СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира по теме «Полезные ископаемые» 3 класс Раздел: Экономика УМК: Школа России

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Конспект урока окружающего мира

по теме «Полезные ископаемые»

3 класс

Раздел: Экономика

УМК: Школа России

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира по теме «Полезные ископаемые» 3 класс Раздел: Экономика УМК: Школа России»











Конспект урока окружающего мира

по теме «Полезные ископаемые»

3 класс

Раздел: Экономика

УМК: Школа России









Выполнила:

Прудей А.А.








Екатеринбург

2018Технологическая карта урока окружающий мир 3 класс. Тема урока: Полезные ископаемые.

Этап урока

Методы и приемы

Содержание урока.

Деятельность учителя.

Деятельность

ученика

Планируемые результаты

(УУД)

1.Организационно – мотивационный

Задача: подготовка учащихся к работе на уроке; обеспечение благоприятного микроклимата.

Создание положительной мотивации на уроке, организация внимания учащихся.

Здравствуйте ребята!

Прозвенел уже звонок,

Как же мы начнём урок?

-На уроке мы сидим –

Не шумим и не кричим,

Руку тихо поднимаем,

Если спросят, отвечаем.

-Мы хороший, дружный класс!

- Все получится у нас!

Садитесь!




Доброжелательный настрой на урок.

- Здравствуйте!

Слушают учителя. Хлопают соседа по ладони для того, чтоб пожелать удачи.

Коммуникативные УУД: учатся слушать и понимать учителя.

2. Проверка домашнего задания

Задача: выявление пробелов в знаниях и способов деятельности учащихся по теме: «Для чего люди добывают полезные ископаемые?».

Организация проверки по выявлению степени усвоения заданного учебного материала, ликвидация обнаруженных недостатков.

-На прошлом уроке мы изучали тему «Природные богатства и труд людей- основа экономики».

-Ребята, как же вы думаете, почему природные богатства и труд мы называем основой экономики? Сейчас вы получите карточки и ответите на несколько вопросов по теме прошлого урока.

Обменяйтесь с соседом по парте карточками и проверьте ответы с образцом на доске.







Хорошо, теперь поднимите ручки те, кто не допустил ошибок,

Теперь те. Кто допустил 1-2 ошибки, а теперь поднимите руки те, кто допустил больше 3 ошибок.

Отлично! Все вспомнили прошлый урок и хорошо справились, оцените работу соседа: 0 ошибок –«5», 1-2 ошибки – «4», более 3 ошибок – «3».

Воспроизведение знаний, умений, навыков. Самоконтроль и самоанализ.



Получают карточки и отвечают на вопросы.



Осуществляют взаимопроверку в соответствии с образцом.



Поднимают руки в соответствии с заданными критериями

Природные богатства и труд людей – основа экономики. Они требуются для производства товаров и услуг.

Коммуникативные УУД: умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика и учителя, согласовывать свои действия с партнером, вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, строить понятные речевые высказывания.

3. Создание проблемной ситуации. Актуализация знаний. Планирование деятельности.

Задача: создание ситуации противоречие и формулировка проблемы.

Формулирует задания, которые создают противоречие и приводят к проблеме.

-Ребята посмотрите на нашу Землю (слайд2). Богата и разнообразна природа нашей Земли. Один богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле.

Какие хитрые секреты

Таят обычные предметы:

Блестят в солонке минералы!

Снежинки – это же кристаллы!

Фольга, скрывшая конфету –

Металл такой же, как в ракетах.

Таит его простая глина,

Сестра сапфира и рубина!

А коль споткнёшься ты о камень,

Не думай, что виной булыжник,

И тут всесильная природа

Тебе подсунула породу!

-Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдёт сегодня речь и как будет звучать наша тема сегодняшнего урока?

-Всё правильно!

Выявляют, проговаривают, осознают противоречие.

Формулируют проблему в разных вариантах.

Слушают внимательно учителя















Полезные ископаемые.

Познавательные:  

самостоятельное выделение и формулировка познавательных целей урока;

Регулятивные УУД:

В сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Метапредметные УУД:  учиться  понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; 

4. Открытие новых знаний

Задача: решение проблемы

Обучающая: формирования понятий полезные ископаемые, природные богатства, труд, геологи, месторождения, карьер, шахта; ознакомление со способами добычи полезных ископаемых в процессе работы с учебной литературой.

Развивающая: развитие словесно-логического мышления в процессе решения проблемного вопроса «Для чего люди добывают полезные ископаемые?»

Воспитательная: содействие осознания роли полезных ископаемых России, в процессе работы с контурной картой.




Организация работы по решению проблемы.

- Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь? Но прежде чем вы ответите на этот вопрос давайте разгадаем ребус и подумаем с какой профессией связаны богатства, о которых мы будем говорить (слайд3-4).









- Какие цели поставим перед собой?





- Вот на этот вопрос мы постараемся ответить.

А для чего вообще люди добывают полезные ископаемые?







































Можем ли мы сразу ответить на проблемный вопрос?слайд 5

Что для этого нужно знать?

Я предлагаю нам работать по следующему плану:

1.Что такое полезные ископаемые?

2.Полезные ископаемые Свердловской области.

3.Способы добычи полезных ископаемых.

4.Практическая работа: исследование полезных ископаемых. Слайд 6

1. Что такое полезные ископаемые.

-Как вы думаете, что такое полезные ископаемые? Давайте ответим на этот вопрос используя раздаточный материал на ваших партах. Поработаем в парах. Составьте определение из словосочетаний, которые я подготовила для вас. Вам нужно расставить их в правильной последовательности и тогда вы узнаете, что же такое полезные ископаемые.

-Что у вас получилось?

-Вы хорошо мыслите. Определение полезных ископаемых посмотрите на слайде (7) и сравните свои ответы.



- Совершенно верно:

Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве. Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые. Нефть- жидкое полезное ископаемое, природный газ- газообразное.

Добывая полезные ископаемы люди преследуют разные цели.

-Можно ли обходится без строительных материалов к примеру кирпичей или бетона?

- Именно, поэтому для изготовления строительных материалов приходится добывать в природе песок, глину, известняк.

-Так же происходит и в экономике, мы не можем обойтись без различного вида топлива, которое кстати тоже является я полезным ископаемым.

- А сколько же вокруг нас металлических предметов?

- Какие вы знаете предметы которые состоят из металла?





Да, верно и еще большое количество предметов, которые состоят из металла.

-Металл мы получаем из руд, добытых в природе.

2. Полезные ископаемые Свердловской области.

На территории Свердловской области сосредоточено месторождение черных, цветных, редких и благородных металлов, неметаллических полезных ископаемых.

Кварциты используются для производства разных марок огнеупорного кирпича. Распространены в полосе Уральских гор.

Шамот - огнеупорная глина.

Асбест и тальк.

Свердловская область славится наличием поделочных камней, это те полезные ископаемые которые вставляют в ювелирные изделия или делают из них различные поделки.

3.Способы добычи полезных ископаемых.

- Места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями (8).

Все полезные ископаемые добываются по-разному: одни – в открытых котлованах – карьерах, другие в шахтах. А для того, чтобы извлечь из-под земли нефть и природный газ, люди строят буровые установки и бурят скважины. Нефть и газ добывают как на суше, так и воде.

Какой способ, по-вашему, самый опасный для жизни человека?






- Совершенно верно. В шахте глубоко под землей добывают полезные ископаемые – уголь, руду и другие. Работа шахтеров очень тяжелая и опасная. Им приходится спускаться вниз на несколько десятков метров. Шахтер знает, что его работа связана с большим риском. Мы должны преклоняться перед трудом этих людей .


Где применяют полезные ископаемые (9-10)







- А сейчас я предлагаю вам ознакомиться с полезными ископаемыми из разных стран мира, для этого вам потребуется аккуратность и внимательность. Я раздам вам коллекции и вы ознакомитесь с ними. Разбейтесь на 4 группы (11). Сейчас в группе вы изучаете полезные ископаемые, смотрите на их цвет, размер, форму, месторождение. Мы будем выполнять проверочную работу по тем ископаемым, которые сами выберите.

-Все молодцы, вы очень внимательно слушали и активно работали! Сейчас давайте отдохнём и проведём физкультминутку. Все встаём из - за своих парт.

- В ребусе зашифровано слово Геологи.

- Сегодня речь пойдет о том, что спрятано глубоко в земле и не всегда видно человеку.

- Речь пойдет о том что добывают геологи, о полезных ископаемых.


- узнать, какие полезные ископаемые бывают,

- где они находятся,

- как люди используют в своей жизни, как их добывают.

Осознают противоречие, проговаривают его, формулируют проблему. Вступают в диалог и отстаивают свою точку зрения.

- П.И. добывать трудно и требуется много людей и техники, поэтому добывать их не нужно. Только ресурсы страны зря тратить! (сказал Илья)

В противовес Анастасия: - А тогда где брать ювелирные изделия, Драгоценные камни? А посуду из чего делать? А дома из чего строить? Нет п.и. добывать нужно обязательно! Без них мы не сможем хорошо жить!

Некоторые дети поддерживают одно мнение, некоторые другое, кто то остался в стороне.



Нет.


Нужно знать что такое полезные ископаемые, какие полезные ископаемые есть в Свердловской области, как их добывают и для чего.








Работают в паре, составляют определение полезным ископаемым.



- Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.










- Нет, нельзя












Много!


Ножницы, замки, отвертки, часы, ручка от двери, двери, стиральная машинка, автомобили, цепочка, крестик.






























Самый опасный способ добычи полезных ископаемых – это шахта, потому что это глубоко и опасно.









Рассматривают слайд и делают выводы как и для чего нужны полезные ископаемые.



Делятся на группы и готовятся к работе.




Действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД).

Строить речевые высказывания, вести диалог с учителем Коммуникативные УУД.

Регулятивные УУД:

Учатся ставить проблему: «Для чего люди добывают полезные ископаемые?»














































Учатся работать по плану:

1.Что такое полезные ископаемые?

2. Полезные ископаемые Свердловской области.

3.Способы добычи полезных ископаемых.

4.Практическая работа: «Характеристика полезных ископаемых».





Физкультминутка

«Путешествие» слайд 12

По дорожке шли, шли, (ходьба на месте)

Много камешков нашли.

Присели, собрали и дальше пошли (присели)

По дорожке, по дорожке

Прыгаем на левой ножке(3 прыжка на левой ноге)

И по этой же дорожке

Прыгаем на правой ножке.(3 прыжка на правой ноге)

По дорожке побежим, до лужайки добежим.(бег на месте)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.(3 прыжка на обоих ногах)

Стоп! Немножко отдохнём!

И опять работать мы пойдём.

-Отдохнули?

-Присаживаемся на свои места.

Выполняют физкультминутку, повторяя за учителем.


Регулятивные УУД

Формируют:

- умение соотносить свои действия с действиями учителя,

одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную.

Личностные УУД

Развивают умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаться в общую деятельность, развивать творческий потенциал.

5.Самостоятельное применение новых знаний

Задача: закрепление новых знаний и умений.






Практич.: работа с помощью карточки.













Практич.: работа с рабочей тетрадью


- Мы выяснили что такое полезные ископаемые и как их добывают, отдохнули и сейчас выполним проверочную работу.


- Предлагаю вам попробовать дать характеристику полезным ископаемым. Для этого вы заполните карточки, выданные вам по образцам полезных ископаемых разных стран мира. Выберите по два экземпляра для практической работы.

«Характеристика полезных ископаемых».

Название полезного ископаемого________________________

Где находится месторождение__________________________

Цвет _______________________________________________

Прозрачное или непрозрачное __________________________

Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов, для украшения)______________________________

Все справились с работой! Молодцы! Я тоже вместе с вами заполнила карточку полезного ископаемого Гранит, который добывают на Урале, он обладает розовым не прозрачным цветом и применяют его в сооружении скульптур, строительстве и изготовлении различных плит (ступенек слайд 13-14).


Сейчас 1 группа ищет яшму, магнетит и жадеит, 2 группа розу пустынную, туркенит и оранжевый кальцит, 3 группа,фуксит, родонит, гематит, 4 группа целестит, топаз, галит. находите на парте карточки с описанием ваших экземпляров и выбираете из этого описания самое главное, затем представляете важную информацию и демонстрируете образец всему классу (слайд 15). Так мы все сможем узнать больше о тех полезных ископаемых, которые добывают по всему миру.


Открываем рабочую тетрадь на странице 30 и выполняем задание №4. Вам необходимо вписать название полезного ископаемого, о котором рассказал Сережа ( 16).


Давайте все таки подумаем для чего же добывают полезные ископаемые: из чего строят дома, школы, заводы?



- А из чего делают автомобили, самолёты?



- Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них?





- Да, им нужно горючее, которое получают из нефти. Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Слайд 10. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества добывают из недр земли.


А сейчас мы с вами будем делиться знаниями с остальными ребятами. Каждый из вас получил карточки с данными о полезном ископаемом. Найдите его в коллекциях, возьмите и мы, с помощью игры «Собери идеи» будем делиться знаниями.

Выполнение заданий проблемного характера.


Слушают учителя




Выполняют данное задание,

Рассматривают полезные ископаемые и приводят их свойства.








Начинают работу в группа, изучают экземпляры и соотносят названия с карточками, находят главное.

Предоставляют результат классу.



Работают в рабочей тетради.



- Дома и школы строят из кирпича и бетона.


Самолеты и автомобили делают из железа.






- Топливо, люди, водители, диспетчера, аэропорты, автосервисы.








Получают карточки, изучают их, берут полезное ископаемое и начинают играть в игру « Собери идеи».

Регулятивные УУД: возможность ориентироваться в учебнике и рабочей тетради; оценка результата своих действий; прогнозирование результатов уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные УУД: осознание своих возможностей в обучении, способность адекватно судить о причинах своего успеха или неудачи, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

6. Итог урока

Задача: обобщение и выводы по учебной проблеме.

Организация обобщения.

Ребята, давайте подведем итог нашего урока.

Что вы сегодня узнали? Мы ответили на главный вопрос: «Для чего люди добывают полезные ископаемые?» (18)

























Вывод: хозяйственная деятельность людей невозможна без полезных ископаемых. Одни используются в строительстве, другие служат топливом, из третьих получают металл. Полезные ископаемые – огромное, бесценное богатство Земли.

А так же мы узнали много нового о зарубежных полезных ископаемых в ходе игры «Собери идеи».

Молодцы ребята, сегодня мы с вами славно потрудились!

Если вам понравился урок, было интересно похлопайте в ладоши. Если вы чего-то не поняли, и вам было не интересно на уроке поднимите ручки и задайте вопросы.

Спасибо!

Обобщение, самоанализ, самооценка.

Мы узнали что такое полезные ископаемые, ка и где их добывают, какие есть полезные ископаемые в нашей области, для чего их добывают и кто их добывает.

- Мы ответили на главный вопрос. Люди добывают полезные ископаемые для того чтобы строить дома и сооружения, производить различные виды транспорта и топлива. Для развития экономики страны









Все хлопают в ладоши.

Затруднений и вопросов не возникло.

Познавательные УУД:

Делают вывод по теме: хозяйственная деятельность людей невозможна без полезных ископаемых. Одни используются в строительстве, другие служат топливом, из третьих получают металл. Полезные ископаемые – огромное, бесценное богатство Земли.




7.Инструктаж по выполнению домашнего задания

Задача: обеспечение понимания и осмысления учащимися цели, содержания и способа выполнения домашнего задания.

Проведение инструктажа.

-А сейчас открываем свои дневники и записываем домашнее задание, в учебнике на странице 50, в разделе задания для домашней работы выполняем упражнение №1, в рабочей тетради на странице 28 выполняете задание № 1,2,3.

-И ко всему этому, ваша задача повторить сегодняшнюю пройденную тему.

-Спасибо за урок

Осмысление домашнего задания.

Внимательно слушают учителя, записывают домашнее задание.

Регулятивные УУД:

Осознают домашнее задание.

Записывают задания в дневники.








Приложение 1

«Характеристика полезных ископаемых».

Название полезного ископаемого________________________

Где находится месторождение__________________________

Цвет _______________________________________________

Прозрачное или непрозрачное __________________________

Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов, для украшения)______________________________





«Характеристика полезных ископаемых».

Название полезного ископаемого___Гранит______________

Где находится месторождение_____Урал_____ ___________

Цвет _розовый ______________________________________

Прозрачное или непрозрачное __непрозрачное___________

Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов, для украшения)_строительство скульптур



















Приложение 2

Полезные ископаемые

это богатства земных кладовых, которые человек использует в

хозяйстве.







Яшма один из наиболее распространённых минералов на планете. Физические свойства этой породы, богатая палитра оттенков, красивые узоры и необычная текстура сделали его популярным поделочным материалом. Из яшмы делают декоративные предметы и украшения, а её история насчитывает тысячи лет.

Магнетит — это необычный камень, который обладает невероятным для природы, свойством магнетизма. Помимо этого, известны его лечебные и магические свойства. Наибольший объем месторождений находится в России и Бразилии. Добыча также ведется в США, Канаде, Индии и в других странах в незначительном количестве.

Топаз. Ocoбeннocть тoпaзa – измeнчивocть цвeтa. Нo oнa зaвиcит нe oт пpимeceй, как y дpyгих кpиcтaллoв, a oт изъянoв кpиcтaлличecкoй peшётки. Oкpacкa чиcтaя, бeз тyмaннocти и дымчaтocти. Oт тpeния и пepeпaдoв тeмпepaтypы oн элeктpизyeтcя, чтo вызывaeт лёгкиe покaлывaния нa кoжe.

Жадеит - минерал зелёного цвета. Своё название получил от жада. Внешне жадеит очень похож на нефрит, однако встречается реже нефрита и ценится выше. Кроме того, жад твёрже и прочнее нефрита.


Родонит - красивый розовый минерал с вкраплениями другого цвета. Своё название получил от перевода на греческих язык названия известного во всех странах цветка – розы. В других источниках восприятие родонита символизирует родовое дерево. Общее звучание и исторический корень слова сближают их значения. Камень помогает сохранить обычаи семьи, создать тесные связи поколений. Жизнь человека – это дар земной судьбы, минерал – подарок Земли, как и появление на свет.

Роза пустынная - представляет собой соединение кристаллов гипса, который состоит из воды, песка и солей. Роза пустыни может выглядеть по-разному. Эти камни могут различаться по размеру, по длине лепестков, а также по цвету. Можно встретить кристаллы с длиной лепестков от 3 мм до 20-30 см. По цвету розы пустыни в основном бежевого цвета, но в некоторых регионах можно встретить черные или белые камни. Лепестки довольно жесткие из-за большого количества солей. С ними нужно быть осторожными, иначе можно пораниться.


Туркенит - очень красивый камень в сине-голубых тонах. Он имеет насыщенный голубой цвет и чёрные прожилки, очень похож на бирюзу. Название лунный камень дано за сияющие голубые переливы, причиной которых является тонкое строение минерала. В лунном камне иногда возникает эффект «кошачьего глаза». Минерал хрупкий, очень чувствителен к ударам и сжатию.


Целестит - камень, который путают с баритом, кальцитом и доломитом. Однако, первый двойник гораздо тяжелее небесного минерала. Кальцит чаще бесцветен, а доломит имеет характерные кристаллы в форме седла.


Галит - это один из самых распространенных минералов на земле. Вещество природного происхождения, основные залежи сосредоточены в местах, где в древности были моря и океаны. Формирование новых месторождений происходит постоянно, соленые озера, моря, лиманы являются потенциальными месторождениями. На данный момент элитные сорта пищевой соли добываются в существующих озерах, а нижележащие запасы являются зоной формирования галита.

Оранжевый кальцит - тот минерал, чьих разновидностей огромное множество от кристаллов исландского шпата до мрамора и обычного известняка. Кальциты разных оттенков используются в поделках, а мрамор с известняком активно применяются в строительстве и отделке зданий.


Фуксит - при произношении названия камня сразу представляется нечто фиолетово-розовое. Но это лишь заблуждение. К фуксии минерал не имеет никакого отношения, хотя иногда в его составе и можно увидеть яркие вкрапления. Минерал изумрудно-зеленой гаммы имеет необыкновенную притягательность и уникальные свойства.


Гематит - минерал, представляющий из себя окись железа. Значение этой минеральной руды сложно переоценить. Наиболее широко гематит используется в качестве красящего пигмента при изготовлении стойких эмалей, красных карандашей, темперных красок. Без него не обходится производство чугуна, линолеума и клеенки.










Вопрос № 1 

Вещи и предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности называются:

 услуги 
 товары 
 экономика

Вопрос № 2 

Все, что сделано руками человека называется:

 труд 
 капитал
 природные богатства

Вопрос № 5 

Прямой обмен одних товаров на другие называется

 бартер
 купля 
 продажа

Вопрос № 6 

Лучшим считается бюджет в котором

 доходы больше расходов
 доходы равны расходам 
 доходы меньше расходов






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!