УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:
«Почему нужно есть много овощей и фруктов?»
Цели: сформировать понятие о роли витаминов в жизнедеятельности организма.
Тип урока: открытие нового знания
Задачи: - систематизировать и расширить знания об овощах и фруктах,
способствовать пониманию их значения в жизнедеятельности человека
- познакомить детей с витаминами, раскрыть их значение для здоровья
человека
- показать, что правильное питание – залог здоровья, хорошей
физической формы и хорошего настроения
- создать условия для понимания учащимися необходимости
соблюдения правил гигиены
Планируемые результаты:
Предметные результаты: научатся: различать овощи и фрукты, группировать их; соблюдать правила гигиены при употреблении овощей и фруктов;
получат возможность научиться: находить необходимую информацию в различных источниках, выдвигать предположения и доказывать их;
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные: общеучебные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о разнообразии и значении овощей и фруктов в питании человека.
Личностные результаты: уважительное отношение к иному мнению.
Ход урока.
I Организационный момент.
Солнце красное проснулось
В гости к нам пришло с утра
Всем ребятам улыбнулось
Начинать урок пора!
- ребята, посмотрите, сегодня у нас на уроке гости. Как хорошо, что вы все вместе и все здоровы. Давайте покажем гостям, как замечательно мы работаем.
II Вызов.
- Ребята, прочитайте, под каким девизом мы будем работать на уроке?
- Мы умеем думать,
Мы умеем рассуждать.
Что полезно для здоровья,
Мы и будем выбирать.
- О чем будем сегодня говорить? (О здоровье)
- вспомним правила зож
- А что полезно для здоровья?( пр пит)
- Что значит правильно питаться?(есть мн ов и фр)
- Назовите тему урока?
. Определение целей урока:- Чему будем учиться?( 1. Научиться различать … и … 2. Выяснить, чем полезны … и … 3. Узнать интересные сведения об … 4. Сформулировать правило ЗОЖ) На уроке мы научимся различать овощи и фрукты. Узнаем, что такое витамины. Поговорим о гигиене питания.
Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик приглашают нас в путешествие в страну Здорового питания.
- Путешествуя, мы должны ответить на вопрос: “ Почему нужно есть много овощей и фруктов?”.
Будьте очень внимательны, потому что на планете водится Злючка - Грязючка. Она может помешать нашему путешествию.
- В решении проблемы нам будут помогать наши верные друзья Мудрая Черепаха и Муравьишка- Вопросник.
III Осмысление.
1.-Мы отправимся в путешествие. Итак, в путь!
-Мы прибыли на станцию. Отгадайте, загадки:
Круглое, румяное,
Я расту на ветке;
Любят меня взрослые
И маленькие детки. ( Яблоко)
С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин –
Это спелый ... (апельсин)
- Как назвать их, одним словом?
- Итак, станция Фруктовая.
- Какие на вкус фрукты? (сладкие, исключение лимон - кислый)
- Где растут фрукты?
-Какие растения называют фруктами?
-Фрукты–это такие сладкие растения, которые растут в саду.
Работа в паре
- Все ли эти фрукты растут в садах нашей местности?
- Разделите фрукты на две группы. ( 1 ученик у доски, остальные на партах)
- Почему вы так разделили фрукты?
- В какую группу мы определим этот фрукт? (авокадо
2 Послушайте отрывок из стихотворения и узнаете, какую станцию мы сейчас посетим. - На этой станции нас встречает Хозяйка.
Хозяйка однажды с базара пришла
Хозяйка с базара домой принесла
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу.
- Кто запомнил, что принесла хозяйка? Как это назовем, одним словом? В какой стране мы оказались, кто догадался?
Обнаружили неизвестный предмет! Покажите его? Что это?(слайд)
- Можете с уверенностью сказать, что это фрукт /овощ?
2.- Откуда можно получить информацию, как думаете?
- У вас на столе зеленый лист, на котором стоит знак вопроса? Переверните его и внимательно прочитайте. (Фото и рассказ о топинамбуре)
- Итак, какую новую информацию вы добыли? Что это?
- Что это овощ или фрукт?
- Теперь вы можете определить его место? Куда? Почему?
- Что узнали про топинамбур?
- Вот так выглядит топинамбур на поверхности.(слайд)
- Проверим. Сосчитайте сколько овощей. Назовём их
-Какие овощи на вкус? (несладкие, исключение морковка, сладкий перец)
- Где они растут?
- Итак, что же такое овощи? В группах вывод сделайте.
- Давайте сравним наши выводы.
- Овощи - это такие несладкие растения, которые растут на грядках, в огороде, в поле
-Как же отличить фрукты от овощей? (Фрукты растут на деревьях, а овощи - на грядках, в поле).
-А что общего будет у овощей и фруктов?
(Человек употребляет их в пищу, и они являются растениями).
3. Игра «Вершки и корешки» .
Изображены герои сказки «Мужик и медведь», овощи: свёкла, капуста, морковь, картофель, лук, репа,помидор, чеснок, редиска, перец
- У героев этой сказки тоже был огород. Назовите сказку. Кто автор?
- Кто в этой сказке остался голодным? Почему?
- Поможем медведю, положим ему в корзину съедобную часть овощей: «вершки» или «корешки».
- Теперь медведь голодным не останется. Но о чём должен помнить медведь и мы с вами, прежде чем начнёт есть овощи? (Их нужно мыть) \
- Почему?
5. Беседа о витаминах.
- Для чего же нам нужно есть так много овощей и фруктов? (В них есть витамины) а следующей поставленной задачей будет задача…(узнать, чем полезны овощи и фрукты)
- как вы думаете, с какой целью человек выращивает овощи и фрукты? называется эта станция: Витаминная.
- а кто может объяснить, что такое витамины?
- Что вы знаете о витаминах?
- Что бы вы хотели ещё узнать о витаминах?
- а почему же витамины так важны для человека?
- прочитайте в учебнике на с. 55 вывод жирным шрифтом и скажите, что такое витамины?
- Витаминов очень много, но в овощах и фруктах больше всего витаминов, которые называются А, В, С. Слово витамин иностранное, витамины обозначаются тоже иностранными латинскими буквами.
- О них мы узнаем послушав сценку.
- что вы узнали о витамине А (В, С)?
-а что происходит с человеком, если он не получает достаточного количества витаминов?
-где можно приобрести витамины?
-а какие витамины полезнее: из аптеки или из сада-огорода? И почему?
- черепаха и вопросик тоже слушали рассказ витаминов и у них возник спор: какой витамин важнее? а ваше мнение? (я думаю)- Кто запомнил название нового, очень полезного овоща, с которым вы сегодня встретились? (Топинамбур богат витаминами В и С)
- Пользу от овощей и фруктов можно получит только когда они сырые или вареные?
Это ваше второе открытие!ВСЕ ОВОЩИ И ФРУКТЫ - ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ
Физк
- почему злючка-грязючка является врагом для овощей и фруктов? - что нужно делать, чтобы этого врага одолеть?
- а какие последствия могут быть, если мы не будем соблюдать это правило?
- черепаха и вопросик правило не забыли,
Овощи, фрукты помыли,
Молодцы они, и вот,
Решили борщ сварить и компот.
Помыть помыли,
А что куда класть позабыли.
6.Работа в рабочей тетради. - найдите муравья и черепаху в тетради.
- что варит черепаха? А муравей?
-придумайте задание. (Сварим суп и компот).
6. Сухофрукты. Практическая работа. Работа в группе
- Ребята, зимой у нас не растут овощи и фрукты. Как можно их заготовить, чтобы сохранить витамины?
- Правильно, засушить. Как же будут называться СУХИЕ ФРУКТЫ?
СУХОФРУКТЫ
- Сейчас вы будете исследователями и откроете тайну сухофруктов.
- На тарелках лежат сухофрукты. Назовите их.
(Курага, чернослив, урюк, изюм, инжир)
- Попробуйте сухофрукты на вкус, определите, какой фрукт засушили и положите рядом с сухофруктами соответствующие картинки фруктов.
- Итак, проверяем ваши предположения.
Учитель называет сухофрукты, а дети называют фрукт, из которого он приготовлен.
- В чём мы можем найти витамины зимой? ( В сухофруктах)
IV Рефлексия.
-со всеми задачами справились, давайте ответим на главный вопрос урока:
Какой вопрос мы задавали в начале урока? ( почему же нужно есть много овощей и фруктов?
Получили ответ на этот вопрос?
Какие открытия вы сделали сегодня?
- Что полезного для себя вы возьмете с этого урока?
Итак, почему же нужно есть много овощей и фруктов? Ответьте , используя кластер, который у нас получился. (Приложение 2)
( Чтобы быть здоровым нужно есть много овощей и фруктов.
В них много витаминов А,В,С.
Витамин А содержится в моркови, красном перце, петрушке, томатах, зелёном луке, абрикосах, щавеле, салате. Он очень важен для зрения и здоровья зубов.
Витамин В есть в свёкле, яблоках, репе, салате. Он нужен, чтобы быть сильным, иметь хороший аппетит, не плакать.
Витамин С содержится в чесноке, капусте, лимоне, апельсинах, кабачках, томате, киви. Он необходим, чтобы не простужаться, быстрее выздоравливать, быть бодрым.
Зимой витамины хорошо сохраняются в сухофруктах.)
- Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов.
- Молодцы! Я думаю, что теперь вы все будете есть овощи, фрукты, ягоды. Ваш организм будет получать витамины и все вы будете здоровы. Я всем желаю здоровья! -со всеми задачами справились, давайте ответим на главный вопрос урока: почему же нужно есть много овощей и фруктов?
- ребята, какова цель нашего урока была?
-кто может его кратко сформулировать? (правильное питание) – можно помочь вывести правило – каким должно быть питание? (карточка)
-а еще, кто желает, дома подберите загадки о фруктах и овощах, загадки ищите мало известные, и рисунок-отгадку
-закройте тетради, спокойно сидим, и скажите, как называется картина, на которой художники изображают овощи и фрукты?
(СЛАЙД : яблоки)– мы создадим свой натюрморт, который покажет ваше настроение в конце урока: выберите нужное яблочко, сзади у него оторвите аккуратно пленку, теперь по рядам выйдите к доске и свое яблоко на тарелку поместите
- замечательный натюрморт у нас получился, вы, ребята, молодцы, спасибо за урок!
Игра «Повар»
Учащиеся превращаются в воображаемых поваров и выполняют задания:
Задание для команды «Фрукты»:
Что можно приготовить из картофеля? (картофельное пюре, запеканка, котлеты, начинку для пирожков, вареники). А еще можно картошку запечь на костре, добавить в супы и салаты, испечь оладьи. В картофеле есть витамины и микроэлементы.
Задание для команды «Овощи»:
Что можно приготовить из капусты. (щи, тушенная капуста, салат из капусты, квашенная капуста, пирожки из капусты). Из капусты можно приготовить голубцы, шницель, вареники.