1 класс окружающий мир «Почему радуга разноцветная?»
(УМК «Школа России,учебник Плешакова А.А.)
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Я прочитаю стихотворение, а вы по содержанию показывайте движения.
Почему повсюду лужи? (Дети разводят руками и помахивают плечами.)
Мама зонтик свой берет.
Почему же? Почему же?
Потому что …… (Хором: «Дождь идет!»)
Дети хлопают в ладоши, показывая какой сильный дождик.
Однажды Муравей – Вопросик попал под сильный дождик и спрятался под зонтиком. А когда дождь почти закончился, появилось солнце. Счастливый Муравьишка посмотрел вокруг и вдруг на небе он заметил чудо….
А какое?
Отгадайте загадку:
Что за чудо – красота!
Расписные ворота
Показались на пути.
В них ни въехать, ни войти.
-Что появилось на небе?
Правильно. Радуга!
3. Тема урока. Постановка проблемного вопроса.
Да, ребята, мы сегодня с вами поговорим о радуге. Должны узнать, что такое радуга, как и когда она появляется.
- Дети, кто из вас видел радугу?
- Какое настроение было?
- Когда в небе появляется радуга? (когда светит солнце и идет дождь.)
Чтение стихотворения Н. Михайловой:
Солнце светит и смеется,
А на Землю дождик льется.
И выходит на луга
Семицветная дуга.
- Сколько цветов у радуги?
- Как поэтесса назвала радугу в стихотворении?
Все вы видели, что капелька бесцветная, и лучик бесцветный.
Проблемный вопрос. Почему же радуга разноцветная? Как вы думаете?
4. Решение проблемной ситуации, изучение нового материала.
- На что попадают в небе солнечные лучи?
(на капельки дождя)
- Что происходит с солнечными лучами?
(распадаются на разноцветные лучики)
- Что при этом образуется?
(Радуга)
Объяснение учителя.
Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще попадают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Оно светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная радуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.
- Что такое радуга?
(Это солнечное свечение)
Солнечные лучи, попадая на капельку дождя, распадаются на разноцветные лучики. Главный «художник» в природе солнце.
Чтение объяснения Мудрой черепахи по учебнику.
5. Физкультурная минутка.
6. Постановка проблемного вопроса.
Кто знает, из каких цветов состоит радуга?
В радуге 7 цветов, и все они всегда расположены в одном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.
Проблемный вопрос. Как запомнить их по порядку и очень быстро?
7. Решение проблемной ситуации, изучение нового материала.
Что бы запомнить цвета радуги, люди придумали такие фразы- подсказки: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» или «Как однажды Жан- Звонарь голубой сломал фонарь».
8. Обобщение ответов учащихся.
Слово «Радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая радуга. «Райская дуга» называли ее в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга. Радуга появляется только тогда, когда одновременно идет дождь и светит солнце. Иногда на небе можно увидеть не одну, а две радуги. А очень редко – даже три или четыре. Когда дождь стихает, будто кто – то стирает радугу с неба.
9. Первичное закрепление знаний.
А) Работа по учебнику.
- Что делают Черепаха и Муравей?
- Как вы думаете, что они хотят получить?
- Может ли у них получиться радуга?
- Почему?
Б) Где еще можем мы наблюдать маленькие «радуги» в жизни, вокруг себя. (Брызги фонтана, мыльные пузыри, искры снега, сверкающие в морозный день.)
В) Работа в паре.
- Помогите Муравью правильно составить радугу.
10. Физкультурная минутка.
11. Вторичное закрепление.
Проверка знаний по форме теста.
12.Домашнее задание по выбору.
Поискать загадку про радугу.
Выучить стихотворение о радуге.
Выучить фразы-подсказки.
13. Рефлексия. Итог урока.
Организация групповой работы.
1 группа – нарисовать радугу на листе бумаги.
2 группа – нарисовать «мастеров», которые строят радугу(солнышко и дождик)
Проверка.
1 группа – если правильно, то дети рисуют на радуге глазки, носик, ротик.
2 группа – Ребята, а кто же «мастерит радугу»?
- Как получается радуга?
- Почему радуга получилась веселой?
- Чему она рада?
- Кто запомнил все ее цвета?
- Молодцы!