ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Тема: Бережное отношение к животным - нравственная ценность людей. Охрана животного мира России.
Цель урока: систематизация знаний об охране животных
Задачи:
Образовательные:
Формировать экологическую компетентность.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес учащихся;
Обогащать словарный запас учащихся предметной терминологией.
Развивать творческую активность детей.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе;
Воспитывать любовь к Родине.
Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснят, почему многие животные стали редкими, как нужно охранять животных, оценивать поступки людей по отношению к природе, формулировать правила друзей природы, анализировать, делать выводы.
Ход урока
Организационный момент
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
-Посмотрите друг на друга добрыми глазами, улыбнитесь.
-Сядьте удобно, настройтесь на работу.
.
2. Проверка домашнего задания
Учитель: На прошлом уроке мы говорили о том, как размножаются животные. Вспомните, пожалуйста:
1. Как размножаются животные? (Рождают детёнышей, откладывают икру, откладывают яйца)
(Презентация. Слайд ) Как размножаются представленные группы животных.
2. Заполните пропуски в схеме размножения птицы (Презентация. Слайд ), лягушки (Презентация. Слайд ), бабочки (Презентация. Слайд ), рыбы (Презентация. Слайд )
3. Кто лишний по способу размножения? (Презентация. Слайды)
3. Сообщение темы урока (Презентация. Слайд )
Вхождение в тему:
-Догадайтесь, ребята, о чём пойдёт речь на уроке.
Все-все на свете
Нам нужны!
И мошки не меньше
Нужны,чем слоны.
Нельзя обойтись без чудовищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете !
Нужны все подряд - кто делает мёд,
И кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то не очень дружны-
Мы всё-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно ошибкой окажется.
(Борис Заходер)
-Правильно, о животных, а точнее – об охране животных.
-Когда Вы слышите слово «животные», то кого представляете ?
( Ответы детей ).
Учитель: Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём более половины из них – за последние 50 лет. Все эти животные, за малым исключением, вымерли по вине человека. Из-за хозяйственной деятельности людей, неумеренной охоты, неправильного поведения человека в природе многие дикие животные встречаются всё реже, некоторые из них внесены в Красную книгу. Охота на редких животных запрещена, а на некоторые виды ограничена. (Презентация. Слайд )
Во втором классе мы узнали, что Красная книга – это книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Она предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять.
Учитель: - Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не жёлтой или синей?
Красный цвет – это символ беды, опасности, наступательной агрессии. Красная книга не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учёными о животных и растениях. - Для чего нужна Красная книга?
Красная книга нас информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять.
Страницы Красной книги разного цвета. (Презентация.Слайд)Красные листы содержат сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения, на жёлтых – уязвимые виды, на белых – сведения о редких видах, на серых – о малоизученных, на зелёных – о восстановленных и находящихся вне опасности видах животных и растений.
Животные играют большую роль в природе, без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться. Необходимы животные и людям. Как вы думаете, почему?
Вырубая леса, загрязняя реки, моря, люди губят множество животных. А для животных леса, реки, озёра, поля и луга – это дом. Редкими стали белый медведь, морж, орел-беркут, фламинго, тигр, журавль, выхухоль, лебедь, розовая чайка и многие другие животные.
А сейчас мы послушаем сообщения о некоторых из этих животных, которые нуждаются в охране и занесены в Красную книгу.
Ученик: Послушайте загадку о животном, которое удалось спасти.(Презентация. Слайд )
Есть на речках лесорубы
В серебристо-белых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобр.)
В начале XX века бобров (Презентация. Слайд )оставалось около 900 особей, а в Европе они были почти полностью истреблены. Охота на них была запрещена. Сейчас их численность превышает 100 000 в России.
Была спасена куница (Презентация. Слайд ), соболь(Презентация. Слайд ) В тайге почти не оставалось соболей из-за неумеренной, жестокой охоты, соболь был на грани исчезновения, но предпринятые людьми меры по охране спасли этот вид животных. В Московском зоопарке удалось получить приплод от них.. Когда в зоопарке или в заповеднике животных какого-нибудь вида становится много, их переселяют в другие места. Сейчас общая численность их 700 тысяч голов.
Давайте послушаем сообщения о животных, которые нуждаются в охране.
Ученик: Белый медведь. (Презентация. Слайд )
Белые ледяные просторы, ни травинки, ни былинки круглый год. В таких условиях живёт владыка Арктики – белый медведь. Это самый крупный хищный зверь. Живёт он почти 40 лет. Питается белый медведь рыбой, тюленями. В берлоге медведица проводит 6 месяцев. У медведицы бывает 2-3 малыша. Издавна люди охотятся на белых медведей. Они используют их мясо в пищу, жир – для хозяйственных целей, шкуру для одежды и предметов обихода. В результате началось сокращение численности белых медведей. Это послужило сигналом тревоги. Сейчас численность белых медведей хотя и медленно, но растёт.
Ученик: Фламинго. (Презентация. Слайд )
Живут фламинго 25-30 лет. Тело птицы высотой 1,5 метра, вес до 4 кг. Самка откладывает2 яйца белого цвета с зеленоватым оттенком в гнёзда в виде башенки высотой полметра. Птица эта стала редкой, потому что многие десятилетия подвергалась преследованию ради вкусного мяса, ради пера и пуха. Гнездится розовый фламинго в Казахстане, во Франции, Испании, в Африке. В России фламинго не гнездится, однако регулярно отмечается на миграциях - в устье реки Волга, в Дагестане, Калмыкии, Краснодарском и Ставропольском краях. Также залетает на юг Сибири в Алтайский край, Тюменскую, Томскую, Новосибирскую области, Бурятию, Иркутскую область, Якутию.
Ученик: Тигр. (Презентация. Слайд )
В семействе диких кошек тигр – самый крупный зверь. Тело его длиной до 4 метров. Весит тигр около 390 кг. Питается тигр в основном крупно-копытными животными. Живут тигры 25-30 лет. Постоянных убежищ тигры не имеют. Только для выхаживания молодняка тигрица задерживается на одном месте. Она выбирает для гнезда пещеру. В конце 19 века тигров было около 100 000 особей. Затем количество тигров резко сократилось. Тигров убивали из-за суеверий. Китайские и корейские знахари дорого платили за тушу тигра, говорили, что они готовят из разных частей тела тигра лекарства от слабости, трусости, когти тигра служили талисманами.
Ученик: Журавль. (Презентация. Слайд )
Всего в мире 14 видов журавлей. В нашей стране обитает 7 видов журавлей. Белый журавль (стерх), чёрный, японский, даурский, внесены в Красную книгу. Эти птицы находятся под охраной. Журавли разных видов имеют много общего. Они стройны, у них длинные ноги, длинная шея, большой клюв. Им они добывают насекомых, семена, зёрна, моллюсков, мелких грызунов, корни растений, ягоды, молодые побеги. В 2-3 года журавли образуют пары и никогда уже не расстаются. Гнёзда они строят на земле. Журавлиха откладывает 2 яйца, которые насиживает в течение месяца. Журавль в это время несёт службу зоркого часового. Первые полтора месяца журавлята щеголяют в оранжевых и жёлтых «кафтанчиках», а к осени они оперяются, начинают летать и готовиться к первому путешествию.
Ученик: Морж (Презентация. Слайд ) – могучий морской зверь. Его длина более 3 метров, а масса примерно полторы тонны(1500 кг) Клыки моржей до 80 см в длину. Они помогают им добывать со дна пищу – морских моллюсков, защищаться от белых медведей, а также вылезать из воды. Морж обитает в морях Северного Ледовитого океана. Живут моржи стадом, во главе стада – опытный вожак. Этих животных сохранилось немного. Они занесены в Красную книгу, подлежат охране.
Ученик: Лебедь. (Презентация. Слайд )
Со времён глубокой древности лебедь, одна из самых крупных и сильных птиц, служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. Лебедя воспевали в былинах и сказаниях. Существует старинная легенда о лебединой песне, которую эта прекрасная птица якобы поёт перед своей гибелью. Вообще-то лебедь не относится к певчим птицам. Лебедь-шипун может лишь неторопливо гоготать. Лебедь-кликун издаёт гулкие и торжественные трубные звуки. Их можно услышать весной, когда лебеди, возвратившись с южной зимовки, парами величаво пролетают в поднебесье. Гнездятся лебеди по глухим, малодоступным озёрам, в густых камышах – это чуткие и осторожные птицы. Лебедь – прекрасное изящное и теперь редкое животное, охота на него запрещена.
Дети читают стихотворение «Береги природу!»
Ученица:
Ты видел, в лебедей стреляли?
Ты видел, как они упали?
Скажи, а если б птицы знали
И если б только понимали,
Что их полёт прощальным будет,
Их на заре подстрелят люди,
Скажи, они бы не летали?
Ученик:
Наверно, даже если б знали
И даже если б понимали,
То всё равно б взмывали ввысь.
Ведь небо – это их стихия!
Ведь небо – это их свобода!
Ведь небо – это вся их жизнь!
Ученица:
А в небе стая журавлей
Так грустно над землёй кружится.
Земля… скажи, что стало б с ней,
Когда б на ней умолкли птицы?
Ученик:
Тогда бы мёртвым стало небо.
И – тишина в пустых лугах,
И, может быть, колосья хлеба
Не колосились бы в полях,
И на полях уж не грачи,
А стаи чёрной саранчи.
Ученица:
Я не хочу такого мира,
Где всё так серо, так уныло…
Остановись, опомнись, человек,
Не долог на земле твой век.
Но что после себя оставим?
И чем себя мы здесь прославим?
Ученик:
Остановись, опомнись, человек!
Перед природой ты в долгу,
И славен будет пусть твой век
Травой душистой на лугу,
И трелью птиц весёлой, звонкой,
Ученик:
И шумным плеском родника,
И гроздями рябины тонкой,
И синим глазом василька,
И свежим ароматом трав,
И рощи шумом, и дубрав!
Ученик: Орёл-беркут (Презентация. Слайд ) – большая величественная птица. Размах её крыльев до 2 м. масса теле до 4 кг. Питается грызунами. Беркут может подолгу красиво парить высоко в небе, высматривая добычу.
Ученик: Жук-красотел (Презентация. Слайд ) (красотел пахучий) живёт в лесах. Длина его тела около 3 см. Он поедает опасных для леса гусениц. За летний период жук съедает в среднем 180 гусениц, за всю жизнь – до 900. Продолжительность жизни жука-красотела - 2 - 4 года. В середине 20 века численность резко сократилась из-за применения ядохимикатов для борьбы с вредителями леса. Занесён в Красную книгу, нуждается в охране.
4. Музыкальная пауза
Песенка защитников природы.
Если б только-только-только,
Если б только на планете,
Если б только все земляне
Всё живое берегли,
То возможно - можно- можно,
То наверно - верно- верно,
Книги Красной точно-точно
Никогда б не завели!
Припев:
А-а, здравствуйте, горы вот такой вышины!
А-а, здравствуйте, реки вот такой ширины!
А-а, крокодилы-бегемоты,
А-а, обезьяны, кашалоты,
А-а, и зелёный попугай!
И пускай у этой речки,
И пускай в зелёной роще,
И пускай в лесу тенистом
Слышен гомон птичьих стай,
И запомни-помни - помни,
Что беречь природу надо,
Всем на этом белом свете
Ты, как можешь, помогай!
Припев.
Физкультминутка. (Презентация Слайд)
Хомка, хомка, хомячок (дети раздувают щёки) -
Полосатенький бочок (поглаживают себя по бокам).
Хомка раненько встает (движения на растяжку),
Щечки моет, шейку трет (потирание лица и шеи).
Подметает хомка хатку (движения имитируют подметание)
И выходит на зарядку (марширование на месте):
Раз, два, три, четыре, пять (3-4 движения, имитирующих зарядку)
Хомка хочет сильным стать (напряжение мышц рук).
Экологические правила.
А) - Ребята, посмотрите на экран. К нам по электронной почте пришли письма – жалобы от животных. Давайте их прочитаем и отгадаем от кого они пришли.
Жалоба №1 (слайд ). «Ох, и не любят меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба».
Кто это? (Сова – слайд ).
Сова с 1964 года находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.
Жалоба №2 (слайд ). «Сама знаю, что не красавица. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая».
А это кто так жалуется? (Жаба – слайд ).
Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме заводились тараканы, люди приносили жабу в дом – и они исчезали.
- Итак, что же делать, чтобы не исчезли с лица земли скопы, зубры, бизоны, бобры и выхухоли, соболя, осетра и хариусы, львы и антилопы, и др. дикие животные?
-Может Вы, ребята, знаете?
а) - Очень эффектным средством по охране животных является организация Заповедников и Заказников. (Презентация. Слайд)
- Как Вы понимаете смысл слова «заповедник»?
Заповедник – это участок земли или водного пространства, который находится под охраной государства. В них запрещена любая Деятельность, которая нарушает или угрожает природе.
- А что такое «заказник»?
Заказник – это территория, на которой временно охраняются отдельные виды животных, растений. Существуют охотничьи, рыболовные и другие заказники.
Учитель: Беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых ещё много. Их жизнь часто зависит от нас, от нашего поведения в природе. Конечно, разорять птичьи гнёзда, ловить шмелей, бабочек, стрекоз, разрушать муравейники недопустимо! Но можно ничего этого не делать и всё-таки причинять животным большой вред. Если бегать по лесу, шуметь, лазать по деревьям, то можно побеспокоить животных. Это особенно опасно для них в период размножения – весной и в начале лета. Многие птицы, например, не могут из-за этого построить гнёзда или же покидают гнездо, в которое уже отложили яйца. Нужно беречь не только самих животных, но и места, в которых они живут, - окружающую их среду.
-Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать.
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
-Ветки дуба не ломай.
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять:
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
-Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость,
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Помоги лесным зверюшкам,
Приготовь для них кормушки.
-И тогда любой зверек-
Будь то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыба-
Скажет: «Ты – мой друг! Спасибо!»
5. Закрепление
1. Разгадывание кроссворда. (Презентация. Слайд )
1) ценный пушной зверёк, был на грани исчезновения, но предпринятые людьми меры по охране спасли этот вид животных, сейчас их численность 700 тысяч голов;
2) владыка Арктики;
3) в 2-3 летнем возрасте эти пары создают пары и никогда больше не расстаются;
4) эта большая белая птица служит символом красоты и любви, чистоты и нежности;
5) самый крупный зверь в семействе диких кошек;
6) эта птица не гнездится в нашей стране, но отмечается на миграциях на реке Волге.
Ключевое слово «береги!»
2.. «Угадай животных»
(работа в парах).
льдоша соль
зока бакоса
овса баобчак
абзер осорак
гирт цаяз
пялац тукила
бакр кебла
насииц кьону
жомр фрижа
чйака лечпа
6. Итог урока
Учитель: Писатель М. М. Пришвин, которого называют певцом земли русской, говорил:
«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу - значит охранять Родину!» (Презентация. Слайд )
7. Рефлексия (Презентация. Слайд )
Учитель: Ребята, проанализируйте свою работу на уроке. Выберите начало предложения и закончите его.
Я узнал(а)…
Было интересно…
Я испытал(а) чувство…
Я хочу, чтобы…