2.Актуализация опорных знаний 12 мин Проверка домашнего задания: Индивидуальная работа по карточкам. Проверка Работа в парах Проверка Фронтальный опрос | - Прежде, чем изучить сегодняшнюю тему урока, мы вспомним материал, который вам уже знаком. – Сейчас я раздам карточки некоторым учащимся, вам нужно будет вставить пропущенные слова. На работу вам даётся 3 минуты. Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания: Карточка 1 Слайд2 -А теперь проверим задание. По велению царя Ивана Грозного была открыта типография в Москве. Она находилась около стены Китай-города. Русским первопечатником стал Иван Федоров. Первая печатная книга называлась «Апостол». Позднее Иван Федоров напечатал первый русский Букварь. - Переходим к следующему заданию: Вам нужно соотнести дату и историческое событие. Чья пары быстрее выполняет работу, показывает готовность. Карточка 2 Слайд3 -А теперь проверим задание. -Молодцы. Слайд 4 Расскажите об Иване Федорове, что это за человек? Как называлась его первая книга? | Заполняют пропуски. Работают индивидуально. Проверяют Одна пара зачитывает ответ, остальные проверяют. -Первая русская печатная книга была создана Иваном Фёдоровым. -Иван Фёдоров- русский первопечатник. Он напечатал первую книгу. Иван Фёдоров создал свой издательский знак. В честь него стоит памятник в Москве. -Первый русский букварь был создан Иваном Фёдоровым. -Русская азбука, грамматика, букварь Истомина. |
3. Подведение к теме урока. 5 мин | -Для того чтобы узнать какая тема нашего урока, вы должны ответить на вопросы. Вопросы к кроссворду: Слайд 5 Предприятие, где производят набор и печатание изделий. Название первой печатной книги в Руси. Название металлических букв. Фамилия первопечатника на Руси. Типографические буквы, необходимые для набора текста, их отпечаток. Прозвище русского царя, который велел открыть типографию в Москве. Фамилия немецкого первопечатника. -Проверим и, разгадав ключевое слово, сформулируем тему урока. Слайд 6 -Какое главное слово в теме нашего урока? -Верно. А как еще можно назвать патриота? -О чем же пойдет речь на уроке? Слайд 7 | -Типография -Апостол -Литера -Фёдоров -Шрифт -Грозный -Гуттенберг Заполняют кроссворд. Проверяют ответы в рабочих листах -Патриот -Защитник -Сегодня на уроке мы будем говорить о защитниках нашего отечества. |
4. Изучение нового материала. 14 мин Работа с учебником Работа с опорной схемой Работа по карточке. Проверка | -Сегодня на уроке мы познакомимся и с печальными, и со славными страницами родной истории. - Мы узнаем, какие тяжелые испытания выпали народу России в начале XVII века и как он с честью преодолел их. -Как вы понимаете смысл слова «патриот», « патриотизм»? -А кого вы можете назвать защитником? - Начало XVII века русский народ назвал «лихолетьем». -Прочитайте текст на с. 60 учебника и ответьте на вопрос: «Почему начало XVII века называют тяжелыми годами, то есть лихолетьем?» Слайд 8 - Перечитайте текст еще раз и составьте рассказ по опорным словам: Слайд 9 опустел престол беспорядки предательство бояр народные волнения -Перед вами карточка-помощница по тексту. Вам нужно заполнить пропуски с опорой на материал учебника. Карточка 3 Причины лихолетья в России. Умер царь _________________________, _______________ престол. Начался ______________________. Полякам при поддержки бояр изменников удалось захватить _______________. Все эти причины повлияли на лихолетье в России. -Выполняем проверку. Слайд 10 Причины лихолетья в России. Умер царь Фёдор Иванович, опустел престол. Начался беспорядок. Полякам при поддержки бояр изменников удалось захватить Москву. Все эти причины повлияли на лихолетье в России. -Замечательно. Вы справились с заданием. | Слушают -Патриот- человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины. -Патриотизм- осознанная любовь, привязанность к родине, преданность ей и готовность к жертвам ради неё -Богатырей, военнослужащих, солдата, царей. Читают текст по учебнику Составляют текст. Выполняют задание на карточке в парах. |
6. Вторичное усвоение новых знаний. 8 мин Работа по учебнику Просмотр видеоролика Фронтальный опрос Работа с учебником Закрепление изученного | Сегодня на уроке мы с вами говорим о патриотах нашей страны. Но они проявили себя не только в военных сражениях. Люди, которые открывали новые земли и осваивали их, также проявили немалый патриотизм. -Прочитаем материал учебника на с. 61-62. -Внимательно посмотрим видеоролик. Видео - А теперь ответим на вопросы: 1)Кто возглавил патриотическое движение? 2)Как звали патриарха? Слайд 11 3)Кто и когда призвал народ постоять за родную землю? Слайд 12 4) Когда было создано народное ополчение? 5)Кто сделал первый взнос, чтобы вооружить страну? 6)Кто стал во главе рати? Слайд 13 7) С кем было противостояние? 8) Когда народное ополчение двинулось к Москве? 9) Как проходила битва? 10)Когда окончательно Москва была освобождена от врага? 11) Где и кому воздвигли памятник? Слайд 14 12) Какой праздник стали отмечать? Слайд 15 13) Кто был избран царем в 1613 году? Слайд 16 -А теперь послушает сообщение о М.Ф.Романове. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ -Чем испокон веков занимались люди, населявшие территории Сибири? Это вы узнаете, когда прочитаете статью «Здравствуй, Сибирь - матушка!». - Кто прокладывал дорогу в Сибирь? -Почему казаки отправились в Сибирь? -Кого называли землепроходцами? –Имена некоторых землепроходцев сегодня можно найти на карте страны. Самая восточная точка России - мыс Дежнёва. Город на Дальнем Востоке носит имя Ерофея Павловича Хабарова - Хабаровск. - История присоединения Сибири к России – это история героических подвигов русских землепроходцев, промышленных и служилых людей. На протяжении всего 17 века они пробирались и заселяли дальние просторы нашего государства. Среди них были талантливые, предприимчивые люди, которые совершали великие географические открытия. Началось всё с походов казачьего атамана Ермака Тимофеевича, о котором вы сейчас прочитали. | Читают Смотрят видеоролик с установкой на усвоение знаний. -Патриотическое движение возглавил патриарх. -Патриарха звали Гермоген -Осенью 1611 года Кузьма Минин призвал народ постаять за родную землю. -Народное ополчение было создано в 1612 году. -Первый взнос на вооружение был внесен Кузьмой Мининым. -Во главу рати встал Дмитрий Пожарский. -Противостояние было с поляками. -Народное ополчение двинулось к Москве в марте 1612 года. -В марте ополчение дошло до Москвы, опередив поляков. В яростных сватках русские разбили войско врагом и те вынуждены были отступить. -Москва была освобождена 4 ноября. -В честь Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского построили памятник в Москве. -День народного единства. -На престол был избран Михаил Фёдорович Романов. Один обучающийся рассказывает заранее подготовленное сообщение. |
7.Итог урока, рефлексия 2 мин | -На доске записаны фразы, ваша задача их продолжить. Слайд 17 Сегодня на уроке я узнал (ла)…… Сегодня на уроке мне понравилось…… Сегодня на уроке мне было интересно…… Сегодня на уроке мне было трудно…… -Перед вами рабочие листы, в конце имеются солнышко, тучка. Закрась (выбери) рисунок, подходящий к твоему настроению после урока: мне всё удалось - солнышко мне не всё удалось – солнышко с тучкой мне ничего не удалось - тучка | Продолжают фразы |