Ребята, посмотрите, третье деревце тоже имеет своё задание. Прочитаем: В этой сказке нет порядка: Что ни слово - то загадка! Вот что сказка говорит: Жили-были КОТ и КИТ. КОТ - огромный, просто страшный! КИТ был маленький, домашний. КИТ мяукал. КОТ пыхтел. КИТ купаться не хотел, Как огня воды боялся. КОТ всегда над ним смеялся! *Какие же герои перепутались? Вот мы сейчас и разберём слова “кот” и “кит”. Возьмите карточки и раскрасьте звуковые схемы слов. Первый вариант слово “кот”, второй – “кит”.
Вызываю к доске поочередно детей с первого и второго вариантов. Составляем схемы слов. А теперь под схемой на доске запишем знакомые буквы из слов “кот” и “кит”. *Первый звук в слове “кот”. Какой он? Второй звук в слове “кот”? Какой он? *Первый звук в слове “кит”. Какой он? Второй звук в слове “кит”?Какой он? *Чем же отличаются наши слова? Какие же бывают звуки? *Приложите пальцы к горлышку. Произнесём [к], [к`] . Работает моторчик? *Какой буквой обозначаются звуки [к], [к`]?(Вывешиваю букву на доску) На что она похожа? Итак, половинку секрета мы узнали, скоро узнаем и весь секрет. Ребята, почему же именно эти две буквы Г и К пришли к нам на урок? Произнесём звуки [г][г`] и [к][к`]. А теперь произнесём [г], уменьшая голос, получи [к]. И обратно, произнесём [к] ,увеличивая голос получим [г] . Буквы, у которых звуки произносятся похоже, называются парными. Звуки [г][г`] -звонкие ,а [к][к`]-глухие. Так как Г и К – парные, мы иногда можем их спутать. Например, слово снег пишется с «г», а произносится с «к». Мы выполнили ещё одно задание. Мы почти раскрали секрет. А как вы думаете, ребята, чем же освещается человек? Чтобы узнать последнее слово, нам нужно выполнить ещё одно задание. Откроем Буквари на стр.59 и найдем столбики слов. Второй столбик читаем хором только девочки. Мальчики слушают. Третий читаем только мальчики. Девочки слушают. Четвёртый все вместе. *Ребята, ответьте на вопросы, выбрав подходящее слово из столбиков: - Что люди привозят с моря? -Это дом для рыбок, но туда иногда кладут и ракушки. Вот и с этим заданием мы справились. Мы добрались до важного секрета. Он таков: Мир освещается солнцем, а человек - знанием.
Как вы понимаете эту пословицу?
А с какими буквами мы сегодня познакомились? Как связаны звуки у букв Г и К?
Сегодня мы многое узнали и тоже теперь освещаемся знаниями. Кто сегодня выполнял задания – встаньте! Кто сегодня узнал что-то новое – Хлопните в ладоши! Кто хорошо поработал – помашите! Спасибо за урок, до свидания! Дополнительное задание Чтобы ещё обогатиться знаниями, прочитаем стих на стр. 58. О чём этот стих? Какие же бывают лисички? Почему грибы назвали лисичками, чем они похожи? Прочитаем стих вместе. |