СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока обучения грамоте " Звук [х]. Буква Х".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока обучения грамоте " Звук [х]. Буква Х".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обучения грамоте " Звук [х]. Буква Х".»


Тема «Буквы Х, х и звуки [х], [х’]».

Цели урока: Создать условия для ознакомления учащихся с согласными буквами Х,х; развития речи, логического мышления, памяти.

Задачи урока:

Образовательная: общеучебные – отличать новое от уже известного с помощью учителя, формировать познавательные цели; логические – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

Развивающая: развитие фонематического слуха, создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и навыков взаимодействия способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами;

Воспитывающая : способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим, интереса к изучаемому предмету, воспитывать чувство взаимопомощи, способствовать воспитании доброты, воспитывать бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к людям труда.

Оборудование урока: компьютер, слайды, презентация, учебник
Тип урока: открытие новых знаний

Методы обучения: деятельностный метод обучения

  • создание проблемной ситуации;

  • поисковый;

  • наглядно-иллюстративный;

  • словесный


Формы организации деятельности:

  • парная

  • индивидуальная


Средства обучения:

  • учебник, ч.1

  • мультимедиа проектор

  • наглядные пособия



Основные этапы

урока. (Время)

Содержание урока

1.

Этап мотивации (1мин)

Учитель:

  1. Ребята, встаньте ровненько, выпрямите спинки. Ребята, в начале нашего урока подарите улыбку своим товарищам. А я дарю вам свою улыбку... Мы продолжаем наше путешествие за новыми знаниями.

  2. Речевая разминка

Девиз: Учись доброму, плохое на ум не придет.

- Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?

- Я желаю вам сохранить хорошее настроение весь урок.


2. Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи.

(5 мин)

Учитель:

К какому уроку приготовились? Какие наказы давали вам родители, когда отправляли в школу? (хорошо учись)
Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Обязательно читать,

Должен научиться.
Зачем надо хорошо читать?

- Как же будет звучать тема сегодняшнего урока?

Определить тему урока поможет игра «Доскажи словечко»

Хрюша сел на петуха.
Мы смеялись: ::!
(ха - ха - ха!)

Сочинять он стал стихи -
Мы смеялись ::!
(хи - хи - хи!)

С каких звуков начинались досказанные слова? Тема:

- Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает.

Учитель:

- Посмотрите на тему урока. Давайте вместе определим задачи урока

Познакомиться с … (новой буквой и звуками.)

Научимся слышать и отличать … (звуки [х] и [х’] и отличать их от других звуков.)

Учиться читать … (слоги, слова с новой буквой.)(плакат на доске)

Итак: Что мы сделали?

Назвали тему, поставили задачи?

Проверим ваши накопленные знания, проведем гимнастику для ума. С чего начнем?

Вспомним, чему учились на прошлых уроках.

Поиграем в игру «Доскажи словечко»

Наша устная речь состоит из …

Звуки бывают…

Когда произносим гласный звук….

При произнесении согласного звука…

Согласные бывают…

Гласные буквы а, о, у, ы, э указывают на…

Гласные буквы я, ё, и, е указывают на…

Буквы е, ё, я в начале слова…
а где ещё обозначают 2 звука?



3.

Этап построения

проекта

коррекции

выявленных

затруднений.

(Работа над новым материалом в учебнике).

(8 – 10 мин)

1.Какие первые звуки слышали в досказанных словах?

- Вспомните, как вы смеялись?

2.Как характеризуем звуки?

Работа в парах.(сог-гл, м-т, п-н, з-г)
Игра. «Хлоп-топ». Если в слове есть звук х, х* -хлопаем, если нет- топаем.
халат
салат
хижина
лыжня
хобот
робот
хоккей
воздух
хохот
пастух
Давайте составим звуковую схему слова «пастух» и определим место звука в слове . А если не один? «Пастухи».Разбор слов, составление схем.

Что мы делали на этом этапе?

ВЫВОД. Звуки [х], [х’] – согласные, всегда глухие, могут быть тв., мяг., непарный.

Какую задачу выполняли?

Оцените свои успехи.

Я умею слышать и отличать звуки х, х* от других.


Знакомство с буквой.

Учитель:

- Звуки [х] и [х’] обозначаются на письме буквами «ха» - строчной (маленькой). ПОКАЖИТЕ в учебнике.

«Ха» - большой (заглавной).

- Зачем нужна заглавная буква?

ВЫВОД.

Имена собственные и начало предложений пишутся с большой

буквы, а остальные слова – с маленькой.


- На что похожа буква Ха?(картинка)

(На ножницы, лопасть вертолёта, на мельницу, на крестик)


Загадаю вам загадку, выполняйте по порядку.

Раз – листочки поднимаем,

Два – листочки загибаем,

Три – еще разок свернем,

На четыре – развернем.

Буква спряталась внутри,

Кто догадлив – назови!


- На что похожа буква?

«Х» на ножницы похожа,

Но в работе, а не лежа.

Хочешь – режешь,

Хочешь – шьешь,

Хочешь сам себя стрижешь.


Ха – забавная игрушка,

Деревянная вертушка –

Ветру вольному подружка.

- Посмотрите, какое место в алфавите занимает буква Ха?

Вырыл дом подземный ловко,

Натаскал пшена в кладовку.

Вечно в сумке за щекой

Носит зернышки с собой.

Кто же он?- наверняка

Вы узнали…(хомяка)
Физминутка.

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Щёчки моет, шейку трёт.

Подметает хомка хату

И выходит на зарядку.

1, 2, 3, 4, 5 –

Хочет хомка сильным стать.

Оцените по второму критерию свои успехи.

Я знаю букву Х

Чему еще научимся на уроке?

4.

Первичное закрепление.

(3 мин)

  1. Чтение слогов с новой буквой.

- Посмотрите на задачи урока.

Первую задачу мы выполнили.

- Вторую цель достигли.

- Посмотрите на 3 задачу. Будем её решать.

- Почитаем слоги в учебнике.

5.

Включение нового знания в систему знаний.

(7 мин)

  1. Чтение столбиков слов и слогов с новыми звуками. С.39

У. Отгадайте загадки:

  1. Рос сперва на воле в поле,
    Летом цвел и колосился,
    А когда обмолотили,
    Он в зерно вдруг превратился.
    Из зерна – в муку и тесто,
    В магазине занял место
    Рассмотрим иллюстрацию на с. 38. Что изображено в центре?
    Что изображено в правом верхнем углу?
    Кого принято встречать хлебом и солью?
    Для чего это делают?
    Каким изображено солнышко?
    Где выращивают хлеб?
    Что изображено в нижней части иллюстрации?
    Какую роль в жизни человека имеет пшеница?
    Что изображено на заднем плане иллюстрации?
    Почему солнцу, звёздам и месяцу отведена большая часть иллюстрации?

  Х – очень важная буква. С нее начинается очень дорогое, важное слово – хлеб. Хлеб всегда на столе и в будни, и в праздники. Хлебом – солью встречают самых дорогих и почетных гостей. Недаром говорят: «Хлеб – всему голова».

- Оказывается, слово “хлеб” имеет несколько значений:

.ХЛЕБ – растение ( снопик пшеницы)

  • ХЛЕБ - батоны, булки, пирожки (хлебопродукты)

  • ХЛЕБ - любая пища человека,( продовольствие.)

Родственные слова.

- Ласково назовём ... (хлебушек)

- Предмет, где хранится хлеб ... (хлебница)

- Приспособление для резки хлеба ... (хлеборезка)

- Предприятие по изготовлению хлеба ... (хлебокомбинат)

- Крестьянин, выращивающий хлеб ... (хлебороб)

- Можно ли эти слова назвать родственными?  ( Да. У них есть общая часть, общее в значении.)

Сели ровно. Дыхательная гимнастика.
Вдыхаем носом, выдыхаем ртом. Задуваем свечу.

Чтение текста с 39

2. О чём говорится в тексте? Как озаглавить?

3. Работа по содержанию текста:

- Какое время года наступает?

- Почему дрожат осины?

- Где появился ледок?

- Почему в тексте сказано, что хлеб надо убрать до холодов?




6.

Задания на развитие речи и внимания.

(4 мин)

- Какой же путь проделывает маленькое зернышко, прежде чем попасть к нам на стол в виде хлеба, булочек, пирожков, макарон…?

Рассказ учителя по иллюстрациям:

а) сначала готовят землю к посеву, вспахивают, боронуют;

б) зерно сеют на поле;

в) всходы поливают, самолеты распыляют отраву, чтобы не было сорняков и вредителей;

г) когда колоски созревают, выходят в поле комбайны и косят пшеницу. Зерно сыплется в машины, и водитель отвозит его на ток, где его очищают и сушат.

д) потом зерно отвозят на элеватор, где оно хранится, а оттуда везут его на мельницу, где из него получают муку.

е) затем муку везут в пекарню. Там из нее замешивают тесто, из которого выпекают хлеб, булочки и…

Вывод:

- Ребята! Вот какой длинный путь проделал кусочек хлеба, прежде чем попасть к нам на стол. Он хранит тепло рук тысяч людей.

Как мы должны относиться к хлебу?

Хлеба к обеду в меру бери, хлеб – драгоценность, им не сори!

Бросил хлеб – обидел свет.

Бережно, с любовью, с уважением к людям, которые выращивают хлеб


7.

Итог урока.

Рефлексия.

(2 мин)

- Какие задачи ставили?

- Удалось ли нам решить поставленные задачи?

Хорошо хвалить, хихикать,
Худо - хвастаться и хныкать.
Хохлатые хохотушки хохотали, хохотали:
Хи-хи-хи, ха-ха-ха, хо-хо-хо, хе-хе-хе.

Самооценка

работы

Оцените свою работу по критериям.(На столах буква на листочке)

Раскрасьте букву х. У кого всё получалось, кто доволен своей работой – зелёным цветом,
кто испытывал трудности – жёлтым,
кто ничего не понял, просигнальте нам тревожным красным.

-








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!