СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира 4 класс "Патриоты России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира 4 класс "Патриоты России"»

Тема урока: «Государство Русь. Человек-защитник своего Отечества».

Класс: 4 класс

Предмет: «Окружающий мир».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные результаты: учащиеся познакомятся с героическими страницами истории Отечества в начале XVII века; сформируют представление о патриотизме; познакомятся с патриотами России К. Мининым и Д. Пожарским; развивают устную речь, творческие способности, самостоятельные навыки; научатся применять полученные знания на практике; привитие любви к Родине, доброжелательное отношение к товарищам.

Метапредметные результаты:

познавательные: формировать представление о патриотах России; формируют навыки логического мышления; формируют умения строить рассуждения, учатся выделять существенные признаки понятий.

регулятивные: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы, учить формулировать своё мнение, доказывать правильность выбора ответов, организовать работу по решению проблемной задачи.

коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Личностные результаты: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам; формировать мотивацию к сохранению своего здоровья и здоровья окружающих; воспитывать любовь к Родине; формировать бережное отношение к своей Родине; формировать мотивационную основу учебной деятельности, внутреннюю позицию ребенка на уровне положительного отношения к школе, к Родине; формировать учебно – воспитательный интерес к новому учебному материалу и способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.



Межпредметные связи: литературное чтение (работа с текстом).

Методы и технологии:

Методы: словесный, наглядный.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: учебник; презентация, рабочий лист, карточки



Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.


1 мин

Приветствует учащихся.

Встаньте ровно и красиво.

Прозвенел уже звонок.

Начинается полезный,

Интересный наш урок.

Садитесь! Слайд1

Приветствуют





Присаживаются

2.Актуализация опорных знаний

12 мин



Проверка домашнего задания:






Индивидуальная работа по карточкам.









Проверка









Работа в парах











Проверка











Фронтальный опрос


- Прежде, чем изучить сегодняшнюю

тему урока, мы вспомним материал, который вам уже знаком.


– Сейчас я раздам карточки некоторым учащимся, вам нужно будет вставить пропущенные слова. На работу вам даётся 3 минуты.

Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:

Карточка 1 Слайд2

-А теперь проверим задание.

По велению царя Ивана Грозного была открыта типография в Москве. Она находилась около стены Китай-города. Русским первопечатником стал Иван Федоров. Первая печатная книга называлась «Апостол». Позднее Иван Федоров напечатал первый русский Букварь.


- Переходим к следующему заданию:

Вам нужно соотнести дату и историческое событие. Чья пары быстрее выполняет работу, показывает готовность.

Карточка 2 Слайд3



-А теперь проверим задание.

-Молодцы.

Слайд 4

  • Кем была издана первая русская печатная книга?





  • Расскажите об Иване Федорове, что это за человек?

  • Как называлась его первая книга?







  • Кто напечатал первый русский букварь?



  • Назовите русские учебники XVII века и их авторов.

  • Молодцы!















Заполняют пропуски. Работают индивидуально.





Проверяют


























Одна пара зачитывает ответ, остальные проверяют.






-Первая русская печатная книга была создана Иваном Фёдоровым.


-Иван Фёдоров- русский первопечатник. Он напечатал первую книгу. Иван Фёдоров создал свой издательский знак. В честь него стоит памятник в Москве.


-Первый русский букварь был создан Иваном Фёдоровым.


-Русская азбука, грамматика, букварь Истомина.


3. Подведение к теме урока.

5 мин


-Для того чтобы узнать какая тема нашего урока, вы должны ответить на вопросы.

Вопросы к кроссворду: Слайд 5

      1. Предприятие, где производят набор и печатание изделий.

      2. Название первой печатной книги в Руси.

      3. Название металлических букв.

      4. Фамилия первопечатника на Руси.

      5. Типографические буквы, необходимые для набора текста, их отпечаток.

      6. Прозвище русского царя, который велел открыть типографию в Москве.

      7. Фамилия немецкого первопечатника.























-Проверим и, разгадав ключевое слово, сформулируем тему урока.

Слайд 6


-Какое главное слово в теме нашего урока?

-Верно. А как еще можно назвать патриота?

-О чем же пойдет речь на уроке?

Слайд 7





-Типография


-Апостол

-Литера

-Фёдоров

-Шрифт


-Грозный


-Гуттенберг



Заполняют кроссворд.







Проверяют ответы в рабочих листах




-Патриот


-Защитник

-Сегодня на уроке мы будем говорить о защитниках нашего отечества.

4. Изучение нового материала.



14 мин























Работа с учебником






Работа с опорной схемой













Работа по карточке.










Проверка













-Сегодня на уроке мы познакомимся и с печальными, и со славными страницами родной истории.

- Мы узнаем, какие тяжелые испытания выпали народу России в начале XVII века и как он с честью преодолел их.


-Как вы понимаете смысл слова «патриот», « патриотизм»?















-А кого вы можете назвать защитником?



- Начало XVII века русский народ назвал «лихолетьем».

-Прочитайте текст на с. 60 учебника и ответьте на вопрос: «Почему начало XVII века называют тяжелыми годами, то есть лихолетьем?» Слайд 8

- Перечитайте текст еще раз и составьте рассказ по опорным словам: Слайд 9

  • опустел престол

  • беспорядки

  • предательство бояр

  • народные волнения

-Перед вами карточка-помощница по тексту. Вам нужно заполнить пропуски с опорой на материал учебника.

Карточка 3

Причины лихолетья в России. Умер царь _________________________, _______________ престол. Начался ______________________. Полякам при поддержки бояр изменников удалось захватить _______________. Все эти причины повлияли на лихолетье в России.



-Выполняем проверку. Слайд 10

Причины лихолетья в России. Умер царь Фёдор Иванович, опустел престол. Начался беспорядок. Полякам при поддержки бояр изменников удалось захватить Москву. Все эти причины повлияли на лихолетье в России.

-Замечательно. Вы справились с заданием.

Слушают







-Патриот- человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.


-Патриотизм- осознанная любовь, привязанность к родине, преданность ей и готовность к жертвам ради неё

-Богатырей, военнослужащих, солдата, царей.






Читают текст по учебнику







Составляют текст.






Выполняют задание на карточке в парах.


















5. Физкультминутка

2 мин

-Выходим из-за парт, выполняем физкультминутку по инструкции.

Физминутка на экране. Видео

-Присаживаемся и возвращаемся к работе.

Выполняют



6. Вторичное усвоение новых знаний.


8 мин



Работа по учебнику


Просмотр видеоролика


Фронтальный опрос























































Работа с учебником







Закрепление изученного

  • Сегодня на уроке мы с вами говорим о патриотах нашей страны. Но они проявили себя не только в военных сражениях. Люди, которые открывали новые земли и осваивали их, также проявили немалый патриотизм.

-Прочитаем материал учебника на с. 61-62.


-Внимательно посмотрим видеоролик. Видео

- А теперь ответим на вопросы:

1)Кто возглавил патриотическое движение?



2)Как звали патриарха? Слайд 11


3)Кто и когда призвал народ постоять за родную землю?

Слайд 12



4) Когда было создано народное ополчение?


5)Кто сделал первый взнос, чтобы вооружить страну?



6)Кто стал во главе рати? Слайд 13



7) С кем было противостояние?


8) Когда народное ополчение двинулось к Москве?


9) Как проходила битва?








10)Когда окончательно Москва была освобождена от врага?



11) Где и кому воздвигли памятник? Слайд 14





12) Какой праздник стали отмечать? Слайд 15


13) Кто был избран царем в 1613 году? Слайд 16




-А теперь послушает сообщение о М.Ф.Романове.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

-Чем испокон веков занимались люди, населявшие территории Сибири? Это вы узнаете, когда прочитаете статью «Здравствуй, Сибирь - матушка!».

- Кто прокладывал дорогу в Сибирь?

-Почему казаки отправились в Сибирь?

-Кого называли землепроходцами?

–Имена некоторых землепроходцев сегодня можно найти на карте страны. Самая восточная точка России - мыс Дежнёва. Город на Дальнем Востоке носит имя Ерофея Павловича Хабарова - Хабаровск.

- История присоединения Сибири к России – это история героических подвигов русских землепроходцев, промышленных и служилых людей. На протяжении всего 17 века они пробирались и заселяли дальние просторы нашего государства. Среди них были талантливые, предприимчивые люди, которые совершали великие географические открытия. Началось всё с походов казачьего атамана Ермака Тимофеевича, о котором вы сейчас прочитали.








Читают


Смотрят видеоролик с установкой на усвоение знаний.

-Патриотическое движение возглавил патриарх.


-Патриарха звали Гермоген

-Осенью 1611 года Кузьма Минин призвал народ постаять за родную землю.


-Народное ополчение было создано в 1612 году.

-Первый взнос на вооружение был внесен Кузьмой Мининым.

-Во главу рати встал Дмитрий Пожарский.


-Противостояние было с поляками.

-Народное ополчение двинулось к Москве в марте 1612 года.

-В марте ополчение дошло до Москвы, опередив поляков. В яростных сватках русские разбили войско врагом и те вынуждены были отступить.

-Москва была освобождена 4 ноября.


-В честь Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского построили памятник в Москве.


-День народного единства.


-На престол был избран Михаил Фёдорович Романов.



Один обучающийся рассказывает заранее подготовленное сообщение.

Читают материал учебника.


Отвечают на дополнительные вопросы.

7.Итог урока, рефлексия


2 мин

-На доске записаны фразы, ваша задача их продолжить. Слайд 17

Сегодня на уроке я узнал (ла)……

Сегодня на уроке мне понравилось…… Сегодня на уроке мне было интересно……

Сегодня на уроке мне было трудно……

-Перед вами рабочие листы, в конце имеются солнышко, тучка. Закрась (выбери) рисунок, подходящий к твоему настроению после урока:

мне всё удалось - солнышко

мне не всё удалось – солнышко с тучкой мне ничего не удалось - тучка




Продолжают фразы

8.Выставление отметок

1 мин

Объявляет отметки за работу на уроке.


9.Домашнее задание



  • Открываем дневники, записываем домашнее задание. Домашнее задание: стр. 60-61пересказ, вопр.

Записывают домашнее задание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!