- Вы догадались, о чём мы сегодня с вами будем говорить на уроке? - Зимушка – Зима к нам пожаловала не одна. С ней пришли к нам в гости её верные спутники. Кто же они? Прием «Корзина идей» - Ваши ответы-идеи мы сложим в нашу «Корзину идей». А потом проверим ваши предположения. (В корзине карточки с древнеримскими названиями зимних месяцев: децембер, януариус, фебруариус.) - Ребята, вам нужно отгадать, как зовут спутников Зимушки – Зимы. Попробуйте перевести их имена на русский язык! - О чём мы сегодня узнаем на уроке? Давайте поставим цель урока. Будем учиться находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев. Заполните карту самооценки за это задание. | О зиме. Складываем в корзину шарики. Декабрь, январь, февраль. О зимних месяцах. Узнать, как называли зимние месяцы в старину. | Личностные: включение в деятельность личного опыта учащихся Регулятивные: высказывание своих ожиданий от урока Познавательные: повторение раннее изученного материала |
- Назовите зимние месяцы по порядку. СЛАЙД 4 1. Признаки зимы. - В народе о зиме говорят так: «У Зимы изо льда корона, Из инея перстенёк, Снегом низан поясок». - О каких явлениях природы говорится в народном присловье о зиме? Как вы думаете, когда можно сказать, что наступила зима? Зима… Солнце теперь поднимается в небе совсем невысоко, дни стоят короткие. Земля получает мало тепла. Снег выпал и не растаял. Снег укрыл землю, ветви деревьев. Реки, озёра, пруды скованы льдом. Замёрзла почва. 2. Зима в нашем крае. Россия велика. В разных краях нашей страны зима хозяйничает по-своему и длится по-разному. В одних ее уголках зима долгая, снежная, морозная. Бывает даже, что солнце не показывается всю зиму. В других же местах России за зиму снег может выпасть всего несколько раз, скоро тает и зима быстро уступает место следующему за ней времени года. - Расскажите, какая зима в нашем крае? - Какие осадки бывают зимой? - Какая температура воздуха? - Что происходит с водоёмами? - Как долго длится зима у нас? Работа в тетрадях на печатной основе. С. 3 № 1 Запишите русские названия месяцев. С. 4 № 3 Запиши даты, когда приходит зима в наш край и когда уходит. Заполните карту самооценки за это задание. 3. Работа по учебнику (с. 6). - Зимушка – Зима приглашает нас совершить путешествие в прошлое и узнать, как назывались зимние месяцы в старину. В старину люди зимние месяца, как и осенние, называли по-разному. Это было связано с явлениями природы, с разными видами деятельности в этих месяцах. - Мы с вами будем выполнять задание по рядам. Первый ряд отправится добывать знания о старинных названиях декабря, второй ряд – января, третий ряд – февраля. Помогать вам будет Книга Знаний – наш учебник! В добрый путь, ребята! Дополнительную информацию вы можете получить из словаря, которая помещена на зеленых листочках. - Какие зимние особенности подмечены в названиях месяцев? Самостоятельная работа учащихся. Итак, группы давайте отчитываться о проделанной работе. СЛАЙД 5 Декабрь - студень, студный, стужайло, холодень, лютовей, лютень, ледостой, ледостав, годопроводец. Какие особенности декабря подмечены в названиях месяцев? СЛАЙД 6 Январь – просинец, лютовей, сечень, перелом зимы, перезимье. Какие особенности января подмечены в названиях месяцев? СЛАЙД 7 Февраль – снежень, бокогрей, кривые дороги, снегосей, крутень, межень. Какие особенности января подмечены в названиях месяцев? 4. Инсценировка «Зимние месяцы рассказывают о себе». А теперь давайте узнаем о зимних месяцах больше. Декабрь: «Я – месяц годопроводец, месяц хмурого неба, ранних вечеров и тёмных долгих ночей. В народе про меня говорят: «Декабрь год кончает, а зиму начинает!»». Декабрь - это начало зимы. Это первый снежный месяц. В народе говорил, чтодекабрьский снег будет лежать долго - до весны. Январь: «А я - месяц январь – зимы государь. Макушка зимы! В пору моего владычества на матушке Земле солнце сияет ярче на синем ясном небе. Оттого и называют меня просинец. Стою между декабрём и февралём, секу зиму пополам. За то и зовут меня сечень. В народе про меня говорят так: «Январь – ломонос: береги свой нос!»». Январь - самый холодный месяц. Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днём на небе светит солнышко, а ночью - луна. Февраль: «Я – февраль – бокогрей, крутень, нежень, снегосей! У меня два друга – февраль да вьюга! Стою на рубеже между зимой и весной. За то и зовут меня межень. Ведь старинное русское слово «межа» значит «рубеж», «граница» В пору моего владычества дни растут, а ночи становятся короче». В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. Погода становиться мягче, теплее, чем в январе. Какие старинные названия месяцев вам запомнились? Что интересного вы узнали о месяцах? Заполните карту самооценки за это задание. | Декабрь, январь, февраль. Ледостав, морозные узоры и снег. Когда снег выпал и не растаял. Не холодная, часто бывают оттепели, вместо снега часто идут моросящие дожди. Температуры от 00 до 10-150. Озера и пруды замерзают, реки не полностью, покрываются льдом. С середины ноября по середину марта. Декабрь, январь, февраль. С середины ноября по середину марта. Включаются в групповую работу. Работают в группе, делают вывод, соотносят признаки зимы в природе со значением старинных названий зимних месяцев. Низкая температура воздуха, полностью замерзают водоемы, провожает год. Низкая температура воздуха, холодные ветра, половина зимы. Много снега, солнце свети больше, плохие дороги, вьюги, да метели, граница между зимой и весной. Принимают участие 3 заранее подготовленных ученика. | Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от известного с помощью учителя, извлечение необходимой информации, определение основной информации, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации. |
Работа с учебником (с. 4 – 5). - Зимушка – Зима приглашает нас в творческую мастерскую знаменитых художников А.К. Саврасова и И.И. Шишкина. Посмотрите, перед вами репродукции картин. - Как вы думаете, какие именно зимние месяцы изобразили на своих картинах художники? - Как вы об этом догадались? Какие признаки этих месяцев вы увидели на картинах? - Как вы думаете, художникам нравится зима? - Глядя на картины, хочется грустить или радоваться? - Зимушку и саму можно назвать великой художницей. Разве не вызывают наше восхищение зимние наряды деревьев и кустов, морозные узоры на стекле, изящные снежинки… Заполните карту самооценки за это задание. | Обучающиеся рассматривают картины художников. Включаются в беседу. И.И. Шишкин изобразил декабрь, а А.К. Саврасов – февраль. На картине И. Шишкина изображен ясный морозный день. Мягкий пушистый снег выпал недавно. Мороз сковал стволы деревьев. Такие студеные, снежные дни бывают в декабре. На картине А. Саврасова изображена оттепель, снег скоро упадет с крыши деревянного домика. Во дворе гуляют утки, воробьи, голуби. Солнце уже греет сильнее. | Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, прослушанным текстом. Познавательные УУД: находить в тексте учебника, предложенном тексте необходимую информацию, работать с ней. |