Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования институт развития образования Республики Башкортостан
Кафедра теории и методики начального образования
Урок окружающего мира в 1 классе по УМК «Планета знаний»
Тема урока: «Твоё настроение»
Выполнила: Хисматуллина Эльвира Вениаминовна
Учитель нач.классов МОБУ ООШ с.Курорта Гафурийского района РБ
Уфа-2017 год
Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Твоё настроение»
Педагогическая цель: способствовать развитию эмоциональной сферы ребёнка, умения понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его в процессе общения; создавать условия для раскрытия значения положительных и отрицательных эмоций в жизни человека, ознакомления с некоторыми элементарными приёмами управления собой; содействовать развитию умения выражать своё отношение к миру в рисунках.
Планируемые результаты:
Предметные: понимают эмоциональное состояние других людей и учитывают его в процессе общения; раскрывают значение положительных и отрицательных эмоций в жизни человека.
Личностные: имеют осознанные устойчивые эстетические предпочтения в окружающем мире.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: самостоятельно адекватно оценивают правильность выполнения заданий и вносят необходимые коррективы.
Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства (рисунки) для решения учебных задач; логические – устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: умеют работать коллективно, слушать и понимать речь других.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» Г.Г.Ивченковой, И.В.Потапова, песня «Улыбка» сл. М.Пляцковского, музыка В.Шаинского, жетоны с улыбками разного цвета, воздушные шары.
Ход урока:
1. Проблемная ситуация. Поиск темы урока.
Учитель входит в класс в хмуром, неприветливом настроении. После паузы спрашивает:
-Что-то не так? Что вам не нравится?
Обобщая ответы детей, приходим к совместному выводу: у учителя плохое, неприветливое настроение, так урок начинать нельзя. Общаться нужно приветливо, бодро и нельзя навязывать своё плохое настроение другим.
2. Целеполагание: будем говорить о настроении, о том, как управлять им, как жить радостно, с добром и радовать других.(Слайд 1)
3. Актуализация знаний.
Предлагаю исправить ситуацию, улыбнуться друг другу и в добром настроении продолжить урок
Устный тест «Исправь ситуацию»:
в школу нужно идти со слезами на глазах;
на уроке нужно как можно больше веселиться, резвиться и хохотать;
если что-то не нравится – нужно полдня ходить с обиженным видом;
4. Формирование новых знаний.
На слайдах люди с разными выражениями лиц – радость, грусть, задумчивость, злость, удивление (Слайды 2-5)
Предлагаю дать характеристику настроения людей и предположить – каковы его причины?..
Дети дают свои обоснованные ответы.
Работа в парах: игра «Зеркало».
Учитель:
- Попробуйте передать соседу свое настроение: добрую улыбку; «смешилку»; «страшилку»; злобу; «сердилку»; испуг; удивление и снова – добрую улыбку.
5. Музыкальная физкультминутка.
Слайды 6,7, иллюстрирующие две музыкальные темы: бодрую, веселую и романтичную, спокойную.
Предлагаю, слушая музыку, показать движениями ее настроение.
6. Что влияет на наше настроение.
Учитель:
- Мы только что убедились, что музыка влияет на наше настроение. Через какой орган она входит нам в душу? (орган слуха – уши)
- А как называется наш орган зрения? (глаза)
После обсуждения делаем совместно вывод: то, что мы видим глазами, тоже может нас огорчить, либо порадовать.
Рассматриваем на конкретных примерах из жизни, когда «глаза видят, а душа радуется».
Показ и обсуждение слайдов по данной теме (Слайды 8,9,10).
Вывод по этапу урока: музыка и окружающий нас мир (особенно природа) могут влиять на наше настроение.
Учитель:
- И все-таки больше всего наше настроение зависит от тех людей, кто с нами рядом.
Работа в группах: помощь другу в проблемной ситуации.
Задание 1 группе: нужно успокоить, пожалеть и утешить Карину, которая упала и ударилась.
Задание 2 группе: Даниэль, расстроенный и обиженный – нужно его отвлечь и развеселить.
«Нас радуют, мы радуем».
На слайде (Слайд 11) фото радостного Данила в окружении не менее радостных одноклассников.
- Почему ты, Данил, здесь такой счастливый?..(ответ Данила)
- Да, тебя все поздравляют, тебе дарят подарки – твоя радость понятна. А вы, ребята, почему такие веселые на этой фотографии?..(ответы детей)
Делаем вывод: делать приятное, улучшать настроение своим друзьям и родным – это тоже радость!
Иллюстрирование ситуации «Умей порадовать»: просмотр авторского мультфильма Хисматуллиной Вероники «С днем рождения!»
7. Рефлексия. Итог урока.
- Как еще можно поздравить друга, подругу, родных?..
- Чем вы предлагаете помочь другу, если у него плохое настроение?..
- Как нужно стараться общаться с окружающими людьми?..
Учитель предлагает оценить свое настроение с помощью сигнальных карточек разного цвета:
синий цвет – грустное настроение;
зеленый цвет – спокойное настроение;
оранжевый цвет – радостное настроение.
В заключение урока дети исполняют песню «Улыбка» и дарят гостям свои рисунки с добрыми пожеланиями.