СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира по теме: "Великая война. Великая победа"(4 класс УМК "Перспектива")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-исследование проведен в виде  дискуссии по осноным вопросам темы. Форма работы - групповая.

 Основные  цели урока - формирование представления учащихся о В.О.В., героизме  советского народа; воспитание исторической памяти у учащихся на основе уважительного отношения к истории государства и памяти защитников Родины.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира по теме: "Великая война. Великая победа"(4 класс УМК "Перспектива")»

Урок по курсу «Окружающий мир» в 4 классе.


Тема: «Великая война. Великая победа»

Тип урока:

Объяснение нового материала.

Форма урока:

Урок-исследование.


Цели: формирование представления учащихся о В.О.В., героизме советского народа; воспитание исторической памяти у учащихся на основе уважительного отношения к истории государства и памяти защитников Родины.


Задачи: расширение мировоззрения школьников на основе изучаемого материала; развитие критического мышления; воспитание чувства патриотизма, гражданственности, благодарности к героям В.О.В.;

Оборудование:


- ТСО (магнитофон, мультимедийный проектор, экран);

- карточки со словами для групповой работы;

- карта «Великая Отечественная война»;

- материалы для дискуссии;


ХОД УРОКА

1.Мобилизация на урок

2. Актуализация знаний: проверка д.з (фронтальный опрос, карточки, тест)

3.Самоопределение к деятельности. Целеполагание.(Даты, надо рассказать о событиях, найти лишнюю дату)

Великой Отечественной войне мы знаем из книг, воспоминаний ветеранов, музейных экспозиций, а еще из писем. Фронтовых писем.

Треугольником сложен пожелтевший листок.

В нём печаль отступленья иль сигналы тревог?

А быть может вся правда фронтовых голосов?

– Но в этом истлевшем от времени письме можно прочитать лишь «… идёт Великая война, но ждёт нас и Великая победа…». Ребята, вы видите, не дошла до нас правда этого письма. Хотите ли вы, открыть его истину? Тогда давайте проведём исследовательскую работу по теме «Великая война и Великая победа».

– Думаю, что совместная деятельность – лучший путь к истине и вы сможете сегодня доказать, почему и в солдатском письме, и в ваших учебниках рядом со словами «война» и «победа» употребляется именно слово «Великая»?

III. Постановка проблемной ситуации и её разрешение методом дебатов

– Итак, 1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война.

– Кто же стал главным ее виновником? Найдите ответ на этот вопрос во втором абзаце на стр. 140 учебника. (Руководители фашистской Германии.)

– С какой целью они развязали войну? (С целью мирового господства).

– А, может, цель войны была благородной? Ведь 12 сентября 1936 года на съезде нацистской партии Гитлер заявил: «Если бы Урал, Сибирь и Украина находились в подчинении Германии, то немцы жили бы в изобилии, каждый немец имел бы для жизни более, чем достаточно».

– Адольф Гитлер. Преступник или патриот? Чтобы прийти к правильному решению, предлагаю провести дебаты. Ведь истина рождается в споре.

– Предлагаю 1 группе доказать, что Гитлер – патриот своего народа, потому что он заботился о процветании своей Родины.

Вопросы для обсуждения первой группе.

– Хотели бы вы жить в процветающей, богатой стране?

– Должен ли руководитель страны заботиться об улучшении жизни своего народа, о процветании Родины?

2 группа докажет, что Гитлер – преступник.

Вопросы для обсуждения второй группе.

– Хотели бы вы жить в изобилии за счёт угнетения и страданий другого народа?

– Можно ли даже ради самых высоких целей оправдать убийства?

3 группа изучит документы, внимательно выслушает своих одноклассников и сделает вывод: Гитлер – преступник или патриот?

Материалы для обсуждения третьей группе.

Гитлер мечтал о покорении всего мира. Он говорил: «Мы должны развить способы уничтожения людей». Гитлер пропагандировал фашизм (Идеи, направленные на уничтожение свободы и прав человека, на подготовку захватнических войн.)

На международном суде над гитлеровцами все доказательства говорили об одном: фашисты – варвары и убийцы.

– Возьмите материалы к дебатам (на розовых листах). У вас 30 секунд на подготовку.

IV. Проведение дебатов

Учитель. Какие аргументы у 1 группы в пользу того, что Гитлер – патриот?

– А что на это скажет 2 группа?

– 1 группа, продолжайте доказывать свою точку зрения.

– Какие возражения будут у 2 группы?

– Слово предоставляется 3 группе. Как вы считаете, Гитлер – преступник или патриот? Таким образом, мы нашли истинные причины начала войны и доказали, что Гитлер – военный преступник.

V. Составление кластера «Великая война»

– Продолжим работу. Нам предстоит составить летопись войны СССР с фашистской Германией и доказать, что война действительно была Великой. Для этого вы должны быть очень внимательными и из полученной информации делать правильные выводы.

1) Многочисленная армия вторжения.

Учитель. Ночь 22 июня 1941 года.(под музыку Лебедева-Кумача «Священная война»). Ранним утром, в 4 часа, нарушив пакт о ненападении, без объявления войны фашистская Германия и её союзники обрушили на нашу страну удар невиданной в истории армии вторжения: (Приложение, слайд)

190 дивизий, численность которых составляла 5 миллионов человек, 4000 танков, 47000 орудий, 4300 самолётов, 250 кораблей.

– Делаем вывод из этих данных, почему войну можно назвать Великой?

(Ответ детей: многочисленная армия вторжения.)

– Молодцы, первое доказательство найдено, будьте и дальше такими же сообразительными.

2) Продолжительная.

– Кто из вас знает, сколько лет продолжалась ВОВ?

За это время наши войска прошли от Бреста до Москвы – 1000 км, от Москвы до Берлина – 1600 км. Всего 2600 км, которые на поезде можно преодолеть за четверо суток, самолётом за 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски – 4 долгих года, 1418 дней! Итак, какую ещё характеристику, исходя из этого, мы дадим войне в доказательство того, что она была Великой? (Ответ детей: продолжительная.)

– Верный ход мыслей, приготовьтесь найти следующее доказательство.

3) Жестокая, беспощадная.

– Фашистское руководство требовало беспощадного уничтожения не только воинов Красной армии, но и всего гражданского населения Советского Союза. Немецким солдатам и офицерам, были вручены памятки, в которых говорилось: «… убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, – убивай, этим ты спасёшь от гибели себя, обеспечишь будущее своей семьи и прославишься на века».

– Как еще можно охарактеризовать эту войну из вышесказанного? (Ответ детей: жестокая, беспощадная.)

4) Отечественная, народная.

– Чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины весь народ вступил в смертельную схватку с коварным, жестоким и беспощадным врагом. Победа ковалась не только на полях сражений. Продолжим поиск, работая впарах За 30 секунд вам предстоит выяснить, кто кроме солдат Красной армии боролся с фашистами и приближал победу.

– Итак, судьба страны решалась не только на полях сражений, но и в тылу, который снабжал фронт всем необходимым, и на захваченной врагом территории, где действовали партизаны и подпольщики. На борьбу с фашистами поднялись и женщины, и старики, и дети. Продолжим цепочку доказательств. Как называется война, на которой сражается весь народ, всё Отечество? (Ответ детей: отечественная, народная.)

VII. Релаксация

– Ребята, а во время передышек между боями солдаты писали домой письма, отдыхали, слушали и пели песни. Давайте и мы сейчас отдохнём. Встаньте, потянитесь, расправьте плечи, присядьте и закройте глаза.– Откройте глаза. Скажите, о ком думали наши солдаты на фронте?

Замечательно, эта мысль приведёт нас сейчас к следующему доказательству величия войны

5) Справедливая, освободительная.

– Продолжим поиск истины. На ваших столах отрывки из писем немецких и русских солдат. Внимательно изучите их, сопоставьте и скажите, какую цель преследовали русская и немецкая армии?

Последнее письмо А. Голикова жене. 28 июня 1941 года.

«Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зелёные деревья, цветы в саду яркие-яркие. У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, как эти цветы, и счастливая. За Родину и умереть не страшно».

2 группа

Письмо немецкого ефрейтора Херрманна. 27 июня 1941 года.

«За сегодняшний день мы сильно продвинулись вперёд. Авиация ведёт активные действия. Наши бомбардировщики сбивают один русский самолёт за другим. Их почти уже не осталось».

Письмо Героя Советского Союза В. Клочкова жене и дочери. 25 августа 1941 года.

«Для будущего всех детей, для своей дочки я готов отдать всю кровь каплю за каплей. В случае чего, жалей и воспитывай нашу дочку, говори ей, что отец любил её и за её счастье бил паразитов».

3 группа

– Опираясь на содержание писем, скажите, какая цель войны была у немецких солдат? А за что сражались русские солдаты? Итак, со стороны немцев велась война захватническая, несправедливая. А какую войну вёл наш народ? (справедливую, освободительную.) Вот вы открыли и ещё одну правду ВОВ.

6) Героическая.

Именно поэтому неимоверные испытания, выпавшие на долю наших соотечественников, не согнули их перед захватчиками, не сломили их волю. Для разгрома врага они отдавали все силы, не жалели своих жизней. Продолжаем собирать доказательства величия этой войны. Составьте предложения из слов, которые лежат у вас на столах в конвертах.

VIII. Работа в группах

На предложение защитникам Брестской крепости сдаться немцы получили ответ, написанный кровью на куске полотна.

1 группа читает собранное предложение «Все умрём за Родину, но не сдадимся!»

На подступах к Москве наши бойцы стояли на смерть, но не пропустили врага в столицу. Перед смертельным боем политрук Василий Клочков произнёс слова, которые стали крылатыми.

2 группа зачитывает: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва».

Перед казнью мужественная партизанка Зоя Космодемьянская гордо произнесла:

3 группа – «Это счастье – умереть за свой народ!».

Героями в этой войне были не только люди, ими стали даже города. Прочитайте о них на стр. 140, 141 учебника. Назовите города-герои. (Учитель показывает их на карте.)

Догадались, почему ещё войну назвали Великой? (Ответ детей: героическая).

7) Самая разрушительная и кровопролитная.

– Посмотрите на «Книгу памяти», такие издания есть в каждом городе и районе нашей большой страны. Здесь записаны имена погибших на фронтах Великой Отечественной войны. История не знает более чудовищных преступлений, чем те, которые совершили гитлеровцы. В результате фашистского нашествия в руины превратились десятки тысяч городов и деревень, наша страна потеряла около 27 млн. человек. Какой можно назвать войну, исходя из этих данных? (ответ детей: самая разрушительная и кровопролитная.) Это была самая разрушительная и кровопролитная война 20 века. Итак, мы нашли доказательства того, что война была Великой.

IX. Составление летописи ВОВ

– А теперь продолжим составление летописи ВОВ и увидим через какие важные события шёл наш народ к Победе. У каждой группы индивидуальное задание: соотнести даты и события (работа в группах).

Вы должны узнать, когда произошли события, которые у вас записаны на карточках, и прикрепить их на доске под соответствующими датами. Приступаем работать с учебником на страницах, указанных в синей карточке.

Даты. События

Сентябрь 1941. Начало блокады Ленинграда

Декабрь 1941 – начало 1942. Победа под Москвой. Советская армия перешла в наступление

Лето 1942 – февраль 1943. Бои за Сталинград. Победа под Сталинградом.

Лето 1943. Победа под Курском. Начало крупного наступления советской армии.

1944. Освобождение территории СССР от фашистских захватчиков.

1945 год 9 мая День Победы над фашистской Германией.

Учитель читает летопись.

– Мы победили в Великой войне, а, значит, и победа была какой? (Великой).

X. Итоги работы.

– Ребята, нам удалось открыть правду солдатского письма и доказать, что война 1941 – 1945 годов – Великая, как и победа в ней? Именно поэтому, мы не имеем права забывать ужасы той войны, имена солдат, погибших ради жизни новых поколений, ради своей страны.

XII. Рефлексия (на фоне музыки «День Победы»)

– Дойдя до Берлина, русские солдаты оставляли на стенах Рейхстага – здания, где заседало фашистское правительство – надписи о войне и мире. Представьте, что мы с вами в Берлине. Что бы вы написали о войне и мире, обратившись ко всем людям, живущим на нашей планете.

XIII. Домашнее задание

– Ответив на вопросы учебника, вы узнаете, какой след в жизни вашей семьи оставила ВОВ.












































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!