СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира «Погода и климат».ОС «Школа 2100». Авторы: А. В. Вахрушев, Д. Д. Данилов, А. С, Раутиан, С. В. Тырин. 2 класс, ФГОС НОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  1. Научить различать погоду и климат
  2. Научиться описывать погоду и объяснять причины происходящих природных явлений.

Оборудование: термометры: уличный, комнатный, медицинский; календарь погоды,  мультимедийный  проектор.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира «Погода и климат».ОС «Школа 2100». Авторы: А. В. Вахрушев, Д. Д. Данилов, А. С, Раутиан, С. В. Тырин. 2 класс, ФГОС НОО»

Урок по окружающему миру по теме: «Погода и климат»

ОС «Школа 2100». Авторы: А. В. Вахрушев, Д. Д. Данилов, А. С, Раутиан, С. В. Тырин. 2 класс, ФГОС

Составила Дударева Надежда Михайловна, учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22 г. Калуги».

Цели урока:

  1. Научить различать погоду и климат

  2. Научиться описывать погоду и объяснять причины происходящих природных явлений.

Оборудование: термометры: уличный, комнатный, медицинский; календарь погоды, мультимедийный проектор.

1.Самоопределение деятельности. Организационный момент

Дождик землю поливает
И деревья умывает.
Что- то он сказать хотел,
К нам в окошко залетел.
Он решил нам подсказать,
Что урок пора начать.

2. Создание проблемной ситуации и актуализация знаний.

- Почему на Земле происходит смена времён года? (Слайд 1) (Приложение – Презентация)

–Отличается ли погода в разное время года?

- В какое время года солнце поднимается на небе выше?

- Почему летом в тени теплее, чем на солнечной стороне зимой? (Слайд 2)

- Если в нашем Северном полушарии зима, то в Южном полушарии, какое время года?

- Как вы думаете, одинаковая ли погода на Земном шаре? А климат?

Чем, по вашему, мнению погода отличается от климата?

3. Постановка учебной задачи.

- Сегодня на уроке мы будем учиться различать погоду и климат, самостоятельно наблюдать погоду и описывать её состояние.( Слайд 3)

4.Разрешение проблем. Систематизация имеющихся знаний.

-На какой планете мы живём?

-Как вы думаете, что окружает Землю?

Что такое атмосфера?

(Земля окутана, как одеялом, мощной воздушной оболочкой – атмосферой.) (Слайд 4) АТМОСФЕРА

-Как вы думаете, в космосе холодно или тепло?

-Предположим, что мы собрались лететь на Луну, сможем ли мы там жить?



- Посмотрите на нашу планету из космоса. Нам не видно материков и океанов. (Слайд 5)

-Какие атмосферные явления мы можем наблюдать на Земле?

-Что позволяет нам получить объективные сведения о тепле и холоде?

-Как мы определяем, какую одежду надеть, чтобы выйти на улицу?

-Что такое погода?

-Что определяет погоду? (Слайд 6)





-Что позволяет нам получить объективные сведения о тепле и холоде?

-Как мы определяем, какую одежду надеть, чтобы выйти на улицу?

-Что такое погода?

-Что определяет погоду?

Ответы детей. (Слайд 7)











а) Температура воздуха (Слайд 8)

- Температуру воздуха мы определяем при помощи термометра. Термометры бывают разные:

Медицинский – для измерения температуры тела человека или животных; (Слайд 9)

Водный – для измерения температуры воды; (Слайд 10)

Воздушный – для измерения воздуха в комнате или на улице; (Слайд 11)

На всех термометрах есть шкала, по которой можно определить измеряемую температуру. Но есть ли различия между термометрами? (Слайд 12)

+ Они не все одинаковые.

- Но нас интересует уличный термометр для измерения воздуха на улице. (Слайд 13)

- Что можете сказать об уличном термометре?

+ Ответы детей

- Шкала термометра имеет градуировку от + 50° до - 50° , так как теплее и холоднее температура воздуха у нас не бывает – поэтому нам хватает этой шкалы.

- Как же записать температуру? Эту задачу решили тоже – если нужно обозначить тепло выше 0°, то перед цифрой, обозначающей количество делений – градусов ставят знак плюс ( + ) -положительная температура, а перед холодной знак минус ( - )- отрицательная температура. У термометра есть стеклянная трубочка с подкрашенной жидкостью .

Вывод: Итак, при помощи чего мы измеряем температуру воздуха?



Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.



б) Ветер (Слайд 14)

Опыт: учитель открывает окно, чтобы в класс ворвался поток свежего воздуха.

- Что вы почувствовали?

- Что же такое ветер?

+ Это движение воздуха.



Презентация.



- Посмотрим на наших героев.

-Где они находятся?

- Так как же возникает ветер?

Ответы детей.

Прохладный ветер с реки дует на берег, там он согревается и поднимается вверх, а его место занимает снова прохладный воздух.

Ветер может быть разным по своей силе. (Слайд 15)

Силу ветра можно выразить такими словами:

Безветрие Слабый ветер Умеренный ветер Сильный ветер Ураган

Сильный ветер или ураган может приносить большие неприятные последствия и жертвы (Слайд 16)

Чем отличается ветер в разные времена года?

Итак, мы поговорили о ветре. Что же такое ветер?

в) Облачность и осадки (Слайд 17)

-Теперь поговорим об облачности и осадках, о том, как образуются осадки, как ветер и сила тяжести помогает воде путешествовать.

(Слайд 18)

Дожди, туманы, росы, лёд –
Нам всем нужна вода.
Такой её круговорот,
В природе навсегда!

- Как образуются осадки?

- Как ветер и сила тяжести помогают воде путешествовать?

- Я сегодня хочу вам рассказать сказку о капельке, которая путешествовала. (Слайд 19)

Сказка о капельке

Жили-были маленькие капельки воды: одни капельки весело плескались на волнах в море, другие лежали на листьях деревьев, третьи – просто на земле. А вверху светило яркое солнышко. Капельки, греясь лучами теплого солнышка, становились воздушными и могли летать. (Слайд 20)

И вот однажды капельки решили полететь к солнцу. Они поднимались все выше и выше. Чем выше капельки поднимались, тем холоднее становился воздух. Капельки мерзли и превращались в маленькие льдинки. Они сбились в кучку и так продолжали подниматься вверх. А снизу к ним в кучку добавлялись новые капельки, и они тоже замерзали. Так получилась туча, которая все росла и росла. (Слайд 21)

Когда туча стала совсем большой, капелькам трудно было удержаться в туче, и они, сцепив ручки, стали опускаться вниз в виде снежинок. Внизу у земли воздух был гораздо теплее, так как было лето, и маленькие льдинки-снежинки снова превратились в капельки воды. Одни капельки упали в море, реку, другие – на землю, третьи – на деревья. (Слайд 22)

Через некоторое время, согревшись, капельки снова пустились в путешествие к солнышку и обратно. Но теперь, когда наступила зима, и воздух у земли стал холодным, замерзшие капельки опустились на землю снежинками. (Слайд 23)

Так на земле происходит постоянный круговорот воды. (Слайд 24)

.

-В атмосферном воздухе всегда содержится вода в воде пара. Он бесцветный и прозрачный и поэтому невидим. Когда в воздухе находится мало пара то иногда в небе можно наблюдать такую картину – безоблачность. При охлаждении пар превращается в мельчайшие лёгкие капельки, из которых состоят облака. Покрывая небо, они создают облачность. (Слайд 26) Если облака продолжают охлаждаться, капли тяжелеют и выпадают на землю в виде осадков. По виду облаков можно предсказывать погоду: перед дождём облака превращаются в тучи. (Слайд 27)

-Поговорим о видах осадков.

-Какие осадки вы знаете? (Слайды 25-27)

- Что же такое погода?

(Слайд 28, 29)

-Поговорим о климате.

-Что такое климат?





Климат – это характерная (регулярно повторяющаяся) смена погодных условий в течение года. (Слайд 30)

- Как вы думаете в разных частях Земного шара разный климат или одинаковый?

-В каком полушарии мы живём?



5. Работа в группах.

-Вам нужно выполнить следующее задания: определите погоду для нашей местности в разные времена года.

1 группа- зима.

2 группа- весна.

3 группа-лето.

4 группа- осень.



- Для каждого участка земного шара один и тот же характерный режим погоды повторяется из года в год.

Зима - зима суровая, продолжается 5 месяцев – с ноября по март. Морозы могут достигать до - 40° - 50°,может быть оттепель - 0°, средняя температура около -15°, ветра обычно бывают холодные, может быть ясная безоблачная погода, могут быть облака и снеговые тучи, осадки в виде снега.

Весна - весна короткая, начинается в апреле. Обычно к концу апреля снег на полях сходит. В мае обычно устанавливается тёплая погода, распускаются растения, средняя температура около +10°, ветра обычно бывают тёплые, может быть ясная безоблачная погода, могут быть облака и грозовые тучи, осадки в начале весны могут быть в виде снега, а в основном в виде дождя.

Лето – лето длится 3 месяца. Наиболее жаркая погода в конце июля начале августа. Иногда температура воздуха поднимается до +40°, средняя температура около +25°, ветра обычно бывают тёплые, может быть ясная безоблачная погода, могут быть облака и грозовые тучи осадки в основном в виде дождя.

Осень – осень начинается в сентябре, но бывает обычно ещё солнечно, а в октябре в основном осадки в виде дождя и мокрого снега, холодный ветер, средняя температура около +10°.

- Какое сейчас время года?

-Какая сегодня погода?

-Наблюдать за погодой и вести записи можно в дневнике наблюдений. (Слайды 32-33)

- Чем отличается погода от климата? (Слайд 34)

Ответы детей.

Задание второе: определите, что относится к климату, а что к погоде?



6. Применение новых знаний.

-Предположим, что мы с вами отправляемся путешествовать в разные части земного шара.

-На стр. 77 учебника нам предлагают выбрать нужную одежду, если мы отправляемся путешествовать. ( работа в парах)

-Выполните задание № 5 на стр.23 в рабочей тетради.



7. Рефлексия деятельности (итог урока).



-Вы хорошо поработали. Теперь попробуйте ответить на вопрос:

-Что такое погода и что такое климат?



-Как вы оцените свою работу на уроке?

-Какой вывод можно сделать в конце урока?

-Что нового узнали?

-Чему научились? (Слайд 35)



7.Домшнее задание.

Стр. 70-77, читать, рабочая тетрадь, стр. 22, № 1, 3. ( Слайд 36)