Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты (П, М, Л) | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный: беседа | 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку . 2. Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения. 3. Налаживание контакта с классом. - Здравствуйте, ребята!. сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Присаживайтесь! | Показывают свою готовность. Ответное приветствие. | Предметные: Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация: слайд № 1. |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный: опрос, беседа. | Повторение по теме урока: 1. Повторение пройденного материала - Уже несколько уроков подряд вы работаете над темой «Полезные ископаемые». -Давайте вспомним, что такое полезные ископаемые? - Почему их так называют? - Какие 3 группы полезных ископаемых вы знаете? - Что такое горные породы? - Большинство из них какие? - Приведите примеры этих горных пород. - Какие еще бывают горные породы? - Приведите примеры жидких. - А теперь газообразных? - Из чего состоят горные породы? - Вы большие молодцы! Предлагаю вам сейчас отгадать несколько загадок. 1. Он очень прочен и упруг, Строителям – надежный друг: | Отвечают на поставленные учителем вопросы. - Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве. - Потому что они приносят пользу. - Осадочные, магматические и метаморфические. - Это поверхность Земли. - Твердые. - Гранит, слюда, кварц. - Жидкие, газообразные - Ртуть, нефть. - Природный горючий газ. - Из минералов. - Гранит. | Предметные: повторить уже пройденный материал. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация: слайды № 2, 3, 4. |
| | | Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. 2.Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже. 3. Без нее не побежит Ни такси, ни мотоцикл. Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? 4. Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги, А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу. 5. Он чёрный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несет в дома тепло. От него кругом светло. Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. - Молодцы, мы с вами повторили все про полезные ископаемые. | - Песок. - Нефть. - Глина. - Уголь. | | |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный: беседа. Наглядный: презентация | 1. Формулирует вместе с детьми тему урока. - Ребята, скажите, какими полезными ископаемыми богата наша область? - Если предположить, что полезных ископаемы очень много, то стоит ли их беречь? Почему? 2. Подведение к формулировке темы и целей. - Тогда как звучит тема нашего урока? - Какую поставим цель? - А задачи? РАБОТА с учебником - Все верно, предлагаю вам открыть учебник на странице 26. | - Железные, алюминиевые и медные руды, т.п. - Конечно, потому что все имеет свойство заканчиваться. - Почему надо беречь полезные ископаемые. - Узнать о необходимости охраны полезных ископаемых. -Узнать, как нужно сохранять полезные ископаемые и узнать, зачем их нужно беречь. | Предметные: уметь формулировать тему и цель урока Метапредметные: П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация: слайды № 5, 6, 7 Учебник. |
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Словесный: беседа. Наглядный: презентация | 1. Открытие для учеников новых сведений. - Сегодня мы с вами узнаем, зачем нужно беречь полезные ископаемые. - Кто желает прочитать текст? 2. Останавливает чтение детей и закрепляет прочитанное. - Какие полезные ископаемые появились на дне водоемов? - А какие из магмы? - Сколько требуется времени для образования полезных ископаемых? - Верно. На образование большинства полезных ископаемых потребовались миллионы лет, а расходуются они очень быстро по сравнению с периодом их образования. - Возникает вопрос: что должен делать человек, чтобы по-хозяйски использовать богатства подземных кладовых? - Какие способы экономного использования полезных ископаемых мы узнаем, прочитав дальше текст. - Какие способы для экономного использования полезных ископаемых предлагают нам учёные? - Для чего разрабатываются новые способы выплавки железных руд? - Как нам может помочь вторичное использование отходов? - Какого? - Как используются отходы при переработке нефти в бензин? - Для чего создаются новые искусственные материалы? | Внимательно слушают. Желающие читают текст из учебника. - Известняки, торф, каменный и бурый уголь, песок и глина. -Гранит, базальт, рудные полезные ископаемые. - Миллионы лет. Предлагают свои варианты ответов. Продолжают чтение. - Новые способы выплавки железных руд; - вторичное использование отходов; - создание искусственных материалов для замены металлов и горючих полезных ископаемых. - Для того, чтобы изделия из металлов получались еще более прочными и долговечными. - В изготовлении строительного материала. - Шлакобетона. - В производстве полиэтиленовой плёнки. - Для замены металлов и полезных ископаемых. | Предметные: уметь самостоятельно добывать новые знания. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация: слайды № 8, 9 ,10, 12. |
| | | - Много ли вокруг нас предметов, сделанных из пластмасс? - Приведите примеры. - Отлично. Источником чего являются нефть и топливо из каменного угля? - На что их заменяют? - Верно. За счет чего работают ГЭС И ЭС? | - Да. - Пластиковые окна, горшки для цветов. - Источниками тепла. - На другие источники тепла. Например: строятся ГЭС или ЭС. - За счёт силы воды, ветра и солнечного тепла. | | |
Физминутка | | | Организация проведения физминутки — разминка для глаз, пальцев, рук. | Выполнение упражнений. | | Учебная презентация: слайды № 11. |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Словесный метод: беседа Наглядный метод: презентация | 1. Закрепление с детьми полученных знаний на уроке. - Ребята, каждый из нас может внести вклад в дело охраны полезных ископаемых. - Как вы думаете, каким образом? - Ваши предположения верны. - Например: следить за тем, чтобы без особой надобности не горели газовые или электрические приборы. - Беречь тепло в холодное время года. Ведь на всё это расходуются горючие полезные ископаемые. - Умеренно расходовать питьевую воду. Ее очистка и доставка в жилые дома по трубам невозможна без использования полезных ископаемых. - Как вы знаете, наши родители платят за коммунальные услуги (газ, свет, тепло) и если мы будем умеренно расходовать все эти блага, мы не только сохраним полезные ископаемые, но и наши деньги. | Внимательно случают учителя. Делают свои предположения. | Предметные: уметь правильно формулировать свои мысли по теме урока. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация: слайд № 13 |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Практический: самостоятельная работа | 1. Начало самостоятельной работы учащихся. 2. Оказание индивидуальной помощи 3. Организация взаимопомощи 4. Конструктивная критика 5. Поощрение - А теперь откройте свои рабочие тетради на странице 8. - Найдите задание 8. Рассмотрите представленные знаки. И под ними запишите, что они означают, на ваш взгляд. - Кому задание не понятно? Приступаем к выполнению. - А сейчас я вам раздам небольшой тест по теме всего раздела. Тест содержит всего 10 вопросов. 2 варианта. - Ребята, работайте, пожалуйста, самостоятельно! - Сейчас обменяйтесь листочками со своим соседом. Проверяем по вариантам, ответы на слайде. - На слайде вы можете видеть критерии оценивания, посчитайте количество верных ответов и поставьте оценку. - Передайте листочки на первые парты. | Работают самостоятельно. - Представлен знак «Собирай металлолом»; Знак «Не жги свет, когда светло». Выполняют тестовые задания. Взаимопроверка по эталону. | Предметные: уметь самостоятельно работать над заданиями. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация: слайд № 14, 16, 17, 18. |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный: беседа | 1. Обобщение материала урока. 2. Вопросы на повторение теоретического материала. - Что такое полезные ископаемые? - Какие из них появились на дне водоемов? А какие из магмы? - Сколько требуется времени для образования полезных ископаемых? - Какие способы для экономного использования полезных ископаемых предлагают нам учёные? - Как нам может помочь вторичное использование отходов? 3. Организация анализа урока с точки зрения поставленных целей. - Какая тема сегодняшнего урока? - Какую цель мы ставили? - Достигли мы поставленной цели? | Ответы детей на вопросы учителя. | Предметные: уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация: слайд № 18. |
Домашнее задание | | | Запишите, пожалуйста, домашнее задание. Рабочая тетрадь, задание № 9. | Записывают домашнее задание. | | Учебная презентация: слайд № 19. |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный: беседа | 1. Самооценивание. - Поднимите руки те, кто легко справлялся сегодня на уроке с заданиями? - У кого возникли трудности? Какие трудности возникли? - Спасибо за урок. Вы отлично потрудились! | Выполняют самооценку своей деятельности на уроке. | Предметные: уметь самооценивать себя и свои достижения на уроке. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация: слайд № 20, 21. |