СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира "Великий круговорот жизни" 3 класс Школа России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока окружающего мира  "Великий круговорот жизни" 3 класс Школа России

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира "Великий круговорот жизни" 3 класс Школа России»

Урок окружающего мира в 3 классе

по теме "Великий круговорот жизни"

Тип: урок открытия новых знаний.

Цель урока: знакомство с круговоротом жизни на Земле и его основными звеньями.

Задачи:
Формировать представления учащихся о круговороте веществ в природе и его звеньях (потребители, разрушители, производители).
Показать роль почвы в круговороте веществ.
Формировать представление о целостности окружающего мира.
Планируемые результаты:
Предметные:

Знать звенья круговорота веществ.
Понимать взаимосвязь всех звеньев круговорота веществ.
Метапредметные

Регулятивные:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
моделировать процессы, происходящие в природе.
Коммуникативные:
Иметь навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Познавательные:
Использовать различные способы поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Личностные:
Иметь представления о целостности и органичном единстве окружающего мира.
Проявлять чувство ответственности за состояние окружающей среды.
Уважительно относиться к чужому мнению.
Принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Оборудование:
проектор, презентация «Круговорот жизни»,фрагмент мультфильма «Король Лев», КИМ (окружающий мир).

Ход урока

I. Организационный момент.

– Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Сегодня вас ожидает интересная, дружная работа и я уверена, что вы с ней справитесь.
– Мы продолжим говорить о природе, о её составляющих и о бережном отношении к ней.

Природа милая, тебе одной я внемлю,
Ты подарила небеса и землю,
И их помощником я буду век от века.
Уж потому, что я родился человеком!


II. Актуализация опорных знаний. Проверка выполнения домашнего задания.

  1. Фронтальный опрос

- Хорошо. Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (В царстве грибов).

- Из чего состоит гриб?

- Что такое грибница?

- Какие правила сбора грибов вы знаете?

- Кто такие микробы?

  1. Тестирование (КИМ (окружающий мир).

III. Постановка учебной задачи

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это всё вокруг…

природа

- Вспомните, ребята, какая бывает природа? (Живая и неживая)
- Что относится к неживой природе? (Вода, воздух, солнце, камни)

- Что относится к живой природе? (Животные, растения, грибы, микроорганизмы)
- В чём отличие живой природы от неживой? (Живые существа дышат, питаются, развиваются, приносят потомство, умирают).

- Могут ли животные жить без растений, а растения без животных? Почему? (Растения служат пищей для животных, а животные являются участниками размножения растений.)

- Какое значение имеют воздух и вода для растений и животных? (Воздух необходим для дыхания, вода – для питания и роста.)

- Вам знакома схема на экране? (Круговорот воды в природе.)

- В каком произведении мы недавно с вами читали об этом, кто автор? (Л.Н.Толстой «Куда девается вода из моря?»)


IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

- Как вы думаете, существует ли в природе, ещё какой – либо круговорот?

- Это великий круговорот жизни! Это и есть тема нашего урока.

- Послушайте, как о нём написано в произведении А. Платонова «Цветок на земле».

(звучит отрывок аудиокниги А. Платонова «Цветок на земле»)

- Почему Афоня не смог разобраться, о чём дедушка Тит забыл упомянуть?

- Попробуем разобраться с помощью героев Мультфильма «Король Лев», может быть мудрый Лев сможет вам объяснить…

(отрывок из мультфильма «Король Лев»)

- О чём говорил Муфаса своему сыну Симбе, когда они осматривали саванну?
- Что вас удивило?
- Как вы думаете, прав ли Король Лев?
- Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос: в чём заключается круговорот жизни?
- Почему возникли затруднения?
- Какими знаниями мы уже обладаем, чтобы ответить на этот вопрос?
- А каких знаний нам не хватает?
- Какова будет цель нашей работы сегодня?
- Да, нам надо будет ответить на вопрос: В чём заключается круговорот жизни.


V. Первичное закрепление

  1. Работа по учебнику

- Откройте учебник на стр. 118.

Король Лев был совершенно прав. Круговорот жизни действительно существует, и каждый живой организм является его частичкой. Основные звенья этого круговорота составляют три группы организмов:

1. Организмы-производители.

2. Организмы-потребители.

3. Организмы-разрушители.

- Но, чтобы львёнку Симбе было легче разобраться, Король Лев решил обратиться за помощь к учёным. Вы поработаете экологами и выясните, какие организмы- производители, разрушители, потребители. Но сначала немного отдохнём.


  1. Физкультминутка

Солнце землю греет слабо,
(Руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз,
(Руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у снежной Бабы
(Руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос.
(Дети показывают на нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
(Прыжки на месте)
Вьюга злится, снег кружится,
(Дети кружатся)
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.
(Движения вьюги имитируют руками)


  1. Работа в группах

- А теперь проведём небольшое исследование. Для этого я предлагаю вам разделиться на 3 группы.


- Найдите в учебнике (с. 118–119), прочитайте об организмах-потребителях, производителях, разрушителях.


1 группа.

1. Кто относится к организмам – производителям?

2. Почему их так называют?


2 группа

1. Кто относится к организмам-разрушителям?

2. Почему их так называют?


3 группа

1. Кто относится к организмам-потребителям?

2.Почему их так называют?


Если группа не справляется, то можно обратиться за подсказкой.


1 группа

Они способны, используя энергию Солнца , производить пищу для себя и других организмов . Они поглощают из воздуха углекислый газ, а из почвы – воду и растворённые соли.


2 группа

Они питаются умершими живыми организмами.

3 группа

Они не могут сами создавать органические вещества из воды и углекислого газа. Они получают их, поедая растения или животных. Потребители возвращают растениям углекислый газ.


Выслушиваются ответы детей (представителей групп), которые быстрее справились с заданием.


– Мы провели исследования, подтвердили свои предположения, а теперь найдите ту часть схемы, без которой не будет круговорота жизни, растений , животных , бактерий и грибов.(Запас питательных веществ в почве.)


- Прочитайте в учебнике на стр. 120 о тм, какие процессы происходят в почве?


– Как образуется почва? (Твёрдые породы под воздействием воды, ветра и растений постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой из мелких камешков, песка, глины. В нём почти нет питательных веществ, но все же некоторые неприхотливые растения селятся здесь. Из их остатков под действием бактерий образуется перегной. Теперь здесь могут поселиться и другие растения, которые дают ещё больше перегноя. Так постепенно камни, песок и глина под действием живых существ превращаются в почву.)

– Назовите главное свойство почвы. (Плодородие.)


VI.  Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

Тест

– Выбери правильный ответ.

1. Какие три группы организмов составляют основные звенья круговорота жизни? Найди «лишнюю» группу:

а) разрушители;

б) строители;

в) производители;

г) потребители.

2. Какие организмы учёные-экологи называют производителями?

а) растения; б) животные; в) грибы; г) бактерии.

3. Какие организмы учёные-экологи называют потребителями?

а) растения; б) животные; в) грибы и бактерии.

4. Какие организмы учёные-экологи называют разрушителями?

а) растения; б) животные; в) грибы и бактерии.

5. Какую роль в круговороте жизни играет почва?

a) с неё испаряется вода;

б) по ней передвигаются животные;

в) в ней накапливается запас питательных веществ.

Ответы: 1-б. 2-а. 3-б. 4-в. 5-в.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Обсудим!

Вопрос: представьте, что на земле исчезло какое-нибудь из звеньев круговорота вещества. Опишите, что будет происходить, если исчезнут: а) растения; б) животные; в) грибы и бактерии; г) почва.

Ответ:

1. Если исчезнут растения то растительноядным животным нечего будет есть и они вымрут от голода, человеку не будет хватать растительной пищи, самым большим несчастьем при исчезновении растений будет отсутствие в воздухе кислорода. На планете нечем будем Дышать!

2. Если вдруг случится ужасное – и все животные вымрут, то растительность сократится: некому будет опылять растения помогая им размножаться, некому будет помогать в расселении растений, некому будет защищать растения от животных-вредителей. Человеку тоже будет плохо: исчезнут источники получения пищи и продуктов животноводства.

3. Если исчезнут грибы и бактерии, то из отмерших живых организмов не будет образовываться перегной, который повышает плодородие почвы, для того чтобы растения лучше росли, у человека не будет многих продуктов питания и лекарств, которые производят при помощи бактерий.

4. Если не станет почвы, то не станет растений, которые без почвы расти не смогут, а без растений все повторится по вышеизложенным пунктам 1-2.

VIII. Рефлексия.

- Назовите основные звенья круговорота веществ. - С какими чувствами вы уходите с урока?

IX. Подведение итогов урока.

Вывод. Все живые организмы и почва – участники единого круговорота веществ на нашей планете.

Домашнее задание. Учебник: прочитать текст с.118-120, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» с. 120, тетрадь

















1. Основные звенья круговорота жизни.

Рассказ учителя.

– Итак, тема урока – круговорот в жизни. В природе множество живых существ, к которым нужно относиться бережно. Как вы думаете, почему нужно беречь все то живое, что находится вокруг нас?

Каждый живой организм – часть живой природы. Не будь в природе живых существ, планете была бы уготована участь ядовитой парилки, как на Венере, или остывшего пустынного тела, как на Марсе. Новые и новые поколения организмов сменяли друг друга. Они пользовались тем, что создавали предшественники, и в свою очередь преобразовали Землю для потомков. Круговорот жизни действительно существует, и каждый живой организм является его частичкой. Основные звенья этого круговорота составляют три группы организмов:

1. Организмы-производители.

2. Организмы-потребители.

3. Организмы-разрушители.

Организмы-производители. Ими ученые-экологи называют растения. Только растения способны использовать энергию Солнца, производить органические вещества из вещества неорганического – питательные вещества (сахар и крахмал) из углекислого газа и воды, солей. Растение берет из воздуха углекислый газ, а выделяет кислород. Получается круговорот между растениям и воздухом. Растение берет из почвы минеральные соли и воду. Когда растение умирает, из его остатков образуется плодородный слой почвы – перегной. Образуется круговорот.(Напомнить, что листья растений – это «повара», которые из воды и углекислого газа «готовят» пищу-сахар и крахмал. Работает эта чудесная «кухня» только на свету).

Организмы-потребители.Это животные, так как потребляют вещества, производимые растениями. Животное дышит воздухом, пьет воду, питается растениями. После того как оно умирает, его останками питаются другие животные и удобряется почва. Получается следующий круговорот.

Организмы-разрушители.Это бактерии и грибы. Бактерии и грибы разрушают остатки мертвых растений и животных. Благодаря им эти остатки перегнивают, а затем перегной разлагается и образуются необходимые растениям соли.


Растения – организмы-производители.

1. Существование мира животных, включая человека, было бы невозможно без растений, чем и определяется их особая роль в жизни нашей планеты.

2. Из всех организмов только растения способны использовать энергию Солнца, они создают при этом питательные вещества (сахар, крахмал) из углекислого газа, воды и минеральных солей. растения извлекают из атмосферы углекислый газ и выделяют кислород. Именно деятельностью растений была создана атмосфера, пригодная для дыхания.

3. Растительность служит пищей для травоядных животных.

4. Растения – основное звено в сложной цепи всех организмов, включая человека.

5. При непосредственном участии растений возникла и образуется почва.

животные – организмы-потребители.

1. Животные в природе имеют большое значение, играют большую роль, как и растения. Большинство растений опыляются исключительно животными, они играют большую роль в распространении семян растений.

2. Следует добавить и то, что животные, как и растения, участвуют в образовании почвы. Многие насекомые, в их ряду муравьи, черви, и многие другие мелкие насекомые дают почве множество полезных веществ, при этом измельчая её, и тем самым способствуют образованию перегноя. Норы, которые роют животные, помогают растениям и деревьям обогащать их воздухом и вентилируют почву.

3. Всем известно, что животные играют важную роль, в человеческой жизни. С животных человек имеет не только продукты питания, но и шелк, шерсть, воск, кожу и другое сырье.

Бактерии и грибы – организмы-разрушители.

1. Бактерии и грибы разрушают остатки мертвых растений и животных. Благодаря им эти остатки перегнивают, а затем из перегноя растения получают необходимые минеральные соли.

Бактерии разрушают растительные остатки для того, чтобы добыть необходимые для жизни питательные вещества, а потом вернуть их в почву для усвоения их другими растениями.

2. Грибы и бактерии в результате разрушения растительных и животных остатков постоянно обогащают почву питательными веществами. Разрушая различные остатки, грибы и бактерии служат санитарами, очищающими леса от ежегодного опадания листьев.

3. Значение грибов не ограничивается только использованием их в пищу. В пищевой промышленности грибы используют в процессе брожения.

4. Некоторые виды грибов используют для производства антибиотиков.

3. Роль почвы в круговороте жизни.

Рассказ учителя с элементами беседы.

– Огромную роль в круговороте жизни играет почва.

Почва – это земля, которая снабжает растения питанием и водой. Она обладает плодородием. Это её главный признак. Она представляет собой сложную, постепенно меняющуюся среду, где непрерывно совершаются синтез и разрушение органического вещества. После отмирания органическое вещество поступает в почву, где под воздействием микроорганизмов подвергается глубокому преобразованию. Как в далеком прошлом, так и в настоящее время, несмотря на все достижения науки и техники, человек получает из почвы почти все, необходимое для поддержания своего существования, за исключением ресурсов моря. В природе почва занимает промежуточное положение между миром живых организмов и неорганической природой, для нее характерен процесс обмена веществ.

– Вспомните, что составляет главную часть почвы. (перегной.)

– Что образуется под действием перегноя? (образуются соли.)

– Кто их использует? (их используют для роста и развития.)

– Кто питается растениями? (растениями питаются животные.)

– Что происходит с растениями и животными когда они умирают? (их остатки попадают в почву и под действием организмов-разрушителей превращаются в перегной, а потом из перегноя снова образуются соли, их используют другие растения, а растениями питаются другие животные.)

2. Обсуждение проблемных ситуаций.

1-я ситуация. Представьте, что на Земле исчезли: а) растения; б) животные; в) грибы и бактерии; г) почва.

Если исчезнут растения, то животным нечего будет есть. Они все умрут и превратятся в перегной. Жизнь остановится.

Если исчезнут животные, то некому будет есть растения. Некоторые растения вовсе исчезнут, потому что животные помогают им в размножении. Растений будет очень много, но постепенно их количество будет уменьшаться. Им будет не хватать солей, содержащихся в почве.

Если исчезнут грибы и бактерии, то растения погибнут из-за недостатка солей. И умрут животные, потому что не будет пищи.

Если исчезнет почва, то растениям негде будет расти. А бактериям и грибам – негде жить. Животным негде жить и не по чему передвигаться.

– Какой можно сделать вывод? (Все живые организмы и почва являются участниками великого круговорота жизни.)

2-я ситуация.представьте, что на Земле исчезло какое-нибудь из звеньев круговорота жизни. Опишите, что будет.

Животные выделяют углекислый газ, который необходим растениям так же, как и вода, солнце и соли из почвы. Углекислый газ – это «одеяло» Земли. Если вдруг оно исчезнет из атмосферы, то это в первую очередь скажется на климате. На Земле станет холоднее, дожди будут выпадать редко. В конце концов это приведет к глобальной катастрофе и все живое на Земле погибнет! Животные участвуют в опылении многих растений, в распространении семян, почвообразовании, в очистке водоемов. Большое значение имеют животные для человека. Одних человек употребляет в пищу, от других получает сырье. Нельзя нарушать круговорот жизни в природе.

Растения вырабатывают кислород, который нужен для дыхания как животным, так и людям и самим растениям тоже. Если бы на Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода. А если нет кислорода, то животные и люди не смогут жить на Земле!

Приведем самый простой пример «Бабочка и цветок». Бабочка питается нектаром цветка и тем самым поддерживает свою жизнь. Цветок с помощью бабочки опыляется, и вид, к которому принадлежит этот цветок, продолжает существовать! Охраняя растения, мы заботимся обо всем живом.

Грибы и бактерии разлагают остатки погибших растений и животных, очищая поверхность планеты от гниющих остатков. Без их разрушительной деятельности все остатки растений и животных превратились бы в мертвую массу, изменился бы газовый состав атмосферы, после чего жизнь и вовсе прекратилась бы.

Но важно и то, что значительная опасность в исчезновении одного из звеньев великого круговорота жизни состоит в деятельности человека.

– По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных. В последние годы на Земле ежедневно исчезает от одного до 10 видов животных и еженедельно – по одному виду растений. Новых появляется намного меньше.