Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 47
муниципального образования городской округ Люберцы
Московской области
Конспект урока
по окружающему миру,
1В класс.
«Почему идёт дождь и дует ветер?»
Учитель: Е.А.Одинцова
2021 год
Открытый урок по окружающему миру в 1 классе
Тема: Почему идёт дождь и дует ветер?
Тип урока: открытие новых знаний.
Цели: расширять знания о дожде и ветре, знании этих явлений для жизни растений, животных и человека;
объяснять причины возникновения ветра и дождя;
развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни понимание активной роли человека в природе;
воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Предметные: формировать представления обучающихся о дожде и ветре и причинах их возникновения;
формировать опыт исследовательской работы.
Метапредметные:
а) познавательные:
- строить сообщения в устной форме о причинах возникновения дождя и ветра и их значении для человека, растений и животных;
- ставить и формулировать проблемы;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
- устанавливать причинно-следственные связи.
б) регулятивные:
- в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала;
- извлекать информацию, представленную в различных формах;
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению допущенных ошибок.
в) коммуникативные:
- дать возможность высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения;
- участвовать в диалоге, выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению при работе в парах;
- ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои
затруднения.
3. Личностные:
- проявлять положительную мотивацию и интерес к учению;
- формировать умение оценивать свою деятельность
(способность к самооценке) и деятельность товарищей.
Планируемые результаты:
- понять причины возникновения дождя и ветра;
- получить возможность научиться наблюдать за дождём и ветром;
- продолжить работу по наблюдению за погодой.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, диск по окружающему миру, учебник «Окружающий мир» 1 класс А.А. Плешаков, рабочая тетрадь по окружающему миру, цветные карандаши;
Для опыта: вата, вода, пинцет, тарелка.
Ход урока
1.Организациолнный момент.
Заливистый школьный звонок
Позвал нас на урок
Будьте внимательны,
А ещё старательны.
2. Актуализация знаний.
Проверка предыдущей темы.
- Игра « Доскажи словечко»
Слайды
*Солнце – это огромный пылающий … (шар).
*Солнце – это ближайшая к Земле… (звезда).
*Солнце создаёт нам … (день).
*Нам Солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится …(далеко от Земли)
*Звезды – это огромные пылающие … (шары).
*Они кажутся нам маленькими… (точками), потому что находятся …( далеко от Земли).
*Звезды отличаются друг от друга по …(цвету) и по … (размеру).
* Звёзд на небе очень много, и люди объединили их в …(в созвездия).
* Чем является Луна для Земли? (спутником)
3.Самоопределение к деятельности.
- О чём пойдёт речь сегодня на уроке, вы узнаете, если отгадаете загадки.
Он пришёл, наполнил кадки,
Поливал усердно грядки,
С шумом окна промывал,
На крыльце потанцевал.
Побродил по крыше вволю
И ушёл по лужам в поле. (Дождь)
-А почему идёт дождь? (Ответы детей.)
Носится, свищет,
Мечется, рыщет,
Где пробежит – листик дрожит.
Где пронесётся – дерево гнётся. (Ветер)
- Что вы знаете о ветре? (Ответы детей.)
- Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О дожде и ветре)
- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
4. Работа по теме урока.
-Послушайте стихотворение Г. Новицкой, которое называется «Дождик».
Мокнет ёжик, мокнет птичка,
Мокнет в поле электричка,
Мокнут ветки и соседки:
Не успели до беседки.
Мокнут зонтики и шляпы,
Мокнут чьи-то мамы, папы,
Мокнут лавочки, ограды.
Лишь лягушки очень рады:
В лужах скачут, песни пляшут,
И зелёным флагом машут…
- Ребята, какое настроение у вас возникло, когда вы слушали это стихотворение, грустное или весёлое? (ответы детей)
-А какое дождь вызывает настроение у вас когда он идет? (ответы детей)
-А какую пользу приносит нам дождь? (ответы детей)
-Ребята, а вы знаете, откуда берётся дождь? (ответ детей)
- А как дождик попадает на небо в тучу? ( предположения детей)
С поверхности земли вода испаряется непрерывно и в большом количестве. Она испаряется не только с поверхности рек, озёр, океанов, но и с суши.
-Что же происходит с водой в небе? Высоко в воздухе намного холоднее, чем на поверхности земли. Невидимый пар превращается в капельки воды. Их очень много, и они образуют облако.
-Капельки соединяются, становятся крупнее. Так образуется туча.
-Нижний край тучи становится тёмным от крупных капелек, которые не могут держаться в воздухе. Они падают на землю. Это множество падающих капель мы называем дождём.
Опыт №1
(Плотно сжать сухой комок ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться, и набухать от воды. Осторожно приподнять вату(пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце.)
-Ребята, представьте, что у меня в руках маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облачко превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идет дождь.
-Туча, туча, что несёшь? Отвечает туча…
(Дети отвечают хором – дождь)
- Вот так появляется дождь.
Слайды
- Люди по- разному называют дождь. Ливень или проливной, ситничек, косой.
- А как вы думаете почему так назвали дожди? (Ливень, или проливной дождь. Говорят, льёт как из ведра. Ситничек – мелкий дождь как из сита. Косой дождь, или косохлёст) (ответы детей)
-Что же такое туча? (Тёмное густое облако)
-Из чего состоят тучи? (Их тяжёлых капель воды)
- Почему они падают? (Капельки тяжёлые и не могут долго держаться на небе. Они падают и образуют дождь.)
Учебник стр. 36 задание 1
5. Физкультминутка.
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Как они тихо садятся, покажем,
Руки как крылья положим на парту.
6.Продолжение работы по теме урока.
-Ребята, а вы задумывались, кто гонит облака в небе?
-Что такое ветер? (предположения детей) Это движущийся воздух.
- Ребята, а мы можем сами получить ветер? (ответ детей)
Опыт №2
Помашите перед лицом рукой. Что вы чувствуете? (Ветер)
-Откуда он взялся? (Мы заставили рукой двигаться воздух)
Да, это движение воздуха относительно земли. Бывает, когда ветер движется не только вдоль земли, но и поднимается вверх, имеет вертикальное направление. Это можно увидеть зимой, когда снежинки летят не вниз к земле, а поднимаются и кружатся в воздухе.
- Ребята, а вы знаете, что ветер может быть другом человека. Он приносит огромную пользу человеку: опыляет растения, приводит в движение механизмы, очищает города от пыли и копоти. Приносит тепло и холода.
Но может быть и врагом. Расскажите, какие несчастья приносит ветер.
(Обрывает провода, срывает крыши с домов…)
Так почему же воздух движется? Наша Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается воздух. Теплый воздух легче холодного, он поднимается вверх, а холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.
Ветер может дуть с юга, тогда он будет теплым, а если с севера подует, то каким он будет?
Слайды
7.Рефлексия
Работа в рабочей тетраде
8. Итог:
- Вернёмся к учебной задаче урока.
Выяснили мы причины возникновения дождя и ветра?
- Что интересного вы сегодня узнали, услышали?
- Какие открытия вы для себя сделали?