СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира по теме "Водоемы родного края" во 2 классе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира.»

Тема: «Водоемы нашего края» 2 класс. УМК «Гармония»

Педагогические цели и задачи урока: дать сведения о водоемах нашего края; их значении в природе и жизни человека; учить находить водоемы по карте и в атласах;

формировать умения работать с учебной литературой; развивать навыки и умения самостоятельной и групповой работы.

Оборудование: мультимедийная презентация, видео, раздаточный материал.

В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.

Личностные УУД:

 внутренняя позиция школьника;

 учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

 ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

 самоконтроль, взаимоконтроль результата учебной деятельности;

 способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

 поиск и выделение необходимой информации;

 применение методов информационного поиска;

 способность и умение учащихся производить простые логические действия ( наблюдения, анализ, сравнение).


Коммуникативные УУД:

 формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

 умение работать в парах, учитывая позицию собеседника;

 организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

 контроль и коррекция;

 оценка собственной деятельности.


Организационная структура урока

I.Организационный момент (приветствие, настрой на урок).

II.Постановка цели и сообщение темы урока.

  1. Беседа по вопросам:

Известный писатель Антуан де Сент-Экзюпери об этом веществе сказал: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тобой наслаждаешься, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь».

- Какое самое удивительное вещество присутствует на нашей планете, без которого невозможна жизнь на Земле? (вода)

- Где встречается вода на Земле?

Задание учащимся: распределите природные объекты на группы:

- поверхностные воды - подземные воды

Природные объекты: родник, река Урал, озеро Развал, гейзер, Ириклинское водохранилище, озеро Жетыколь, минеральные источники, озеро Шалкар-ега-Кара, пруды (на доске таблички с опорными словами).

Беседа по вопросам:

- Почему вы отнесли данные природные объекты к поверхностным водам?

- Какие объекты вы отнесли к подземным водам? Почему?

- Можно ли назвать все перечисленные природные объекты водоемами?

- Какие из этих водоемов вам известны? Назовите.

- О каких водоемах вы никогда не слышали?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

- Какова тема урока?

- Какие цели вы поставите на уроке? (слайд)

III. Освоение нового материала.

  1. Работа по группам: прочитайте предложенный текст о водоемах нашего края. Подготовьте небольшой рассказ по плану (план на слайде). Представители от каждой группы рассказывают о водоеме.

1 группа: о реке Урал (слайды)

Река Урал - самая длинная река нашей области. Он начинается в гора Урал -Тау, у подножия горы Уй-Таш и вливает свои воды в Каспийское море. На долю Оренбургской области приходится почти половина его длины. По своей длине Урал уступает в Европе только Волге и Дунаю. Урал довольно быстрая река – средняя скорость течения составляет 4-5 км в час. Больших глубин на Урале нет – в среднем 3-4 метра.

Дополнения учителя: всего на территории Оренбургской области насчитывается 290 рек длиной более 10 км.

Работа с физической картой Оренбургской области и атласами: показ учителя данного природного объекта на карте, учащиеся находят в атласах и показывают друг другу. Методика показа рек.

2 группа: об озере Жетыколь (слайды)

Озеро Жетыколь, что по-казахски означает «Семь озёр». Второе по величине озеро в нашей области. Котловина озера окружена холмами. Преобладающая глубина 1,5 метра. Здесь гнездятся и отдыхают разные водоплавающие птицы в период пролета.

Дополнения учителя: озер в Оренбуржье сравнительно немного. Чаще они встречаются вдоль рек. Это - старицы, т.е. небольшие водоёмы, когда-то отделившиеся от реки. Теперь они соединяются с рекой только во время половодья. На Востоке области есть довольно большие озёра.

Работа с физической картой Оренбургской области и атласами: показ учителя данного природного объекта на карте, учащиеся находят в атласах и показывают друг другу. Методика показа озер.

3 группа: об озере Шалкар-ега-Еара (слайды)

Озеро Шалкар-Егакара крупнейший естественный водоём области. Оно имеет почти правильную круглую форму. Примерно раз в 10 лет озеро полностью высыхает, а каждые три года промерзает до дна. Преобладающая глубина на озере 0, 5 – 1, 5 метра. Вода прозрачная, с красноватым оттенком, солоноватая из-за растворенных солей, приносимых ручьями. Больше половины площади озера зарастает тростником, камышом, рогозом. Здесь обилие птиц. На берегах озера гнездятся чайконосые крачки.

Дополнения учителя: на территории Восточной части Оренбургской области встречаются озёра – лиманы. Это слабо оформленные понижения, наполненные водой во время снеготаяния. До установления жаркой погоды они напоминают мелководные озерки, а затем становятся низинными болотцами.

Работа с физической картой Оренбургской области и атласами: показ учителя данного природного объекта на карте, учащиеся находят в атласах и показывают друг другу.

Методика показа озер.

4 группа: об озере Развал (слайды)

Озеро, в котором не утонешь – Развал.

Есть около г. Соль-Илецка удивительное соленое озеро Развал. Образовалось оно на место старого котлована, в котором добывали соль. Много лет назад во время весеннего разлива речка Песчанка прорвалась и затопила котлован. Глубина озера 18 метров. Берега и дно озера состоят из каменной соли. В воде её растворено очень много. Поэтому утонуть в озере нельзя: вода выталкивает тело наверх. После купанья все тело становится белым от налёта соли.

В озере нет жизни: ни рыб, ни насекомых, ни растений. Летом верхние слои воды нагреваются, а около дна температура воды ниже нуля. Если опустить бутылку, наполненную пресной водой, на глубину 8 метров, то вода в ней превратиться в лёд и бутылка лопнет. Зимой озеро не замерзает.

Дополнения учителя: озеро Развал объявлено памятником природы и подлежит охране.

Работа с физической картой Оренбургской области и атласами: показ учителя данного природного объекта на карте, учащиеся находят в атласах и показывают друг другу.

Показ озер.

5 группа: об Ириклинском море (слайды)

На Ириклинском море. Так в Оренбуржье называется Ириклинское водохранилище – крупнейший искусственный водоем Южного Урала. Расположено оно недалеко от г. Орска на реке Урал. До постройки плотины Урал в этих местах был неглубок. В летнюю знойную пору он сильно мелел, а некоторые его притоки даже пересыхали. Большой запас воды создан благодаря тому, что Урал перегодила плотина высотой 45 метров. Глубина водохранилища местами достигает 40 метров.

Вода расходуется на орошение посевов, на нужды населения больших городов и заводов, расположенных по Уралу. В Ириклинском море обитают и хорошо прижились около 40 ценных пород рыб.

Это одно из самых популярных мест отдыха и рыбалки. Здесь действует Ириклинская гидроэлектростанция.

За красоту Ириклинское водохранилище нередко называют жемчужиной Оренбургской области.

Дополнения учителя: Ириклинское водохранилище отличается высокой прозрачностью воды.

Работа с физической картой Оренбургской области и атласами: показ учителя данного природного объекта на карте, учащиеся находят в атласах и показывают друг другу.

Стихотворение про Ириклинское водохранилище (автор: Л. Столповский).

В степном оренбургском просторе А мы молодыми руками

Под синью раздольных небес Здесь новое солнце зажгли

Шумит Ириклинское море В содружестве честном и стойком

В огнях Ириклинская ГРЭС Нас – тысячу смелых сердец

Здесь ветры гуляли веками, Сплотила великая стройка

Седые росли ковыли Моя Ириклинская ГРЭС.

Обобщение: вы узнали о водоемах нашего края, научились находить их на карте и в атласах.

Беседа по вопросам:

- Зачем нам необходимо знать о водоемах нашего края?

- Как вы думаете, какое влияние на водоемы оказывает деятельность человека?

IV. Экологические проблемы водоемов нашего края

Беседа по вопросам:

- Что вы понимаете под экологическими проблемами?

- Существуют ли экологические проблемы водоемов нашего края? Какие?

Задание: выберите из перечисленных экологических проблем те, которые характерны для наших водоемов (информация на слайде).

  1. Сброс в водоем бытового мусора

  2. Катастрофы судов и танкеров, в результате попадание в воду нефти и других ядовитых веществ

  3. Мытье машин на берегу водоема

  4. Попадание в водоемы вредных веществ с заводов, фабрик

Беседа по вопросам:

- Как необходимо относиться к водоемам? Расскажите.

- Как ты ведешь себя на водоеме, чтобы не загрязнять его?

- Как заботятся о чистоте водоемов нашего края?

Задание: узнайте об этом из текста на карточке.

Карточки с текстом.

Чтобы очищать сточные воды, строят очистные сооружения. В них загрязненная вода проходит через различные фильтры. Они задерживают вредные примеси, а чистую воду пропускают. Во многих очистных сооружениях помогают очищать воду микробы, не опасные для людей. Эти микробы обезвреживают ядовитые вещества.

Сейчас строятся и такие предприятия, у которых вообще нет сточных вод. Загрязненную воду там очищают и снова используют, затем опять очищают и опять используют. Такому предприятию не нужно брать свежую воду из озера или реки. Оно не сливает туда и отработанную воду. Это самые современные предприятия.

Беседа по вопросам:

- Что нового вы узнали из текста?

- Что вам было уже известно?

V. Закрепление изученного материала.

Задание для работы в парах: определите из описания, о каком водоеме нашего края идет речь.

  1. Озеро, в котором не утонешь.

  2. За красоту этот водоем нередко называют жемчужиной Оренбургской области.

  3. Этот водоем по-казахски означает «Семь озёр».

  4. Она начинается в горах Урал -Тау, у подножия горы Уй-Таш и вливает свои воды в Каспийское море.

  5. Крупнейший естественный водоём области, имеет почти правильную круглую форму.

VI .Итог урока. Рефлексия деятельности

- Какие цели ставили перед собой в начале урока?

- Каким способом добывали знания?

- Что на уроке было интересным?

- Что на уроке было главным?

- Что удалось?

- Что нового узнали?

- Над чем еще нужно поработать?

- Достигнута ли цель урока?

VII. Домашнее задание

- Подберите материал о прудах и минеральных источниках, которые находятся на территории Оренбургской области. Подготовьте небольшие сообщения.