СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

исследование данных о полезных ископаемых

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА








Тема урока «Почему надо беречь полезные ископаемые?»



Тип урока: «открытие» нового знания



Цель урока: формирования знаний о полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.



Задачи урока

Дидактические:

  • повторить, что такое полезные ископаемые, горные породы, минералы;

  • узнать, почему необходимо беречь полезные ископаемые.

Развивающие:

  • развивать устную речь;

  • развивать логическое мышление;

  • закреплять навыки самостоятельной работы.

Воспитательные:

  • воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;

  • воспитывать уважение к мнению других учащихся.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 3 класс, 2 часть, авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, рабочая тетрадь 2 часть, компьютер, проектор, презентация.





ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА



Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)



Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный: беседа

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку .

2. Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения.

3. Налаживание контакта с классом.

- Здравствуйте, ребята!. сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Присаживайтесь!

Показывают свою готовность.

Ответное приветствие.

Предметные:

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация: слайд № 1.

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: опрос, беседа.

Повторение по теме урока:

1. Повторение пройденного материала

- Уже несколько уроков подряд вы работаете над темой «Полезные ископаемые».

-Давайте вспомним, что такое полезные ископаемые?

- Почему их так называют?
- Какие 3 группы полезных ископаемых вы знаете?



- Что такое горные породы?

- Большинство из них какие?

- Приведите примеры этих горных пород.

- Какие еще бывают горные породы?

- Приведите примеры жидких.

- А теперь газообразных?

- Из чего состоят горные породы?

- Вы большие молодцы!

Предлагаю вам сейчас отгадать несколько загадок.

1. Он очень прочен и упруг,

Строителям – надежный друг:

Отвечают на поставленные учителем вопросы.

- Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.

- Потому что они приносят пользу.

- Осадочные, магматические и метаморфические.

- Это поверхность Земли.

- Твердые.

- Гранит, слюда, кварц.

- Жидкие, газообразные

- Ртуть, нефть.

- Природный горючий газ.

- Из минералов.





- Гранит.


Предметные: повторить уже пройденный материал.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация: слайды

№ 2, 3, 4.




Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны.



2.Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже.



3. Без нее не побежит

Ни такси, ни мотоцикл.

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это?



4. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги,

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу.



5. Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несет в дома тепло.

От него кругом светло.

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.



- Молодцы, мы с вами повторили все про полезные ископаемые.







- Песок.











- Нефть.









- Глина.







- Уголь.




Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: беседа.

Наглядный: презентация

1. Формулирует вместе с детьми тему урока.

- Ребята, скажите, какими полезными ископаемыми богата наша область?

- Если предположить, что полезных ископаемы очень много, то стоит ли их беречь? Почему?

2. Подведение к формулировке темы и целей.

- Тогда как звучит тема нашего урока?



- Какую поставим цель?



- А задачи?

РАБОТА с учебником

- Все верно, предлагаю вам открыть учебник на странице 26.



- Железные, алюминиевые и медные руды, т.п.

- Конечно, потому что все имеет свойство заканчиваться.



- Почему надо беречь полезные ископаемые.

- Узнать о необходимости охраны полезных ископаемых.

-Узнать, как нужно сохранять полезные ископаемые и узнать, зачем их нужно беречь.

Предметные: уметь формулировать тему и цель урока

Метапредметные:

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация: слайды

№ 5, 6, 7

















Учебник.

"Открытие" детьми нового знания
(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Словесный: беседа.

Наглядный: презентация

1. Открытие для учеников новых сведений.

- Сегодня мы с вами узнаем, зачем нужно беречь полезные ископаемые.

- Кто желает прочитать текст?



2. Останавливает чтение детей и закрепляет прочитанное.

- Какие полезные ископаемые появились на дне водоемов?

- А какие из магмы?



- Сколько требуется времени для образования полезных ископаемых?

- Верно. На образование большинства полезных ископаемых потребовались миллионы лет, а расходуются они очень быстро по сравнению с периодом их образования.

- Возникает вопрос: что должен делать человек, чтобы по-хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

- Какие способы экономного использования полезных ископаемых мы узнаем, прочитав дальше текст.

- Какие способы для экономного использования полезных ископаемых предлагают нам учёные?













- Для чего разрабатываются новые способы выплавки железных руд?



- Как нам может помочь вторичное использование отходов?

- Какого?

- Как используются отходы при переработке нефти в бензин?

- Для чего создаются новые искусственные материалы?




Внимательно слушают.





Желающие читают текст из учебника.





- Известняки, торф, каменный и бурый уголь, песок и глина.

-Гранит, базальт, рудные полезные ископаемые.

- Миллионы лет.













Предлагают свои варианты ответов.



Продолжают чтение.



- Новые способы выплавки железных руд;

- вторичное использование отходов;

- создание искусственных материалов для замены металлов и горючих полезных ископаемых.

- Для того, чтобы изделия из металлов получались еще более прочными и долговечными.

- В изготовлении строительного материала.

- Шлакобетона.

- В производстве полиэтиленовой плёнки.

- Для замены металлов и полезных ископаемых.


Предметные: уметь самостоятельно добывать новые знания.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация: слайды

№ 8, 9 ,10, 12.




- Много ли вокруг нас предметов, сделанных из пластмасс?

- Приведите примеры.



- Отлично. Источником чего являются нефть и топливо из каменного угля?

- На что их заменяют?





- Верно. За счет чего работают ГЭС И ЭС?

- Да.



- Пластиковые окна, горшки для цветов.

- Источниками тепла.



- На другие источники тепла. Например: строятся ГЭС или ЭС.

- За счёт силы воды, ветра и солнечного тепла.



Физминутка



Организация проведения физминутки — разминка для глаз, пальцев, рук.

Выполнение упражнений.


Учебная презентация: слайды № 11.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: презентация

1. Закрепление с детьми полученных знаний на уроке.

- Ребята, каждый из нас может внести вклад в дело охраны полезных ископаемых.

- Как вы думаете, каким образом?

- Ваши предположения верны.

- Например: следить за тем, чтобы без особой надобности не горели газовые или электрические приборы.

- Беречь тепло в холодное время года. Ведь на всё это расходуются горючие полезные ископаемые.

- Умеренно расходовать питьевую воду. Ее очистка и доставка в жилые дома по трубам невозможна без использования полезных ископаемых.

- Как вы знаете, наши родители платят за коммунальные услуги (газ, свет, тепло) и если мы будем умеренно расходовать все эти блага, мы не только сохраним полезные ископаемые, но и наши деньги.

Внимательно случают учителя.







Делают свои предположения.

Предметные: уметь правильно формулировать свои мысли по теме урока.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация: слайд № 13

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический: самостоятельная работа

1. Начало самостоятельной работы учащихся.

2. Оказание индивидуальной помощи

3. Организация взаимопомощи

4. Конструктивная критика

5. Поощрение

- А теперь откройте свои рабочие тетради на странице 8.

- Найдите задание 8. Рассмотрите представленные знаки. И под ними запишите, что они означают, на ваш взгляд.

- Кому задание не понятно? Приступаем к выполнению.

- А сейчас я вам раздам небольшой тест по теме всего раздела. Тест содержит всего 10 вопросов. 2 варианта.

- Ребята, работайте, пожалуйста, самостоятельно!

- Сейчас обменяйтесь листочками со своим соседом. Проверяем по вариантам, ответы на слайде.

- На слайде вы можете видеть критерии оценивания, посчитайте количество верных ответов и поставьте оценку.

- Передайте листочки на первые парты.

















Работают самостоятельно.

- Представлен знак «Собирай металлолом»; Знак «Не жги свет, когда светло».









Выполняют тестовые задания.

Взаимопроверка по эталону.

Предметные: уметь самостоятельно работать над заданиями.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация: слайд № 14, 16, 17, 18.

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа

1. Обобщение материала урока.

2. Вопросы на повторение теоретического материала.

- Что такое полезные ископаемые?

- Какие из них появились на дне водоемов? А какие из магмы?

- Сколько требуется времени для образования полезных ископаемых?

- Какие способы для экономного использования полезных ископаемых предлагают нам учёные?

- Как нам может помочь вторичное использование отходов?

3. Организация анализа урока с точки зрения поставленных целей.

- Какая тема сегодняшнего урока?

- Какую цель мы ставили?

- Достигли мы поставленной цели?

Ответы детей на вопросы учителя.


Предметные: уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация: слайд № 18.

Домашнее задание



Запишите, пожалуйста, домашнее задание. Рабочая тетрадь, задание № 9.

Записывают домашнее задание.


Учебная презентация: слайд № 19.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа

1. Самооценивание.

- Поднимите руки те, кто легко справлялся сегодня на уроке с заданиями?

- У кого возникли трудности? Какие трудности возникли?

- Спасибо за урок. Вы отлично потрудились!

Выполняют самооценку своей деятельности на уроке.

Предметные: уметь самооценивать себя и свои достижения на уроке.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию,

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация: слайд

№ 20, 21.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!