Урок по окружающему миру по теме: «Погода и климат»
ОС «Школа 2100». Авторы: А. В. Вахрушев, Д. Д. Данилов, А. С, Раутиан, С. В. Тырин. 2 класс, ФГОС
Составила Дударева Надежда Михайловна, учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22 г. Калуги».
Цели урока:
Научить различать погоду и климат
Научиться описывать погоду и объяснять причины происходящих природных явлений.
Оборудование: термометры: уличный, комнатный, медицинский; календарь погоды, мультимедийный проектор.
1.Самоопределение деятельности. Организационный момент
Дождик землю поливает
И деревья умывает.
Что- то он сказать хотел,
К нам в окошко залетел.
Он решил нам подсказать,
Что урок пора начать.
2. Создание проблемной ситуации и актуализация знаний.
- Почему на Земле происходит смена времён года? (Слайд 1) (Приложение – Презентация)
–Отличается ли погода в разное время года?
- В какое время года солнце поднимается на небе выше?
- Почему летом в тени теплее, чем на солнечной стороне зимой? (Слайд 2)
- Если в нашем Северном полушарии зима, то в Южном полушарии, какое время года?
- Как вы думаете, одинаковая ли погода на Земном шаре? А климат?
Чем, по вашему, мнению погода отличается от климата?
3. Постановка учебной задачи.
- Сегодня на уроке мы будем учиться различать погоду и климат, самостоятельно наблюдать погоду и описывать её состояние.( Слайд 3)
4.Разрешение проблем. Систематизация имеющихся знаний.
-На какой планете мы живём?
-Как вы думаете, что окружает Землю?
Что такое атмосфера?
(Земля окутана, как одеялом, мощной воздушной оболочкой – атмосферой.) (Слайд 4) АТМОСФЕРА
-Как вы думаете, в космосе холодно или тепло?
-Предположим, что мы собрались лететь на Луну, сможем ли мы там жить?
- Посмотрите на нашу планету из космоса. Нам не видно материков и океанов. (Слайд 5)
-Какие атмосферные явления мы можем наблюдать на Земле?
-Что позволяет нам получить объективные сведения о тепле и холоде?
-Как мы определяем, какую одежду надеть, чтобы выйти на улицу?
-Что такое погода?
-Что определяет погоду? (Слайд 6)
-Что позволяет нам получить объективные сведения о тепле и холоде?
-Как мы определяем, какую одежду надеть, чтобы выйти на улицу?
-Что такое погода?
-Что определяет погоду?
Ответы детей. (Слайд 7)
а) Температура воздуха (Слайд 8)
- Температуру воздуха мы определяем при помощи термометра. Термометры бывают разные:
Медицинский – для измерения температуры тела человека или животных; (Слайд 9)
Водный – для измерения температуры воды; (Слайд 10)
Воздушный – для измерения воздуха в комнате или на улице; (Слайд 11)
На всех термометрах есть шкала, по которой можно определить измеряемую температуру. Но есть ли различия между термометрами? (Слайд 12)
+ Они не все одинаковые.
- Но нас интересует уличный термометр для измерения воздуха на улице. (Слайд 13)
- Что можете сказать об уличном термометре?
+ Ответы детей
- Шкала термометра имеет градуировку от + 50° до - 50° , так как теплее и холоднее температура воздуха у нас не бывает – поэтому нам хватает этой шкалы.
- Как же записать температуру? Эту задачу решили тоже – если нужно обозначить тепло выше 0°, то перед цифрой, обозначающей количество делений – градусов ставят знак плюс ( + ) -положительная температура, а перед холодной знак минус ( - )- отрицательная температура. У термометра есть стеклянная трубочка с подкрашенной жидкостью .
Вывод: Итак, при помощи чего мы измеряем температуру воздуха?
Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
б) Ветер (Слайд 14)
Опыт: учитель открывает окно, чтобы в класс ворвался поток свежего воздуха.
- Что вы почувствовали?
- Что же такое ветер?
+ Это движение воздуха.
Презентация.
- Посмотрим на наших героев.
-Где они находятся?
- Так как же возникает ветер?
Ответы детей.
Прохладный ветер с реки дует на берег, там он согревается и поднимается вверх, а его место занимает снова прохладный воздух.
Ветер может быть разным по своей силе. (Слайд 15)
Силу ветра можно выразить такими словами:
Безветрие Слабый ветер Умеренный ветер Сильный ветер Ураган
Сильный ветер или ураган может приносить большие неприятные последствия и жертвы (Слайд 16)
Чем отличается ветер в разные времена года?
Итак, мы поговорили о ветре. Что же такое ветер?
в) Облачность и осадки (Слайд 17)
-Теперь поговорим об облачности и осадках, о том, как образуются осадки, как ветер и сила тяжести помогает воде путешествовать.
(Слайд 18)
Дожди, туманы, росы, лёд –
Нам всем нужна вода.
Такой её круговорот,
В природе навсегда!
- Как образуются осадки?
- Как ветер и сила тяжести помогают воде путешествовать?
- Я сегодня хочу вам рассказать сказку о капельке, которая путешествовала. (Слайд 19)
Сказка о капельке
Жили-были маленькие капельки воды: одни капельки весело плескались на волнах в море, другие лежали на листьях деревьев, третьи – просто на земле. А вверху светило яркое солнышко. Капельки, греясь лучами теплого солнышка, становились воздушными и могли летать. (Слайд 20)
И вот однажды капельки решили полететь к солнцу. Они поднимались все выше и выше. Чем выше капельки поднимались, тем холоднее становился воздух. Капельки мерзли и превращались в маленькие льдинки. Они сбились в кучку и так продолжали подниматься вверх. А снизу к ним в кучку добавлялись новые капельки, и они тоже замерзали. Так получилась туча, которая все росла и росла. (Слайд 21)
Когда туча стала совсем большой, капелькам трудно было удержаться в туче, и они, сцепив ручки, стали опускаться вниз в виде снежинок. Внизу у земли воздух был гораздо теплее, так как было лето, и маленькие льдинки-снежинки снова превратились в капельки воды. Одни капельки упали в море, реку, другие – на землю, третьи – на деревья. (Слайд 22)
Через некоторое время, согревшись, капельки снова пустились в путешествие к солнышку и обратно. Но теперь, когда наступила зима, и воздух у земли стал холодным, замерзшие капельки опустились на землю снежинками. (Слайд 23)
Так на земле происходит постоянный круговорот воды. (Слайд 24)
.
-В атмосферном воздухе всегда содержится вода в воде пара. Он бесцветный и прозрачный и поэтому невидим. Когда в воздухе находится мало пара то иногда в небе можно наблюдать такую картину – безоблачность. При охлаждении пар превращается в мельчайшие лёгкие капельки, из которых состоят облака. Покрывая небо, они создают облачность. (Слайд 26) Если облака продолжают охлаждаться, капли тяжелеют и выпадают на землю в виде осадков. По виду облаков можно предсказывать погоду: перед дождём облака превращаются в тучи. (Слайд 27)
-Поговорим о видах осадков.
-Какие осадки вы знаете? (Слайды 25-27)
- Что же такое погода?
(Слайд 28, 29)
-Поговорим о климате.
-Что такое климат?
Климат – это характерная (регулярно повторяющаяся) смена погодных условий в течение года. (Слайд 30)
- Как вы думаете в разных частях Земного шара разный климат или одинаковый?
-В каком полушарии мы живём?
5. Работа в группах.
-Вам нужно выполнить следующее задания: определите погоду для нашей местности в разные времена года.
1 группа- зима.
2 группа- весна.
3 группа-лето.
4 группа- осень.
- Для каждого участка земного шара один и тот же характерный режим погоды повторяется из года в год.
Зима - зима суровая, продолжается 5 месяцев – с ноября по март. Морозы могут достигать до - 40° - 50°,может быть оттепель - 0°, средняя температура около -15°, ветра обычно бывают холодные, может быть ясная безоблачная погода, могут быть облака и снеговые тучи, осадки в виде снега.
Весна - весна короткая, начинается в апреле. Обычно к концу апреля снег на полях сходит. В мае обычно устанавливается тёплая погода, распускаются растения, средняя температура около +10°, ветра обычно бывают тёплые, может быть ясная безоблачная погода, могут быть облака и грозовые тучи, осадки в начале весны могут быть в виде снега, а в основном в виде дождя.
Лето – лето длится 3 месяца. Наиболее жаркая погода в конце июля начале августа. Иногда температура воздуха поднимается до +40°, средняя температура около +25°, ветра обычно бывают тёплые, может быть ясная безоблачная погода, могут быть облака и грозовые тучи осадки в основном в виде дождя.
Осень – осень начинается в сентябре, но бывает обычно ещё солнечно, а в октябре в основном осадки в виде дождя и мокрого снега, холодный ветер, средняя температура около +10°.
- Какое сейчас время года?
-Какая сегодня погода?
-Наблюдать за погодой и вести записи можно в дневнике наблюдений. (Слайды 32-33)
- Чем отличается погода от климата? (Слайд 34)
Ответы детей.
Задание второе: определите, что относится к климату, а что к погоде?
6. Применение новых знаний.
-Предположим, что мы с вами отправляемся путешествовать в разные части земного шара.
-На стр. 77 учебника нам предлагают выбрать нужную одежду, если мы отправляемся путешествовать. ( работа в парах)
-Выполните задание № 5 на стр.23 в рабочей тетради.
7. Рефлексия деятельности (итог урока).
-Вы хорошо поработали. Теперь попробуйте ответить на вопрос:
-Что такое погода и что такое климат?
-Как вы оцените свою работу на уроке?
-Какой вывод можно сделать в конце урока?
-Что нового узнали?
-Чему научились? (Слайд 35)
7.Домшнее задание.
Стр. 70-77, читать, рабочая тетрадь, стр. 22, № 1, 3. ( Слайд 36)