Организационный момент | Прозвенел звонок и смолк. Успокаиваемся и настраиваемся на работу. Начинается урок. -Здравствуйте, ребята, меня зовут Ксения Витальевна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Тихо девочки за парту сели. Тихо мальчики за парту сели. И на меня все посмотрели. -Проверьте свою готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь, карандаши и ручка. | Приветствуют учителя. Эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку. | Познавательные Формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение. Коммуникативные Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
Целеполагание | О, мать моя, Россия, Русь, Незыблем трон твой златоглавый, Люблю тебя, тобой горжусь, Многострадальной и державной. Россия, Россия, великая сила, Великая сила, бездонная Русь, В Россию, в Россию всем сердцем влюблён я И с нею останусь навеки, клянусь! ( А.Чёрный ) Ребята, как вы думаете, почему именно этими словами мы начинаем наш урок? () - Что для вас значит слово «Родина»? -Как называют человека, который предан своему Отечеству, любит свою страну, всегда готов прийти на помощь своему народу и готов к любым жертвам и подвигам во имя своей Родины? -Попробуйте сформулированы тему нашего урока. -Верно, тема нашего урока «Патриоты России». Сегодня на уроке мы познакомимся и с печальными, и со славными страницами родной истории. Мы узнаем, какие тяжелые испытания выпали народу России в начале XVII века и как он с честью преодолел их. | Будем говорить о России, о нашей Родине. Наша страна, родной дом, семья -Патриот. -Патриоты России. | Регулятивные: Выделение и осознание учащимся усвоенного, осознание качества и уровня усвоения. |
Работа по теме | В конце 16 века царем был Федор, сын Ивана Грозного, последний из рода Рюриковичей. Так как детей у него было, после его смерти царская корона переходила из рук в руки. В 1601г разразился неурожай, который привёл к небывалому голоду, длившемуся три года. Волнения охватили всю страну, Русь пришла в упадок. Этот страшный период в истории России получил название «смутное время» или «лихолетье». В стране воцарился беспорядок. Менявшееся правители не могли наладить жизнь. -В начале 17 века польские захватчики вступили против России. При поддержке бояр-изменников врагам удалось войти в Москву. Они укрылись за стенами Кремля и Китай-города. Ребята, тогда казалось, что страна находится на краю гибели. Но, как это не раз бывало в истории, Россия нашла в себе силы выстоять и выжить в невероятно трудных условиях. Народ решил судьбу отечества взять в свои руки. -Посмотрите на слайд. Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин эти два человека- патриота не побоялись взять на себя громадную ответственность за судьбу страны в самый тяжелый час и сформировали народное ополчение для борьбы с врагом. Это был высочайший подвиг бескорыстного служения Родине. -Сейчас мы разделимся на группы и поработаем с текстом. Первый ряд-это 1-я группа. Вы изучаете информацию о Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском. ! В старинном русском городе Нижнем Новгороде проживал купец Кузьма Минин. (Показ слайда). Он был человек благочестивый, верующий. Занимался торговлей мяса и рыбы. Возглавлял народное ополчение. Дмитрия Михайловича Пожарский. Военную службу князь начал в 15 лет при дворе Бориса Годунова. Дмитрия Пожарского отличало удивительное миролюбие. Он был настолько скромным, что многие и не признали бы в нем князя, если бы не одеяние. Второй ряд-это 2-я группа. Вы изучаете, как создавалось народное ополчение. Осенью 1611 года Кузьма Минин призвал народ за родную землю начали формироваться отряды народного ополчения для борьбы с врагами. На патриотический призыв Минина изгнать поляков из Москвы откликнулись все нижегородцы: молодые записывались в войско, купцы жертвовали деньги, женщины несли драгоценности. Отовсюду в Нижний Новгород пошли люди. Для борьбы с врагом в 1612 году было создано народное ополчение. -Ополчение — это войско, создаваемое в помощь регулярной армии на добровольных началах. Чтобы его вооружить, потребовались немалые средства. Кузьма Минин первым сделал взнос. - Во главе рати встал талантливый полководец князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Третий ряд-это 3-я группа. Вы изучаете как происходила битва за Москву Почти целый год собирали силы русские люди, и наконец, ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву. По пути на Москву ополчение освобождало русские деревни и сёла от польских захватчиков. Постепенно устанавливался порядок на территории государства. С собой взяли икону «Казанской Божьей Матери», которая с давних времён сопровождала и защищала воинов. ? | 2 -Народное ополчение, которое дало клятву биться до смерти за столицу Российского государства, в марте 1612 года двинулось к Москве. - В августе ополчение подошло к Москве, опередив войско, спешившее на помощь полякам. -В яростных схватках русские разбили его, вынудив уйти из Москвы. Польский гарнизон, запертый в Кремле и Китай-городе, находился в безвыходном положении. - Проявив милосердие, Пожарский предложил ему сдаться. Поляки ответили отказом, но вскоре сложили оружие. - Спустя два века на Красной площади в Москве был воздвигнут памятник К. Минину и Д. Пожарскому. - День 4 ноября, когда Москва была окончательно освобождена от врагов, мы отмечаем как День народного единства. -Да. Они встали на защиту своей Родины в трудное время. -В 1613 году на престол был избран Михаил Федорович Романов. Россия отстояла свою независимость. Народное ополчение освободило Москву от врагов. | Познавательные Выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме Регулятивные Осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления Коммуникативные контролировать действия партнера; Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощ |
Физминутка | -Мы с вами хорошо поработали, а теперь немного отдохнем. Раз-поднянились, потянулись. Два-нагнулись, разогнулись. Три-в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре-раскрываем руки шире-шире. Пять-руками помахать. Шесть-за парту тихо сесть. -Закончили, садитесь. | | Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя |
Закрепление полученных знаний | Работа с рабочей тетрадью Выполняя задание 1 на с. 30, сформулируйте определение понятия «народное ополчение». (Народное ополчение — это добровольцы, готовые постоять за родную землю.) — Кого мы называем патриотом? Запишите ответ на с. 31. (Патриот — человек, который любит свою Родину и предан своему Отечеству.) — Выполняя задание 4 на с. 31, подчеркните нужное для рассказа о России начала XVII в. (Народное ополчение, борьба за независимость, Кузьма Минин, Нижний Новгород, Китай- город, 1612 г., Дмитрий Пожарский.) - Когда в России стали править цари из рода Романовых? (В 1613 г.) -Хорошо,закончили. Закрываем рабочие тетради | | Личностные: Оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор Регулятивные: оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения |
Итог урока. Рефлексия. | - Давайте подведём итоги урока. -Над какой темой мы сегодня работали? -– Как полякам удалось войти в Москву – Кто призвал русских людей постоять за родную землю? – Где брали средства на вооружение? – В каком городе собиралось народное ополчение? – Кто возглавил народное ополчение? – Расскажите о битве за Москву. – Как отблагодарил русский народ своих патриотов? – Кто был избран на престол в 1613 году? -Что было трудно на уроке? -Почему возникли трудности? -Что нового узнали? -Что было интересно? -Ребята, спасибо за урок. Мне понравилось с вами работать. До свидания. | -Патриоты России При поддержке бояр-изменников поляки вошли в Москву. Торговый человек Кузьма Минин призвал в Нижнем Новгороде русских людей постоять за родную землю. Первый денежный взнос на вооружение сделал К. Минин. Во главе народного ополчения был талантливый полководец князь Дмитрий Пожарский. В 1613 году на престол был избран Михаил Федорович Романов. Спустя два века в 1818 г. Русский народ собрал деньги на памятник своим героям – К. Минину и Д. Пожарскому. | Регулятивные: умение оценивать свою деятельность; Коммуникативные: формирование умения учебного сотрудничества с учителем; формирование умения объяснять свой выбор. |