Урок окружающего мира.
Учитель: Лебедева Л.А.
УМК «Перспектива»
Тема: Природные стихии в народном творчестве.
Цель: познакомить со значением стихий в жизни человека, изображением в прикладном искусстве и устном творчестве;
открыть содержательный смысл образного языка декоративно-прикладного искусства, его связь с явлениями жизни;
Задачи урока: формирование образовательных компетенций ( информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных) учащихся в предметной области окружающий мир по теме: «Природные стихии в народном творчестве»;
Методическая тема: формирование у детей критического взгляда на языческие воззрения и суеверия.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
формирование духовно-нравственных ориентиров в жизни учащихся через приобщение их к культурным традициям народа;
формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу;
развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися;
осознание собственных достижений при освоении темы.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.
Познавательные: различать символы-образы природных стихий в народном творчестве;
использовать приобретённые знания для составления узора о символе стихии;
развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.
Коммуникативные: развивать умения работать в группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
познакомить детей с изображением природных стихий: воздуха, солнца, воды в прикладном искусстве и устном народном творчестве;
научить узнавать образы стихий в прикладном искусстве и устном народном творчестве;
расширять и углублять внимание детей к красоте и символическому смыслу изображений стихий, представленных в прикладном искусстве и устном народном творчестве.
Планируемые результаты: уметь классифицировать образы стихий по группам, по их смысловым значениям;
уметь найти и охарактеризовать образ стихии в духовно-нравственной жизни человека, через изображения в прикладном искусстве и устном народном творчестве;
знать несколько пословиц и загадок о природных стихиях.
Этапы урока:
Самоопределение к деятельности.
Какое вещество называют самым главным на планете Земля? (воду)
Что называется невидимым сокровищем? (воздух)
Как называется самая ближайшая к Земле звезда? (солнце)
Как можно назвать их общей фразой? (неживая природа)
С чем всегда связана неживая природа? ( с живой природой)
Кто управляет живой и неживой природой? (человек)
Формулирование темы урока учащимися:
-Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?
(Мы будем говорить о солнце, воздухе, воде и человеке.)
Солнце, воздух, вода – это природные стихии. И сегодня мы узнаем как природные стихии изображались в народном творчестве.
- А что вы считаете народным творчеством?
- Это различные постройки, предметы быта человека, орудия труда.
-Значит, мы познакомимся с изображением природных стихий на этих изделиях.
Постановка учебной задачи:
-Какую цель мы можем поставить перед собой?
Выяснить, как люди изображали образы природных стихий в народном творчестве.
Выдвижение проблемы:
-Какую проблему мы поставим для себя?
-Для чего люди использовали образы природных стихий?
Организация исследовательской работы:
-Как вы думаете, от чего зависела жизнь наших предков? Да, конечно же от стихий. Были ли они защищены от них? Нет.
Величие и красоту окружающего мира человек ощущал всегда, с глубокой древности. Прекрасны небо, солнце, чистый воздух, земные и небесные воды, цветущий мир растений. Ещё до появления научных знаний люди понимали, что жизнь на Земле невозможна без трёх природных стихий- солнечного света, воды и воздуха. Без них не было бы на планете ничего живого, а значит не было бы и человека. Поэтому всё, что для них было важно, они изображали в своём творчестве с помощью языка узоров.
- Ребята, рассмотрите внимательно иллюстрации и попробуйте найти изображения стихий. С помощью каких знаков изображали воду? Солнце? Воздух? Покажите это на иллюстрациях.
Работа по теме урока:
Слайд 1.
Наши предки высекали образы солнца и воды на камне, украшали знаками глиняную посуду, вводили образы природных стихий в кирпичную кладку стен. Сохраняя память о древних знаках, от матери к дочери передавались узоры вышивок на тканях.
Слайд 2.
Не земля родит , а небо – говорит русская пословица. Солнце издавна почиталось всеми народами, которые возделывали земли.
- Как вы думаете, почему?
-Потому, чтобы вырастить урожай, нужно солнечное тепло и свет.
Как нарядно, празднично выглядит дом, украшенный символами солнца. Жить в таком доме весело, уютно, он будто согрет солнцем, даже в дни ненастья. Солнце в виде круглых розеток можно найти на многих деревянных предметах народного быта.
Слайд 3.
Стихия небесного огня занимает одно из главных мест в народном творчестве. Огненным знаком может быть не только солнечный круг, но и царь зверей – лев, легконогий олень, прекрасная птица. Белый цвет игрушечного коника со знаками солнца на крупе и груди – тоже символ солнечного света. А вот красные огненные кони не дают забыть людям о чём?
Да, о грозовом небе и сверкании молнии.
Слайд 4.
Рассмотрите прекрасный светлый мир на прялках. Он представлен с помощью знаков, вырезанных на дереве. Давайте поучимся их читать. Пять круглых розеток наверху. Что это может так изображаться?
-Солнце.
Да, это движение солнца оно поднимается где?
-На востоке.
А садится где?
-На западе.
Какими знаками изображалась вода?
- Волной, зигзагом.
Люди издавна различали воду небесную и земную. Небесная вода в виде чего?
-Дождя.
А земная?
-В виде рек, озёр, родников.
Вот справа квадрат на расписной прялке – это земля. В центре что?
-Солнце.
А голубым цветом что могло быть изображено?
-Это воздух.
Правильно.
Слайд 5.
Роспись на бересте и дереве в северном селе на реке Мезень возникла много веков тому назад. Чёткие рисунки красной охрой и чёрной сажей сохранили для нас своеобразный рассказ далёких предков о том, как устроен наш мир. Как сладко напоён он живой водой с небес и водой, которую хранит земля.
Слайд 6.
В деталях древнего деревянного храма Ильи Пророка в г. Белозёрске мы встречаем образ воды небесной. В виде чего она изображена?
-Уточки под крышей.
Правильно. А вода как изображена?
-Волнами.
Слайд 7.
Между небом и землёй есть чистый прозрачный воздух. Он невидим, как же его изобразить?
-В виде птицы.
Лёгкая, как дыхание, вырезанная из дерева или расписанная яркими красками, она приносит счастье в каждый дом. Одновременно это знак души, которую имеет всё живое. И с детства каждый знает, что живую душу, как и птицу, нельзя обижать.
ЗНАКИ СОЛНЦА | ЗНАКИ ЗЕМЛИ | ЗНАКИ ВОДЫ |
| | |
Физминутка.
Организация групповой работы:
На столе у каждой группы карточка с заданием.
Задания:
1.Найти загадки о природной стихии.
2.Найти пословицу о природной стихии, объяснить её смысл.
3.На иллюстрациях найти все знаки своей стихии, изобразить их на листке.
На столе у каждой группы лежит пазл, собрав который, вы узнаете, с какой стихией вы будете работать.
Карточка с текстовой информацией.
Один костёр весь мир согреет. (Солнце)
В небе родился, в земле схоронился. (Дождь)
Шёл долговяз, в сыру землю увяз. (Дождь)
Маленькое, кругленькое, всему свету мило. (Солнце)
Не вода, не хлеб, но без него никто не проживёт. (Воздух)
Есть невидимка: в дом не просится, а прежде людей бежит, торопится.(Воздух)
Солнце, как родная матушка, никогда не обидит.
В запас воздухом не надышишься.
Вода всему госпожа: воды и огонь боится.
Каждая группа после подготовки выбирает того, кто будет выступать.
Выступление каждой группы.
Рефлексия.
Какую цель мы ставили перед собой?
-Выяснить, как изображались природные стихии в народном творчестве.
Как же они изображались?
-Воздух в виде птицы или синего цвета, в виде завитушек.
-Вода в виде волн, зигзагов.
-Солнце в виде круга, колеса, царя зверей, коня.
Какую проблему мы выдвигали?
-Выяснить, для чего люди изображали природные стихии.
Для чего же они их изображали?
-Они думали, что символы могут защитить их дом, семью от природных стихий.
А защищали они?
-Конечно же нет. Ни один знак или символ не может защитить человека от стихии.
Кто же может защитить?
-Сам человек может себя защитить.
А для чего мы это всё изучаем?
-Это наша историческая культура, это традиции нашего народа, их взгляды на жизнь.
Самооценка.
Оцените результаты своей деятельности на «Дереве успеха». Если вам было интересно, легко на уроке, во всём разобрались – выберите плод.
Если иногда были трудности, сомнения – цветок.
Если не разобрались в теме, было не интересно – жёлтый листочек.
Прикрепите свою самооценку на наше дерево успеха.