8 класс
Тема: Физические и химические явления.
Цель урока: формирование химических компетенций учащихся посредством возможностей информационно – коммуникационной среды
Задачи урока:
Образовательные: формировать умение наблюдать явления, узнавать их и делать выводы на основе наблюдений; формировать умение проводить эксперимент в целях бережного отношения к здоровью; формировать умение объяснять значение явлений в жизни природы и человека; способствовать усвоению понятий «физические явления», «химические явления», «признаки химических реакций», «условия протекания реакций»
Воспитательные: воспитание убеждённости в познаваемости химической составляющей картины мира; формирование эстетического вкуса при наблюдении красоты явлений природы; воспитание бережного отношения к своему здоровью
Развивающие: развивать познавательную активность; развивать умение наблюдать окружающий мир, задумываться над его сутью, возможностью влияния на происходящие вокруг нас процессы; развивать навыки работы с компьютером
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы:
Основные понятия: физические и химические явления, химическая реакция, условия возникновения и протекания химической реакции.
Оборудование к уроку: интерактивная доска; компьютер, проектор; презентация урока в программе Power Point.
Химическое оборудование: свеча, ступка с пестиком, химические стаканы, пробирки, штатив, воронка, бумага фильтровальная.
Реактивы: мел, сульфат натрия, хлорид бария, медный купорос, щелочь, сахар-песок.
Ход урока:
Организационный момент.
На столе зажженная свеча (слайд № 2)
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела…
…Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела
стихотворения Б.Пастернака «Зимняя ночь»
Учитель: мы с вами изучаем науку «химия». Давайте вспомним ее определение.
(Химия – наука о веществах, их свойствах, превращениях и явлениях, сопровождающих эти превращения.)
Тема нашего урока – это как раз «явления, сопровождающие превращения».
Вопрос. Какие явления вы наблюдаете при горении?
Вопрос. Как называются такие явления?
Учитель записывает тему урока на доске (слайд № 3)Ученики записывают в тетрадях. Число и тему урока «Физические и химические явления. Химические реакции».
Цель нашего урока – изучить подробнее эти явления.
План урока: (слайд № 3 ).
Явления природы.
Сущность физических и химических явлений.
Значение физических и химических явлений.
Условия возникновения и протекания реакций.
Экзо- и эндотермические реакции.
Новый материал.
Мы знаем, что химия – это наука, которая изучает вещества и их свойства. Вокруг нас всегда находятся какие-либо вещества. Но всегда ли вещества остаются неизменными?
Учитель: как вы думаете – все ли явления в природе одинаковы, по сути?
Природа – это огромная лаборатория, в которой непрерывно происходит изменение агрегатного состояния, формы различных веществ, а также идёт образование новых веществ. Горные породы и минералы под воздействием солнца, воды, углекислого газа и других веществ постепенно разрушаются и превращаются в новые вещества. В зеленых растениях из углекислого газа и воды образуются глюкоза и крахмал. Человек превращает взятые из природы вещества (природный газ, нефть, руды) в необходимые ему бензин, резину, пластмассы, волокна, металлы. Часто в результате множества превращений получаются новые вещества, которых нет в природе. При всех этих явлениях происходит разрушение исходных веществ и формирование из их составных частей новых веществ.
Явления: извержение вулкана, образование инея, гниение листьев осенью, горение древесины, образование тумана, образование облаков, таяние льда, горение бумаги, скисание молока, плавление металла. (слайды № 4-8)
В природе нет веществ, которые не меняются. Даже построенные из самых прочных материалов здания, корабли и мосты постепенно разрушаются, и поэтому время от времени их надо восстанавливать. Планета Земля, на которой мы живем, не остается неизменной: возникают и исчезают горные хребты, сближаются и расходятся материки, мелеют реки и моря.
Любые изменения, которые происходят с телами называют явлениями. (пишут определение в тетрадь) (слайд № 9)
Учащиеся открывают учебник, находят стр.11 читают и записывают определения в тетрадь в виде схемы 4. Первичное закрепление знаний осуществляется в виде постановке 2-х вопросов и ответов на них в паре.2мин
Различают два вида явлений в природе: физические и химические.
Физическими называют явления, при которых у веществ изменяется форма, агрегатное состояние и. При физическом явлении могут изменяться все параметры или отдельно каждый из них.
Химическими называют явления, при которых образуются новые вещества с новыми свойствами. \
Запишите в рабочие тетради определения физических и химических явлений. Химические явления чаще называют химическими реакциями, т.е. химические реакции – это химические явления. (слайды № 10-11)
Давайте теперь на практике попробуем определить, какие явления являются физическими, а какие – химическими (слайды № 12-13)
Техника безопасности работы с химическим оборудованием и реактивами.
Полученные результаты заносим в таблицу.
№ опыта | Название опыта | Результат |
1 | Растирание кусочка мела. | Физическое явление |
2 | Разрезание бумаги. | Физическое явление |
3 | Диффузия перманганата калия. | Физическое явление |
4 | Взаимодействие раствора медного купороса с раствором щелочи. | Химическое явление |
5 | Взаимодействие сульфата натрия с раствором хлорида бария. | Химическое явление |
Опыт №1. В ступку поместили кусочек мела и растерли его пестиком. Что наблюдаем? Ответ: измельчение вещества, его переход из кристаллического состояния в порошкообразное. Вывод: само вещество (мел) при растирании не изменяется, изменяется только его физическое состояние.
Опыт №2. Разрезание бумаги. Что наблюдаем? Какое явление?
Опыт №3. Диффузия перманганата калия. Что наблюдаем? Какое явление?
Опыт №4. Взаимодействие раствора медного купороса с раствором щелочи. Что наблюдаем? Какое явление? Вывод: химическое явление – образование нового вещества (голубого осадка) с новыми свойствами.
Опыт №5. К раствору сульфата натрия прильем раствор хлорида бария. Что наблюдаем? Какое явление? Вывод: наблюдается образование белого осадка. Произошла химическая реакция.
Учитель. По каким признакам вы определяли, какое явление – химическое или физическое происходит?
Признаки химических реакций: (слайд № 14)
Запись в тетрадь учащегося.
Учитель. Обратимся к схеме химических явлений, какой из признаков мы не наблюдали? (Появление или поглощение теплоты).
Для его подтверждения мы просмотрим видеофрагмент «Вулкан». (слайд № 15)
- Что мы наблюдали в ходе видеофрагмента?
- Дым, пламя огня, раскаленная лава.
Как называются эти реакции в химии, вы узнаете из учебника.
Работа с учебником (О.С. Габриелян.)
Записать определение эндотермической и экзотермической реакции в тетрадь.
Учитель. При каких условиях происходят химические реакции?
Условия протекания: (слайд № 16)
Контакт веществ (измельчение, перемешивание, растворение).
Нагревание до определённой температуры:
А) необходимо для начала реакции.
Б) необходимо на протяжении всей реакции.
Учитель:
Какое значение имеют физические и химические явления?
Химические реакции лежат в основе жизни всех живых организмов. Назовите химический процесс, который вы изучали на уроках биологии, обеспечивающий существование всех живых организмов на Земле? (фотосинтез)
Химические реакции используются в быту. Ни одно производство не обходится без химических процессов.
Если химические реакции приносят пользу, то как их можно вызвать, какие условия необходимо создать для возникновения и протекания реакций.
Установите соответствие: (слайды № 17-18)
Вариант 1. Физические явления: _______
Вариант 2. Химические явления: _______
Морской прилив;
Кусочек свинца бросили в азотную кислоту, он «исчез», «растворился», при этом выделился бурый газ;
Лёд уронили, он разбился, и получилось несколько ледышек.
Растворение сахара в воде;
Появление ржавчины на железном гвозде;
Золотую проволоку вытянули в нить;
Сжигание бензина в двигателе внутреннего сгорания (в автомобиле);
Ледяная игрушка весной растаяла;
Высыхание дождевых луж;
Для приготовления теста в ложке смешали соду и уксусную кислоту;
Ответы (Взаимопроверка, в паре меняются тетрадями.)
Физические явления: 1, 3, 4, 6, 8, 9
Химические явления: 2,5, 7, 10
Домашнее задание: §3. Сделать подборку стихов, загадок, пословиц о химических и физических явлениях. (слайд № 19)
Рефлексия. В ходе урока вы пытались овладеть самым главным в процессе познания – умением находить истину с помощью доказательств, то есть проводить исследования. Многие ученые прошлых веков опирались в своих изысканиях лишь на интуицию и в результате нередко ошибались. (слайд № 19)
Вы же с помощью опытов нашли свою истину.
1. Сегодня я понял …
2. Теперь я могу…
3. Я приобрел….
4. Меня удивило …
5. Я попробую …
6. Мне захотелось поделиться…
Для закрепления знаний посмотрим несколько видеоопытов. Слайды № 17 – 23
«Вулкан»
«Дым без огня»
«Обугливание крахмала»
Интернетресурсы и литература:
http://sl.photo-traveller.net/Foto/Iceland/Iceland2011/115.jpg
http://lamut.livejournal.com/69842.html
http://glodeni2.ru/02/ch08_02_12.jpg
http://sad6sotok.ru/wp-content/uploads/2011/06/opavshie-listya.jpg
http://divmir.ru/wp-content/uploads/2012/05/Massa-iz-rasplavlennyih-porod.jpg
http://www.lbt.su/uploads/posts/2012-12/1356576243_078c81643af689f711a11f8b780.
http://inright.ru/media/3_17.jpg
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/6376/%D0%9C%D0%95%D0%A2%D0%90%D0%9B%D0%9B%D0%AB
http://www.upakovano.ru/articles/420906
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Animation_candle_flame.gif?uselang=ru
http://chemistry.150shelkovo011.edusite.ru/p91aa1.htm
Габриелян О.С. Химия 8 класс. М., Дрофа,2010,
Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия 8 класс. М., Дрофа, 2005,
Гузей Л.С., Сорокин В.В., Суровцева Р.П. Химия 8 класс, М., Дрофа, 2000.§ 4.10. Горение, с. 95-96
Исаев Д.С. Из опыта организации ученических исследований по химии на внеклассных занятиях в общеобразовательной школе. Тверь, 2007
,