СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира, посвященный празднованию 800 летия со дня рождения князя А. Невского

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок знакомит учащихся с жизнью и деятельностью А. Невского, значением для русского народа его подвигов. Материал содержит беседу о личности А. Невского, краеведческий материал о великом полководце,презентацию.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира, посвященный празднованию 800 летия со дня рождения князя А. Невского»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 72» город Ярославль















Методическая разработка урока

по окружающему миру для 4 класса







Автор: Лищук Наталья Владимировна, учитель начальных классов

1 категории (тел. 89206521356)



















Г. Ярославль

2020 г.

Содержание работы:

  1. Особенности реализации урока…………………………………………2

  2. Методическая концепция урока………………………………………...2

  3. Личностные, метапредметные и предметные результаты урока……..3

  4. Материально-техническое обеспечение урока………………………...4

  5. Конспект урока…………………………………………………………..5

  6. Технологическая карта………………………………………………….16

  7. Приложение……………………………………………………………...41

  8. Список литературы……………………………………………………………….54















































  1. Особенности реализации урока

Предмет: окружающий мир

Класс: 4 класс

Тема урока: «Великий князь Александр Ярославович Невский: бремя славы.»

Место урока в разделе программы: данный урок входит в состав большой темы «Страницы истории Отечества» (19 часов), проводится в 3 четверти (или конце второго триместра) и включает элементы практической работы (поиск изучаемых объектов на исторической карте).











  1. Методическая концепция урока

Замысел урока: знакомство учащихся с жизнью и делами Александра Невского, значением для русского народа его подвигов. Данная разработка содержит конспект и презентацию «Великий князь Александр Ярославович Невский: бремя славы», которое способствует формированию патриотических чувств, нравственных ориентиров, расширению знаний об исторической действительности, а также развитию умений формировать свое мнение, отображать в речи новые понятия, используя функции остаточного слуха. Занятие содержит беседу о личности Александра Невского, краеведческий материал о сохранении памяти о великом русском полководце, рефлексивно-оценочный материал. В презентации представлены иллюстрации и текстовый материал.

   







Цели и задачи урока:

Цель урока:

Знакомство обучающихся с героическим прошлым нашего Отечества, сохранение исторической памяти.

Задачи урока:

Познакомить учащихся с историей жизни Александра Невского как выдающегося полководца – защитника и спасителя Руси.

Учить работать с картой.

Развивать познавательную активность, коммуникативные навыки, устную речь учащихся.

Познакомить с духовно-нравственными взаимосвязанными понятиями: герой, защитник, слава, православие.

Воспитывать любовь к Родине.





Содержание урока с включением регионального компонента:

Технологии, используемые на уроке:

Методы: частично-поисковые, объяснительно-иллюстративные.

Форма организации: работа в парах, фронтальная

Технологии: сотрудничества, ИКТ, игровая, проблемного обучения.

Содержание: знакомство учащихся с жизнью и делами Александра Невского, значением для русского народа его подвигов. Занятие содержит беседу о личности Александра Невского, краеведческий материал о сохранении памяти о великом русском полководце, рефлексивно-оценочный элемент. Логика изложения и содержание урока соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования. Особое внимание уделено региональному компоненту – месту рождения А. Невского (г. Переславль – Залесский Ярославская область), что создает ощущение причастности каждого к происходящим событиям и укреплению патриотизма.





Принципы отбора материала: материал соответствует программе и возрастным особенностям учащихся. Отбор содержания урока осуществлён на основе следующих ведущих принципов: многообразия мира; целостности мира; уважения к миру.



Средства и формы оценивания образовательных результатов: Текущий контроль по окружающему миру по данной теме осуществляется в письменной и устной форме. Письменная работа для текущего контроля проводится в форме исторического диктанта. Она состоит из нескольких однотипных вопросов. Устная форма – в виде опроса. Нормы оценок знаний учащихся соответствуют нормам, указанным в рабочей программе.







  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты урока

Ожидаемые результаты:

Личностные:

Осознание себя патриотом своей страны.

Воспитание в себе чувства патриотизма.

Метапредметные:

Регулятивные:

Умение определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

Умение составлять план выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

Умение реализовывать план выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

Умение корректировать выполненные задания на уроке под руководством учителя и одноклассников.

Познавательные:

Умение отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы и всего класса.

Коммуникативные:

Умение участвовать в дискуссии на уроке.

Умение доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.

Умение соблюдать простейшие нормы речевого этикета: выступать с монологом после получения разрешения, не перебивать, благодарить, использовать специальную лексику.

Умение слушать и понимать речь других.

Умение работать в группе и в коллективе.

Предметные:



Понимание значения патриотизма в жизни человека и общества;

Понимание роли исторической личности в формировании нравственных качеств человека.





  1. Материально – техническое обеспечение урока

презентация «Битва на Чудском озере» (смотри в приложении);

план-карта «Ледовое побоище», «Невская битва» (смотри в приложении);

фонозапись оперы С. С. Прокофьева «Александр Невский» (хор «Вставайте люди добрые»);

Репродукция картины Корина П.Д." Александр Невский ", репродукция картины Н. Рериха" Александр Невский поражает Ярла Биргера" (смотри в приложении).

Плешаков А. А., Новицкая «Окружающий мир: учебник для 4 класса начальной школы», М.: Просвещение, 2018.

Технические требования:

компьютер, мультимедийный проектор, экран,

подключение к сети Internet.









  1. Конспект урока

Ход урока:

  1. Организационный момент. (1 мин)

Прозвенел опять звонок,

Пригласил нас на урок.

И начинаем мы опять

По истории Отечества шагать.

Чтобы всё понятным стало,

Потрудиться нам надо немало.

  1. Мотивация к учебной деятельности. (5мин.)

Назовите раздел учебника, который мы сейчас изучаем. Давайте вспомним самое основное и выполним исторический диктант. Работа в парах.

Что общего: Игорь, Ярослав, Святослав, Владимир, (КНЯЗЬ)

Сторона горизонта, противоположная востоку: (ЗАПАД)

Не вода, не суша - на лодке не уплывёшь, ногами не пройдёшь. (БОЛОТО)

Причина, по которой монголо-татары так стремительно захватили почти всю Русь

Город, в котором археологи нашли целую пачку упражнений мальчика Онфима?

2. Проверка домашнего задания. (3 мин)

- Расскажите о походах хана Батыя на Русь.

- Кто одновременно с монголами вторгался в пределы русской земли? (На ослабленную нашествием Батыя Русь, собрали значительные силы шведы. Их поддержали католические священники, которые хотели обратить русских в католическую веру. Ещё угроза пришла в виде немецких рыцарей-крестоносцев.)

3. Создание проблемной ситуации. (3 мин)

В Новгороде в это время княжил сын Ярослава Всеволодовича, молодой князь Александр. Кто знает, что означает имя Александр? (В переводе с греческого имя Александр означает «защитник людей»)

- Своё имя юный князь Александр оправдал. Он всегда защищал свой народ, своё Отечество от врагов.

- Что такое Отечество? (Родина, Русь, родная земля.)

- Кто такие защитники Отечества? (Те, кто защищает Родину)

- Можно ли защитников Отечества назвать героями? Почему? (Защитники -герои, они отдают свою жизнь ради Отечества.)

- Сегодня вы узнаете о защитнике нашего Отечества – князе Александре Невском.

4. Открытие нового знания. (5 мин)

Александр Невский. Краткая биография.

С давних времен Русь славилась своими богатырями, людьми сильными, смелыми, любящими свою родную землю, свою Родину. Наша страна, огромная, богатая природными ресурсами, животным и растительным миром, омываемая морями и океанами на протяжении многих веков подвергалась нападению иноземных завоевателей. Но все они получали достойный отпор, т. к. их встречали мужественные русские воины под руководством талантливых полководцев. Об одном из них мы сегодня и будем вести речь. Это – древнерусский князь Александр Невский.

В 2008 году телеканал Россия организовал проект «Имя России». 520.000 россиян отдали свой голос за древнерусского князя Александра Невского. Из глубины веков перед нами встаёт его образ.

АЛЕКСАНДР - по-гречески означает защитник людей. Этим красивым, мужественным именем назвал своего второго сына новгородский князь Ярослав Всеволодович, известный не только своей храбростью, но крутым нравом. И сын этот впоследствии прославился, и стал особенно любим на Руси. И в наши дни глубоко почитают в России и верующие и неверующие святого благоверного князя Александра Невского.

АЛЕКСАНДР родился в 1219 году в Переславле ( ныне Переславле – Залесском, одном из городов нашей Ярославской области, который находится недалеко от Москвы) незадолго до страшного бедствия - нашествие монголо-татар на Русь. Уже с трёх лет Александра отлучили от матери, княгини Феодосии, и отдали на воспитание княжеским воинам. Малыша посадили на коня и дали в руки оружие. Вскоре начали учить грамоте. И в военном деле, и в чтении и письме Александр быстро преуспел. Он вырос, превратился в ловкого, сильного отрока, который любил читать и прекрасно писал. В те времена чтению учились по Священному Писанию. Александр полюбил слово Божие и хорошо его усвоил. Заповеди Христовы глубоко проникли в сердце мальчика.

Уже с 1228года юный Александр начал княжить в Новгороде со своим старшим братом Федором под присмотром бояр. Новгородцы восхищались своим князем - красивым, высоким, с сильным голосом, гремевшим, как труба. Но впереди всех ждали страшные испытания.

После смерти Федора Александр становится старшим сыном Ярослава Всеволодовича. В 1236 он был посажен на новгородское княжение, а в 1239 женился на полоцкой княжне Александре Брячиславне. В первые годы своего княжения ему пришлось заниматься укреплением Новгорода, поскольку с востока грозили монголы-татары.



5. Постановка цели урока:

- В конце урока мы с вами должны ответить на вопрос: почему князя Александра православная церковь причислила к лику святых?



6. Постановка темы урока.

Ребята, послушайте фрагмент из оперы С. С. Прокофьева «Александр Невский» (хор «Вставайте люди добрые»)

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?



7. Работа над темой урока. (15 мин)







В июле 1240 г. 100 шведских кораблей с десантом встали на стоянку в устье Невы. Их цель была грабительской, они пришли, чтобы разорять города. О приближении вражеского войска новгородцы были оповещены дозором. Шведы, утомившись морским переходом, устроили себе отдых. Простые воины отдыхали на кораблях. Начальникам и рыцарям слуги поставили шатры на берегу. Шведы был уверены, что новгородцы не смогут собрать такую силу, как у него. Князь Александр решил — немедля идти к Неве и, пока враги отдыхают, ударить по ним. У Александра была только своя небольшая дружина и отряд воинов-новгородцев. Было утро 15 июля 1240 года. Протрубил рог. Дружина во главе с самим Александром нанесла по шведам удар. Завязался жестокий бой. Александр находился в самой гуще сражавшихся. Он распоряжался как полководец и бился как воин. Александр бился со шведским военачальником Биргером и ранил его в лицо. Дружинник Савва подрубил шатёр Биргера, шатёр упал, шведы дрогнули и побежали к кораблям, на которых приплыли. Сражение закончилось к вечеру. Весть о победе разнеслась по всей Руси. После этой битвы князь Александр получил почётный титул «Невский».



Репродукция картины Н. Рериха. Александр Невский поражает Ярла Биргера. 







После победы над шведами князя Александра очень полюбили в народе. Но забеспокоились новгородские бояре и купцы. Они боялись потерять свою власть в Новгороде. И князь был вынужден покинуть Новгород.

Вскоре после невской победы в русских землях снова появился враг. На Русь напали немецкие рыцари-крестоносцы. Они пришли на Русь с целью уничтожить православие на Руси и утвердить свою религию, католическую. Эмблемой рыцарей был крест и меч, поэтому их и называли крестоносцами. Враг захватил город Псков и стал продвигаться к Новгороду. Новгородцы, чувствуя смертельную опасность, попросили Александра Ярославича защитить Новгород.

Князь Александр согласился, сказав: «Не Новгород иду защищать, а землю русскую».

Решающее сражение произошло 5 апреля 1242 года на Чудском озере. Князь выбрал место сражения не случайно. Александр знал, что немецкое войско строилось в виде клина: его острие — одетые в тяжёлые латы рыцари, их кони тоже покрыты железом и по бокам клина тоже рыцари, а внутри этой подвижной брони — пехота. Такое боевое построение немецких рыцарей называлось «кабанья голова». Неудержимо и грозно движется «кабанья голова» на противника, рассекает его строй, проходит сквозь шеренги, дробит затем на части и уничтожает сопротивляющихся и бегущих.

У Александра было в основном пешее войско. Полк левой руки и полк правой руки, что по обе стороны от срединного, слабее. Это было известно военачальникам крестоносцев. И Александр решил, что срединный полк будет состоять из ополченцев — горожан и селян, вооруженных копьями, топорами, ножами; опытные же воины, закаленные, хорошо вооруженные, встанут на флангах, там же разместятся конные дружины. Позади срединного полка Александр распорядился поставить сани, на которых везли оружие, доспехи и продовольствие. За санями, за этой искусственной преградой, начинался берег, усеянный большими камнями.

- Как вы думаете, ребята, легко ли сражаться на лошадях, одетых в железные латы, между саней и камней? Зато ополченец, одетый в легкие доспехи, будет действовать среди преград ловко, он сразу получит преимущество перед медлительным рыцарем.

- Какое время года было? (Весна)

- Что происходит со льдом на озере весной? (Он подтаивает)

- Что произошло с конными рыцарями в тяжёлых доспехах на весеннем подтаявшем льду?

Физминутка

Мы играем ,мы играем,

Мы пехота, моряки,

Мы ракеты запускаем,

Любим звонкие клинки.

(Наклоны влево - вправо)

Мы мечтаем, мы мечтаем,

Что когда мы подрастем,

Пехотинцами мы станем

И на флот служить пойдем.

(Повороты туловища влево – вправо)

На границу и в саперы,

В летчики, в подводный флот,

Подрастем мы очень скоро,

А пока урок идет.

(Маршируют на месте)



В истории эта битва осталась под названием Ледового побоища.

А чем закончилась эта битва и почему Александра стали называть Невским вы узнаете прочитав учебник на стр.30. Работа с учебником.







Битва состоялась на Чудском озере и вошла в историю под названием Ледовое побоище. Вот как это было (просмотр видеофильма или отрывка).

Из летописи мы узнали, что много русских воинов в тот великий день пролили свою кровь. Но враг понес потери еще большие. Только рыцарей было убито полтысячи. Полсотни рыцарей попало в плен. Полки Александра под звуки труб и бубнов подходили к Пскову. Ликующие люди высыпали из города встречать победителей. Смотрели, как ведут крестоносцев подле их коней; рыцарь, идущий около коня с непокрытой головой, терял, но правилам ордена, рыцарское достоинство.

Военные историки спустя столетия будут внимательно изучать Ледовое побоище и с удивлением писать о военном искусстве Александра Невского: многое он совершил впервые:

  • впервые в полной мере были использованы условия местности: высокий берег;

  • впервые было организовано преследование разбитого противника вне поля боя: раньше русские воеводы стояли «на костях» празднуя победу.

  • окружение всего немецкого войска, которое завершило разгром

врага, было единственным таким случаем для всего средневековья;

  • впервые тяжелая рыцарская конница была разбита в полевом сражении войском, в основном состоящем из пехоты.

Летом в Новгород приехали послы из ордена и просили у Александра вечного мира. Мир был заключен. Говорят, что тогда-то Александр произнес слова, ставшие на Русской земле пророческими: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!». Благодаря этой победе северо-западные границы Руси были защищены.

  1. Применение нового знания (3 мин)

-Когда состоялась битва?

-Что означает выражение «Подложить свинью?»

-Как выстроились немецкие рыцари для решающего сражения?

-Какую хитрость придумал Александр?

-Назовите причины победы дружины Александра Невского ?

(1. Князем Александром удачно выбрано место боя

2.Умелое расположение войск на поле боя

3.Храбрость и сила русских воинов)



9. Итог урока (2 мин):

- Давайте вспомним, с какой целью шли рыцари крестоносцы на Русь?

- Что защищал Александр Невский? (Русскую веру)

- В конце ХIII века князь Александр Ярославович Невский Русской Православной церковью был причислен к лику святых.

























-Императрицей Екатериной I был учрежден орден Александра Невского. Им награждались генералы и офицеры за личную отвагу, мужество и храбрость, умелое командование. Русский народ помнил и помнит Александра Невского, его самоотверженную борьбу за родную землю и военное искусство.



В 1725 г. в Российской империи был учрежден Орден Александра Невского





















В 1943 г. Орден Александра Невского был учрежден и в Советской Армии





















Александру Невскому воздвигнуты памятники, в его честь называют корабли, улицы… На родине этого великого человека установлен памятник Александру Невскому, который напоминает нам, его землякам, о героическом подвиге.

Знаменитое выражение Александра Невского “Кто к нам с мечом войдёт, от меча и погибнет. На том стояла, и стоять будет русская земля” является не только предупреждением всем противникам и недругам Руси, но и призывает жить в мире и согласии, решая все вопросы за столом переговоров, а не на полях сражений».

Отечество – понятие священное, потому что даровано оно, по мнению верующих людей, каждому народу Отцом небесным, от которого и называется Отечество. Поэтому его защита, защита дара божьего – святой долг каждого гражданина.

Эту честь несут теперь другие воины Российской армии. Её подхватят мальчики нашего класса и станут достойными продолжателями славного прошлого нашей Родины.

Вы помните, о чём мы сегодня говорим? ( Что значит быть защитником Отечества).

Подумайте над вопросом: Каким я представляю себе защитника Отечества?

Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «А что я могу сделать уже сейчас, чтобы стать настоящим защитником Отечества?»

А закончить наш урок хочется таким вот замечательным стихотворением, которое обобщит всё, о чём мы сегодня говорили.





Быть патриотом… Что же это значит?

А это значит Родину любить

А это честно, бескорыстно

Отечеству любимому служить.

Любить его историю седую,

Святые лики русских матерей,

Которые не раз в годину злую

В бой провожали собственных детей.

Учить детей гордиться своим родом

И честь его блюсти и сохранять,

Быть лучшей частью русского народа,

Которую не смог никто подмять.

    1. Рефлексия (2 мин):

Продолжить: - Сегодня я узнал, что…

-Самым интересным показалось…

11. Домашнее задание (2 мин):

Плешаков А. А. «Окружающий мир» в 2-х ч. Ч. 1.– М.: «Просвещение», 2018, с. Пересказ, ответить на вопросы, нарисовать картину»Ледовое побоище и А. Невский».
















7. Технологическая карта урока.

Технологическая карта урока окружающий мир в 4 классе


Учитель: Лищук Наталья Владимировна

Учебный предмет: литературное чтение

Тема: «Великий князь Александр Невский : бремя славы»

Цель урока: содействовать формированию у учащихся духовно-нравственных ценностей, патриотизма, гражданственности, воспитывать уважение к родной стране, её историческим корням и традициям; усвоить и обобщить знания о Святом князе Александре Невском.

Задачи урока: расширить и закрепить знания учащихся о жизни и деятельности А.Невского, формировать чувство гражданственности, уважение к прошлому, способствовать объективному пониманию сущности исторических событий и поступков отдельных исторических деятелей в контексте современного государства.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, , репродукция картины П. Корина «Александр Невский», фильм «Ледовое побоище», презентация.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Коммуникативные( К), регулятивные(Р), познавательные (П), личностные (Л)

1.Организационный момент

приветствие учеников, создает эмоциональный настрой на урок

Прозвенел опять звонок,

Пригласил нас на урок.

И начинаем мы опять

По истории Отечества шагать.

Чтобы всё понятным стало,

Потрудиться нам надо немало.

приветствие учителя;

дают себе установку на хорошую работу на уроке.

формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» (Л)

2. Мотивация к учебной деятельности. (5мин.)

предлагает детям выполнить задание в конверте и узнать тему урока, отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

-Назовите раздел учебника, который мы сейчас изучаем. Давайте вспомним самое основное и выполним исторический диктант. Работа в парах.

Что общего: Игорь, Ярослав, Святослав, Владимир, (КНЯЗЬ)

Сторона горизонта, противоположная востоку: (ЗАПАД)

Не вода, не суша - на лодке не уплывёшь, ногами не пройдёшь. (БОЛОТО)

Причина, по которой монголо-татары так стремительно захватили почти всю Русь

Город, в котором археологи нашли целую пачку упражнений мальчика Онфима?

слушают учителя;

выполняют задание

- формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи (Л);

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций (Л);

- строить сообщения в устной форме (П);

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов (К).

3. Создание проблемной ситуации. (3 мин)

предлагает детям ответить на вопросы и узнать тему урока,

В Новгороде в это время княжил сын Ярослава Всеволодовича, молодой князь Александр. Кто знает, что означает имя Александр? (В переводе с греческого имя Александр означает «защитник людей»)

- Своё имя юный князь Александр оправдал. Он всегда защищал свой народ, своё Отечество от врагов.

- Что такое Отечество? (Родина, Русь, родная земля.)

- Кто такие защитники Отечества? (Те, кто защищает Родину)

- Можно ли защитников Отечества назвать героями? Почему? (Защитники -герои, они отдают свою жизнь ради Отечества.)

- Сегодня вы узнаете о защитнике нашего Отечества – князе Александре Невском.

слушают учителя;

выполняют задание , формулируют тему урока

- формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи (Л);

- строить сообщения в устной форме (П);

3 этап:


Работа над новой темой (15 мин)

предлагает детям ответить на вопросы и узнать тему урока, познакомиться с новым материалом


Александр Невский. Краткая биография.

С давних времен Русь славилась своими богатырями, людьми сильными, смелыми, любящими свою родную землю, свою Родину. Наша страна, огромная, богатая природными ресурсами, животным и растительным миром, омываемая морями и океанами на протяжении многих веков подвергалась нападению иноземных завоевателей. Но все они получали достойный отпор, т. к. их встречали мужественные русские воины под руководством талантливых полководцев. Об одном из них мы сегодня и будем вести речь. Это – древнерусский князь Александр Невский.

В 2008 году телеканал Россия организовал проект «Имя России». 520.000 россиян отдали свой голос за древнерусского князя Александра Невского. Из глубины веков перед нами встаёт его образ.

АЛЕКСАНДР - по-гречески означает защитник людей. Этим красивым, мужественным именем назвал своего второго сына новгородский князь Ярослав Всеволодович, известный не только своей храбростью, но крутым нравом. И сын этот впоследствии прославился, и стал особенно любим на Руси. И в наши дни глубоко почитают в России и верующие и неверующие святого благоверного князя Александра Невского.

АЛЕКСАНДР родился в 1219 году в Переславле ( ныне Переславле – Залесском, одном из городов нашей Ярославской области, который находится недалеко от Москвы) незадолго до страшного бедствия - нашествие монголо-татар на Русь. Уже с трёх лет Александра отлучили от матери, княгини Феодосии, и отдали на воспитание княжеским воинам. Малыша посадили на коня и дали в руки оружие. Вскоре начали учить грамоте. И в военном деле, и в чтении и письме Александр быстро преуспел. Он вырос, превратился в ловкого, сильного отрока, который любил читать и прекрасно писал. В те времена чтению учились по Священному Писанию. Александр полюбил слово Божие и хорошо его усвоил. Заповеди Христовы глубоко проникли в сердце мальчика.

Уже с 1228года юный Александр начал княжить в Новгороде со своим старшим братом Федором под присмотром бояр. Новгородцы восхищались своим князем - красивым, высоким, с сильным голосом, гремевшим, как труба. Но впереди всех ждали страшные испытания.

После смерти Федора Александр становится старшим сыном Ярослава Всеволодовича. В 1236 он был посажен на новгородское княжение, а в 1239 женился на полоцкой княжне Александре Брячиславне. В первые годы своего княжения ему пришлось заниматься укреплением Новгорода, поскольку с востока грозили монголы-татары.

Постановка цели урока:

- В конце урока мы с вами должны ответить на вопрос: почему князя Александра православная церковь причислила к лику святых?

Постановка темы урока.

Ребята, послушайте фрагмент из оперы С. С. Прокофьева «Александр Невский» (хор «Вставайте люди добрые»)

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на ур В июле 1240 г. 100 шведских кораблей с десантом встали на стоянку в устье Невы. Их цель была грабительской, они пришли, чтобы разорять города. О приближении вражеского войска новгородцы были оповещены дозором. Шведы, утомившись морским переходом, устроили себе отдых. Простые воины отдыхали на кораблях. Начальникам и рыцарям слуги поставили шатры на берегу. Шведы был уверены, что новгородцы не смогут собрать такую силу, как у него. Князь Александр решил — немедля идти к Неве и, пока враги отдыхают, ударить по ним. У Александра была только своя небольшая дружина и отряд воинов-новгородцев. Было утро 15 июля 1240 года. Протрубил рог. Дружина во главе с самим Александром нанесла по шведам удар. Завязался жестокий бой. Александр находился в самой гуще сражавшихся. Он распоряжался как полководец и бился как воин. Александр бился со шведским военачальником Биргером и ранил его в лицо. Дружинник Савва подрубил шатёр Биргера, шатёр упал, шведы дрогнули и побежали к кораблям, на которых приплыли. Сражение закончилось к вечеру. Весть о победе разнеслась по всей Руси. После этой битвы князь Александр получил почётный титул «Невский».

Репродукция картины Н. Рериха. Александр Невский поражает Ярла Биргера.

После победы над шведами князя Александра очень полюбили в народе. Но забеспокоились новгородские бояре и купцы. Они боялись потерять свою власть в Новгороде. И князь был вынужден покинуть Новгород.

Вскоре после невской победы в русских землях снова появился враг. На Русь напали немецкие рыцари-крестоносцы. Они пришли на Русь с целью уничтожить православие на Руси и утвердить свою религию, католическую. Эмблемой рыцарей был крест и меч, поэтому их и называли крестоносцами. Враг захватил город Псков и стал продвигаться к Новгороду. Новгородцы, чувствуя смертельную опасность, попросили Александра Ярославича защитить Новгород.

Князь Александр согласился, сказав: «Не Новгород иду защищать, а землю русскую».

Решающее сражение произошло 5 апреля 1242 года на Чудском озере. Князь выбрал место сражения не случайно. Александр знал, что немецкое войско строилось в виде клина: его острие — одетые в тяжёлые латы рыцари, их кони тоже покрыты железом и по бокам клина тоже рыцари, а внутри этой подвижной брони — пехота. Такое боевое построение немецких рыцарей называлось «кабанья голова». Неудержимо и грозно движется «кабанья голова» на противника, рассекает его строй, проходит сквозь шеренги, дробит затем на части и уничтожает сопротивляющихся и бегущих.

У Александра было в основном пешее войско. Полк левой руки и полк правой руки, что по обе стороны от срединного, слабее. Это было известно военачальникам крестоносцев. И Александр решил, что срединный полк будет состоять из ополченцев — горожан и селян, вооруженных копьями, топорами, ножами; опытные же воины, закаленные, хорошо вооруженные, встанут на флангах, там же разместятся конные дружины. Позади срединного полка Александр распорядился поставить сани, на которых везли оружие, доспехи и продовольствие. За санями, за этой искусственной преградой, начинался берег, усеянный большими камнями.

- Как вы думаете, ребята, легко ли сражаться на лошадях, одетых в железные латы, между саней и камней? Зато ополченец, одетый в легкие доспехи, будет действовать среди преград ловко, он сразу получит преимущество перед медлительным рыцарем.

- Какое время года было? (Весна)

- Что происходит со льдом на озере весной? (Он подтаивает)

- Что произошло с конными рыцарями в тяжёлых доспехах на весеннем подтаявшем льду?оке?



слушают учителя;

выполняют задание ,

отвечают на поставленные вопросы

- принимать и сохранять учебную задачу (Р);

- уметь перерабатывать полученную информацию(П)

-умение соблюдать простейшие нормы речевого этикета(К)

проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве(Р), слушают и слышат друг друга( К)

Физкультминутка

Показывает движения и проговаривает текст

Мы играем ,мы играем,

Мы пехота, моряки,

Мы ракеты запускаем,

Любим звонкие клинки.

(Наклоны влево - вправо)

Мы мечтаем, мы мечтаем,

Что когда мы подрастем,

Пехотинцами мы станем

И на флот служить пойдем.

(Повороты туловища влево – вправо)

На границу и в саперы,

В летчики, в подводный флот,

Подрастем мы очень скоро,

А пока урок идет.

(Маршируют на месте)

Слушают стихотворение и повторяют движения за учителем.

осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений (Р)

4. Закрепление

Изученного (10 мин)

Предлагает ответить на вопросы, демонстрирует видеоматериал, рассказывает информацию

В истории эта битва осталась под названием Ледового побоища.

А чем закончилась эта битва и почему Александра стали называть Невским вы узнаете прочитав учебник на стр.30. Работа с учебником.

Битва состоялась на Чудском озере и вошла в историю под названием Ледовое побоище. Вот как это было (просмотр видеофильма или отрывка).

Из летописи мы узнали, что много русских воинов в тот великий день пролили свою кровь. Но враг понес потери еще большие. Только рыцарей было убито полтысячи. Полсотни рыцарей попало в плен. Полки Александра под звуки труб и бубнов подходили к Пскову. Ликующие люди высыпали из города встречать победителей. Смотрели, как ведут крестоносцев подле их коней; рыцарь, идущий около коня с непокрытой головой, терял, но правилам ордена, рыцарское достоинство.

Военные историки спустя столетия будут внимательно изучать Ледовое побоище и с удивлением писать о военном искусстве Александра Невского: многое он совершил впервые:

• впервые в полной мере были использованы условия местности: высокий берег;

• впервые было организовано преследование разбитого противника вне поля боя: раньше русские воеводы стояли «на костях» празднуя победу.

• окружение всего немецкого войска, которое завершило разгром

врага, было единственным таким случаем для всего средневековья;

• впервые тяжелая рыцарская конница была разбита в полевом сражении войском, в основном состоящем из пехоты.

Летом в Новгород приехали послы из ордена и просили у Александра вечного мира. Мир был заключен. Говорят, что тогда-то Александр произнес слова, ставшие на Русской земле пророческими: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!». Благодаря этой победе северо-западные границы Руси были защищены.

Применение нового знания (3 мин)

-Когда состоялась битва?

-Что означает выражение «Подложить свинью?»

-Как выстроились немецкие рыцари для решающего сражения?

-Какую хитрость придумал Александр?

-Назовите причины победы дружины Александра Невского ?

(1. Князем Александром удачно выбрано место боя

2.Умелое расположение войск на поле боя

3.Храбрость и сила русских воинов)


Слушают учителя, отвечают на вопросы, смотрят видеофильм или его часть, анализируют увиденное

умение выражать свои мысли, воспринимать информацию с опорой на видеоряд, анализировать увиденное(К)


-проявляют интерес к предмету.(Л)


5.Итог урока (5 мин)

Предлагает ответить нас вопросы, читает стихотворение, формулирует задание по стихотворению - Давайте вспомним, с какой целью шли рыцари крестоносцы на Русь?

- Что защищал Александр Невский? (Русскую веру)

- В конце ХIII века князь Александр Ярославович Невский Русской Православной церковью был причислен к лику святых.

-Императрицей Екатериной I был учрежден орден Александра Невского. Им награждались генералы и офицеры за личную отвагу, мужество и храбрость, умелое командование. Русский народ помнил и помнит Александра Невского, его самоотверженную борьбу за родную землю и военное искусство.

В 1725 г. в Российской империи был учрежден Орден Александра Невского

В 1943 г. Орден Александра Невского был учрежден и в Советской Армии

Александру Невскому воздвигнуты памятники, в его честь называют корабли, улицы… На родине этого великого человека установлен памятник Александру Невскому, который напоминает нам, его землякам, о героическом подвиге. Знаменитое выражение Александра Невского “Кто к нам с мечом войдёт, от меча и погибнет. На том стояла, и стоять будет русская земля” является не только предупреждением всем противникам и недругам Руси, но и призывает жить в мире и согласии, решая все вопросы за столом переговоров, а не на полях сражений».Отечество – понятие священное, потому что даровано оно, по мнению верующих людей, каждому народу Отцом небесным, от которого и называется Отечество. Поэтому его защита, защита дара божьего – святой долг каждого гражданина.

Эту честь несут теперь другие воины Российской армии. Её подхватят мальчики нашего класса и станут достойными продолжателями славного прошлого нашей Родины.

Вы помните, о чём мы сегодня говорим? ( Что значит быть защитником Отечества).

Подумайте над вопросом: Каким я представляю себе защитника Отечества?

Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «А что я могу сделать уже сейчас, чтобы стать настоящим защитником Отечества?»

А закончить наш урок хочется таким вот замечательным стихотворением, которое обобщит всё, о чём мы сегодня говорили.

Быть патриотом… Что же это значит?

А это значит Родину любить

А это честно, бескорыстно

Отечеству любимому служить.

Любить его историю седую,

Святые лики русских матерей,

Которые не раз в годину злую

В бой провожали собственных детей.

Учить детей гордиться своим родом

И честь его блюсти и сохранять,

Быть лучшей частью русского народа,

Которую не смог никто подмять.

осуществляют подведение итогов собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (Р);

-уметь слушать друг друга, уважать мнение других участников образовательного процесса(К)

6 Рефлексия (2 мин)

Формулирует задание,

Продолжить: - Сегодня я узнал, что…

-Самым интересным показалось…


осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

озвучивают конечный результат своей работы на уроке,

Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообучению, самоконтролю и самооценке. (Л)

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

– использование критериев для обоснования своего суждения (К);

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

7 Домашнее задание(2 мин)

Формулирует задание:

Плешаков А. А. «Окружающий мир» в 2-х ч. Ч. 1.– М.: «Просвещение», 2018, с. Пересказ, ответить на вопросы, нарисовать картину»Ледовое побоище и А. Невский».

записывают домашнее задание








    1. Приложение

Приложение 1.



Биография Александра Невского

Князь Александр Невский родился у благочестивых русских князей Ярослава и Феодосии Переяславль-Залесских 30 мая 1220года. Когда ему исполнилось четыре года, его посвятили в воины - препоясали мечом и посадили на коня, а в руки дали лук со стрелами. С этого времени княжич обучался воинским наукам, а также письму, чтению, счету и постигал Священное Писание.В 1230 году отец посадил Александра вместе со старшим братом на княжение в Новгороде. Но через 3 года Федор умирает, а Александр остается единственным правопреемником княжества. В 1236 году Ярослав уезжает в Киев, затем во Владимир, а 15-летний Александр остается самостоятельно править Новгородом. Он княжил мудро и справедливо и заслужил всеобщую любовь и уважение.Умер князь в довольно молодом возрасте — в 42 года. Отправившись в Орду для урегулирования очередного спорного вопроса, Александр тяжело заболел и, вернувшись на родину, так и не оправился от недуга. Перед смертью, которая наступила 14 ноября 1263 года, он успел принять монашеский обет под именем Алексий. Первоначально могила располагалась во Владимирском Рождественском монастыре, где он был похоронен. За подвиг выдержки и терпения Александр Невский в 1549 году был причислен к лику святых, а также в его честь была основана Александро-Невская лавра в 1710 году. В 1724 году Петр 1 велел перенести святые останки князя в Александро-Невскую Лавру г. Санкт-Петербурга и в настоящее время они там и покоятся.





Приложение 2.



Невская битва

Александра стали называть Невским, благодаря битве на Неве. Это сражение принесло князю всемирную известность. Невская битва произошла 15 июля 1240 году на берегу реки Невы. Сражение шло против шведов, которые хотели захватить Псков и Новгород. Войско Александра Невского без поддержки основной армии смогло одержать победу над противником. Перед битвой князь вышел к войскам со словами поддержки, которые дошли до наших дней благодаря летописям: « Братья мои! Не убоимся мы вражьей рати, ведь с нами Господь! Не в силе Бог, а в правде. А правда – наша!» Эти слова вдохновили воинов, и те смогли одержать уверенную и сокрушительную победу. Шведы понесли огромные потери и были вынуждены отступить. Несмотря на успешный исход Невской битвы, у Александра возник конфликт с новгородцами, и князь был вынужден покинуть город. Но в 1241 году на территорию Новгорода вторгся Ливонский орден, состоящий из немецких и датских войск. Новгородцы были вынуждены обратиться за помощью к князю. Александр не подвёл – придя со своим войском, он освободил захваченные Ливонским орденом города, а затем повёл свои отряды к вражеской границе. На Чудском озере состоялась решающая битва.



Приложение 3

Ледовое побоище

5 апреля 1242 года на льду Чудского озера встретились войска Александра Невского и Ливонского ордена. Острым клином – «свиньей» выстроились немецкие рыцари и стали теснить русские войска. Благодаря хитроумной тактике князя вражеские войска были окружены с флангов и разбиты. Остатки отрядов попытались скрыться с места сражения, убегая по замёрзшему озеру. На протяжении 7,4 км их преследовали княжеские войска. Воины Ливонского ордена были облачены в тяжёлые доспехи. Тонкий лёд Чудского озера не выдерживал их веса и трескался. Поэтому большинство тех врагов, кто остался в живых, утонуло. Полной победой завершилось это сражение и получило в народе название «Ледовое побоище». Ледовое побоище имело решающее значение. После него было заключено перемирие и для городов Руси больше не было угрозы со стороны ливонцев (просмотр фильма).





Приложение 4

Александр Невский и Орда

Хан Батый, зная о победах князя Александра Невского, захотел, чтобы храбрый князь приехал к нему в Орду. Поэтому князь Александр Невский отправился в дальний путь ко временным покорителям родной земли с глубокой верой, что не в силе Бог, а в правде. Находясь в ставке ордынского хана, князь Александр смог выкупить из плена тех, кого прежде угнали в Орду. Святому князю удалось также убедить хана не брать в своё войско русских людей для участия в готовившихся ханом военных походах на Кавказ. Несколько раз приходилось ездить князю Александру в Орду. И всякий раз он проявлял дипломатическую мудрость, чтобы добиться хотя бы малейших послаблений татарского гнета.

Приложение 5



Память об Александре Невском.

Память об Александре Невском живет в веках и нашла воплощение в Храмах, орденах, памятных знаках, в названиях улиц, площадей. Его изображали живописцы, знаменит фильм «Александр Невский», снятый в 1938 году Сергеем Эйзенштейном. Всем известна Александро-Невская Лавра в Санкт-Петербурге, где в 1724- по приказу Петра I перезахоронили князя. Каждая историческая эпоха России в своей наградной системе имела Орден Александра Невского. Орден, учрежденный Екатериной I в 1725 году, просуществовал до Революции 1917 года. Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году вновь был учрежден Орден Александра Невского, им награждали командиров за личную отвагу.

В 2008г.Телеканал Россия провел всероссийский исторический конкурс «Имя Россия». Победителем стал князь А.Невский. И по результатам конкурса был объявлен личностью нации. 7 сентября 2010 года указом президента РФ Дмитрия Медведева орден Александра Невского вновь вошёл в государственную наградную систему. В Москве есть кадетский корпус им.А.Невского. В честь Александра Невского воздвигали и освящали православные храмы. И сегодня храмы в честь святого благоверного князя Александра Невского украшают все концы земли Российской и наш город Новосибирск. Храмовая икона с частицей мощей и частью схимы святого благоверного и великого князя А.Невского находятся в соборе А.Невского.



Приложение 6.

Репродукция картины Корина П.Д." Александр Невский ", репродукция картины Н. Рериха" Александр Невский поражает Ярла Биргера".



Приложение 7.

Приложение 8.

Презентация.

Описание презентации по отдельным слайдам:

слайда 1

Описание слайда:

Александр Невский Князь Александр родился 30 мая 1220 года в городе Переславле-Залесском, а с 1222 года жил в Городище под Великим Новгородом, где княжил его отец великий князь Ярослав Всеволодович.

слайда 2 

Описание слайда:

Александр Ярославович Невский В 1240 году шведы пришли к Неве. Командующий князь Биргер отправил послов, говоря князю Александру: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою»

слайда 3

Описание слайда:

Невская битва Наготове у Александра было небольшое войско. «Нас немного,- сказал он войнам,- но не в силах Бог, а в правде.» Выступив против шведов, он разбил их, причем самого Биргера он ранил копьем в лицо. За эту победу Александр получил прозвище Невского. Ему было всего 20 лет!!!

слайда 4 

Описание слайда:

Чудское озеро

слайда 5 

Описание слайда:

Ледовое побоище 5 апреля 1242 года произошла битва на Чудском озере. Сражение это известно как Ледовое побоище. Перед битвой князь Александр велел своим дружинникам снять железные доспехи.

слайда 6 

Описание слайда:

Перед началом боя, немцы должны были учесть, что Александр умен и хитер. Но они знали, что новгородцы уступают им в техническом оснащении (слабее вооружены, слабее защищены доспехами). Плотный строй тяжелой конницы (знаменитая «свинья») был маневренным вариантом, «стены щитов».

слайда 7 

Описание слайда:

Рыцари и витязи

слайда 8

Описание слайда:

Деятельность Александра Невского В 1258 году князь Александр ездил в Орду «чтить» ханского наместника Улавчия, а в 1259 году, угрожая татарским погромом, добился от новгородцев согласия на перепись населения на поголовную дань.

слайда 9 

Описание слайда:

Александр Невский причислен к лику святых Святой благоверный князь Александр Невский изображается на иконах в схиме и ризе преподобнической.

слайда 10 

Описание слайда:

Орден благоверного князя Александра Невского Императрица Екатерина II Орден времен Великой учредила орден святого Отечественной войны. князя Александра Невского.

слайда 11 

Описание слайда:

Память А.Невского в г.Курске Памятник в парке им.1 Мая Открытие памятника 15 октября 2000г. Автор – скульптор Вячеслав Михайлович Клыков.

слайда 12 

Описание слайда:

Памятный знак «Сыны России куряне-кавалеры ордена Александра Невского» на территории Знаменского мужского монастыря.

слайда 14 

Описание слайда:

Памятный знак и место погребения курян-кавалеров ордена А.Невского.

слайда 15 

Описание слайда:

Александр Невский в культуре и искусстве Именем Александра Невского названы улицы, площади. Ему посвящены православные храмы, он является покровителем Петербурга. В древнерусской литературе основная статья «Повесть о житии Александра Невского» - литературное произведение XVIII в.

слайда 16 

Описание слайда:

Всероссийская литературная премия имени А.Невского

слайда 17 

Описание слайда:

28 декабря 2008 года был выбран Именем России.

слайда 18 

Описание слайда:

Заключение Благодаря деятельности князя Александра, Русь выстояла против шведско-немецкого вторжения и сохранила свою независимость.

слайда 19 

Описание слайда:

Заветные слова «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет земля русская». Александр Невский


слайда 20 

Описание слайда:

Спасибо за внимание и работу! Все молодцы.











    1. Литература:

Данилов А. А., Косулина Л. Г. «История России» учебник 6 класс – М.: «Просвещение», 2016

Плешаков А. А. «Окружающий мир» в 2-х ч. Ч. 1.– М.: «Просвещение», 2018

Деятельностный развивающий подход. 4 класс. – М.: ВАКО, 2006

Учебник « Основы православной культуры» 4класс. «Православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского» Новосибирск 2014

Источник: https://obrazovanie.guru/istoriya/kratkaya-biografiya-aleksandra-nevskogo.html obrazovanie.guru © Главный образовательный портал

Источник: https://molitva.guru/zhitiya-svyatyh/kratkoe-zhitie-svyatogo-aleksandra-nevskogo.html Molitva.Guru © Энциклопедия православия

Источник: https://kratkoe.com/pochemu-aleksandr-nevskiy-prichislen-k-liku-svyatyih/ Кратко обо всем © kratkoe.com










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!