СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме " Бережное отношение к животным - нравственная ценность людей. Охрана животного мира России".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме " Бережное отношение к животным - нравственная ценность людей. Охрана животного мира России".»



ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Тема: Бережное отношение к животным - нравственная ценность людей. Охрана животного мира России.

Цель урока: систематизация знаний об охране животных

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать экологическую компетентность.

Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес учащихся;

  2. Обогащать словарный запас учащихся предметной терминологией.

  3. Развивать творческую активность детей.

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к природе;

  2. Воспитывать любовь к  Родине.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснят, почему многие животные стали редкими, как нужно охранять животных, оценивать поступки людей по отношению к природе, формулировать правила друзей природы, анализировать, делать выводы.

Ход урока

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.


-Посмотрите друг на друга добрыми глазами, улыбнитесь.

-Сядьте удобно, настройтесь на работу.


.

2. Проверка домашнего задания

Учитель: На прошлом уроке мы говорили о том, как размножаются животные. Вспомните, пожалуйста: 
1. Как размножаются животные? (Рождают детёнышей, откладывают икру, откладывают яйца) 
(Презентация. Слайд )  Как размножаются представленные группы животных. 
2. Заполните пропуски в схеме  размножения птицы (Презентация. Слайд ), лягушки (Презентация. Слайд ), бабочки (Презентация. Слайд ), рыбы (Презентация. Слайд )
3. Кто лишний по способу размножения? (Презентация. Слайды)

                

3. Сообщение темы урока (Презентация.  Слайд )

Вхождение в тему:

-Догадайтесь, ребята, о чём пойдёт речь на уроке.

Все-все на свете

Нам нужны!

И мошки не меньше

Нужны,чем слоны.

Нельзя обойтись без чудовищ нелепых,

И даже без хищников злых и свирепых.

Нужны все на свете !

Нужны все подряд - кто делает мёд,

И кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.


Да, если мы с кем-то не очень дружны-

Мы всё-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно ошибкой окажется.

(Борис Заходер)

-Правильно, о животных, а точнее – об охране животных.

-Когда Вы слышите слово «животные», то кого представляете ?

( Ответы детей ).


Учитель:  Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём более половины из них – за последние 50 лет.  Все эти животные, за малым исключением, вымерли по вине человека. Из-за хозяйственной деятельности людей, неумеренной охоты, неправильного поведения человека в природе многие дикие животные встречаются всё реже, некоторые из них внесены в Красную книгу.  Охота на редких животных запрещена, а на некоторые виды ограничена.  (Презентация. Слайд )
Во втором классе мы узнали, что Красная книга – это книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Она предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять.

Учитель: - Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не жёлтой или синей?

Красный цвет – это символ беды, опасности, наступательной агрессии. Красная книга не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учёными о животных и растениях. - Для чего нужна Красная книга?

Красная книга нас информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять.

Страницы Красной книги разного цвета. (Презентация.Слайд)Красные листы содержат сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения, на жёлтых – уязвимые виды, на белых – сведения о редких видах, на серых – о малоизученных, на зелёных – о восстановленных и находящихся вне опасности видах животных и растений.

Животные играют большую роль в природе, без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться. Необходимы животные и людям. Как вы думаете, почему?


Вырубая леса, загрязняя реки, моря, люди губят множество животных. А для животных леса, реки, озёра, поля и луга – это дом. Редкими стали белый медведь, морж, орел-беркут, фламинго, тигр, журавль, выхухоль, лебедь, розовая чайка и многие другие животные.

А сейчас мы послушаем сообщения о некоторых из этих животных, которые нуждаются в охране и занесены в Красную книгу.

Ученик:  Послушайте загадку о животном, которое удалось спасти.(Презентация. Слайд )

 Есть на речках лесорубы
В серебристо-белых шубах. 
Из деревьев, веток, глины 
Строят прочные плотины. (Бобр.)

В начале XX века бобров  (Презентация. Слайд )оставалось около 900 особей,  а в Европе они были почти полностью истреблены. Охота на них была запрещена. Сейчас их численность превышает 100 000 в России.  
Была спасена куница (Презентация. Слайд ), соболь(Презентация. Слайд ) В тайге почти не оставалось соболей из-за неумеренной, жестокой охоты, соболь был на грани исчезновения, но предпринятые людьми меры по охране спасли этот вид животных.  В Московском зоопарке удалось получить приплод от них.. Когда в зоопарке или в заповеднике  животных какого-нибудь вида становится много, их переселяют в другие места. Сейчас общая численность их 700 тысяч голов. 
Давайте послушаем сообщения о животных, которые нуждаются в охране.

Ученик:  Белый медведь. (Презентация. Слайд )
Белые ледяные просторы, ни травинки, ни былинки круглый год. В таких условиях живёт владыка Арктики – белый медведь. Это самый крупный хищный зверь. Живёт он почти 40 лет. Питается белый медведь рыбой, тюленями.  В берлоге медведица проводит 6 месяцев. У медведицы бывает 2-3 малыша. Издавна люди охотятся на белых медведей.  Они используют их мясо в пищу, жир – для хозяйственных целей, шкуру для одежды и предметов обихода. В результате началось сокращение численности белых медведей. Это послужило сигналом тревоги. Сейчас численность белых медведей хотя и медленно, но растёт.

Ученик:  Фламинго.  (Презентация. Слайд )
Живут фламинго 25-30 лет. Тело птицы высотой 1,5 метра, вес до 4 кг.  Самка откладывает2 яйца белого цвета с зеленоватым оттенком в гнёзда в виде башенки высотой полметра. Птица эта стала редкой, потому что многие десятилетия подвергалась преследованию ради вкусного мяса, ради пера и пуха.  Гнездится розовый фламинго в Казахстане, во Франции, Испании, в Африке. В России фламинго не гнездится, однако регулярно отмечается на миграциях - в устье реки Волга, в Дагестане, Калмыкии, Краснодарском и Ставропольском краях. Также залетает на юг Сибири в Алтайский край, Тюменскую, Томскую, Новосибирскую области, Бурятию, Иркутскую область, Якутию.

Ученик:  Тигр. (Презентация. Слайд )
В семействе диких кошек тигр – самый крупный зверь. Тело его длиной до 4 метров. Весит тигр около 390 кг. Питается тигр в основном крупно-копытными животными. Живут тигры 25-30 лет. Постоянных убежищ тигры не имеют. Только для выхаживания молодняка тигрица задерживается на одном месте. Она выбирает для гнезда пещеру. В конце 19 века тигров было около 100 000 особей. Затем количество тигров резко сократилось. Тигров убивали из-за суеверий. Китайские и корейские знахари дорого платили за тушу тигра, говорили, что они готовят из разных частей тела тигра лекарства от слабости, трусости, когти тигра служили талисманами.

Ученик:  Журавль. (Презентация. Слайд )
Всего в мире 14 видов журавлей. В нашей стране обитает 7 видов журавлей. Белый журавль (стерх), чёрный, японский, даурский, внесены в Красную книгу. Эти птицы находятся под охраной. Журавли разных видов имеют много общего. Они стройны, у них длинные ноги, длинная шея, большой клюв. Им они добывают насекомых, семена, зёрна, моллюсков, мелких грызунов, корни растений, ягоды, молодые побеги.  В 2-3 года журавли образуют пары и никогда уже не расстаются. Гнёзда они строят на земле. Журавлиха откладывает 2 яйца, которые насиживает в течение месяца. Журавль в это время несёт службу зоркого часового. Первые полтора месяца журавлята щеголяют в оранжевых и жёлтых «кафтанчиках», а к осени они оперяются, начинают летать и готовиться к первому путешествию.

Ученик:  Морж (Презентация. Слайд ) – могучий морской зверьЕго длина более 3 метров, а масса примерно полторы тонны(1500 кг)  Клыки моржей до 80 см в длину. Они помогают им добывать со дна пищу – морских моллюсков, защищаться от белых медведей, а также вылезать из воды. Морж обитает в морях Северного Ледовитого океана. Живут моржи  стадом, во главе стада – опытный вожак. Этих животных сохранилось немного. Они занесены в Красную книгу, подлежат охране.

Ученик:  Лебедь. (Презентация. Слайд )
Со времён глубокой древности лебедь, одна из самых крупных и сильных птиц, служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. Лебедя воспевали в былинах и сказаниях. Существует старинная легенда о лебединой песне, которую эта прекрасная птица якобы поёт перед своей гибелью. Вообще-то лебедь не относится к певчим птицам. Лебедь-шипун может лишь неторопливо гоготать. Лебедь-кликун издаёт гулкие и торжественные трубные звуки. Их можно услышать весной, когда лебеди, возвратившись с южной зимовки, парами величаво пролетают в поднебесье.  Гнездятся лебеди по глухим, малодоступным озёрам, в густых камышах – это чуткие и осторожные птицы. Лебедь – прекрасное изящное и теперь редкое животное, охота на него запрещена.

Дети читают стихотворение «Береги природу!» 

Ученица:  
Ты видел, в лебедей стреляли? 
Ты видел, как они упали? 
Скажи, а если б птицы знали 
И если б только понимали, 
Что их полёт прощальным будет, 
Их на заре подстрелят люди, 
Скажи,  они бы не летали?

Ученик:  
Наверно, даже если б знали 
И даже если б понимали,  
То всё равно б взмывали ввысь. 
Ведь небо – это их стихия! 
Ведь небо – это их свобода! 
Ведь небо – это вся их жизнь!

Ученица:  
А в небе стая журавлей 
Так грустно над землёй кружится. 
Земля… скажи, что стало б с ней, 
Когда б на ней умолкли птицы?

Ученик:  
Тогда бы мёртвым стало небо. 
И – тишина в пустых лугах, 
И, может быть, колосья хлеба 
Не колосились бы в полях, 
И на полях уж не грачи, 
А стаи чёрной саранчи.

Ученица:  
Я не хочу такого мира, 
Где всё так серо, так уныло… 
Остановись, опомнись, человек, 
Не долог на земле твой век. 
Но что после себя оставим? 
И чем себя мы здесь прославим? 

Ученик:  
Остановись, опомнись, человек! 
Перед природой ты в долгу, 
И славен будет пусть твой век 
Травой душистой на лугу, 
И трелью птиц весёлой, звонкой,

Ученик:  
И шумным плеском родника, 
И гроздями рябины тонкой, 
И синим глазом василька, 
И свежим ароматом трав, 
И рощи шумом, и  дубрав!  

Ученик:  Орёл-беркут (Презентация. Слайд )  – большая величественная птица. Размах её крыльев до 2 м. масса теле до 4 кг. Питается грызунами. Беркут может подолгу красиво парить  высоко в небе, высматривая добычу.

Ученик:  Жук-красотел  (Презентация. Слайд ) (красотел пахучий) живёт в лесах. Длина его тела около 3 см. Он поедает  опасных для леса гусениц. За летний период жук съедает в среднем 180 гусениц, за всю жизнь – до 900.  Продолжительность жизни жука-красотела - 2 - 4 года. В середине 20 века численность резко сократилась из-за применения ядохимикатов для борьбы с вредителями леса. Занесён в Красную книгу, нуждается в охране. 

4. Музыкальная пауза

Песенка защитников природы. 

Если б только-только-только, 
Если б только на планете, 
Если б только все земляне 
Всё живое берегли, 
То возможно - можно- можно, 
То наверно - верно- верно, 
Книги Красной точно-точно 
Никогда б не завели! 
Припев:
А-а, здравствуйте, горы вот такой вышины! 
А-а, здравствуйте, реки вот такой ширины!  
А-а, крокодилы-бегемоты, 
А-а, обезьяны, кашалоты, 
А-а,  и зелёный попугай!

И пускай у этой речки, 
И пускай в зелёной роще, 
И пускай в лесу тенистом 
Слышен гомон птичьих стай, 
И запомни-помни - помни, 
Что беречь природу надо, 
Всем на этом белом свете 
Ты, как можешь, помогай! 
Припев.


Физкультминутка. (Презентация Слайд)


Хомка, хомка, хомячок (дети раздувают щёки) -
Полосатенький бочок (поглаживают себя по бокам).
Хомка раненько встает (движения на растяжку),
Щечки моет, шейку трет (потирание лица и шеи).
Подметает хомка хатку (движения имитируют подметание)
И выходит на зарядку (марширование на месте):
Раз, два, три, четыре, пять (3-4 движения, имитирующих зарядку)
Хомка хочет сильным стать (напряжение мышц рук).


Экологические правила.

А) - Ребята, посмотрите на экран. К нам по электронной почте пришли письма – жалобы от животных. Давайте их прочитаем и отгадаем от кого они пришли.


Жалоба №1 (слайд ). «Ох, и не любят меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба».

Кто это? (Сова – слайд ).

Сова с 1964 года находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.


Жалоба №2 (слайд ). «Сама знаю, что не красавица. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая».

А это кто так жалуется? (Жаба – слайд ).

Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме заводились тараканы, люди приносили жабу в дом – и они исчезали.



- Итак, что же делать, чтобы не исчезли с лица земли скопы, зубры, бизоны, бобры и выхухоли, соболя, осетра и хариусы, львы и антилопы, и др. дикие животные?

-Может Вы, ребята, знаете?

а) - Очень эффектным средством по охране животных является организация Заповедников и Заказников. (Презентация. Слайд)

- Как Вы понимаете смысл слова «заповедник»?

Заповедник – это участок земли или водного пространства, который находится под охраной государства. В них запрещена любая Деятельность, которая нарушает или угрожает природе.

- А что такое «заказник»?

Заказник – это территория, на которой временно охраняются отдельные виды животных, растений. Существуют охотничьи, рыболовные и другие заказники.

Учитель:  Беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых ещё много. Их жизнь часто зависит от нас, от нашего поведения в природе. Конечно, разорять птичьи гнёзда, ловить шмелей, бабочек, стрекоз, разрушать муравейники недопустимо! Но можно ничего этого не делать и всё-таки причинять  животным большой вред. Если  бегать по лесу, шуметь, лазать по деревьям, то можно побеспокоить животных. Это особенно опасно для них в период размножения – весной и в начале лета. Многие птицы, например, не могут из-за этого построить гнёзда или же покидают гнездо, в которое уже отложили яйца. Нужно беречь не только самих животных, но и места, в которых они живут, - окружающую их среду.

-Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать.

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.


-Ветки дуба не ломай.

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать,

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять:

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну, кому они мешают?


-Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость,

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Помоги лесным зверюшкам,

Приготовь для них кормушки.


-И тогда любой зверек-

Будь то ласка иль хорек,

Еж лесной, речная рыба-

Скажет: «Ты – мой друг! Спасибо!»



5. Закрепление 
1. Разгадывание кроссворда. (Презентация. Слайд ) 
1) ценный пушной зверёк, был на грани исчезновения, но предпринятые людьми меры по охране спасли этот вид животных, сейчас их численность 700 тысяч голов; 
2) владыка Арктики; 
3) в 2-3 летнем возрасте эти пары создают пары и никогда больше не расстаются; 
4) эта большая белая птица служит символом красоты и любви, чистоты и нежности; 
5) самый крупный зверь в семействе диких кошек; 
6) эта птица не гнездится в нашей стране, но отмечается на миграциях на реке Волге.
Ключевое слово «береги!»

2.. «Угадай животных»

(работа в парах).

льдоша соль

зока бакоса

овса баобчак

абзер осорак

гирт цаяз

пялац тукила

бакр кебла

насииц кьону

жомр фрижа

чйака лечпа

6. Итог урока

Учитель: Писатель М. М. Пришвин, которого называют певцом земли русской, говорил: 
«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать.  Рыбе  -  вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина.  Охранять природу - значит охранять Родину!»  (Презентация. Слайд )

7. Рефлексия (Презентация. Слайд )
Учитель: Ребята, проанализируйте свою работу на уроке. Выберите начало предложения и закончите его. 
Я узнал(а)…
Было интересно…
Я испытал(а) чувство…
Я  хочу, чтобы…