Формулирование темы урока Слайд 1 Слайд 2 | А у нас на уроке сегодня гость. А кто, мы с вами узнаем, отгадав загадку. Он у плиты творит, Как на крыльях он парит. Все бурлит вокруг него, Кухня – кузница его. Кто это? Правильно, повар, а зовут его Леша. Повар пришел к нам с непустыми руками, он принес нам суп. Но ему кажется, что он забыл что-то положить в свой суп. Отгадав загадку, мы узнаем что. Слушайте внимательно загадку. Заставит плакать всех вокруг, Хоть он и не драчун, а … - Правильно, лук. Назовите первый звук в каждом слове: лук и Леша? Как Вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? Тема нашего урока: Звуки [л], [л’] и буква, которая их обозначает. ВЫКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР | Повар Лук Начинаются со звуков [л], [л’]. | Коммуникативные Познавательные Личностные |
Практическая деятельность | Вернёмся к нашему слову лук (на доске). Произнесите его. Сколько слогов в слове лук? (1) Докажите (один гласный звук) Звук [л] согласный или гласный? А как проходит воздух при произношении звука «л»? Встречает ли воздух преграду? (Да) Значит, он какой? (согласный) Звук «л» звонкий или глухой? Положите ладошку на горлышко, произнесите звук [л], горлышко вибрирует значит, звук [л] звонкий. Правильно, звонкий. И еще непарный. У него нет парного глухого звука. А твердый или мягкий? Произнесите слово «лук». Твердый. Давайте дадим звуку «л» в слове «лук» короткую характеристику. Что мы о нем узнали? (согласный, звонкий, непарный, твердый) Хорошо, посмотрите, пожалуйста, у вас на партах есть части схем, составьте схему слова «лук», чтобы можно было положить его в наш суп. У вас должна получиться вот такая схема (на доске). Слияние твердого согласного и гласного звуков и твердый согласный звук. Молодцы, ребята! Лук уже можно класть в суп. Но чего-то все равно не хватает. Отдельно — я не так вкусна, Но в пище — каждому нужна. Что это? Правильно, соль (на доске предметная картинка). А в этом слове сколько слогов? (1) А какой здесь последний звук? [л’]. Перед тем, как положить соль в суп, давайте дадим звуку «ль» краткую характеристику. Какой это звук? (согласный, звонкий, непарный, мягкий). Значит, на какой этаж поселим? (на второй) Почему? Теперь для слова «соль» давайте составим схему. Сравните с моей схемой (на доске). Кто составил так же? Слияние согласного твердого и гласного звуков и согласный мягкий звук. Отлично, суп можно солить! Наш суп готов, но нас много, а его очень мало. Приготовим еще суп, а поваренок Леша нам поможет. Я называю продукты, которые у нас есть в холодильнике, если там есть звук [л’] хлопаете два раз, если [л] - один раз хлопаете, и тогда я кладу его в суп. Будьте осторожны, а то суп не получится. Готовы? Лук, фасоль, редиска, свекла, колбаса, брокколи, лимон, капуста, репа, конфета, кофе, масло, огурец, оливки, сарделька, сосиски, горох, помидор, хлеб, картофель, перец. Молодцы, ребята. Сразу видно, родители вкусно готовят, и вы им помогаете. Суп мы приготовили. | 1 слог Один гласный звук [л] Согласный, потому что встречает преграду при произношении. Горлышко вибрирует, значит звук [л] звонкий. Твердый Согласный, звонкий, непарный, твердый Составляют схемы 1 слог Соль [л’] Согласный, звонкий, непарный, мягкий На второй, потому что звонкий. Составляют схемы Хлопают | Коммуникативные Познавательные Личностные Предметные |
Практическая деятельность | Звуки [л] и [л’] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой л (эль). На что похожа буква Л? Чем отличается заглавная буква от строчной? А чем отличается прописная буква эль от печатной? Хорошо! Откройте свою Азбуку на стр.59. Вспомним правило чтения слогов с твердым и мягким согласным звуком. Какие гласные буквы диктуют согласным «Читайся мягко!»? Посмотрите на слоги слияния в столбике в правом нижнем углу. Какие слоги здесь будут читаться мягко? Прочитаем хором эти слоги. Умнички! Посмотрите на пары слов в двух столбиках. Сплошная вертикальная прямая показывает границы слогов. Прерывистая вертикальная черта – помогает правильно прочесть слово, если нет слияния согласного с гласным. Прочитаем первую пару хором. Прочитаем вторую пару хором. Какое отличие между этими двумя парами слов? (ед.ч. и мн.ч.) Читаем следующую пару хором. Последняя пара слов (стол-стул). Какое отличие в последней паре слов? (одна буква меняет слово) Придумайте такую пару, чтобы одна буква полностью меняла смысл слова. Придумайте с этими словами одно предложение. Обратите ваше внимание на стр.58. Вы видите иллюстрацию к стихотворению Корнея Ивановича Чуковского. Кто изображен на ней? Корней Иванович Чуковский – знаменитый детский писатель, поэт. Написал для вас знаменитые свои произведения «Мойдодыр», «Айболит» и «Муха-Цокотуха». А вы знали ребята, что это его не настоящее имя – это псевдоним. А настоящее имя у него Николай Васильевич Корнейчуков. Давайте предположим, о чем будет говориться в стихотворении, если опираться на нашу иллюстрацию? (Имя), прочитай нам первые две строчки. (Имя), следующие две строчки. (Имя), следующие две строчки. Назовите слова из этого стихотворения, где буква Л обозначает твердый звук [л]. Где буква Л обозначает мягкий звук [л’]. Что значит кубарем? Подтвердились наши предположения? Прочитаем еще раз выразительно. Замечательно, вы молодцы! Вернёмся на стр. 59. (Имя), прочитай первое предложение. (Имя), прочитай второе предложение. (Имя), прочитай третье предложение. Скажите, это текст? Докажите. Прочитаем еще раз выразительно. Давайте придумаем, а с чем мог играть мальчик? Переверните на Азбуку стр.60 Прочитай, (Имя), что сказано про Нину? Прочитай, (Имя), что сказано про Толю? Ребята, слова одинаково пишутся? Посмотрите внимательно. А произносятся? А значение у них одинаковое? Что у Нины? А у Толи? Да, верно, в данном случае слово лук имеет несколько значений: как овощ, и как оружие. Приведите еще примеры слов, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разные значения. Да, верно, молодцы! Прочитаем еще раз выразительно. | На хобот, на лесенку Размером Наклоном И Ю Я Е Ё Ли Читают слоги ла ло ли лы лу Кот-кит Говорят варианты предложений Слон, слониха, осёл, луна Варианты детей Слониха, луна, задрожала, слона, упала Щеголиха, отплясывает, лихо. Кувырком Да/нет У Оли куклы. Она катала кукол. Куклы уснули. Общий смысл Варианты детей У Нины лук И у Толи лук Да Да Нет, значение разное Овощ Оружие Ручка, кран, коса, ключ | Коммуникативные Познавательные Личностные Предметные |