СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира по теме "Термометр", 2класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по программе "Школа России"построен с учётом тебований ФГОС НОО.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира по теме "Термометр", 2класс»

Урок окружающего мира во 2 классе.

Учитель: Косьяненко Наталья Николаевна

Тема: «Термометр»

Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся понятия о термометре и его назначении.

Тип урока: ОНЗ

Планируемые метапредметные результаты:       

1) Формирование личностных УУД: адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

2) Формирование регулятивных УУД: целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и  неизвестно;  оценка (самооценка) - осознание учащимся качества и уровня усвоения, позитивное признание своих ошибок и выбор способов действия нацеленных на улучшение уровня усвоения материала;

3) Формирование познавательных УУД: выполнение знаково-символических действий (моделирование) для  выделения существенного и структурирование знаний для построения речевого высказывания в устной форме; распознавание объектов, наделённых «выведенными» существенными признаками; построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез, их обоснование/опровержение.

4) Формирование коммуникативных УУД: развитие монологической речи, способности строить речевое высказывание понятное для окружающих; адекватно использовать средства общения, работая в группе, в паре.

Формы работы: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Технологии: проблемно-диалоговая, игровая

Оборудование:

  • Термометры: уличный, комнатный, медицинский, водный, модель термометра.

  • Модели индивидуальных термометров

  • Слова шкала, корпус, резервуар, подкрашенная жидкость.

  • Рабочая тетрадь: А. А. Плешаков «Рабочая тетрадь 2 класс. 1 часть

  • Стаканы с холодной и тёплой водой.

  • Картина «Осень» с ошибками.


Ход урока.


  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок, начался урок.

Нам нужны терпение и внимание

Чтобы получить новые знания.


  1. Актуализация знаний.

-У нас в природе осень. Назовите число и месяц.

-Рассмотрите картину «Осень» и найдите ошибки.

(Дети не могут купаться и загорать, нет такого обилия цветов, трава осенью уже не такая зеленая.)

- А какие сезонные изменения в природе мы можем наблюдать?

(Дети перечисляют)

- Какова основная причина изменений?

(Похолодание.)

- Что мы чувствуем, когда говорим похолодание?

( Бросает в дрожь, зубы стучат, приходится одеваться теплее, озноб, и т.д.)

- А если похолодание небольшое, мы его не сможем ощутить. Тогда как быть?


  1. Создание проблемной ситуации.

- Посмотрите небольшую сценку, постарайтесь найти ответ.

Разыгрывается небольшая сценка – миниатюра детьми.


Катя: Женя, ты что все время кутаешься?

Женя: Я совсем замерзла!


Катя: Да, что ты, ведь в комнате тепло!

Женя: А мне кажется – холодно.


- Чтобы не спорить, скажите мне тепло в комнате или нет?

(У детей возникают тоже разные мнения)


  1. Побуждение к формулированию учебной проблемы

- Кто же прав? Мы не можем этого сказать. Почему? Какой возникает вопрос?

(Мы еще не знаем, как определить тепло в комнате или нет.)


- И с помощью какого прибора это сделать мы тоже пока не знаем.

(Учитель показывает различные виды термометров)


- Какова же будет тема сегодняшнего урока?


  1. Формулировка проблемы

- Как определять температуру.


  1. Актуализация проблемы, постановка задач урока.

- Сегодня мы узнаем о термометре, научимся с его помощью определять температуру. А для чего это надо уметь?

(Сможем узнать температуру воздуха на улице и в классе, определим температуру воды, тела, почвы. Сможем помочь Жене и Кате – узнать тепло в комнате или нет.)


- Для кого особенно важна температура воздуха? (Людей, животных, растений).


  1. Подводящий к решению проблемы диалог. Поиск решения.

- Все вы дома видели термометр. Лежит себе спокойненько в коробочке. Потом мама берет его, ставит вам градусник, и он показывает температуру тела. Что с ним происходит?

( Он показывает температуру маме.)


  1. Самостоятельное добывание знаний. Строение термометра.

- Рассмотрите термометр. Им измеряют температуру воздуха. А изобрел его шведский физик и астроном Андерс Цельсий в 1742 году.

- Из чего он состоит?

( Трубочка с жидкостью, корпус, деления.)

- Правильно. В корпусе термометра есть шкала, на ней нанесены деления и числа, а в трубочке подкрашенная жидкость или ртуть.

(На доску рядом с моделью термометра вывешиваются таблички с названиями частей термометра).


- Середина шкалы – это нуль. Отсюда начинается отсчёт температуры. Значения выше нуля записываются со знаком плюс + 10⁰, значения ниже нуля записываются со знаком минус - 10⁰. Читать такую температуру можно по-разному.


  1. Формулировка новых знаний.

- Конец столбика жидкости в трубке указывает на число градусов.

- Посмотрите на этот термометр. Что видите?

( На нем нет значений ниже нуля.)

- Это термометр для измерения температуры воды. Почему на нем нет значений ниже нуля?

(Потому что, наверное, вода замерзает.)

- А теперь давайте рассмотрим мамин термометр, которым она измеряет вам температуру. Чем он отличается?

( Значения начинаются с 34 и заканчиваются 41. А еще значение 37 красным цветом выделено. И жидкость странная.)

- Это термометр для тела. В нем вместо жидкости использована ртуть. У живого человека температура не может быть ниже 35 градусов и выше 41.


Инсценирование стихотворения С. Михалкова «Тридцать шесть и пять».


У меня опять: Тридцать шесть и пять!

Озабоченно и хмуро я на градусник смотрю:

Где моя температура? Почему я не горю?

Почему я не больной? Я здоровый! Что со мной?

У меня опять: Тридцать шесть и пять!

Живот потрогал – не болит! Чихаю – не чихается!

И кашля нет! И общий вид такой, как полагается!

И завтра ровно к девяти придётся в школу мне идти

И до обеда там сидеть – читать, писать и даже петь!

И у доски стоять, молчать, не зная, что же отвечать…

У меня опять: Тридцать шесть и пять!

Я быстро градусник беру и меж ладоней долго тру,

Я на него дышу, дышу и про себя прошу, прошу:

«Родная, миленькая ртуть! Ну, поднимись ещё чуть – чуть!

Ну, поднимись хоть не совсем –

Остановись на «тридцать семь»!»

Прекрасно! Тридцать семь и два! Уже кружиться голова!

Пылают щёки (от стыда!)…

Ты нездоров, мой мальчик? Да…

Я опять лежу в постели –

Не велели мне вставать.

А у меня на самом деле – Тридцать шесть и пять!

- Какая температура у здорового человека считается нормальной? А если человек заболел? Вот почему она выделена на шкале красным цветом.

- Разными термометрами измеряют температуру воздуха, воды, почвы, тела человека.

10. Физминутка

  1. Практическая работа: «Принцип работы термометра»

- Я предлагаю провести опыт. И посмотреть, как там все происходит.

Дети делятся на группы и производят опыт по нагреванию термометра тёплой водой.

- Почему «ползет» жидкость?

(Может ее что-то толкает, может ей становится жарко и она убегает и т.д.)

- Понятно. Кто думает иначе?

- При нагревании все вещества расширяются. Цветная жидкость выходит из резервуара в трубочку, и столбик её удлиняется. На этом основана работа термометра.

- А почему жидкость перестает ползти?

(Потому что настолько нагрелась.)

- Верно ребята. Жидкость в термометре поднялась выше значения нуль, потому что вода была теплая. Так же определяется и температура воздуха.

- Я предлагаю провести ещё один опыт. Вот здесь, в стакане вода из-под крана. Поставьте термометр. Посмотрим, что будет.

(Жидкость поползла вниз! Опустилась ниже нуля.)

- Чем выше поднялась подкрашенная жидкость в термометре – тем теплее воздух, горячее вода. Если температура ниже нуля – значит воздух холодный.

12 . Применение новых знаний.

Чтение и сравнение температур.

- Прочтите по-разному: +6⁰, –3⁰, –15⁰, +24⁰, 0⁰

- В какое время года мы можем наблюдать эти температуры? Какая температура приемлема для помещения?

- Покажите на своих моделях эти температуры.

- Сравните: +48⁰ … +54⁰ +12⁰ … –12⁰


–60⁰ … –30⁰ –8⁰ … 0⁰


+23 ⁰… –2⁰ +4⁰ … 0⁰

  1. Закрепление нового материала

Блиц-опрос

- Какие виды термометров вы знаете?

- Как устроен термометр?

- В каких единицах измеряется температура?

- Какую температуру называют плюсовой? Минусовой?

- При какой температуре замерзает вода?

- Как ты оденешься, если на термометре +20⁰, +5⁰?

- Когда мы говорим мороз: - 20⁰ или -2⁰?

- Для кого важна температура?

- Можно ли судить о температуре воздуха по показаниям термометра, который установлен под прямыми лучами солнца?

Самоконтроль.

- Откройте тетради на стр. 10 – 11. Сделайте задания №2, №3.

Фронтальная проверка.

  1. Итог урока.

- Я вас поздравляю. Сегодня вы сами узнали, как определить температуру.

- Кто из вас теперь уверенно сможет определять температуру и работать с разными термометрами?

- Давайте же разрешим спор Жени и Кати: Тепло ли у нас было в классе?

(Дети высказывают свои мнения)

  1. Домашнее задание

- Отслеживайте температуру воздуха на улице в течение недели и заносите наблюдения в таблицу.

  1. Рефлексия.

- Кто сегодня самый счастливый из вас, рад полученным знаниям?

- Похвалите себя, пожмите друг другу руки.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя