СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира "Зимние месяцы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока окружающего мира "Зимние месяцы". 2 класс. УМК "Перспектива".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира "Зимние месяцы"»

Тема урока:  «Зимние месяцы»

Задачи урока: создать условия для обобщения жизненных наблюдений детей об изменениях в окружающей их природе с приходом зимы; учить находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев, описывать красоту зимней природы и произведений искусства, посвящённых этой теме, используя выразительные средства родного языка; способствовать воспитанию бережного отношения к природе.

Планируемые метапредметные результаты:

Личностные: отношение к учению, произвольному поведению, уважительное отношение к собеседнику.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе.

Планируемые предметные результаты: уметь находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Технология: технология развития критического мышления

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организационный момент

Цели: актуализировать требования к обучающимся со стороны учебной деятельности; создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на уроке Окружающего мира. Сегодня у нас необычный урок. У нас в гостях молодые учителя, из педагогического колледжа, которые скоро будут у вас проводить уроки. Давайте поприветствуем их. Садитесь.

У вас на столах лежат карты самонаблюдений, которые вы будете заполнять в ходе урока.

Проверим нашу готовность к уроку. На парте лежит: учебник, рабочая тетрадь, дневник, пенал.

Личностные УУД: готовность к обучению, положительное отношение к учению.

  1. Актуализация знаний.

Цели: актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы; организовать выполнение обучающимися пробного учебного действия.

Ребята, послушайте следующее стихотворение и ответьте на вопрос: О каком времени года говорится в стихотворении?

( Аудиозапись стихотворения А. С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…»)

СЛАЙД 2

Итак, о каком времени года идет речь в стихотворении?


Какие приметы зимы нам встретились?

Как точно передал поэт красоту природы зимой!

Прием «Ассоциативный ряд»

СЛАЙД 3
А какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «зима»?




Заполните карту самооценки за это задание.

Слушают стихотворения, отвечают на вопросы.


В стихотворении говорится о зиме.




Определять объект анализа и синтеза, то есть отграничивать вещь или процесс от других вещей или процессов

Регулятивные: повторение правил работы в группах, высказывание своих ожиданий от урока.

Личностные: проявление интереса к данной теме, выделение общих признаков, классификация.

 III. Самоопределение к деятельности Постановка учебной задачи

Цели: выявить место затруднения; зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Вы догадались, о чём мы сегодня с вами будем говорить на уроке?

- Зимушка – Зима к нам пожаловала не одна. С ней пришли к нам в гости её верные спутники. Кто же они?

Прием «Корзина идей»

- Ваши ответы-идеи мы сложим в нашу «Корзину идей».

А потом проверим ваши предположения.

(В корзине карточки с древнеримскими названиями зимних месяцев: децембер, януариус, фебруариус.)

- Ребята, вам нужно отгадать, как зовут спутников Зимушки – Зимы. Попробуйте перевести их имена на русский язык!

- О чём мы сегодня узнаем на уроке?

Давайте поставим цель урока.

Будем учиться находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев.

Заполните карту самооценки за это задание.

О зиме.



Складываем в корзину шарики.



Декабрь, январь, февраль.

О зимних месяцах.

Узнать, как называли зимние месяцы в старину.

Личностные: включение в деятельность личного опыта учащихся

Регулятивные: высказывание своих ожиданий от урока

Познавательные: повторение раннее изученного материала

IV. Реализация проекта

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи

- Назовите зимние месяцы по порядку. СЛАЙД 4

1. Признаки зимы.

- В народе о зиме говорят так: «У Зимы изо льда корона,

Из инея перстенёк,

Снегом низан поясок».

- О каких явлениях природы говорится в народном присловье о зиме?

Как вы думаете, когда можно сказать, что наступила зима?

Зима… Солнце теперь поднимается в небе совсем невысоко, дни стоят короткие.

Земля получает мало тепла. Снег выпал и не растаял.

Снег укрыл землю, ветви деревьев.

Реки, озёра, пруды скованы льдом. Замёрзла почва.

2. Зима в нашем крае.

Россия велика. В разных краях нашей страны зима хозяйничает по-своему и длится по-разному. В одних ее уголках зима долгая, снежная, морозная. Бывает даже, что солнце не показывается всю зиму. В других же местах России за зиму снег может выпасть всего несколько раз, скоро тает и зима быстро уступает место следующему за ней времени года.

- Расскажите, какая зима в нашем крае?

- Какие осадки бывают зимой?

- Какая температура воздуха?



- Что происходит с водоёмами?




- Как долго длится зима у нас?


Работа в тетрадях на печатной основе.

С. 3 № 1 Запишите русские названия месяцев.


С. 4 № 3 Запиши даты, когда приходит зима в наш край и когда уходит.

Заполните карту самооценки за это задание.

3. Работа по учебнику (с. 6).

- Зимушка – Зима приглашает нас совершить путешествие в прошлое и узнать, как назывались зимние месяцы в старину. В старину люди зимние месяца, как и осенние, называли по-разному. Это было связано с явлениями природы, с разными видами деятельности в этих месяцах.

- Мы с вами будем выполнять задание по рядам. Первый ряд отправится добывать знания о старинных названиях декабря, второй ряд – января, третий ряд – февраля. Помогать вам будет Книга Знаний – наш учебник! В добрый путь, ребята! Дополнительную информацию вы можете получить из словаря, которая помещена на зеленых листочках.

- Какие зимние особенности подмечены в названиях месяцев?

Самостоятельная работа учащихся.

Итак, группы давайте отчитываться о проделанной работе.

СЛАЙД 5

Декабрь - студень, студный, стужайло, холодень, лютовей, лютень, ледостой, ледостав, годопроводец.

Какие особенности декабря подмечены в названиях месяцев?


СЛАЙД 6


Январь – просинец, лютовей, сечень, перелом зимы, перезимье.

Какие особенности января подмечены в названиях месяцев?


СЛАЙД 7


Февраль – снежень, бокогрей, кривые дороги, снегосей, крутень, межень.

Какие особенности января подмечены в названиях месяцев?




4. Инсценировка «Зимние месяцы рассказывают о себе».

А теперь давайте узнаем о зимних месяцах больше.

Декабрь: «Я – месяц годопроводец, месяц хмурого неба, ранних вечеров и тёмных долгих ночей. В народе про меня говорят: «Декабрь год кончает, а зиму начинает!»».

Декабрь - это начало зимы. Это первый снежный месяц. В народе говорил, чтодекабрьский снег будет лежать долго - до весны.

Январь: «А я - месяц январь – зимы государь. Макушка зимы! В пору моего владычества на матушке Земле солнце сияет ярче на синем ясном небе. Оттого и называют меня просинец. Стою между декабрём и февралём, секу зиму пополам. За то и зовут меня сечень. В народе про меня говорят так: «Январь – ломонос: береги свой нос!»».

Январь - самый холодный месяц. Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днём на небе светит солнышко, а ночью - луна.

Февраль: «Я – февраль – бокогрей, крутень, нежень, снегосей! У меня два друга – февраль да вьюга! Стою на рубеже между зимой и весной. За то и зовут меня межень. Ведь старинное русское слово «межа» значит «рубеж», «граница» В пору моего владычества дни растут, а ночи становятся короче».

В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы.

Погода становиться мягче, теплее, чем в январе.

Какие старинные названия месяцев вам запомнились?

Что интересного вы узнали о месяцах?

Заполните карту самооценки за это задание.

Декабрь, январь, февраль.

Ледостав, морозные узоры и снег.



Когда снег выпал и не растаял.











Не холодная, часто бывают оттепели, вместо снега часто идут моросящие дожди. Температуры от 00 до 10-150.

Озера и пруды замерзают, реки не полностью, покрываются льдом.

С середины ноября по середину марта.

Декабрь, январь, февраль.

С середины ноября по середину марта.






Включаются в групповую работу.

Работают в группе, делают вывод, соотносят признаки зимы в природе со значением старинных названий зимних месяцев.


Низкая температура воздуха, полностью замерзают водоемы, провожает год.


Низкая температура воздуха, холодные ветра, половина зимы.

Много снега, солнце свети больше, плохие дороги, вьюги, да метели, граница между зимой и весной.









Принимают участие 3 заранее подготовленных ученика.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от известного с помощью учителя, извлечение необходимой информации, определение основной информации, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации.

V. Физкультминутка. Игра «Замри – отомри». (Ученики движениями изображают свои любимые зимние забавы. Учитель «щелкает» фотоаппаратом и дети замирают, превратившись в «зимние фотографии».)

VI. Включение в систему в систему знаний и повторение.

Цели: Организовать усвоение учащимися нового способа действия с проговариванием во внешней речи.

Работа с учебником (с. 4 – 5).

- Зимушка – Зима приглашает нас в творческую мастерскую знаменитых художников А.К. Саврасова и И.И. Шишкина. Посмотрите, перед вами репродукции картин.


- Как вы думаете, какие именно зимние месяцы изобразили на своих картинах художники?

- Как вы об этом догадались? Какие признаки этих месяцев вы увидели на картинах?

- Как вы думаете, художникам нравится зима?














- Глядя на картины, хочется грустить или радоваться?

- Зимушку и саму можно назвать великой художницей. Разве не вызывают наше восхищение зимние наряды деревьев и кустов, морозные узоры на стекле, изящные снежинки…

Заполните карту самооценки за это задание.

Обучающиеся рассматривают картины художников.

Включаются в беседу.

И.И. Шишкин изобразил декабрь, а А.К. Саврасов – февраль. На картине И. Шишкина изображен ясный морозный день. Мягкий пушистый снег выпал недавно. Мороз сковал стволы деревьев. Такие студеные, снежные дни бывают в декабре. На картине А. Саврасова изображена оттепель, снег скоро упадет с крыши деревянного домика. Во дворе гуляют утки, воробьи, голуби. Солнце уже греет сильнее.

Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, прослушанным текстом.

Познавательные УУД: находить в тексте учебника, предложенном тексте необходимую информацию, работать с ней.

VII.Рефлексия

Цели: Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Давайте подведем итог нашего урока.

Над какой темой работали на уроке?

Какую цель ставили?

Что подмечено в народных названиях зимних месяцев?

Что воспевают художники и поэты в своих произведениях?

Давайте сравним наш вывод с выводом в учебнике.

Попробуем сочинить стихотворение - синквейн о зиме.

1 строка – 1 слово – предмет (что?)

2 строка – 2 слова – признак предмета (какая зима?)

3 строка – 3 слова – действие предмета (что делает зима?)

4 строка – предложение из 4 слов.

5 строка – 1 слово – предмет (что?)

Заполните карту самооценки за это задание.






Зима!

Снежная, волшебная!

Пришла, укрыла, удивила!

Одела землю в белоснежный наряд!

Красота!

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

VIII. Домашнее задание.

Стр.4-7, вопросы, р.т. с. 5 № 5















децембер януариус фебруариус

Зимние месяцы

Узнать, как называли зимние месяцы в старину.

Какие зимние особенности подмечены в названиях месяцев?







Про́синец - "январь". Связано с сия́ть, т. е. "время прибавления солнечного света", солнце сияет ярче.

Сечень- сечёт (делит) зиму пополам.


Крутень- метели да вьюги крутят.


Межень – межа, граница между зимой и весной.

Про́синец - "январь". Связано с сия́ть, т. е. "время прибавления солнечного света", солнце сияет ярче.

Сечень- сечёт (делит) зиму пополам.


Крутень- метели да вьюги крутят.


Межень – межа, граница между зимой и весной.

Про́синец - "январь". Связано с сия́ть, т. е. "время прибавления солнечного света", солнце сияет ярче.

Сечень- сечёт (делит) зиму пополам.


Крутень- метели да вьюги крутят.


Межень – межа, граница между зимой и весной.

Про́синец - "январь". Связано с сия́ть, т. е. "время прибавления солнечного света", солнце сияет ярче.

Сечень- сечёт (делит) зиму пополам.


Крутень- метели да вьюги крутят.


Межень – межа, граница между зимой и весной.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!