СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира по теме: Природные стихии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит конспект урока окружающего мира по теме: Природные стихии. УМК Перспектива.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира по теме: Природные стихии.»

Урок окружающего мира.

Учитель: Лебедева Л.А.

УМК «Перспектива»

Тема: Природные стихии в народном творчестве.

Цель: познакомить со значением стихий в жизни человека, изображением в прикладном искусстве и устном творчестве;

открыть содержательный смысл образного языка декоративно-прикладного искусства, его связь с явлениями жизни;

Задачи урока: формирование образовательных компетенций ( информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных) учащихся в предметной области окружающий мир по теме: «Природные стихии в народном творчестве»;

Методическая тема: формирование у детей критического взгляда на языческие воззрения и суеверия.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

формирование духовно-нравственных ориентиров в жизни учащихся через приобщение их к культурным традициям народа;

формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу;

развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися;

осознание собственных достижений при освоении темы.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

Познавательные: различать символы-образы природных стихий в народном творчестве;

использовать приобретённые знания для составления узора о символе стихии;

развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Коммуникативные: развивать умения работать в группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

познакомить детей с изображением природных стихий: воздуха, солнца, воды в прикладном искусстве и устном народном творчестве;

научить узнавать образы стихий в прикладном искусстве и устном народном творчестве;

расширять и углублять внимание детей к красоте и символическому смыслу изображений стихий, представленных в прикладном искусстве и устном народном творчестве.

Планируемые результаты: уметь классифицировать образы стихий по группам, по их смысловым значениям;

уметь найти и охарактеризовать образ стихии в духовно-нравственной жизни человека, через изображения в прикладном искусстве и устном народном творчестве;

знать несколько пословиц и загадок о природных стихиях.

Этапы урока:

  1. Самоопределение к деятельности.

Какое вещество называют самым главным на планете Земля? (воду)

Что называется невидимым сокровищем? (воздух)

Как называется самая ближайшая к Земле звезда? (солнце)

Как можно назвать их общей фразой? (неживая природа)

С чем всегда связана неживая природа? ( с живой природой)

Кто управляет живой и неживой природой? (человек)

Формулирование темы урока учащимися:

-Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

(Мы будем говорить о солнце, воздухе, воде и человеке.)

Солнце, воздух, вода – это природные стихии. И сегодня мы узнаем как природные стихии изображались в народном творчестве.

- А что вы считаете народным творчеством?

- Это различные постройки, предметы быта человека, орудия труда.

-Значит, мы познакомимся с изображением природных стихий на этих изделиях.

Постановка учебной задачи:

-Какую цель мы можем поставить перед собой?

Выяснить, как люди изображали образы природных стихий в народном творчестве.

Выдвижение проблемы:

-Какую проблему мы поставим для себя?

-Для чего люди использовали образы природных стихий?

Организация исследовательской работы:

-Как вы думаете, от чего зависела жизнь наших предков? Да, конечно же от стихий. Были ли они защищены от них? Нет.

Величие и красоту окружающего мира человек ощущал всегда, с глубокой древности. Прекрасны небо, солнце, чистый воздух, земные и небесные воды, цветущий мир растений. Ещё до появления научных знаний люди понимали, что жизнь на Земле невозможна без трёх природных стихий- солнечного света, воды и воздуха. Без них не было бы на планете ничего живого, а значит не было бы и человека. Поэтому всё, что для них было важно, они изображали в своём творчестве с помощью языка узоров.

- Ребята, рассмотрите внимательно иллюстрации и попробуйте найти изображения стихий. С помощью каких знаков изображали воду? Солнце? Воздух? Покажите это на иллюстрациях.

Работа по теме урока:

Слайд 1.

Наши предки высекали образы солнца и воды на камне, украшали знаками глиняную посуду, вводили образы природных стихий в кирпичную кладку стен. Сохраняя память о древних знаках, от матери к дочери передавались узоры вышивок на тканях.

Слайд 2.

Не земля родит , а небо – говорит русская пословица. Солнце издавна почиталось всеми народами, которые возделывали земли.

- Как вы думаете, почему?

-Потому, чтобы вырастить урожай, нужно солнечное тепло и свет.

Как нарядно, празднично выглядит дом, украшенный символами солнца. Жить в таком доме весело, уютно, он будто согрет солнцем, даже в дни ненастья. Солнце в виде круглых розеток можно найти на многих деревянных предметах народного быта.

Слайд 3.

Стихия небесного огня занимает одно из главных мест в народном творчестве. Огненным знаком может быть не только солнечный круг, но и царь зверей – лев, легконогий олень, прекрасная птица. Белый цвет игрушечного коника со знаками солнца на крупе и груди – тоже символ солнечного света. А вот красные огненные кони не дают забыть людям о чём?

Да, о грозовом небе и сверкании молнии.

Слайд 4.

Рассмотрите прекрасный светлый мир на прялках. Он представлен с помощью знаков, вырезанных на дереве. Давайте поучимся их читать. Пять круглых розеток наверху. Что это может так изображаться?

-Солнце.

Да, это движение солнца оно поднимается где?

-На востоке.

А садится где?

-На западе.

Какими знаками изображалась вода?

- Волной, зигзагом.

Люди издавна различали воду небесную и земную. Небесная вода в виде чего?

-Дождя.

А земная?

-В виде рек, озёр, родников.

Вот справа квадрат на расписной прялке – это земля. В центре что?

-Солнце.

А голубым цветом что могло быть изображено?

-Это воздух.

Правильно.

Слайд 5.

Роспись на бересте и дереве в северном селе на реке Мезень возникла много веков тому назад. Чёткие рисунки красной охрой и чёрной сажей сохранили для нас своеобразный рассказ далёких предков о том, как устроен наш мир. Как сладко напоён он живой водой с небес и водой, которую хранит земля.

Слайд 6.

В деталях древнего деревянного храма Ильи Пророка в г. Белозёрске мы встречаем образ воды небесной. В виде чего она изображена?

-Уточки под крышей.

Правильно. А вода как изображена?

-Волнами.

Слайд 7.

Между небом и землёй есть чистый прозрачный воздух. Он невидим, как же его изобразить?

-В виде птицы.

Лёгкая, как дыхание, вырезанная из дерева или расписанная яркими красками, она приносит счастье в каждый дом. Одновременно это знак души, которую имеет всё живое. И с детства каждый знает, что живую душу, как и птицу, нельзя обижать.

ЗНАКИ СОЛНЦА

ЗНАКИ ЗЕМЛИ

ЗНАКИ ВОДЫ



Физминутка.

Организация групповой работы:

На столе у каждой группы карточка с заданием.

Задания:

1.Найти загадки о природной стихии.

2.Найти пословицу о природной стихии, объяснить её смысл.

3.На иллюстрациях найти все знаки своей стихии, изобразить их на листке.

На столе у каждой группы лежит пазл, собрав который, вы узнаете, с какой стихией вы будете работать.

Карточка с текстовой информацией.

Один костёр весь мир согреет. (Солнце)

В небе родился, в земле схоронился. (Дождь)

Шёл долговяз, в сыру землю увяз. (Дождь)

Маленькое, кругленькое, всему свету мило. (Солнце)

Не вода, не хлеб, но без него никто не проживёт. (Воздух)

Есть невидимка: в дом не просится, а прежде людей бежит, торопится.(Воздух)

Солнце, как родная матушка, никогда не обидит.

В запас воздухом не надышишься.

Вода всему госпожа: воды и огонь боится.

Каждая группа после подготовки выбирает того, кто будет выступать.

Выступление каждой группы.

Рефлексия.

Какую цель мы ставили перед собой?

-Выяснить, как изображались природные стихии в народном творчестве.

Как же они изображались?

-Воздух в виде птицы или синего цвета, в виде завитушек.

-Вода в виде волн, зигзагов.

-Солнце в виде круга, колеса, царя зверей, коня.

Какую проблему мы выдвигали?

-Выяснить, для чего люди изображали природные стихии.

Для чего же они их изображали?

-Они думали, что символы могут защитить их дом, семью от природных стихий.

А защищали они?

-Конечно же нет. Ни один знак или символ не может защитить человека от стихии.

Кто же может защитить?

-Сам человек может себя защитить.

А для чего мы это всё изучаем?

-Это наша историческая культура, это традиции нашего народа, их взгляды на жизнь.





Самооценка.

Оцените результаты своей деятельности на «Дереве успеха». Если вам было интересно, легко на уроке, во всём разобрались – выберите плод.

Если иногда были трудности, сомнения – цветок.

Если не разобрались в теме, было не интересно – жёлтый листочек.

Прикрепите свою самооценку на наше дерево успеха.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!