Конспект урока окружающего мира 1 класс по теме:
«Откуда берутся снег и лед?»
Планируемые цели для учителя: создать условия для расширения представлений о сезонных изменениях в природе, представлений об образовании снежинок; содействовать развитию приёмов совместной и умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение; способствовать бережному отношению к своему организму.
Планируемые метапредметные результаты
Личностные: отношение к учению, произвольному поведению, уважительное отношение к собеседнику.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; использовать знаковые и графические модели, обнаружение особой роли органов чувств для человека.
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли: слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в малых группах, формулировать собственное мнение и позицию.
Планируемые предметные результаты: иметь представление о разном состоянии воды, знать правила безопасного поведения во время зимних игр.
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в малых группах.
Методы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.
Ход урока:
Организационный момент, Здравствуйте, ребята. Сегодня я сотрудник научной лаборатории, название которой вы узнаете, отгадав загадки.
Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост – как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (лёд)
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (снег)
Постановка целей и задач урока.
-Вы правильно все угадали, и сегодня я приглашаю вас в научную лабораторию «Снега и льда». Вы там были раньше? Сегодня мы там побываем вместе с вами и узнаем, как образуется снег и лед.
На доске открывается надпись «Лаборатория снега и льда».
Актуализация знаний
Вступительная беседа:
Ребята, вы находитесь в единственной в России школьной лаборатории «Снега и льда». И как в каждой научной лаборатории у нас есть свои правила: вход в лабораторию в бахилах и спец.шапочках, в лаборатории необходимо внимательно слушать и делать записи после каждого опыта в специально приготовленных для этого карточках. Карточка имеет следующую форму:
Все в этой лаборатории связано со снегом и льдом. Вам не холодно? Тогда начнем. Как вы думаете, что мы будем делать в лаборатории? (варианты детей: изучать снег и лед, проводить опыты)
4.Первичное усвоение новых знаний
-Где в нашей лаборатории вы видите снег? (дети говорят, что его тут нет)
- Почему в лаборатории нет снега? (нет облака, из которого идет снег и потому что тепло)
-Правильно, значит вы знаете уже, что снег появляется из облака, это замерзшая вода в виде кристалликов, объединенных в одну снежинку (показ видео)
-Как еще может выглядеть замерзшая вода? ( в виде льда)
-Значит, снег и лед-это одно и тоже, раз вы говорите, что это все-замерзшая вода? (дети высказываются)
-Давайте выдвинем гипотезу: лед и снег-это одно и тоже!(либо: лед и снег- не одно и тоже).
-Есть гипотеза- будем ее доказывать! Как? (проведем опыты)
-Где взять снег? Оглядитесь вокруг, может вы увидите снег и лед в лаборатории? Дома где можно взять снег и лед? (в холодильнике)
-Правильно, у нас тоже в лаборатории холодильник, но он необычный….он-лабораторный!(показ сумки-холодильника) и в нем лежит снег и лед. Давайте начнем их изучать, сравнивать и проверять нашу гипотезу!
5. Практическая работа
Работать в лаборатории будете по группам. Каждая группа займите свои места.
Опыт № 1. (оборудование: термос, тарелочки 2 шт, ложки, молоточек, лед в пакете, трубочки, разнос) Здесь нам предстоит выяснить, какая структура у снега и льда. Вы знаете, что такое структура? (это состав чего- либо)
Что вы можете сказать про структуру снега и льда? (вопрос на опережение). Чтобы это проверить, давайте воткнем палочку в лед, у нас получиться? (каждый ученик пробует палочкой). Что вы видите? (лед не протыкается, он плотный). Я ударю молоточком по кусочку льда, что произошло? (лед треснул, он хрупкий)
А снег рыхлый? (снег рыхлый). Давайте это докажем, воткните палочку в горку снега. У вас на столах есть снег? А где мы его возьмем? Может в термос заглянем? Оказывается, термос прекрасно держит температуру, и именно в термос я заранее положила снег. Для этого снег из термоса выложите на тарелку.
Какой вывод сделаем? (снег рыхлый, а лед хрупкий)
Вывод необходимо отметить у себя в информационном листе. (Один ученик на магнитной доске демонстрирует результат первого опыта)
Информационный лист магнитная доска
Снег | Лед |
Рыхлый | + | Рыхлый | |
Хрупкий | | хрупкий | + |
Переходим ко второму опыту. (оборудование: снег на тарелочках, ложки, по 2 кусочка газеты на каждого ученика, кусочки льда, разнос) Здесь мы будем выяснять прозрачность снега и льда. Если снег положить на газету, увидим ли мы под снегом, что напечатано в газете? (нет, снег непрозрачный). А если кусочек льда положить на газету, видно что-нибудь ? (да, лед прозрачный). Давайте проверим наши предположения!(по окончании опыта дети использованный снег и лед убирают в подготовленный контейнер)
Оформите свои выводы в информационный листе и на магнитной доске.
Информационный лист магнитная доска
Снег | Лед |
Рыхлый | + | Рыхлый | |
Хрупкий | | хрупкий | + |
Прозрачный | + | Прозрачный | |
Непрозрачный | | Непрозрачный | + |
Третий опыт- здесь мы узнаем, в какое состояние может перейти снег и лед. (оборудование: снег на тарелочках, ложки ,два стакана, кусочки льда) У вас на столе два стеклянных стакана, в них я налью теплую воду. Ели мы положим в стаканы снег и лед, что произойдет? (снег и лед растают, превращаясь в воду).
Это говорит о том, что в тепле и снег, и лед переходят в другое состояние, жидкое - они тают. Почему на улице снег и лед сейчас не тают? (потому что там холодно)
Информационный лист магнитная доска
Снег | Лед |
Рыхлый | + | Рыхлый | |
Хрупкий | | хрупкий | + |
Прозрачный | + | Прозрачный | |
Непрозрачный | | Непрозрачный | + |
Тает | + | Тает | + |
| | | |
У нас остался еще один опыт, №4. Выясним, перекрашивается ли снег и лед (меняют ли они свой цвет). (оборудование: снег на тарелке, пипетки краситель в баночке по цвету бейджиков команды, перчатки, кусочки льда) Для этого необходимо надеть перчатки, взять в руки пипетки и, набрав из стаканчика окрашенную воду, капнуть на снег и на лед. Что произошло? (снег перекрасился, а лед нет).
Свои выводы необходимо записать в информационный лист.
Информационный лист магнитная доска
Снег | Лед |
Рыхлый | + | Рыхлый | |
Хрупкий | | Хрупкий | + |
Прозрачный | | Прозрачный | + |
Тает | + | Тает | + |
Окрашивается | + | Окрашивается | + |
6. Первичное закрепление
Давайте еще раз вспомним, что мы делали во время опытов, пользуясь словами-подсказками:что делали, что наблюдали, какой вывод.
(На доске под карточками СНЕГ и ЛЁД появились соответствующие признаки, дети отвечают:
| Что делали? | Что наблюдали? | Вывод. |
1 опыт | Кололи лед и ворошили снег | Структура снега и льда | Лед хрупкий, снег рыхлый |
2 опыт | Клали на газету снег и лед | Прозрачность снега и льда | Снег непрозрачный, лед прозрачный |
3 опыт | Помещали снег и лед в теплую воду | Выясняли, в какое состояние может перейти снег и лед | Лед и снег от тепла тают |
4 опыт | Капали на снег и лед краску | Окрашиваются ли снег и лед | Снег окрашивается, лед нет |
Достигли ли мы цели опытов? Что мы хотели узнать? (снег и лед это не одно и тоже, потому что имеют разную структуру и т.д)
А где в природе мы встречаем эти удивительные творения природы-снег и лед? (зимой на улице часто идет снег, водоемы с приходом зимы покрываются льдом, и это помогает подводным обитателя перезимовать )
Знаете, ребята, совсем недавно ученые выяснили, что снежинки- это не замерзшая вода! Замерзшая вода в виде града может попасть на землю во время грозы или во время дождя летом, а снежинки-это маленькие кристаллики, которые образовались из водяного пара, поднимаясь с земли высоко в небо и там встречая очень холодный воздух.
7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону
- А теперь, ребята, предлагаю проверить, хорошо ли вы работали на уроке. Я приготовила для вас вопросы. Вы должны будете ответить на эти вопросы, а ответы записать на листе исследований. Поиграем в игру “Крестики-нолики”. Если на вопрос вы отвечаете “да”, то ставите крестик, а если – “нет”, ставите нолик. (На доске написано: да - Х, нет – О).
Смотрим на экран. Все вопросы записаны здесь. (Учитель читает вопросы, а дети записывают ответы на листочках). Не волнуйтесь, у каждого из вас на листочках нарисован снежок удачи. Он обязательно поможет вам справиться с заданием.
Вопросы теста:
1. Снег при таянии превращается в воду________________________
2. Если вода замерзает, она превращается в лед__________________
3. Снег бесцветный_________________________________________
4. Лед прозрачный__________________________________________
5. Лед хрупкий_____________________________________________
6. Снег рыхлый_____________________________________________
7. У снежинки 5 лучей_______________________________________
8. Снег прозрачный_________________________________________
9. Все снежинки одинаковые_________________________________
10. Снег белый_____________________________________________
Проверка выполнения задания.
Идет проверка выполнения задания. На экране появляются правильные ответы.
Правильные ответы у учащихся: Х, Х, О, Х, Х, Х, О, О, О, Х.
Снег | Лед |
Рыхлый | + | Рыхлый | |
Хрупкий | | Хрупкий | + |
Прозрачный | | Прозрачный | + |
Тает | + | Тает | + |
Окрашивается | + | Окрашивается | + |
Тест Х, Х, О, Х, Х, Х, О, О, О, Х. |
-На какие вопросы вам трудно было ответить? (про снежинку).Почему? (мы не знаем, сколько лучей у снежинки)
-Да, об этом мы еще не говорили.А сами вы как думаете, сколько лучей у снежинки? (предположения детей).
-Снежинки все разные, нет двух одинаковых снежинок, а лучей у каждой снежинки 6.
8. Включение новых знаний в систему знаний и повторение
- Если вы внимательно рассмотрите свои информационные листы, то увидите, что на второй его стороне у каждого из вас треугольник. Вам надо его вырезать, нарисовать на нем лучик снежинки. Потом вы в команде склеиваете их вместе и у вас должна получиться красивая необычная снежинка. А чтобы она была действительно красивой, надо договориться в команде, какие лучики вы будете рисовать. Лучики у снежинки одинаковые!
(практическая работа в группе, демонстрация снежинок на доске)
9.Рефлексия учебной деятельности
-Ребята, кто помнит, какую гипотезу мы выдвигали в начале нашей работы в лаборатории? (снег и лед-это не одно и то же)
-Подтвердилась наша гипотеза? (да, снег и лед это разные вещества)
-Кем вы были сегодня? (исследователями)
-Кому понравилось быть ученым-исследователем и проводить опыты? (ребята жестами показывают, что им понравилось)
-Что нового вы сегодня узнали?
-Как в жизни эта информация вам может пригодиться?
-Мне понравилось с вами работать, у вас прекрасно получилось быть научным сотрудником, молодцы!
Желаю вам чтобы вы , хороших зимних деньков и новых открытий!