СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира. Тема урока "Дорожные знаки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока окружающего мира по теме Дорожные знаки. Автор учебника А.А.Плешаков

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира. Тема урока "Дорожные знаки"»

Окружающий мир 3 класс

Тема урока. Дорожные знаки

Цель урока: Учить правилам безопасности на дорогах; формировать умения сравнивать и классифицировать дорожные знаки по особенностям внешнего вида в группы по их назначению. Развивать память, речь, внимание, логическое мышление. Воспитывать у детей уважение к Правилам дорожного движения; формировать учебную мотивацию, умение работать в группе.

Познакомить с дорожными знаками и их группами, формировать регулятивные, личностные, познавательные и коммуникативные УУД.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

• осуществлять поиск необходимой информации;

• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

• умение структурировать знания.

Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной речи;

• слушать и понимать других, сопоставлять свою точку зрения с другой, уметь формулировать и задавать вопрос;

• сохранять дружеские отношения и соблюдать правила поведения на уроке.

Регулятивные УУД: Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности;

• понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

• формулировать правила перехода улицы;

• проводить самопроверку;

• оценивать своё знание правил дорожного движения и поведение на дороге;

• отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

• оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Личностные УУД: Формирование осмысления правил дорожного движения, понимание их значимости и необходимости соблюдения, как обязательного условия безопасности на дороге;

• воспитание доброжелательности, доверия и внимательности, готовности к сотрудничеству;

• формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.

• знание правил работы в группе (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

• оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности.

Задачи урока:

• сформировать у учащихся четкое представление условий распределения дорожных знаков по группам на основе их отличительных признаков; учить выявлять причинно-следственные связи; делать выводы.

• развивать познавательный интерес, абстрактное и логическое мышление учащихся, а также зрительную память и внимание; совершенствовать у учащихся умение сотрудничать в группах;

• актуализировать знание правил безопасного поведения на дорогах, воспитывать осознанное отношение к соблюдению правил дорожного движения.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point, дидактический раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы.

Ход урока

  1. Орг. момент. Эмоциональный настрой.

  • Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Поздоровайтесь с ними.

Наш урок мне хочется начать словами:


- Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Покажите, что вы знаете и как умеете работать. 

- Посмотрите, как вы сидите? (в группах).

- Верно, сегодня вы работаете в группах. Как надо работать в группе, чтобы вы могли найти ответы на интересующие вас вопросы? (слаженно, слушать друг друга, громко не разговаривать).

- Молодцы, думаю у нас всё получится.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

  1. «Блицопрос»

  • Часть дороги, предназначенная для движения пешеходов - … (тротуар)

  • Участок проезжей дороги, обозначенный дорожными знаками или разметкой и предназначенный для движения пешеходов через дорогу - …(пешеходный переход)

  • Наземный переход, отмеченный белыми полосами?

  • На какой сигнал можно переходить дорогу?

  • Куда надо посмотреть сначала, переходя улицу?

  • Человек, управляющий транспортным средством?

  • Человек, едущей в автобусе?

2. Индивидуальный опрос.

Правила пассажира.

Правила велосипедиста

  • Вспомните и назовите, пожалуйста, три главных правила пешехода.

Проверка по слайду.

  • Посмотрите на экран (слайд-презентацию), верно ли вы назвали три главных правила пешехода? Ребята, если вы знаете и соблюдаете правила пешехода, то любая дорога для вас будет безопасной.

  • Ходить по тротуару и никогда не ходить по проезжей части.

  • Переходить улицу только там, где положено и никогда не переходить (и не перебегать) в неположенном месте.

  • Переходить улицу только на зелёный свет.

II. Введение в тему урока. Постановка целей и задач урока.

Прочитаем вместе стихотворение.

Город, в котором с тобой мы живем,

Можно по праву сравнить с букварем.

Вот она, азбука, - над головой:

Знаки развешаны вдоль мостовой.

Азбукой улиц, проспектов, дорог

Город дает нам все время урок.

Азбуку города помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда.

- О какой азбуке идет речь в стихотворении?

- Что помогает нам соблюдать на улицах правила дорожного движения? (дорожные знаки)

- Кто догадался, какая тема нашего урока? (правильно, сегодня мы будем знакомиться с дорожными знаками)

- Сформулируйте цели и задачи нашего урока.

1. Познакомиться с дорожными знаками

2. Научиться различать дорожные знаки

3. Узнать на какие группы делятся?

4. Для кого предназначены дорожные знаки?

- На столе у вас файлы. Достаньте лист А3 ,

приклейте к нему тему нашего урока.

-А что же такое «Дорожные знаки»? Попробуем найти значение этого слова. Достаньте из файла различные определения, прочитайте, выберите то, которое наиболее подходит к словосочетанию «Дорожные знаки». Работаем все вместе, совещаемся в группе, решаем, кто будет отвечать.

(Читают, выбирают)

- Итак, какое определение вы выбрали?

Дорожные знаки - представляют собой фигуры определённой формы, размеров и окраски.

Дорожный знак - материальный чувственно-воспринимаемый предмет .

Дорожные знаки - это элемент оборудования дороги в виде щетка определенной формы с условными обозначениями или надписями предназначенные для информации водителей и пешеходов.

-Наклейте рядом определение.

- Как вы думаете, для чего нужны дорожные знаки? Дорожные знаки выполняют ту же работу, что и светофор. Они помогают регулировать движение машин и пешеходов. Дорожные знаки сообщают, что ждет водителя на дороге.

- Кто должен знать дорожные знаки? Только водители? (и пешеходы тоже)

Дорожные знаки сделаны в виде простых рисунков, они всегда четкие, не похожие один на другой, без лишних деталей и украшений. Как вы думаете, почему знаки сделаны в виде простых рисунков? (чтобы их можно было различить издалека и чтобы они были всем понятны)

- Какие дорожные знаки вы знаете? Что они обозначают?

Как, вы думаете, когда появились дорожные знаки?

Небольшое исследование провела….. Она нам расскажет как появились дз.

Исторические сведения о возникновении дорожных знаков.

Первые попытки упорядочить дорожное движение предпринимались в Древнем Риме, где на некоторых улицах вводилось одностороннее движение для колесниц. За выполнением этого правила следили специально отведенные надзиратели.

Вдоль важнейших дорог римляне ставили мильные столбы.

После возникновения письменности на камнях стали делать надписи,

обычно писали название населённого пункта, в который ведёт дорога.

Наши предки заботились о дорогах, когда ездили на лошадях или ходили пешком. В степи укладывали камни и ставили столбы, а в лесу делали затёсы на деревьях. На перекрёстках устанавливали каменные или деревянные кресты.

Верстовые столбы стали полосатыми при Петре 1, потому что «полосатость» хорошо просматривалась на расстоянии.

Правила дорожного движения появились давно. Иногда они принимали достаточно курьезные формы, например, было такое требование, чтобы впереди автомобиля бежал мальчик, громкими криками извещающий о приближении экипажа, дабы добропорядочные горожане не падали в обмороки от ужаса при появлении на дороге движущегося с кошмарной скоростью в 12 верст в час чудовища.

В 1909 году в Париже состоялся международный дорожный конгресс, в котором участвовала и Россия. На конгрессе шла речь о требованиях к установке знаков. Были приняты 4 дорожных знака. Знаки устанавливаются с правой стороны дороги.

Дорожные знаки применяются во всех странах мира, и водители транспорта, приезжая в другую страну, без знания языка понимают обозначения на дорожных знаках этой страны и имеют возможность вести транспорт по незнакомым дорогам. Знаки устанавливают с правой стороны дороги.

  • Что запомнили?

  • Почему знаки сделаны в виде простых рисунков?

  • Какие дорожные знаки вы знаете? Что они обозначают? Скакой стороны дороги устанавливаются?

III. Построение проекта выхода из затруднения

- Посмотрите на знаки перед вами. В чем их различие? Разные форма, цвет, изображения.

- Есть ли похожие знаки? Чем они похожи?

- Попробуйте разделить их на группы. На сколько групп вы бы их разделили?

- Значит, что еще узнаем о знаках?

Вывод. Сегодня на уроке мы не только познакомимся с дорожными знаками, но и узнаем, на какие группы они делятся, и будем учиться относить дорожные знаки к той или иной группе.

IV. Первичное закрепление.

Работа в группах

Работа по учебнику с.14-16 (Жеребьевка)

  • Первая группа, найдите всё про предупреждающие знаки, расскажет о ней остальным. Выберите свои знаки, наклейте на лист, объясните, что они обозначают.

  • Вторая, найдите и прочитайте всё, что относится к предписывающим знакам. . Выберите свои знаки, наклейте на лист, объясните, что они обозначают.

  • Третья, найдите и прочитайте всё, что относится к запрещающим знакам. Выберите свои знаки, наклейте на лист, объясните ,что они обозначают.

  • Четвертая, найдите и прочитайте всё, что относится к знакам особых предписаний. . Выберите свои знаки, наклейте на лист, объясните что они обозначают.

  • Пятая, найдите и прочитайте всё, что относится к знакам сервиса.

обозначают

Физкультминутка.

V. Проверка выполнения работы (каждая группа выступает со своим сообщением. Во время выступления на доске появляются слайды со знаками определенной группы).

VII. Продолжение работы по теме урока.

У.: Внимательно рассмотрите все дорожные знаки. Какие из них важно знать пешеходу?



Этот знак предупреждает водителя о том, что впереди будет пешеходный переход. Там, где установлен этот знак, переходить улицу нельзя!



А этот знак указывает место, где находится пешеходный переход. Именно здесь нужно переходить улицу.

VII. Проверка усвоения материала.

1.Творческое задание в группах. Ребята, придумай те и зарисуйте новые дорожные знаки .
Примеры новых дорожных знаков:

  • «Осторожно, скользко!» – это предупреждающий дорожный знак для пешеходов, устанавливается вблизи скользких участков дорог, в красном треугольнике нарисован падающий человек.

  • «Не спи за рулем!» – это предупреждающий дорожный знак для водителей, которые долгое время находятся за рулем, в красном треугольнике руль и открытые глаза.

  • «Пристегни ремень безопасности!» – это информационный знак для водителей, в синем прямоугольнике пристегнутый ремнем человек.

  • «Пункт интернет-связи» – это знак сервиса, который показывает, что недалеко расположено место, где можно воспользоваться интернетом. В синем прямоугольнике на белом фоне нарисован компьютер.

  • «Не говори по мобильному телефону» – это запрещающий знак, он нужен водителям, т.к. они очень любят разговаривать по телефону за рулем и отвлекаются от ситуации на дороге. В красном круге нарисован зачеркнутый телефон.

  1. Прием «Фишбоун». Обсуждение в группах причин ДТП, их последствий

В «голове» рыбы записывается проблемный вопрос, на верхних косточках – причины, на нижних косточках – следствия. В хвосте – вывод.

Причины ДТП: невнимательность, техническая неисправность, алкогольное опьянение, погодные условия, сознательная порча знаков, спешка, незнание ПДД.

Следствия: порча автомобилей, аварии, травмы, увечья, смерть.

Вывод: всем соблюдать ПДД (и водителям, и пешеходам)

VII. Рефлексия деятельности .

- Какую цель мы ставили в начале урока? Кто достиг поставленной цели?

- Кому понравилась эта тема и кто ее понял похлопайте в ладоши.

- Чему научились, что узнали?

Оценки за урок:

Оцените себя на листах самооценки.

- Встаньте, кто получил «5»; «4»; «3»

IX. Итог урока.

  • - О чем же главном мы сегодня говорили на уроке?

  • Что нового вы узнали сегодня , чего раньше еще не знали? ( Мы узнали о том, что дорожные знаки делятся на несколько групп: запрещающие, предупреждающие, знаки сервиса, предписывающие, информационно-указательные.)

- Кто запомнил, знаки какой группы вы собирали в задании по группам?

- Что ещё нового узнали на уроке? ( Мы узнали, что дорожные знаки появились очень давно. Во многих странах мира установлены дорожные знаки одного образца. Знаки нужны людям и водителям, чтобы сделать их путь безопасным.)

- Что для вас показалось трудным?

- На сколько хорошо вы сегодня поработали?

- С каким настроением вы заканчиваете этот урок?

- Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке, повторили еще раз правила дорожного движения, узнали много новых дорожных знаков и даже придумали свои.

X. Домашнее задание

С.17, проверь себя и рассказать о знаках по дороге в школу.

Знать правила дорожного движения очень важно. Будьте дисциплинированными на улице, соблюдайте правила.

Желаю вам безопасных и счастливых дорог! Спасибо за урок!












Конспект урока окружающего мира

3 класс




Тема. Дорожные знаки.




Составитель: Бажан О.П.

учитель начальных классов

УМК «Школа России», автор А.А.Плешаков