Урок окружающего мира в 3 классе
по теме "Великий круговорот жизни"
Тип: урок открытия новых знаний.
Цель урока: знакомство с круговоротом жизни на Земле и его основными звеньями.
Задачи:
Формировать представления учащихся о круговороте веществ в природе и его звеньях (потребители, разрушители, производители).
Показать роль почвы в круговороте веществ.
Формировать представление о целостности окружающего мира.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать звенья круговорота веществ.
Понимать взаимосвязь всех звеньев круговорота веществ.
Метапредметные
Регулятивные:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
моделировать процессы, происходящие в природе.
Коммуникативные:
Иметь навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Познавательные:
Использовать различные способы поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Личностные:
Иметь представления о целостности и органичном единстве окружающего мира.
Проявлять чувство ответственности за состояние окружающей среды.
Уважительно относиться к чужому мнению.
Принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Оборудование:
проектор, презентация «Круговорот жизни»,фрагмент мультфильма «Король Лев», КИМ (окружающий мир).
Ход урока
I. Организационный момент.
– Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Сегодня вас ожидает интересная, дружная работа и я уверена, что вы с ней справитесь.
– Мы продолжим говорить о природе, о её составляющих и о бережном отношении к ней.
Природа милая, тебе одной я внемлю,
Ты подарила небеса и землю,
И их помощником я буду век от века.
Уж потому, что я родился человеком!
II. Актуализация опорных знаний. Проверка выполнения домашнего задания.
Фронтальный опрос
- Хорошо. Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (В царстве грибов).
- Из чего состоит гриб?
- Что такое грибница?
- Какие правила сбора грибов вы знаете?
- Кто такие микробы?
Тестирование (КИМ (окружающий мир).
III. Постановка учебной задачи
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг…
природа
- Вспомните, ребята, какая бывает природа? (Живая и неживая)
- Что относится к неживой природе? (Вода, воздух, солнце, камни)
- Что относится к живой природе? (Животные, растения, грибы, микроорганизмы)
- В чём отличие живой природы от неживой? (Живые существа дышат, питаются, развиваются, приносят потомство, умирают).
- Могут ли животные жить без растений, а растения без животных? Почему? (Растения служат пищей для животных, а животные являются участниками размножения растений.)
- Какое значение имеют воздух и вода для растений и животных? (Воздух необходим для дыхания, вода – для питания и роста.)
- Вам знакома схема на экране? (Круговорот воды в природе.)
- В каком произведении мы недавно с вами читали об этом, кто автор? (Л.Н.Толстой «Куда девается вода из моря?»)
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)
- Как вы думаете, существует ли в природе, ещё какой – либо круговорот?
- Это великий круговорот жизни! Это и есть тема нашего урока.
- Послушайте, как о нём написано в произведении А. Платонова «Цветок на земле».
(звучит отрывок аудиокниги А. Платонова «Цветок на земле»)
- Почему Афоня не смог разобраться, о чём дедушка Тит забыл упомянуть?
- Попробуем разобраться с помощью героев Мультфильма «Король Лев», может быть мудрый Лев сможет вам объяснить…
(отрывок из мультфильма «Король Лев»)
- О чём говорил Муфаса своему сыну Симбе, когда они осматривали саванну?
- Что вас удивило?
- Как вы думаете, прав ли Король Лев?
- Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос: в чём заключается круговорот жизни?
- Почему возникли затруднения?
- Какими знаниями мы уже обладаем, чтобы ответить на этот вопрос?
- А каких знаний нам не хватает?
- Какова будет цель нашей работы сегодня?
- Да, нам надо будет ответить на вопрос: В чём заключается круговорот жизни.
V. Первичное закрепление
Работа по учебнику
- Откройте учебник на стр. 118.
Король Лев был совершенно прав. Круговорот жизни действительно существует, и каждый живой организм является его частичкой. Основные звенья этого круговорота составляют три группы организмов:
1. Организмы-производители.
2. Организмы-потребители.
3. Организмы-разрушители.
- Но, чтобы львёнку Симбе было легче разобраться, Король Лев решил обратиться за помощь к учёным. Вы поработаете экологами и выясните, какие организмы- производители, разрушители, потребители. Но сначала немного отдохнём.
Физкультминутка
Солнце землю греет слабо,
(Руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз,
(Руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у снежной Бабы
(Руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос.
(Дети показывают на нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
(Прыжки на месте)
Вьюга злится, снег кружится,
(Дети кружатся)
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.
(Движения вьюги имитируют руками)
Работа в группах
- А теперь проведём небольшое исследование. Для этого я предлагаю вам разделиться на 3 группы.
- Найдите в учебнике (с. 118–119), прочитайте об организмах-потребителях, производителях, разрушителях.
1 группа.
1. Кто относится к организмам – производителям?
2. Почему их так называют?
2 группа
1. Кто относится к организмам-разрушителям?
2. Почему их так называют?
3 группа
1. Кто относится к организмам-потребителям?
2.Почему их так называют?
Если группа не справляется, то можно обратиться за подсказкой.
1 группа
Они способны, используя энергию Солнца , производить пищу для себя и других организмов . Они поглощают из воздуха углекислый газ, а из почвы – воду и растворённые соли.
2 группа
Они питаются умершими живыми организмами.
3 группа
Они не могут сами создавать органические вещества из воды и углекислого газа. Они получают их, поедая растения или животных. Потребители возвращают растениям углекислый газ.
Выслушиваются ответы детей (представителей групп), которые быстрее справились с заданием.
– Мы провели исследования, подтвердили свои предположения, а теперь найдите ту часть схемы, без которой не будет круговорота жизни, растений , животных , бактерий и грибов.(Запас питательных веществ в почве.)
- Прочитайте в учебнике на стр. 120 о тм, какие процессы происходят в почве?
– Как образуется почва? (Твёрдые породы под воздействием воды, ветра и растений постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой из мелких камешков, песка, глины. В нём почти нет питательных веществ, но все же некоторые неприхотливые растения селятся здесь. Из их остатков под действием бактерий образуется перегной. Теперь здесь могут поселиться и другие растения, которые дают ещё больше перегноя. Так постепенно камни, песок и глина под действием живых существ превращаются в почву.)
– Назовите главное свойство почвы. (Плодородие.)
VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
Тест
– Выбери правильный ответ.
1. Какие три группы организмов составляют основные звенья круговорота жизни? Найди «лишнюю» группу:
а) разрушители;
б) строители;
в) производители;
г) потребители.
2. Какие организмы учёные-экологи называют производителями?
а) растения; б) животные; в) грибы; г) бактерии.
3. Какие организмы учёные-экологи называют потребителями?
а) растения; б) животные; в) грибы и бактерии.
4. Какие организмы учёные-экологи называют разрушителями?
а) растения; б) животные; в) грибы и бактерии.
5. Какую роль в круговороте жизни играет почва?
a) с неё испаряется вода;
б) по ней передвигаются животные;
в) в ней накапливается запас питательных веществ.
Ответы: 1-б. 2-а. 3-б. 4-в. 5-в.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Обсудим!
Вопрос: представьте, что на земле исчезло какое-нибудь из звеньев круговорота вещества. Опишите, что будет происходить, если исчезнут: а) растения; б) животные; в) грибы и бактерии; г) почва.
Ответ:
1. Если исчезнут растения то растительноядным животным нечего будет есть и они вымрут от голода, человеку не будет хватать растительной пищи, самым большим несчастьем при исчезновении растений будет отсутствие в воздухе кислорода. На планете нечем будем Дышать!
2. Если вдруг случится ужасное – и все животные вымрут, то растительность сократится: некому будет опылять растения помогая им размножаться, некому будет помогать в расселении растений, некому будет защищать растения от животных-вредителей. Человеку тоже будет плохо: исчезнут источники получения пищи и продуктов животноводства.
3. Если исчезнут грибы и бактерии, то из отмерших живых организмов не будет образовываться перегной, который повышает плодородие почвы, для того чтобы растения лучше росли, у человека не будет многих продуктов питания и лекарств, которые производят при помощи бактерий.
4. Если не станет почвы, то не станет растений, которые без почвы расти не смогут, а без растений все повторится по вышеизложенным пунктам 1-2.
VIII. Рефлексия.
- Назовите основные звенья круговорота веществ. - С какими чувствами вы уходите с урока?
IX. Подведение итогов урока.
Вывод. Все живые организмы и почва – участники единого круговорота веществ на нашей планете.
Домашнее задание. Учебник: прочитать текст с.118-120, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» с. 120, тетрадь
1. Основные звенья круговорота жизни.
Рассказ учителя.
– Итак, тема урока – круговорот в жизни. В природе множество живых существ, к которым нужно относиться бережно. Как вы думаете, почему нужно беречь все то живое, что находится вокруг нас?
Каждый живой организм – часть живой природы. Не будь в природе живых существ, планете была бы уготована участь ядовитой парилки, как на Венере, или остывшего пустынного тела, как на Марсе. Новые и новые поколения организмов сменяли друг друга. Они пользовались тем, что создавали предшественники, и в свою очередь преобразовали Землю для потомков. Круговорот жизни действительно существует, и каждый живой организм является его частичкой. Основные звенья этого круговорота составляют три группы организмов:
1. Организмы-производители.
2. Организмы-потребители.
3. Организмы-разрушители.
Организмы-производители. Ими ученые-экологи называют растения. Только растения способны использовать энергию Солнца, производить органические вещества из вещества неорганического – питательные вещества (сахар и крахмал) из углекислого газа и воды, солей. Растение берет из воздуха углекислый газ, а выделяет кислород. Получается круговорот между растениям и воздухом. Растение берет из почвы минеральные соли и воду. Когда растение умирает, из его остатков образуется плодородный слой почвы – перегной. Образуется круговорот.(Напомнить, что листья растений – это «повара», которые из воды и углекислого газа «готовят» пищу-сахар и крахмал. Работает эта чудесная «кухня» только на свету).
Организмы-потребители.Это животные, так как потребляют вещества, производимые растениями. Животное дышит воздухом, пьет воду, питается растениями. После того как оно умирает, его останками питаются другие животные и удобряется почва. Получается следующий круговорот.
Организмы-разрушители.Это бактерии и грибы. Бактерии и грибы разрушают остатки мертвых растений и животных. Благодаря им эти остатки перегнивают, а затем перегной разлагается и образуются необходимые растениям соли.
Растения – организмы-производители.
1. Существование мира животных, включая человека, было бы невозможно без растений, чем и определяется их особая роль в жизни нашей планеты.
2. Из всех организмов только растения способны использовать энергию Солнца, они создают при этом питательные вещества (сахар, крахмал) из углекислого газа, воды и минеральных солей. растения извлекают из атмосферы углекислый газ и выделяют кислород. Именно деятельностью растений была создана атмосфера, пригодная для дыхания.
3. Растительность служит пищей для травоядных животных.
4. Растения – основное звено в сложной цепи всех организмов, включая человека.
5. При непосредственном участии растений возникла и образуется почва.
животные – организмы-потребители.
1. Животные в природе имеют большое значение, играют большую роль, как и растения. Большинство растений опыляются исключительно животными, они играют большую роль в распространении семян растений.
2. Следует добавить и то, что животные, как и растения, участвуют в образовании почвы. Многие насекомые, в их ряду муравьи, черви, и многие другие мелкие насекомые дают почве множество полезных веществ, при этом измельчая её, и тем самым способствуют образованию перегноя. Норы, которые роют животные, помогают растениям и деревьям обогащать их воздухом и вентилируют почву.
3. Всем известно, что животные играют важную роль, в человеческой жизни. С животных человек имеет не только продукты питания, но и шелк, шерсть, воск, кожу и другое сырье.
Бактерии и грибы – организмы-разрушители.
1. Бактерии и грибы разрушают остатки мертвых растений и животных. Благодаря им эти остатки перегнивают, а затем из перегноя растения получают необходимые минеральные соли.
Бактерии разрушают растительные остатки для того, чтобы добыть необходимые для жизни питательные вещества, а потом вернуть их в почву для усвоения их другими растениями.
2. Грибы и бактерии в результате разрушения растительных и животных остатков постоянно обогащают почву питательными веществами. Разрушая различные остатки, грибы и бактерии служат санитарами, очищающими леса от ежегодного опадания листьев.
3. Значение грибов не ограничивается только использованием их в пищу. В пищевой промышленности грибы используют в процессе брожения.
4. Некоторые виды грибов используют для производства антибиотиков.
3. Роль почвы в круговороте жизни.
Рассказ учителя с элементами беседы.
– Огромную роль в круговороте жизни играет почва.
Почва – это земля, которая снабжает растения питанием и водой. Она обладает плодородием. Это её главный признак. Она представляет собой сложную, постепенно меняющуюся среду, где непрерывно совершаются синтез и разрушение органического вещества. После отмирания органическое вещество поступает в почву, где под воздействием микроорганизмов подвергается глубокому преобразованию. Как в далеком прошлом, так и в настоящее время, несмотря на все достижения науки и техники, человек получает из почвы почти все, необходимое для поддержания своего существования, за исключением ресурсов моря. В природе почва занимает промежуточное положение между миром живых организмов и неорганической природой, для нее характерен процесс обмена веществ.
– Вспомните, что составляет главную часть почвы. (перегной.)
– Что образуется под действием перегноя? (образуются соли.)
– Кто их использует? (их используют для роста и развития.)
– Кто питается растениями? (растениями питаются животные.)
– Что происходит с растениями и животными когда они умирают? (их остатки попадают в почву и под действием организмов-разрушителей превращаются в перегной, а потом из перегноя снова образуются соли, их используют другие растения, а растениями питаются другие животные.)
2. Обсуждение проблемных ситуаций.
1-я ситуация. Представьте, что на Земле исчезли: а) растения; б) животные; в) грибы и бактерии; г) почва.
Если исчезнут растения, то животным нечего будет есть. Они все умрут и превратятся в перегной. Жизнь остановится.
Если исчезнут животные, то некому будет есть растения. Некоторые растения вовсе исчезнут, потому что животные помогают им в размножении. Растений будет очень много, но постепенно их количество будет уменьшаться. Им будет не хватать солей, содержащихся в почве.
Если исчезнут грибы и бактерии, то растения погибнут из-за недостатка солей. И умрут животные, потому что не будет пищи.
Если исчезнет почва, то растениям негде будет расти. А бактериям и грибам – негде жить. Животным негде жить и не по чему передвигаться.
– Какой можно сделать вывод? (Все живые организмы и почва являются участниками великого круговорота жизни.)
2-я ситуация.представьте, что на Земле исчезло какое-нибудь из звеньев круговорота жизни. Опишите, что будет.
Животные выделяют углекислый газ, который необходим растениям так же, как и вода, солнце и соли из почвы. Углекислый газ – это «одеяло» Земли. Если вдруг оно исчезнет из атмосферы, то это в первую очередь скажется на климате. На Земле станет холоднее, дожди будут выпадать редко. В конце концов это приведет к глобальной катастрофе и все живое на Земле погибнет! Животные участвуют в опылении многих растений, в распространении семян, почвообразовании, в очистке водоемов. Большое значение имеют животные для человека. Одних человек употребляет в пищу, от других получает сырье. Нельзя нарушать круговорот жизни в природе.
Растения вырабатывают кислород, который нужен для дыхания как животным, так и людям и самим растениям тоже. Если бы на Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода. А если нет кислорода, то животные и люди не смогут жить на Земле!
Приведем самый простой пример «Бабочка и цветок». Бабочка питается нектаром цветка и тем самым поддерживает свою жизнь. Цветок с помощью бабочки опыляется, и вид, к которому принадлежит этот цветок, продолжает существовать! Охраняя растения, мы заботимся обо всем живом.
Грибы и бактерии разлагают остатки погибших растений и животных, очищая поверхность планеты от гниющих остатков. Без их разрушительной деятельности все остатки растений и животных превратились бы в мертвую массу, изменился бы газовый состав атмосферы, после чего жизнь и вовсе прекратилась бы.
Но важно и то, что значительная опасность в исчезновении одного из звеньев великого круговорота жизни состоит в деятельности человека.
– По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных. В последние годы на Земле ежедневно исчезает от одного до 10 видов животных и еженедельно – по одному виду растений. Новых появляется намного меньше.