? Для чего он нужен? - А что вы видите на второй картинке? - Что это? Для чего он нужен? - Прочитайте предложения еще раз. - О ком говорится в тексте? - Как вы думаете, какой лук у Нины? - А у Толи? - Скажите, как пишется и произносится слово «лук»? - Это слово имеет одно или несколько значений? - Верно, ребята. В русском языке существуют слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное значение. Такие слова называются омонимами. Более подробно о них вы узнаете позже на уроках русского языка. - Ребята, посмотрите на столбики слов на странице 60. Скажите, на что указывает горизонтальная прямая в словах? (На доске учитель показывает условные обозначения) - А что обозначает пунктирная линия? - Что обозначает «запятая» над словами? - Сколько слогов в слове Алик? - Прочитайте второй слог - Сколько слогов в слове искала? - Прочитайте ударный слог - Прочитайте слова в прямом порядке (сверху вниз) - Прочитайте имена. - Прочитайте слова, отличающиеся одной буквой. -Чем отличаются эти слова? - Прочитайте слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное ударение. - Чем отличаются эти слова? - Ребята, мы уже говорили с вами сегодня о словах, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное значение. Еще в русском языке есть слова, которые одинаково пишутся, но произносятся по-разному, поэтому имеют разное значение. | Дети читают. - У буквы С и буквы Л. - Лиса и слон. - Лиса и слон. - Аист, аллигатор, антилопа - Улитка, удав, утконос - Осьминог, олень, обезьяна - Кот, кукушка, крокодил - Лев, лань, лошадь -Соловей, скворец, стриж, свинья, собака. - В обоих предложениях используется слово лук. Мнение детей может разделиться: кто-то скажет, что лук – это овощ, а другой – оружие. - Лук. - Это охотничье оружие. Он нужен для охоты. - Лук. - Это репчатый лук – овощ. Его используются в приготовление еды. - О Нине и Толе. - лук, который используют в пищу. - лук, который служит оружием. - Одинаково - Несколько - Горизонтальная прямая делит слово на слоги. - Пунктирная линия показывает, что к слогу-слияния примыкает звук - Ударение. - Два - Лик - Три - Ка - Алик, Алла, искала, искал, стоИт, стОит - Алик, Алла - Искала, искал - Искала – она, девочка, а искал – он, мальчик. - СтоИт, стОит. - СтоИт – что-то или кто-то находится на земле/полу. СтОит – иметь определенную ценность, стоимость. | Познавательные: Умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные: Умение выражать свои мысли достаточно полно и точно, умение выражать навыки сотрудничества учителя с учениками. Уметь оформлять свои мысли в устной форме Предметные: Отличать гласных звук от согласного умение характеризовать звук |
4. Физкультминутка | - Ребята, давайте встанем из-за своих парт и немного разомнемся. Повторяйте движения за мной: Вот мы деревце сажали, Семя в землю зарывали. (Наклониться вниз, дотронуться до пола) Вырос тоненький росток, (Встать, потянуться) Он и строен, и высок, (Повороты в сторону) И другие распустились, Дружно так зашевелились. (Пальцы в стороны и пошевелить ими.) Отдохнуть мы все успели И за парты снова сели. (Дети садятся за парты.) -Присаживайте на свои места, продолжаем работу. | Дети встают из-за парт и повторяют движения за учителем. | Регулятивные Умение соотносить свои действия с действиями учителя; Умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную; Коммуникативные Умение слушать; |
5.Закрепление | - Ребята, прочитайте название текста на странице 60. - Как вы думаете, о чем будет текст? -Что это за игра? - Прочитайте текст - Кого искал Алик? - Давайте прочитаем текст еще раз. (Учитель выбирает тех, кто будет читать) - От кого спрятались Нина и Алла? - Где стоит Алла? - Что мы должны узнать о Нине? - Как вы думаете, что было дальше? Давайте придумаем конец истории. - Ребята, а в какие игры любите играть вы? - Ребята, обратите внимание на доску. Перед вами схемы слов и картинки. Посмотрите внимательно и скажите, все ли предметы вам знакомы? - Это специальная машина для выравнивания дороги – каток. Его используют, чтобы сделать дорогу ровной. Для этого неровную поверхность дороги заливают бетоном, а затем каток проезжает по этому месту для того, чтобы сделать дорогу ровной. - Соотнесите схемы и картинки. - Ребята, посмотрите на игру на странице 61. Как вы думаете, что это за игра? - Правильно! Посмотрите на первый ребус слева. Как вы думаете, что обозначают цифры над словами? - С какой цифры будет начинаться новое слово? - Прочитайте получившееся слово. - Молодцы! А теперь посмотрите на второй ребус. Что нарисовано на картинке? - Что обозначает зачеркнутая буква О? - А что означает галочка под буквой У? - Какое новое слово получилось? - Ребята, обратите внимание, что при перестановке и замене букв, может получиться новое слово. | - Прятки. - Об игре в прятки. - Один игрок – ведущий. Он ищет тех, кто спрятался. Цель игры – найти всех, кто спрятался. Самостоятельно читают текст. - Нину и Аллу. Читают текст вслух. - От Алика. - Около куста. - Мы должны узнать, где стоит Нина. Предположительные ответы детей: Нина спряталась за дерево. Алик долго не мог найти девочек. Играть было весело. Предположительные ответы детей: В салки, прятки, жмурки и т.п. Дети могут указать на картинку, где изображен каток. Дети соотносят схемы и картинки. - Это ребус. - Цифры над словами обозначают порядок рсположения букв. - С цифры 1 - Сокол. - Стол. - Это значит, что ее нужно убрать из слова. - Это значит, что букву У надо вставить вместо буквы О. - Стул. | Познавательные: Умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные: Умение выражать свои мысли достаточно полно и точно, умение выражать навыки сотрудничества учителя с учениками. Уметь оформлять свои мысли в устной форме Предметные: Отличать гласных звук от согласного умение характеризовать звук |
6.Подведение итогов (Рефлексия) | - Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какая была тема сегодняшнего урока. - А какая была цель урока? - Что мы вспомнили о звуке [л]? - А что мы узнали о звуке [л`]? - Какой буквой обозначаются звуки [л] и [л`] на письме? -Правильно, ребята. Посмотрите, перед вами лежат буквы Л. (Учитель раздает детям белые шаблоны буквы Л). Закрасьте букву Л красным карандашом, если вам было трудно на уроке, желтым карандашом, если были какие-то затруднения на уроке, и зеленым карандашом, если вам было интересно, и вы все поняли. | - Согласные звуки [л], [л'], буквы Л, л. - Закрепить знания о согласных звуках [л], [л'], закрепить умение читать слова, предложения и тексты с буквой Л - Он согласный, твердый. Обозначается на схеме синим квадратиком. - Он согласный, мягкий. Обозначается на схеме зеленым квадратиком. - Обозначается буквой Л, л. Дети закрашивают букву. | Коммуникативные Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Слушать и понимать речь других; Строить сотрудничество с одноклассниками и учителем; Познавательные Умение ориентироваться в своей системе знаний: Осуществлять анализ и синтез; |