2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. (5 мин) | Учитель: К какому уроку приготовились? Какие наказы давали вам родители, когда отправляли в школу? (хорошо учись) Если хочешь много знать, Многого добиться, Обязательно читать, Должен научиться. Зачем надо хорошо читать? - Как же будет звучать тема сегодняшнего урока? Определить тему урока поможет игра «Доскажи словечко» Хрюша сел на петуха. Мы смеялись: ::! (ха - ха - ха!) Сочинять он стал стихи - Мы смеялись ::! (хи - хи - хи!) С каких звуков начинались досказанные слова? Тема: - Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает. Учитель: - Посмотрите на тему урока. Давайте вместе определим задачи урока Познакомиться с … (новой буквой и звуками.) Научимся слышать и отличать … (звуки [х] и [х’] и отличать их от других звуков.) Учиться читать … (слоги, слова с новой буквой.)(плакат на доске) Итак: Что мы сделали? Назвали тему, поставили задачи? Проверим ваши накопленные знания, проведем гимнастику для ума. С чего начнем? Вспомним, чему учились на прошлых уроках. Поиграем в игру «Доскажи словечко» Наша устная речь состоит из … Звуки бывают… Когда произносим гласный звук…. При произнесении согласного звука… Согласные бывают… Гласные буквы а, о, у, ы, э указывают на… Гласные буквы я, ё, и, е указывают на… Буквы е, ё, я в начале слова… а где ещё обозначают 2 звука? |
3. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений. (Работа над новым материалом в учебнике). (8 – 10 мин) | 1.Какие первые звуки слышали в досказанных словах? - Вспомните, как вы смеялись? 2.Как характеризуем звуки? Работа в парах.(сог-гл, м-т, п-н, з-г) Игра. «Хлоп-топ». Если в слове есть звук х, х* -хлопаем, если нет- топаем. халат салат хижина лыжня хобот робот хоккей воздух хохот пастух Давайте составим звуковую схему слова «пастух» и определим место звука в слове . А если не один? «Пастухи».Разбор слов, составление схем. Что мы делали на этом этапе? ВЫВОД. Звуки [х], [х’] – согласные, всегда глухие, могут быть тв., мяг., непарный. Какую задачу выполняли? Оцените свои успехи. Я умею слышать и отличать звуки х, х* от других. Знакомство с буквой. Учитель: - Звуки [х] и [х’] обозначаются на письме буквами «ха» - строчной (маленькой). ПОКАЖИТЕ в учебнике. «Ха» - большой (заглавной). - Зачем нужна заглавная буква? ВЫВОД. Имена собственные и начало предложений пишутся с большой буквы, а остальные слова – с маленькой. - На что похожа буква Ха?(картинка) (На ножницы, лопасть вертолёта, на мельницу, на крестик) Загадаю вам загадку, выполняйте по порядку. Раз – листочки поднимаем, Два – листочки загибаем, Три – еще разок свернем, На четыре – развернем. Буква спряталась внутри, Кто догадлив – назови! - На что похожа буква? «Х» на ножницы похожа, Но в работе, а не лежа. Хочешь – режешь, Хочешь – шьешь, Хочешь сам себя стрижешь. Ха – забавная игрушка, Деревянная вертушка – Ветру вольному подружка. - Посмотрите, какое место в алфавите занимает буква Ха? Вырыл дом подземный ловко, Натаскал пшена в кладовку. Вечно в сумке за щекой Носит зернышки с собой. Кто же он?- наверняка Вы узнали…(хомяка) Физминутка. Хомка, хомка, хомячок, Полосатенький бочок. Хомка раненько встаёт, Щёчки моет, шейку трёт. Подметает хомка хату И выходит на зарядку. 1, 2, 3, 4, 5 – Хочет хомка сильным стать. Оцените по второму критерию свои успехи. Я знаю букву Х Чему еще научимся на уроке? |
5. Включение нового знания в систему знаний. (7 мин) | Чтение столбиков слов и слогов с новыми звуками. С.39 У. Отгадайте загадки: Рос сперва на воле в поле, Летом цвел и колосился, А когда обмолотили, Он в зерно вдруг превратился. Из зерна – в муку и тесто, В магазине занял место Рассмотрим иллюстрацию на с. 38. Что изображено в центре? Что изображено в правом верхнем углу? Кого принято встречать хлебом и солью? Для чего это делают? Каким изображено солнышко? Где выращивают хлеб? Что изображено в нижней части иллюстрации? Какую роль в жизни человека имеет пшеница? Что изображено на заднем плане иллюстрации? Почему солнцу, звёздам и месяцу отведена большая часть иллюстрации? Х – очень важная буква. С нее начинается очень дорогое, важное слово – хлеб. Хлеб всегда на столе и в будни, и в праздники. Хлебом – солью встречают самых дорогих и почетных гостей. Недаром говорят: «Хлеб – всему голова». - Оказывается, слово “хлеб” имеет несколько значений: .ХЛЕБ – растение ( снопик пшеницы) ХЛЕБ - батоны, булки, пирожки (хлебопродукты) ХЛЕБ - любая пища человека,( продовольствие.) Родственные слова. - Ласково назовём ... (хлебушек) - Предмет, где хранится хлеб ... (хлебница) - Приспособление для резки хлеба ... (хлеборезка) - Предприятие по изготовлению хлеба ... (хлебокомбинат) - Крестьянин, выращивающий хлеб ... (хлебороб) - Можно ли эти слова назвать родственными? ( Да. У них есть общая часть, общее в значении.) Сели ровно. Дыхательная гимнастика. Вдыхаем носом, выдыхаем ртом. Задуваем свечу. Чтение текста с 39 2. О чём говорится в тексте? Как озаглавить? 3. Работа по содержанию текста: - Какое время года наступает? - Почему дрожат осины? - Где появился ледок? - Почему в тексте сказано, что хлеб надо убрать до холодов? |
6. Задания на развитие речи и внимания. (4 мин) | - Какой же путь проделывает маленькое зернышко, прежде чем попасть к нам на стол в виде хлеба, булочек, пирожков, макарон…? Рассказ учителя по иллюстрациям: а) сначала готовят землю к посеву, вспахивают, боронуют; б) зерно сеют на поле; в) всходы поливают, самолеты распыляют отраву, чтобы не было сорняков и вредителей; г) когда колоски созревают, выходят в поле комбайны и косят пшеницу. Зерно сыплется в машины, и водитель отвозит его на ток, где его очищают и сушат. д) потом зерно отвозят на элеватор, где оно хранится, а оттуда везут его на мельницу, где из него получают муку. е) затем муку везут в пекарню. Там из нее замешивают тесто, из которого выпекают хлеб, булочки и… Вывод: - Ребята! Вот какой длинный путь проделал кусочек хлеба, прежде чем попасть к нам на стол. Он хранит тепло рук тысяч людей. Как мы должны относиться к хлебу? Хлеба к обеду в меру бери, хлеб – драгоценность, им не сори! Бросил хлеб – обидел свет. Бережно, с любовью, с уважением к людям, которые выращивают хлеб |
7. Итог урока. Рефлексия. (2 мин) | - Какие задачи ставили? - Удалось ли нам решить поставленные задачи? Хорошо хвалить, хихикать, Худо - хвастаться и хныкать. Хохлатые хохотушки хохотали, хохотали: Хи-хи-хи, ха-ха-ха, хо-хо-хо, хе-хе-хе. |