Открытый урок окружающего мира в 3 классе
Тема: Охрана животных.
Цель урока: формирование знаний по теме «Охрана животных».
Задачи:
Образовательные:
Формировать экологическую компетентность.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес учащихся;
Обогащать словарный запас учащихся предметной терминологией.
Развивать творческую активность детей.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе;
Воспитывать любовь к Родине.
Ход урока
Организационный момент
Сценка Лесогуб
Учитель: Сегодня в лесу случился какой-то переполох.
Лесовичок: В окрестностях наших лесов появился нарушитель спокойствия, разрушитель птичьих гнезд, губитель животных и насекомых – лесогуб.
Лесогуб: Сказал, отпустите. Все равно всех погублю. Я может этих птиц, букашек, зверюшек с детства не люблю. Кусаются, колются, щиплются.
Учитель: Что же ты, лесогуб, в природе живешь и ее же и обижаешь?
Лесогуб: Я в школу не ходил, правил не учил.
Учитель: А хотел бы научиться беречь все, что тебя окружает? Тогда садись с ребятами и слушай.
Постановка темы урокаи целей.
-Ребята как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? Сформулируйте тему урока. СЛАЙД 1. (Охрана животных)
- Скажите, пожалуйста, чему мы сегодня будем учить лесогуба и учиться сами? (как нужно охранять животных, оценивать поступки людей по отношению к природе, формулировать правила друзей природы)
- Ознакомьтесь с маршрутными листами на ваших партах. С его помощью мы будем передвигаться на уроке.
Работа по теме урока.
Беседа
- Прочитаем первый вопрос , на который нам предстоит сегодня ответить.
СЛАЙД 2. - Какое значение имеют животные для растений? (растения не смогли бы расселяться и размножаться без животных) Где мы можем найти эту информацию? (в учебнике с.103 1 абзац)
СЛАЙД 3. - Какое значение имеют животные для человека? (радуют своей красотой, дают нам сырьё: еду, жир, одежду, помогают нам в хозяйстве) Где мы можем найти эту информацию? (в учебнике с.103 2 абзац)
ТРИЗ (метод противоречий, помогает увидеть в окружающей действительности противоречия, научиться их формулировать и решать)
СЛАЙД 4. - Продолжите фразу: Если бы люди вывели мясную породу коров размером со слона, то ……?
ХОРОШО ПЛОХО
много мяса, молока она слишком много бы ела
-А если это будет морская корова? Ведь в море достаточно пищи даже для китов, а они намного больше слонов (в 2,5 раза).
ТРИЗ (прием фантастической/фантазийной аналогии)
СЛАЙД 5. - Давайте пофантазируем, как бы выглядела морская корова? (Ответы детей).
- А вы знаете, что такие коровы существовали?
СЛАЙД 6. В 1741 году экспедиция российского мореплавателя Витуса Беринга открыла, что такие коровы водятся у восточных берегов нашей страны, у островов в Тихом океане (Стеллеровы острова). А через 30 лет их не стало.
И мы никогда не сможем устроить такую ферму. Человек убил всех стеллеровых (морских) коров. Их не осталось ни одной, нигде на Земле.
Разрушить, уничтожить – человек смог, а вот создать заново, сделать так, чтобы снова появились у островов эти добрые и доверчивые животные, человек не может.
V.Продолжение работы по теме
Мультфильм о загрязнении воды, вырубке лесов.
https://www.youtube.com/watch?v=t8iggRi0MSU 20 сек-2.29
https://www.youtube.com/watch?v=zgHjPsu5VM4 4,57сек- 6.10
- Какие экологические проблемы отражены в мультфильмах? (загрязнении воды, вырубке лесов.)
СЛАЙД 7. - Как отражаются эти проблемы на животных? (для животных леса, реки, озёра, поля и луга – это дом, а человек губит животных, разрушая их дом).
- Что же вы предлагаете сделать, чтобы этого не происходило? (поставить очистительные фильтры, проводить экологические акции, высаживать саженцы)
ФИЗМИНУТКА
СЛАЙД 8. -Так что же влияет на изменение численности животных, на их вымирание и исчезновение? (Если затрудняются, обратимся к учебнику с.103 3 абзац).(неумеренная, бесконтрольная охота, изменение среды обитания человеком)
- Скажите, пожалуйста, а может ли человек положительно влиять на животных? Что он может сделать хорошего?
Работа в группах.
СЛАЙД 9. КЛАСТЕР
Отрицательное влияние Положительное влияние
Вырубка леса красная книга
Браконьерство законы
Пожары заповедники, национальные парки
Загрязнение водоемов, воздуха, почвы ГРИНПИС
Осушение болот Международный фонд защиты животных IFAW
2 человека читают
-Мы поговорили об отрицательном влиянии, а теперь давайте поговорим о том, что хорошего может сделать человек для животных. Очень эффектным средством по охране животных является организация заповедников и национальных парков.
СЛАЙД 10.
Сообщение о заповедниках и национальных парках Иркутской области
В Иркутской области есть особо охраняемые природные территории: два государственных природных заповедника. Это Байкало-Ленский и Витимский заповедники и Прибайкальский национальный парк.
Заповедник – это участок земли или водного пространства, который находится под охраной государства. В них запрещена любая деятельность, которая нарушает или угрожает природе.
СЛАЙД 11.
Байкало-Ленский заповедник расположен на северо-западном побережье Байкала.
СЛАЙД 12.
В заповеднике находятся под охраной такие животные как, обыкновенный сиг, налим, ласка, росомаха, сокол-кречет, степная дрофа и многие другие.
СЛАЙД 13.
Витимский заповедник находится на юго-востоке Бодайбинского района на стыке Бурятии, Иркутской и Читинской областей.
СЛАЙД 14.
Под охраной здесь находятся снежный баран, черношапочный сурок, соболь, а так же американская норка, ласка, горностай, лось и многие другие.
СЛАЙД 15.
Национальный парк — это особо охраняемая природная территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека.
СЛАЙД 16.
Прибайкальский национальный парк является одним из первых национальных парков России. Создан для сохранения уникальной природы Прибайкалья и развития познавательного туризма. Парк простирается на 490 км вдоль байкальского побережья. Это самый протяженный национальный парк в России.
СЛАЙД 17.
В парке обитают дикий кабан, узорчатый полоз, белка-летяга, глухарь, чёрный аист, соболь, медведь, изюбрь и многие другие.
СЛАЙД 18. - Помогают охране животных и зоопарки.
СЛАЙД 19. Когда в заповеднике или зоопарке животных какого-либо вида становится много, их переселяют в другие места. Так удалось спасти, например, бобра, соболя.
- Наряду с заповедниками и нацпарками охранять и защищать животных помогает Красная книга.
Сообщение «Красная книга».
СЛАЙД 20.
Красный цвет красной книги выбран потому что красный цвет это цвет тревоги.
Красная книга нас информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять.
Красная книга состоит из разных страниц: красных, жёлтых, белых, серых, зелёных и черных.
СЛАЙД 21.
На зелёных страничках мы можем увидеть животных, которых спасли. Например бобр, бурый медведь и соболь.
СЛАЙД 22.
На красныхстраничках мы можем увидеть животных, которые находятся под угрозой исчезновения. Например, снежный барс, зубр и леопард.
СЛАЙД 23.
На жёлтых страничках мы можем увидетьживотных численность которых быстро уменьшается. Например, розовая чайка, розовый фламинго и джейран.
СЛАЙД 24.
На черных страничках вымершие животные. Например, странствующие голуби и морская корова.
СЛАЙД 25.
На белых страничках содержатся сведения о редких видах животных. Например, пятнистые олени, белые медведи и утконос.
СЛАЙД 26.
На серых страничках находятся сведения о малоизученных животных. Например, императорские пингвины, жук-Геркулес и слоновая черепаха.
В апреле 2020 года Красная книга России обновлена.
СЛАЙД 27.
- Охота на редких животных запрещена, на некоторые виды ограничена. Рыбная ловля тоже ограничена.
Сообщение о ГРИНПИСе и Международный фонд защиты животных IFAW
СЛАЙД 28.
Гринпис – это международная общественная организациязащитников природы и животных, основанная в 1971 году в Канаде. Гринпис работает более чем в 40 странах.
СЛАЙД 29.
Важнейшая задача организации – это защита окружающей среды и экологическоевоспитание людей. Гринпис проводит различные акции по защите окружающей среды. Работа организации Гринпис довольно эффектна и стала образцом для других экологических организаций.
СЛАЙД 30.
Международный фонд защиты животныхIFAW –одна из наиболее крупных экологических благотворительных организаций на планете. Основана в 1969 году
СЛАЙД 31.
с целью спасать и помогать домашним и диким животным по всему миру, попавшим в беду. Проекты фонда работают более чем в 40 странах.
VI. Закрепление.
- Всё это делают взрослые люди? А можем сделать мы, дети? (ответы)
СЛАЙД 32.
-Беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых ещё много, которые не внесены пока в Красную книгу. Их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе.
Вы все ребята к сегодняшнему уроку выполнили творческое задание, сделали книжку-малышку для своих младших товарищей «Берегите животных!», в которой прописали правила друзей природы. А подведёт итог нашей беседы …………… . Он прочитает правила друзей природы, которые записал в книжечке.
СЛАЙД 33.
Выступление с книжкой-малышкой «Берегите животных!». Экологические правила.
Стихотворение
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать.
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
-Ветки дуба не ломай.
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять:
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
-Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость,
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Помоги лесным зверюшкам,
Приготовь для них кормушки.
-И тогда любой зверек-
Будь то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыба-
Скажет: «Ты – мой друг! Спасибо!»
Слайд 34.
Экологическая игра «Календарь дат»
11 января – День заповедников и национальных парков России
19 февраля – Всемирный день защиты млекопитающих
1 апреля – Международный день птиц
20 июня – Всемирный день защиты слонов
4 октября – Всемирный день животных
24 ноября – День моржа в России
VII. Рефлексия
- Важно каждому помнить, что мы – хозяева природы, и думать о том, что же останется нашим потомкам. Если мы будем поступать, таким образом, мы сможем защитить и сохранить нашу планету.
- Ребята, проанализируйте свою работу на уроке. Выберите начало предложения и закончите его.
СЛАЙД 35.
Я узнал(а)…
Было интересно…
Я испытал(а) чувство…
Я хочу, чтобы…