Конспект урока «Оккупационный режим»
Автор: Учитель истории и обществознания МКОУ « Адищевская СОШ» Смирнова Татьяна Анатольевна
Адищево 2017
Пояснительная записка:
Учебно-методический комплект:
1.Н.В.Загладин. Всеобщая история, 11 класс, Учебник для общеобразовательных учреждений, Русское слово, 2014
2.Загладин Н.В., Козленко С.И., Загладина Х.Т Методические рекомендации по использованию учебников по всеобщей истории Русское слово, 2014
3.Загладин Н.В. С.И.Козленко, С.Т.Минаков, Ю.А.Петров. История России. 19 – начало 21 века: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. / Москва. Русское слово. 2014
4.Мультимедийное приложение к учебнику "Всеобщая история углубленный уровень 11 класс" Загладин Н.В.
Обоснование актуальности разработки:
Вторая мировая война – одна из самых страшных страниц истории. Многие современные молодые люди, стоящие на пороге самостоятельной жизни, очень мало знают о войне, часто только в пределах учебной программы по истории. О фашистском оккупационном режиме даже в учебниках истории только упоминается. Семнадцати, восемнадцатилетние молодые люди уже в состоянии понять и оценить те зверства, которые творили фашисты на захваченных территориях. Чем дальше от нас война, тем больше нужно о ней говорить. Ведь вся сила народа в его прошлом.
Формы работы: парная работа, работа с документом, эвристическая беседа.
Межпредметные связи: литература Василий Гроссмана "Жизнь и судьба», Муса Джалиль «Варварство»,
Виды используемых ИКТ: Мультимедиа презентация, раздаточные листы с документами.
Планируемые результаты:
Личностные: развиваются навыки сотрудничества при работе в парах; закрепляется интереса к урокам истории, что важно для будущего профопределения; формируется убеждение, что фашизм-это великое зло, против которого нужно бороться всем вместе, человечеству нужно стремиться к взаимопониманию и справедливости
Метапредметные: развитие монологической речи; умений формулировать выводы и собственную позицию сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности;
Предметные: развитие умений работать документом; овладение историческими понятиями- Холокост, геноцид, антисемитизм понятиями, понятие их причин и сущности и последствий для всего человечества.
Методы: объяснительно- иллюстративный:устное изложение учителем материала о Холокосте, использование отрывков из различных источников
репродуктивный метод:при работе с документами; исследовательский метод:формулировка собственной позиции при анализе источников, при выполнении домашнего просмотр презентации и фотографий, чтение стихотворений, работа с источниками.
Оформление кабинета: карта «Великая Отечественная война» (1941-1945 гг.), свеча.
Конспект урока «Оккупационный режим»
( 11 класс)
Тип урока: интегрированный
Цели:
Образовательная: Охарактеризовать суть и особенности оккупационного режима на захваченных фашистами территориях; способствовать получению полной информации о жертвах и узниках концлагерей, Холокосте.
Развивающая: Развивать у учащихся умения анализировать, сравнивать, обосновывать свою точку зрения; развивать навыков монологической речи; развивать коммуникативные навыки, укрепляющие социальные связи;
Воспитательная: Воспитывать патриотизм, чувство ответственности за будущее мира, непримиримое отношение к нацизму, как идеологии враждебной человеку, обозначить ценность человеческой жизни; воспитывать в учениках толерантность, уважение к людям разных национальностей, увлечение историей, умение находить в событиях из прошлого и современности.
Материалы и оборудование:
Мультимедиа презентация, раздаточные листы с документами.
Время проведения: 2 урока.
Ход урока.
Звучит текст- отрывок из романа-документа «Бабий Яр». (В качестве музыкального сопровождения используется аудиозапись Баха «Страсти по Матфею»).
(1слайд)
Раздаточный материал.
«Я остановился поблизости, и находившиеся на поляне украинцы стали нагружать машину вещами. С этого места я видел, что прибывавших евреев — мужчин, женщин и детей — встречали также украинцы и направляли к тому месту, где те должны были по очереди складывать свои пожитки, пальто, обувь, верхнюю одежду и даже нижнее белье. В определённом месте евреи должны были складывать и свои драгоценности.
Все это происходило очень быстро: если кто-нибудь задерживался, украинцы подгоняли его пинками и ударами. Я думаю, что не проходило и минуты с момента, когда человек снимал пальто, до того, как он уже стоял совершенно голый. Не делалось никакого различия между мужчинами, женщинами и детьми… Раздетых евреев направляли в овраг примерно 150 метров длиной, 30 метров шириной и целых 15 метров глубиной. В этот овраг вело 2 или 3 узких прохода, по которым спускались евреи. Когда они подходили к краю оврага, немецкие полицейские хватали их и укладывали на трупы уже находившихся там расстрелянных евреев. Это происходило очень быстро. Трупы лежали аккуратными рядами. Как только еврей ложился, подходил немецкий полицейский с автоматом и стрелял лежавшему в затылок. Евреи, спускавшиеся в овраг, были настолько испуганы этой страшной картиной, что становились совершенно безвольными… Это был конвейер, не различавший мужчин, женщин и детей».
Как вы думайте, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
Обобщая предположения учащихся, учитель объявляет тему урока: Оккупационный режим на советской территории.
2 слайд.
Учитель: Используя знания, полученные в 9 классе, ответьте, пожалуйста, на вопросы:
Что такое план «Ост»?
Что такое оккупационный режим?
Почему фашисты назвали свой режим “новый порядок”?
Какие цели преследовали нацисты на захваченной территории Восточной Европы? Какие методы применялись ими для реализации своих целей?
-С чем ассоциируется нацистский оккупационный режим?
Учитель: «Наиболее ярким проявлением антигуманного немецко-фашистского режима являлась политика геноцида и как её разновидность – ХОЛОКОСТ».
Работа в парах. (Раздаточный материал:отрывок из книги Василия Гроссмана "Жизнь и судьба".)
«... Антисемитизм проявляется разнообразно - он в насмешливом, брезгливом недоброжелательстве и в истребительных погромах.
Разнообразны виды антисемитизма: идейный, внутренний, скрытый, исторический, бытовой, физиологический; разнообразны формы его: индивидуальный, общественный,
государственный...
Антисемитизм никогда не является целью, антисемитизм всегда лишь средство, он - мерило противоречий, не имеющих выхода.
Антисемитизм есть зеркало собственных недостатков отдельных людей,
общественных устройств и государственных систем. Скажи мне, в чем ты обвиняешь евреев, и я скажу, в чем ты сам виноват...
Национал- социализм, одарив вымышленное им мировое еврейство чертами расизма, жаждой власти над миром, космополитическим безразличием к немецкой родине, навязал
евреям свои собственные черты. Но это лишь одна из сторон антисемитизма.
Антисемитизм есть выражение бездарности, неспособности победить в равноправной жизненной борьбе, всюду - в науке, в торговле, в ремесле, в живописи.
Антисемитизм - мера человеческой бездарности. Государства ищут объяснения своей неудачливости в происках мирового еврейства. Но это одна из сторон антисемитизма...
Антисемитизм - явление особое в ряду преследований, которым подвергаются национальные меньшинства. Это явление особое, потому что историческая судьба евреев складывалась своеобразно, особо...
Антисемитизм тоже отразил на себе эти особенности, он тоже слился с главными вопросами мировой политической, экономической, идеологической, религиозной жизни.
В этом зловещая особенность антисемитизма. Пламя его костров освещает самые ужасные времена истории.
Когда Возрождение вторглось в пустыню католического средневековья, мир тьмы зажег костры инквизиции. Их огонь осветил не только силу зла, но и картину гибели его.
В двадцатом веке обреченный гибели старый национальный уклад физически отсталых и неудачливых государств зажег костры Освенцима, люблинских и треблинских крематориев. Их пламя осветило не только краткое фашистское торжество, это пламя
предсказало миру, что фашизм обречен. К антисемитизму прибегают перед неминуемым свершением судьбы и всемирно-исторические эпохи, и правительства реакционных неудачливых государств, и отдельные люди, стремящиеся выправить свою неудачную жизнь.
Были ли случаи на протяжении двух тысячелетий, когда свобода, человечность пользовались антисемитизмом как средством своей борьбы? Может быть, и были, но я не знаю таких.
Бытовой антисемитизм - бескровный антисемитизм. Он свидетельствует, что в мире существуют завистливые дураки и неудачники.
В демократических странах может возникнуть общественный антисемитизм: он проявляется в прессе, представляющей те или иные реакционные группы, в действиях
этих реакционных групп, например, в бойкоте еврейского труда либо еврейских товаров, в религии и в идеологии реакционеров.
В тоталитарных странах, где общество отсутствует, антисемитизм может быть лишь государственным. Государственный антисемитизм - свидетельство того, что государство пытается опереться на дураков, реакционеров, неудачников, на тьму суеверных и злобу голодных. Такой антисемитизм бывает на первой стадии дискриминации - государство ограничивает евреев в выборе местожительства, профессии, праве занимать высшие должности, в праве поступать в учебные заведения и получать научные звания, степени и т. д.
Затем государственный антисемитизм становится истребительным. В эпохи, когда всемирная реакция вступает в гибельный для себя бой с силами свободы, антисемитизм
становится для нее государственной, партийной идеей; так случилось в двадцатом веке, в эпоху фашизма...
Вопросы и задания к тексту:
1. В чем отличие Холокоста от геноцида? Слайд 3, 4,5.
2. Попытайтесь объяснить, что такое антисемитизм? (используя для этого
отрывок из книги В. Гроссмана «Жизнь и судьба»).
Геноцид – уничтожение определённых групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам.
Холокост (катастрофа) европейского еврейства – гибель значительной части еврейского населения Европы в результате организованного преследования и планомерного уничтожения евреев нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-45 гг.; геноцид в отношении евреев.
Антисемитизм (нем. Antisemitismus) — одна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям как этнической или религиозной группе. Основан на предрассудках и является одной из разновидностей ксенофобии. Термин обозначает враждебность по отношению к евреям и/или иудеям, а не ко всем народам семитской языковой группы.
Учитель:
До второй мировой войны в мире насчитывалось свыше 6 млн. евреев. За годы Великой Отечественной войны только в маленькой Беларуси жертвами Холокоста стали более 600 тыс. евреев. «Холокост» - от древнегреческого Holocaustosis, означающего «всесожжение», «уничтожение огнем», «жертвоприношение». Термин впервые был использован писателем Эли Везелем как символ газовых камер и крематориев лагерей уничтожения. В Израиле и некоторых других странах используется также термин Шоа, обозначающий «Катастрофа европейского еврейства».
5 слайд с высказываниями о Холокосте.
В основе нацистской политики был принцип активного выживания евреев из всех областей жизни: экономики, политики, культуры. К моменту прихода Гитлера к власти евреи почти не имели влияния в тяжелой промышленности (основе немецкой экономики). Вместе с тем в финансовой сфере, торговле и в СМИ евреи занимали достаточно видное, а порой и ключевое положение. Где евреи действительно играли ведущую роль, это в германской науке. Из 20 Нобелевских лауреатов, живших в Германии в 1933 году, 8 - были евреями. По мере роста общей агрессивности Германии, становился всё более оголтелым и государственный антисемитизм, где, конечной целью называлось полное уничтожение “мирового еврейства”.
В ночь с 9 на 10 ноября 1938 года по всей Германии организованные банды со свастикой на рукавах громили магазины, принадлежавшие евреям, жгли синагоги. Улицы были усыпаны стеклом разбитых витрин – поэтому в духе нацистской “эстетики” эта ночь была названа «Хрустальной». (Слайд 6).
Хрустальной ночью 1938 года закончился экономический Холокост и начался Холокост всесожжения, когда фашисты перешли к физическому истреблению еврейской нации.
Учитель: Навеки сохранилась в истории трагедия Бабьего Яра.
(слайд 7)
Сообщение учащегося о Бабьем Яре (опережающее задание).
Приложение № 1.
Учитель: Трагедии еврейского народа посвятил свое стихотворение Муса Джалиль. ( выступление учащегося)
Приложение № 2
Учитель: За годы Второй мировой войны под пятой гитлеровской Германии и Италии оказались 12 европейских государств. Фактически установление оккупационных или марионеточных режимов, подчинение экономики целям войны, были только частью планов фашистов по установлению « нового порядка». Эти планы предусматривали установление на захваченных территориях режима беспрекословного подчинения, уничтожение «неполноценных» народов. Фабриками смерти стали концентрационные лагеря.
Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тыс. концлагерей, тюрем, гетто, в которых содержалось более 20 мил. человек из 30 стран мира, 12 мил. не дожили до освобождения, среди них – около 2 мил. детей. Маутхаузен, Дахау, Майданек, Заксенхаузен, Бухенвальд, Равенбрюк, Штутгоф, Освенцим.
Сообщение об Освенциме. (Слайд 7)
Приложение № 3
Ежегодно 11 апреля по решению ООН отмечается Международный день освобождения узников фашистских лагерей.
Учитель: Предлагаю почтить память о погибших и замученных фашистами минутой молчания. (Слайд 8)
Учитель: Судья Роберт Х. Джексон, главный американский обвинитель на Нюрнбергском процессе произнес такую фразу:
«Совершенные преступления беспрецедентны из-за ошеломляющего числа жертв. Они беспрецедентны еще и потому, что в них участвовало огромное число людей, которые устроили настоящее состязание в жестокости и бесчеловечности».
Давайте попытаемся оценить ту информацию, которую мы получили. Поработаем с источниками.
1 группа:
«Бабка кормила оголодавшего Ивана, сердобольно ахала. Дед по какому-то делу пошел было на улицу, но почти тотчас затопотал ногами по крыльцу и ввалился в комнату:
– Поздравляю вас! Ну!.. Завтра в Киеве ни одного жида больше не будет. Видно, правду говорят, что это они Крещатик сожгли. Слава тебе. Господи! Хватит, разжирели на нашей крови, заразы. Пусть теперь едут в свою Палестину, хоть немцы с ними справятся. Вывозят их! Приказ висит.
Мы стремглав побежали все на улицу. На заборе была наклеена серая афишка на плохой оберточной бумаге, без заглавия и без подписи:
Все жиды города Киева и его окрестностей должны явиться в понедельник 29 сентября 1941 года к 8 часам утра на угол Мельниковской и Дохтуровской (возле кладбищ). Взять с собой документы, деньги, ценные вещи, а также теплую одежду, белье и проч. Кто из жидов не выполнит этого распоряжения и будет найден в другом месте, будет расстрелян. Кто из граждан проникнет в оставленные жидами квартиры и присвоит себе вещи, будет расстрелян.
Ниже следовал этот же текст на украинском языке, еще ниже, мелким петитом, на немецком, так что афишка получилась трехэтажная.
1. Прочитайте документ и определите его характер (официальный документ, мемуары, письмо и т.д.).
2. Определите место и причины появления этого документа.
3. Определите автора документа.
4. Как документ обогатил ваши знания о истории Великой Отечественной войны?
5.Почему стало возможным жестокое и безжалостное уничтожение еврейского населения на оккупированной территории СССР в годы войны?
6. Часто говорят, что Холокост – это грозное предупреждение всем современникам. О чем же предупреждает нас Холокост?
2 группа.
Сочинение школьницы Эрны Листинг, опубликованное в антисемитской газете"Дер Штюрмер". К сожалению, даже сейчас многие продолжают утверждать, что евреи тоже "творенья Божьи" и поэтому их надо уважать. Но ведь мы говорим, что и мухи тоже творенья, но при этом уничтожаем их. Еврей - это гибрид. Он унаследовал признаки арийцев, азиатов, негров и монголов. Единственное, что есть у него хорошего - это белая кожа. Среди жителей южных островов бытует поговорка: "Белый - от Бога и черный - от Бога, а вот гибрид - от дьявола". Иисус сказал однажды евреям: "Ваш отец не Бог, а дьявол". У евреев есть порочная книга их законов - Талмуд. Кроме того, евреи считают нас животными, и поэтому так плохо к нам относятся. Они отбирают у нас деньги и имущество жульническим путем. Уже при дворе Карла Великого командовали евреи и поэтому было восстановлено римское право. Но оно не годилось ни для немецкого, ни для римского крестьянина, а было выгодно только евреям-торговцам. Евреи виноваты даже в смерти Карла Великого. В Гельзенкирхене еврей Гринберг продавал человеческое трупное мясо. Это разрешено книгой его законов. Евреи подстрекали к восстанию и к войне. Они обрекли русских на страдание и горе. В Германии они поддерживали коммунистов и платили убийцам. Мы были на краю гибели, когда пришел Адольф Гитлер. Теперь заморские евреи агитируют против нас. Но мы не дадим провести себя и позаботимся о нашем фюрере. Каждый грош, который мы даем евреям, убивает кого-либо из наших близких... Хайль Гитлер!
1.Какие чувства у Вас возникли при прочтении документа?
2.Связано ли содержание документа с понятием толерантность? Как связаны толерантность и межнациональные отношения?
3.Приходилось ли вам в вашей жизни сталкиваться с национальной проблемой? Как вы её разрешили, или какие способы её разрешения могли бы предложить?
4.Стоит ли сегодня поднимать проблему толерантности в межнациональных отношения? Почему?
5.Все мы внимательно следим за событиями, происходящими на Украине.
Попробуйте дать свою оценку этим событиям. Выскажете мнение по поводу разрежения этого страшного конфликта.
6.Часто говорят, что Холокост - это грозное предупреждение всем
современникам. О чем же предупреждает нас Холокост?
Учитель:
Вот и подошёл к концу наш урок на тяжёлую тему, закончить который я хочу словами Анатолия Васильевича Кузнецова, которыми он завершил свой роман: «Будем ли мы понимать когда-нибудь, что самое дорогое на свете – жизнь человека и его свобода? Желаю вам мира. И свободы».
Домашнее задание: Все ваши мысли и впечатления изложите в эссе:
«Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями». И. Бауэр.
Список литературы:
Арад И. Холокост. Катастрофа европейского еврейства (1933-45): Сб. статей. - Иерусалим, 1990,
Василий Гроссман "Жизнь и судьба",
Википедия,
Клокова Г. И. История Холокоста на территории СССР в годы Великой Отечественной войны. - М.,1995,
Кузнецов А. В. Бабий Яр. Роман-документ.М. Советский писатель, 1991,
http://jhistory.nfurman.com/shoa/hfond.h,
http://www.urokiistorii.ru/learning/method/2009/15/sait-o-kholokoste,
Апробация.
Предлагаемый материал был опробован с учащимися 11 класса МКОУ Адищевская СОШ. В классе 4 человека, поэтому на урок были приглашены учащиеся 9 класса. Помощь в подготовке оказал учитель литературы.
Приложение № 1.
Рекомендуемый материал для сообщения.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3
«Символом уничтожения советских евреев стал Бабий Яр, что на окраине Киева. (Рисунки 1,2,3) Трагедия началась на 10 день после захвата Киева фашистами.
В городе появились объявления о переселении». Утром 1941 года через город шли тысячи людей с чемоданами и узлами. Везли больных и пожилых родственников, несли на руках грудных детей. Это шествие смерти продолжалось три дня и три ночи. Выйти из потока уже было невозможно – немцы проверяли документы. За Львовской улицей – голые холмы, овраги с крутыми склонами – Бабий Яр.
Под открытым небом была развернута целая канцелярия, стояли письменные столы. От толпы отделяли 30 – 40 человек и вели «регистрироваться».
Свидетельские показания Дины Проничевой, выжившей в Бабьем Яре:
«Приближаясь к Бабьему Яру мы услышали стрельбу и нечеловеческие крики. Я начала понимать, что происходит, но маме ничего не говорила.
Когда мы вышли в ворота, нам велели сдать документы, ценные вещи и раздеться. Один нацист подошел к маме и сорвал с ее пальца золотое кольцо.
Я увидела, как группу за группой раздетых людей подводят к яме и расстреливают их. Я своими глазами видела этот ужас». Из воспоминания немецкого шофера Хефера: «Однажды я получил задание поехать на своем грузовике за город. По дороге мы обогнали евреев, шедших колонной с поклажей в том же направлении.
На большой открытой поляне лежала груда одежды, за ней я и ехал. С этого места я видел, что прибывавших евреев встречали и отправляли к тому месту, где они должны были по очереди складывать свои вещи и даже нижнее белье. В определенном месте они должны были складывать свои драгоценности. Все это происходило очень быстро, если кто-нибудь задерживался, его подгоняли палками и пинками.
Раздетых евреев направляли в овраг, примерно 150 метров длиной, 30 метров шириной и 15 метров глубиной. В этот овраг вело два или три узких прохода, по которым спускались евреи. Когда они подходили к краю оврага, полицейские хватали их и укладывали на трупы уже находившихся там застреленных евреев (Рисунки 4 и 5).

Рисунок 4

Рисунок 5
Трупы лежали аккуратными рядами (Рисунки 6 и 7).

Рисунок 6

Рисунок 7
Расстрел производили всего два полицейских. Один из них действовал в одном конце оврага, другой – в другом. Это был конвейер, не различавший мужчин, женщин и детей (Рисунок 8). Я настолько испугался того, что увидел, что не мог долго туда смотреть.

Рисунок 8
Я и сегодня удивляюсь, что со стороны евреев ничего не было принято против этой акции.
Только в один этот день в Бабьем Яру, как сообщалось в отчете зондеркоманды 4-а, были расстреляны 33 771 человек (Рисунок 9). Расстрелы продолжались несколько дней. По оценкам исследователей, всего в Бабьем Яру погибло около 150 тыс. евреев, включая жителей других городов и беженцев (Рисунок 9).

Рисунок 9
Приложение № 2.
«Варварство»
Они с детьми погнали матерей И яму рыть заставили, а сами Они стояли, кучка дикарей, И хриплыми смеялись голосами. У края бездны выстроили в ряд Бессильных женщин, худеньких ребят. Пришел хмельной майор и медными глазами Окинул обреченных... Мутный дождь Гудел в листве соседних рощ И на полях, одетых мглою, И тучи опустились над землею, Друг друга с бешенством гоня... Нет, этого я не забуду дня, Я не забуду никогда, вовеки! Я видел: плакали, как дети, реки, И в ярости рыдала мать-земля. Своими видел я глазами, Как солнце скорбное, омытое слезами, Сквозь тучу вышло на поля, В последний раз детей поцеловало, В последний раз... Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас Он обезумел. Гневно бушевала Его листва. Сгущалась мгла вокруг. Я слышал: мощный дуб свалился вдруг, Он падал, издавая вздох тяжелый. Детей внезапно охватил испуг, — Прижались к матерям, цепляясь за подолы. И выстрела раздался резкий звук, Прервав проклятье, Что вырвалось у женщины одной, Ребенок, мальчуган больной, Головку спрятал в складках платья Еще не старой женщины. Она Смотрела, ужаса полна. Как не лишиться ей рассудка! Все понял, понял все малютка. — Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! — Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи. Дитя, что ей всего дороже, Нагнувшись, подняла двумя руками мать, Прижала к сердцу, против дула прямо... — Я, мама, жить хочу. Не надо, мама! Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь~- И хочет вырваться из рук ребенок, И страшен плач, и голос тонок, И в сердце он вонзается, как нож. — Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно. Закрой глаза, но голову не прячь, Чтобы тебя живым не закопал палач. Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. — И он закрыл глаза. И заалела кровь, По шее лентой красной извиваясь. Две жизни наземь падают, сливаясь, Две жизни и одна любовь! Гром грянул. Ветер свистнул в тучах. Заплакала земля в тоске глухой. О, сколько слез, горячих и горючих! Земля моя, скажи мне, что с тобой Ты часто горе видела людское, Ты миллионы лет цвела для нас, Но испытала ль ты хотя бы раз Такой позор и варварство такое? Страна моя, враги тебе грозят, Но выше подними великой правды знамя, Омой его земли кровавыми слезами, И пусть его лучи пронзят, Пусть уничтожат беспощадно Тех варваров, тех дикарей, Что кровь детей глотают жадно, Кровь наших матерей... Муса Джалиль (1943) |
|
|
«Самому маленькому ребёнку, погибшему в Бабьем Яру, было 3 дня. Самому древнему старику – 106 лет. Их убили 29 сентября 1941 года вместе с несколькими тысячами молодых и старых женщин, детей, подростков, инвалидов.»
Приложение № 3
Рекомендуемый материал для сообщения.
Освенцим – фабрика смерти. «Освенцим маленький провинциальный городок в центре Польши. В годы Второй Мировой войны из-за выгодного географического положения Освенцим стал крупнейшим транспортным узлом Третьего рейха. Именно по этой причине весной 1940 года по приказу Генриха Гимлера в Освенциме началось строительство нового концентрационного лагеря, получившего название Аушвиц. Для тех, кто не осведомлен Аушвиц и Освенцим это один и тот же лагерь только одно название по-польски, а другое по-немецки.
.
Через месяц после открытия, лагерь принял первых узников, это были жители Кракова: ученые, художники, студенты и писатели, по национальности поляки и евреи. Их было 728 человек, и все они погибли. 23 сентября 1941 года в Освенцим по железной дороге доставили большую группу советских военнопленных, около 600 человек, в основном это были офицеры, захваченные в первые недели войны на советско-польской границе. Их разместили в подвалах блока №11, а через несколько часов все они были умерщвлены по новой технологии. Это был по уничтожению людей в газовой камере. Из воспоминаний одной из бывших узниц Освенцима Ирины Хариной:««Газ циклон Б», он такой кристаллообразный, он не жидкий. Загнали 600 человек в один из подвалов мужского лагеря и забрасывали туда горстями этот самый газ». Причем по воспоминаниям одного из комендантов лагеря Хесса – нацисты точно не знали, какую дозу нужно было применить для того чтобы человек умер. Экзекуция продолжалась несколько дней. Фашисты открывали отверстия в потолке, смотрели, жив ли еще кто-нибудь и засыпали очередную дозу. Так они дозировали, измеряли, сколько нужно газа для умерщвления определённого количества людей. Из воспоминаний Ирины Хариной: «Нас выгрузили из деревянных вагонов, а рядом стоял еще один эшелон, тоже забитый людьми и оттуда выгружали людей. Но тех почему-то посадили в грузовики, а нам пришлось идти пешком. Это был апрель, было очень грязно, грязи по колено. Мы шли и видели впереди какое-то странное сооружение, окруженное по периметру прожекторами, и стояли какие - то трубы, из которых валил черный дым, а над дымом выбивалось еще красное пламя. И когда мы пришли туда и нам накололи номера, тут у меня был на левой руке номер 39952, когда нас подстригли на лысо, когда нас переодели, мы спросили: «Что это у вас производят на этих заводах?» А нам сказали: «Это горят люди, которые ехали вперёд вас, на машинах.» Процедура приема в лагерь была неизменна. Узников выгружали из эшелона на специальную огороженную платформу, тут же забирали весь багаж и сбрасывали в одно место. После этого, медики СС путем одного лишь внешнего осмотра, производили отбор или как они сами говорили – селекцию. В одну сторону отправляли физически сильных женщин и мужчин, а в другую всех остальных: больных стариков, детей, женщин с младенцами. Первых ждал рабский труд, вторые сразу отправлялись в газовые камеры и крематории, но часто бывало и по-другому - отбор не производился вообще, уничтожали всех, кто прибыл с новым эшелоном. Из воспоминаний Рудольфа Хесса начальника концлагеря Освенцим: «Им (заключённым) сказали, что они должны пройти дезинфекцию. Морг смог вместить как раз такое количество людей, какое прибыло с транспортом. Как только все вошли двери закрыли и через отверстия в потолке всыпали газ. Я не знаю, долго ли умирали люди, но какие-то шорохи слышались продолжительное время. Когда всыпали газ, несколько пленных крикнули «ГАЗ» а потом раздался громкий вой». В газовые камеры людей отправляли по вечерам. Когда, как говорили немцы, сеанс заканчивался, открывались две широкие двери и только утром тела убитых выносили на улицу, складывали на железнодорожную платформу и по узкоколейке отправляли к общим могилам. На это уходило много времени, которое фашисты очень ценили. Вскоре было решено возвести крематорий, их было построено целых четыре. Однако дымящиеся ямы и печи крематорий, где сжигали людей, не могли решить проблему утилизации трупов.  Из воспоминаний одной из бывших узниц концлагеря Элеоноры Филоновой: «Я смотрю, яма, пепел, распашонки, пеленки. Заглянула внутрь и там пепел значит и детей жгли. Дальше идем, подрезаем кусты. Видим мальчик лежит, но мальчик не наш. И у него прямо живот разорван, кишки волочатся. Это было страшно.» Будущим рабам Освенцима номера накалывали на левой руке до 1943 года эта мера применялась только по отношению к евреям затем вплоть до падения 3 рейха подобным образом метили узников всех национальностей. Из воспоминаний Элеоноры Филоновой: «Нас покормили только на пятые сутки. Возле окна бегут люди, мы спрашиваем их: «День и ночь хлеб выпекают, а нам ничего не дают?» В ответ на это они сказали, что это не хлебозавод, это крематорий, людей сжигает живых и мертвых.» На работу истощенных людей поднимали в 3 часа утра. Вместо завтрака кружка эрзац-кофе, разбавленного ячменного напитка, потом построение в колоны на аппельплацу, распределение на работы. Обед привозили в солдатских термосах. Обычно это был суп из брюквы. Бывшие узники вспоминают, что их постоянно пересчитывали. Считали перед работой, во время работы и после работы. Если кто-то умирал во время работы, то заключенные приносили труп обратно в лагерь, это нужно было для счета. Если утром уходило 100 человек, то на проверке вечером должно было быть такое же количество людей. По воспоминаниям Ирины Хариной: «По возвращению снова в воротах играли марши, и мы строем шли обратно, но в каждом строю несли убитых. И вот под звуки оркестра мы тащим на плечах людей. Музыканты играют, а у нас слезы на глазах.» Этот оркестр, по признанию критиков того времени, был одним из лучших в мире. Фашисты со всей оккупированной Европы собрали самых талантливых артистов. Ирина Харина продолжает: «Была так называемая музыкальная команда и в мужском и в женском лагере. В женском лагере дирижировала Альма Розе. Она была второй скрипкой в Европе» Однако ни талант, ни гениальность не спасали музыкантов от гибели, голода, болезней и газовых камер. Они умирали также, как и остальные узники. Так в один день пропала и Альма Розе. Продолжает воспоминание: «Её труп мы увидели возле барака, накрытый рогожкой. Когда мы откинули рогожку, увидели такое, что боюсь, мне и в страшном сне не приснится. Она была разрезана от подбородка, до низу и сшита крест-накрест металлическим канатом.» К 1943 году немецкие инженеры значительно улучшили весь процесс массового уничтожения людей в Освенциме. Концлагерь превратился в настоящий конвейер смерти. Теперь газовая камера нового образца за один раз могла вместить до 2000 тыс. человек. Она была оснащена вентиляционным оборудованием, которое позволяло проветривать помещение значительно быстрее, что повысило ее пропускную способность. Новые печи работали день и ночь. Теперь в день могли быть уничтожены до 4,5 тыс. человек. Из отчета лагерной администрации: 23 Апреля 1943 года на территории лагеря было уничтожено: Евреев - 1.300 единиц Поляков - 400 единиц Французов - 90 Русских - 50 Цыган - 20 Летом 1943 года в концлагерь с инспекторской проверкой приехал Генрих Гимлер. Он осмотрел новые крематории, производственные мощности и бараки, где содержались узники. Гимлер считал лагерь своим детищем, поэтому трепетно относился ко всем его проблемам. Он запросто подходил к узникам и искренне интересовался их здоровьем и это была отнюдь не игра на камеру. Немцы всегда отличались особой практичностью в решении проблем поэтому неудивительно, что нацисты физически уничтожая своих врагов, сумели извлечь из этого страшного процесса материальную выгоду. Концлагерь Освенцим стал для Третьего рейха предприятием, приносящим серьезную прибыль. Гимлер гордился этим обстоятельством. Каждый месяц фабрика смерти приносила в немецкую казну 2 млн. марок чистой прибыли. Кроме того, в качестве налогов, деньги поступали со счетов фабрик «Индустриал круп», «Сименс» и многих других, которые использовали рабский труд узников Освенцима. В Освенциме все было продумано с немецкой практичностью. Здесь не пропадало ничего, что могло послужить во благо тысячелетнего рейха. Как правило, больше всего ценных вещей - золота и денег, удавалось собирать с эшелонов, на которых привозили депортированных евреев. Перед отправкой в лагерь им сообщали, что вывозят на новое место жительства в восточные земли. Брать с собой разрешалось только самое ценное. Каждый день СС изымали у заключённых по двенадцать килограммов золота. При разгрузке эшелонов с евреями весь привезенный ими багаж оставался на железнодорожной платформе. Людей же отправляли в лагерь для селекции или же сразу в крематории. Потом, специальные транспортные команды, перевозили все вещи на сортировочный склад, который называли «Канада». Со склада одежду, обувь, очки и прочие мелочи распределяли среди населения Германии. Личные вещи евреев становились наградой для солдат Третьего рейха, которые считали себя высшей расой. Наручные часы ящиками высылались в концлагерь Загзенхайзен, где находилась огромная часовая мастерская. Там часы сортировали, чинили и отправляли в распоряжения фронтовых отделов СС и армии. А все что не представляло для нацистов ценности, сжигали в печах. Трупы людей тоже пускали в дело, поэтому пепел и размолотые кости удушенных и сожженных шли на удобрение, женские волосы на матрасы для моряков немецкого подводного флота.
 После уничтожения евреев оставалось не только много драгоценностей, но и еды, которую они брали с собой в дорогу. Немцы грузили продукты в грузовики и ехали мимо бараков к пищеблоку. Порой машины ехали так медленно, что вечно голодным узникам казалось, стоит протянуть руку, и ты дотянешься до узелка с едой. Однако, подбегавших людей, фашисты осыпали ударами дубинок. Подобным образом СС развлекались. В середине войны немцы отменили запрет на получение посылок всех узников кроме русских и евреев. В конце года долгожданные посылки наконец стали поступать в лагерь. С воли передавали продукты, одежду, медикаменты. Впервые за всю историю концлагеря некоторые счастливчики вспомнили вкус настоящего хлеба. Это очень много значило для почти сломленных жизнью людей, но катастрофически мало для вечно голодных рабов. Узники, которые избежали смерти, приносили серьезный доход в нацискую казну. В Освенциме были созданы десятки небольших фабрик самой различной специализации и одна швейная мастерская. Там работали исключительно евреи. Они шили одежду для персонала администрации лагеря, а также членов их семей. Однако часть продукции распространялось в магазинах. Люди, не имевшие гражданства, а это в основном бывшие школьники, студенты работали в области сельского хозяйства и строительства. Для нацистов Освенцим был не только предприятием, фабрикой по уничтожению людей. Было ещё одно направление деятельности лагеря, проведение научных исследований, опытов над людьми. Даже в постоянном ожидании смерти, многие люди, находящиеся в лагере, оставались людьми и ценили прежде всего честность, доброту, благородство и мужество. Голодные, отчаявшиеся узники, продолжали бороться. С приближением советских войск к Освенциму фашисты начали эвакуировать узников лагеря на запад, планомерно взрывая оставшиеся крематории, газовые камеры и бараки. 18 января последние оставшиеся 60 тыс. человек заключенных двинулись колоннами в сторону Германии. 27 января 1945 года, когда передовой отряд советских войск вплотную подошел к Освенциму, фашисты взорвали железнодорожные мосты, подожгли бараки и склады, вывели из строя водопровод и станцию. Еще один участник зачистки Генри Коптев вспоминает: «Мы попали на площадь. На площади стояла толпа из нескольких тысяч человек. Это были узники. Они стояли и пели что-то, несмотря на то, что шел бой. Но бой шел без применения серьезной техники. Они стояли и не расходились, а над головой держали маленький флажок. Уже после мы рассмотрели, он был сшит из маленьких лоскуточков красного материала». Советские войска успели освободить 3 тыс. 975 человек из них русских-158 человек. Точный подсчет был произведен 30 января, через 3 дня после освобождения. Примерно в это время в концлагерь приехала группа фронтовых кинооператоров именно тогда и были сняты знаменитые на весь мир кадры освобождения узников Освенцима. Продолжает воспоминание Генри Коптеев: «Я хорошо помню внутрилагерную дорогу. И справа, и слева этой дороги были сложены костры, которые состояли из бревен. Бревна были уложены. Сначала на них лежали трупы, затем снова бревна, затем трупы. Так это примерно было два на два метра по площади и 2 метра высотой. Таких костров было довольно много, но их не успели зажечь». 1941-1945 в Освенциме погибло: 2.5 млн. человек из них: 1.3 млн. – евреев, 150 тыс. поляков, 20 тыс. – русских. |

23