СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему: "Тестовая работа. Жизнь древних славян".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проверка знаний учащихся по разделу "Страницы всемирной истории", формирование представлений о жизни древних славян.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему: "Тестовая работа. Жизнь древних славян".»

Конспект урока окружающего мира в 4А классе.

Учитель: Сержантова Н.В.

Тема урока: «Тестовая работа. Жизнь древних славян».

Цели: проверить знания и умения по разделу «Страницы всемирной истории», формировать актуальную оценку своих достижений, представление о жизни древних славян.

Формируемые УУД:

познавательные – осознать познавательную задачу, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебника; коммуникативные – формулировать собственные мысли; регулятивные – формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные – оценивать собственную учебную деятельность, достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

Мир окружающий, друзья,

Не любить никак нельзя!

Историю нам тоже надо знать

И очень важно изучать.

На меня все посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

  1. Актуализация опорных знаний. Работа по вопросам (повторение ранее изученных тем раздела).

1)- На какие эпохи учёные делят историю человечества? (Первобытная история,

история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени, история Новейшего времени).

2)- Как жили первобытные люди? (Сообща, группами).

3)- Что имело огромное значение в жизни первобытных людей? (Появление огня).

4) – Откуда появился огонь? (Сначала на лесных пожарищах, а затем люди сами научились его добывать).

5) – Почему древние египтяне считали, что миром управляют боги? (Они не могли объяснить природные явления).

6)- Что египтяне использовали при письме? (Иероглифы.)

7)- Какие религии получили распространение в Средние века? (Иудаизм, христианство, ислам, буддизм).

8)- Как называются здания для молитв у христиан? (Церкви, соборы, храмы).

9)-Кто из известных мореплавателей открыл Америку, допустив ошибку в своём открытии и почему? (Христофор Колумб; ошибочно принял за Индию).

10)- Кто открыл, что Земля имеет форму шара? (Фернан Магеллан).

11)- Назовите главные изобретения Нового времени. (Пароход, паровоз, фотография, электричество, автомобиль, метро, телефон, телеграф).

12)-Как называется самая короткая эпоха? (История Новейшего времени.)

13)- Какие удивительные открытия и достижения были сделаны в 20 веке? (Лекарства, современная техника, освоение космоса и др.)

14) – Назовите самые страшные войны прошлого столетия. (Первая и Вторая мировые войны).

3. Тестирование. Самостоятельная работа учащихся.

- Мы все вместе вспомнили основные сведения раздела, а сейчас проверим свои знания с помощью теста.

4. Самоопределение к деятельности.

О, Русь моя, тебе хвала,

В веках ты видела немало.

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала. (По Н.Кончаловской.)

- О чём нам сегодня на уроке расскажет Русь? Прочитайте тему урока, записанную на доске («Жизнь древних славян»).

-Вы бы хотели узнать о своих предках?

5. Открытие нового знания.

-Предлагаю побывать сегодня в роли исследователей. Кто это? (Те, кто занимается научными исследованиями). Вы все хорошо поработали, добыли нужную информацию, давайте её послушаем.

Выступления детей.

1 ученик. – Кто такие наши предки?

Нащими предками были славяне. Великий русский учёный М.В.Ломоносов считал, что это мужественные люди, прославившиеся своими подвигами.

2 ученик. – Какими они были?

Славяне были крепкими, выносливыми людьми, готовыми к любым неожиданностям. Они отличались высоким ростом, огромной силой, гостеприимностью, радушием, свободолюбием.

3 ученик. – Где жили славяне?

Славяне были разделены на 3 ветви: восточную, западную и южную. В 6 веке наши предки, восточные славяне, заселили большую часть Восточно-Европейской равнины, по берегам рек Днепр, Волга, Ока, Западная Двина.

4 ученик. – Как жили наши предки?

Первоначально наши предки, восточные славяне, жили каждый своим родом и на своих местах. Во главе стоял родовой старейшина. В случае военной опасности сражалось всё мужское население – народное ополчение.

5 ученик. – Чем занимались славяне?

Основные виды занятий для мужчин - охота, рыболовство, создание орудий труда, бортничество (это сбор мёда диких пчёл), земледелие; для женщин – врачевание, приготовление пищи, шитьё.

- Спасибо, ребята, вы справились с ролью исследователей.

6. Физминутка (под спокойную музыку).

7. Продолжение работы по теме урока. Сообщение учителя.

Древние славяне ставили рубленные избы или селились в полуземлянках.

В полуземлянках древних славян пол был на метр углублён в землю, стены выложены из тонких деревьев-жердей, очищенных от веток. Крыша тоже из жердей, а на ней - толстый слой соломы.

Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окна, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой - ведь стёкол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня, печь - она обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась по-чёрному - это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через окна, двери, отверстие в потолке. Это помогало сохранить тепло, но от этого все стены были в копоти и саже. В доме почти всё свободное место занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами - это постели.

 Наши далекие предки жили в дружбе с природой. Они поклонялись силам природы, представляя их в виде богов. Древние славяне были язычниками, т.е. поклонялись многим богам. Главным Богом славян было Солнце - Ярило. Но бывало так, что Солнце сердилось на человека, и тогда сохли ручьи, реки, горели травы и посевы, голод губил людей и животных. А если черные тучи закрыли Солнце, то разбушевался Перун – Бог грома и молнии. Он так же считался главным богом древних славян. Люди считали, что Перун посылает дожди, что от него зависит урожай, а значит - жизнь.

- На основе народных сказок, мультфильмов, вашего жизненного опыта определите названия фантастических существ, в которые верили славяне.

  Верили, что дом охраняет …..(Домовой), в лесу водится …(Леший), в болоте живет….

( Водяной), а в речках … (Русалки).

- Чтобы Боги были добрее к людям, славяне устраивали в их честь праздники. Многие из них сохранились до наших дней.  Какие?  (Колядки, Масленица, Троица, Иванов день  или Иван Купала.) Во время праздников славяне любили поиграть, пели песни, водили хороводы.

8. Закрепление материала по учебнику.

9. Итог урока. Рефлексия.

Домашнее задание: выполнить задания по теме урока в рабочей тетради.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!