СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 31.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающий мир 1 класс "Почему солнце светит днём, а звёзды ночью"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока окружающего мира соответствует требованиям ФГОС к структуре урока. В своей разработке я использовала  разные виды работы учащихся: в паре, групповая работа, индивидуальная.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающий мир 1 класс "Почему солнце светит днём, а звёзды ночью"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Комаричская средняя общеобразовательная школа №1






Открытый урок

по окружающему миру

в 1 классе

«Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью»



Подготовила и провела

учитель начальных классов

Шамшурина О.П.

Квалификационная категория :первая






КОМАРИЧИ 2019 г

Тема урока: «Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью».

Место урока в теме:1-й урок в разделе «Почему и зачем?»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель :

формировать первоначальные представления о звёздах, Солнце как ближайшей к Земле звезде, учить сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, познакомить с созвездиями.

Задачи урок):

  1. Создать условия для мотивации к учебной деятельности и постановки учебно-познавательной задачи.

  2. Помочь обучающимся выявить сходства и различия звёзд.

  3. Способствовать установлению причины света Солнца днём, а звёзд ночью.

  4. Учить распознавать созвездия Лев и Большая Медведица.

  5. Организовать контроль и самооценку деятельности обучающихся на уроке.


Планируемые достижения обучающихся:

Предметные:

  • иметь представление о звёздах как о космических телах;

  • сопоставлять видимые и реальные размеры Солнца и других звёзд;


Метапредметные:

регулятивные:

  • ставить учебные задачи под руководством учителя;

  • планировать учебную деятельность;

  • удерживать цель и задачи в течение урока;

  • оценивать свою деятельность на уроке;

познавательные:

  • осуществлять поиск, извлечение и представление информации о звёздах, в том числе о Солнце;

  • моделировать космические тела (звёзды);

  • наблюдать, сравнивать, делать умозаключения о форме, видимых и реальных размерах звёзд;

коммуникативные:

  • строить монологические высказывания;

  • работать в парах, группе на основе приёмов взаимодействия.

Личностные:

  • проявлять мотивацию к изучению нового учебного материала;

  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


Оборудование урока: учебник «Окружающий мир». 1 класс (А.А. Плешаков), рабочая тетрадь «Окружающий мир». 1 класс (А.А. Плешаков), атлас-определитель «От земли до неба (А.А. Плешаков),Энциклопедия дошкольника (Н.Н. Малофеева), карточки с заданиями, круг тёмно-синего цвета, пластилин, конверты, фонарики, глобус, настольная лампа, Карта успеха ( у каждого учащегося ), мультимедийная презентация.


Ход урока.

  1. Организационное начало урока.

  1. Приветствие

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

(слайд 1)


Улыбнись с утра щенку,

И росинке и цветку,

Пёстрой бабочке в лугах,

Солнцу в лёгких облаках.

- Ребята давайте мы улыбнёмся друг другу, улыбнёмся нашим гостя и будем радовать их на уроке открытием новых знаний и хорошим поведением.

2) Наблюдение за погодой. Актуализация знаний

В начале урока мы поговорим о погоде на сегодня.

- Сегодня 26 февраля, вторник. Температура воздуха с утра –

Днём -

Осадки –

  1. Учитель: - По народному календарю 26 февраля Мартинианов день. В данный день определяли погоду на весну. Если было ясно и тепло, готовились к приятной весенней поре, пасмурность или снег обещали сырость и прохладу. Наблюдая за звонким пением птиц, жители готовились к скорому потеплению.
    Если за окном много снега, и он не тает, то весна холодная будет. Если же снежок начал подтаивать, то весной будет тепло.

  2. Пасмурный день – к поздней весне.

  3. Если солнечные лучи хорошо видны, то ближайшие дни будут ясными, но морозными.

  4. Синицы громко поют к ранней весне.

  5. Вокруг солнца туманный круг – к снегу, вокруг луны красноватые кольца – к морозу, тучи небо затянули – к потеплению.

  6. Чем холоднее последняя неделя февраля, тем жарче будет лето.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1)-Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. Прочитайте его название на

стр.31

- А как взрослые называют детей, которые часто задают такие вопросы?

Н. Иванова

У бабули — внук и внучка —
ПОЧЕМУК и ПОЧЕМУЧКА.
Целый день свои вопросы
Задает народ курносый:
«ПОЧЕМУ зеленый лист?
ПОЧЕМУ поет артист?
ПОЧЕМУ усы у кошки?
ПОЧЕМУ у стула ножки?
ПОЧЕМУ огонь горит?
ПОЧЕМУ орел парит?
ПОЧЕМУ растет трава?
ПОЧЕМУ шумит листва?

- А вы часто задаёте такие вопросы?

- С какой целью вы их задаёте?

- Я предлагаю вам создать клуб «Почемучек», мы будем вместе искать ответы на вопросы из раздела «Почему и зачем?», исследовать окружающий мир, добывать новые знания.

Итак, я объявляю первое заседание клуба «Почемучек» открытым.

Наш девиз : « На все вопросы есть ответы, от Почемучек нет секретов». Конечно же с нами в этом клубе будут наши старые друзья Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха.

2).- Давайте определим тему нашего первого заседания.

Мудрая Черепаха предлагает Вам отгадать загадки и узнать предметы нашего исследования.

Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все ...

-Правильно, солнце, когда мы его видим на небе?

День ушел, померкли дали,
Птички петь уж перестали -
Улеглись до зорьки в гнездах...
Что мерцает в небе?...

- Да это звёзды. А когда мы видим на небе звёзды?

- А мы можем увидеть звёзды и солнце на небе вместе днём или ночью?

- А вам интересно Почему?

- Так ,на какой же вопрос нам необходимо ответить на заседании нашего клуба почемучек?

«Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью»

  1. Построение проекта выхода из затруднения .

Под руководством учителя дети определяют учебную задачу: выяснить причины видимости солнца и звёзд в разное время суток и учиться различать созвездия:

- Как вы считаете, с чего нужно начать изучение темы?

Дети под руководством учителя намечают план предстоящих учебных действий: (на интерактивной доске - запись):

  1. Узнать, что такое Солнце и звёзды.

- Как вы думаете все ли звёзды одинаковы?

-Какой будет наша вторая задача.

2. Определить сходство и различия звёзд.

- Какая основная задача стоит перед нами?

3. Установить, почему солнце светит днем, а звёзды ночью.

Рассмотрите картинку звёздного неба. Какие созвездия вам известны? Назовите. С каким созвездием вы незнакомы? Найдите название этого созвездия в атласе определителе стр.220

- Какую ещё задачу мы определим на сегодняшнее заседание нашего клуба?

4. Учиться узнавать созвездия Льва.

  1. Первичное усвоение новых знаний.

1)Работа в парах.

  • -Ребята как настоящие исследователи мы сегодня отправимся в виртуальное путешествие в космос.

Как вы думаете на чём мы отправимся в космос?

-Перед вами лежат детали ваших ракет , Муравей вопросик предлагает Вам их собрать..

  • Работаем в парах. Вспомните правила работы в паре.

Итак, ракеты готовы. Можем отправляться в путь.

  • Мы пролетаем над нашей планетой.

  • - На какой планете мы с вами живём?

  • - Как называется страна, в которой мы живем?

  • Молодцы! Вы хорошо это знаете.

  1. Вступительное слово учителя.

В необъятных просторах космоса вращается наша Земля. Она одна из планет солнечной системы. Солнечная система-это объединение планет и их спутников, вращающихся вокруг звезды Солнце.

Вспомните первую нашу задачу: узнать что такое Солнце и Звёзды.

Откройте стр.32. Найдите пункт 3. Прочитайте первые 2 предложения. Достаточно ли нам этих знаний, чтобы ответить на главный вопрос. Из каких источников можно получить дополнительную информацию. ( Из энциклопедий, сети Интернет, атлас-определитель)

1 группа

1 ученик

Солнце - это огромный пылающий шар. На самом деле Солнце очень большое. Нам оно кажется маленьким кружком лишь потому, что находится от Земли на очень большом расстоянии. Если бы можно было поставить Солнце рядом с Землёй, оно выглядело бы как большой футбольный мяч и горошина (показ)

2 ученик

Солнце – это ближайшая к Земле звезда, это центр солнечной системы. Солнце не просто светит днём, оно и создаёт нам день. Когда солнце восходит и освещает Землю, начинается день. А когда заходит, начинается ночь.

( демонстрация с помощью глобуса и лампы)

Учитель

Солнце это огромный пылающий шар, состоящий из газов: водорода и гелия. Температура на поверхности Солнца 20 млн. градусов. При такой жаре плавится любое вещество. От Земли до Солнца 150 млн км. Поэтому солнечные лучи не сжигают, а только согревают нашу планету.

- Ребята, задумайтесь, что будет, если погаснет Солнце?

- Без Солнца не было бы жизни на Земле. Растения, животные и люди живут только потому, что жизнь им даёт Солнце.

Это поняли ещё древние люди и поклонялись Солнцу, как богу. Они благодарили его за тепло и приветствовали его восход по утрам.

  • Физкультминутка.

Мы продолжаем наше путешествие во Вселенной. Вселенная … Какое красивое, величественное слово! Так называют весь необъятный мир, частичкой которого является наша Земля. Во Вселенной бесчисленное множество звёзд. В старину люди думали, что звёзды- это блестящие фонарики, подвешенные к хрустальному своду неба. Так ли это. Послушаем группу, изучавшую звёзды.


2 группа

1 ученик

Звёзды – это огромные пылающие шары, подобные Солнцу. Многие из них гораздо больше Солнца, но кажутся нам маленькими светящимися огоньками, потому что находятся очень далеко.


2 ученик.

. На ночном небе звёзды мерцают разным светом: голубым, белым, жёлтым, красным. Звезды различаются по размерам, цвету и температуре.

Учитель

Цвет звёзд зависит от их температуры. Рассмотрите карточки и ответьте на Муравью Вопросику

- Какой цвет у самых горячих звёзд?

- У самых холодных?

-Как вы справились с заданием. Отметьте в своих картах успеха.

    1. Работа по учебнику стр.32. Моделирование.

Давайте сравним некоторые звезды.

Перед вами одна из самых ярких звезд - Альдебаран. Она имеет яркую красно - оранжевую окраску. Следующая звезда - Регул. Это горячая звезда, имеет беловатую окраску. Самой яркой звездой созвездия Большого Пса - это звезда Сириус, имеет синюю окраску.

Солнце - это желтая звезда, размер её меньше многих других звезд. Солнце называют желтым карликом. Но она кажется нам большой, потому что расположена ближе остальных звезд.




  • Дети читают названия звёзд вместе с учителем. Лепят модели звёзд из пластилина. Коллективная работа.

– Ребята, космонавты всегда выполняют работу сообща. Эту работу мы тоже выполним вместе: определите кто какую звезду будет лепить, приступаем к работе.

Проверка работы по эталону в учебнике.

Проверка работы друг друга . Оценивание.

2) Проблемная ситуация.

- Муравьишка считает, что когда заканчивается ночь, звёзды выключают свет и ложатся спать. Вы согласны с этим рассуждением?

Черепаха предлагает провести опыт и узнать, что происходит со звёздами днём.

Опыт. «Дневные звёзды»

Дырки в картоне не видны через конверт, когда вы светите фонариком на обращённую к вам сторону конверта, дырки становятся хорошо заметными когда свет от фонаря направлен с другой стороны конверта прямо на вас. В освещённой комнате свет пройдёт через дырочки независимо от того, где находится зажжённый фонарик, но видно их станет только тогда, когда дырка, благодаря проходящему через неё свету, начнёт выделяться на тёмном фоне. Со звёздами происходит тоже самое.

Вывод: Звёзды не ложатся спать днём, а продолжают светить, но из-за яркого солнечного света мы не можем их видеть. Лучше всего смотреть на звёзды в безлунные ночи.

- Давайте полюбуемся звездным небом. (Слайд 20)

- Какие звёзды мы видим на ночном небе: чёткие, остроконечные или расплывчатые?

Опыт Фонарик–звезда, свет пропускаем через пленку, прикреплённую на пяльцах.



Что вы видите? Видите ли вы чёткие очертания фонарика?

Какой вывод можно сделать?



Вывод: далекий свет звезды, пройдя через слои газов и атмосферы, рассеивается, расплывается, и звезды нам кажутся мерцающими. А на самом деле они на что похожи? (на шары)

- Кто изображён на картинке? (Звездочёт)



- Кто такой звездочёт? (человек, который наблюдает за звёздами.)

Было принято считать, что они носили звездный колпак и плащ. (Слайд 21-а)

- А что это за прибор у звездочёта? (телескоп)

- Для чего он служит? (для изучения звезд и других небесных тел)

- А сейчас как называют учёных, которые исследуют звёзды? – астрономы

Наука, которая изучает небесные тела, называется астрономия.

Давайте мы ещё раз прочитаем эти слова и постараемся запомнить их значение.

Давайте напомним Муравьишке на какой вопрос мы ответили?

Рассказ учителя или в презентации.

  • Звезд на небе очень много. (Слайд 28)

Еще в древности люди заметили, что некоторые звезды образуют на небе фигуры. Они мысленно соединили их линией. Так появились созвездия. Созвездиям и самым ярким звёздам люди дали имена. Чаще всего давали имена мифических героев.

Существуют целые карты созвездий. На небосводе 88 созвездий.

- Какое созвездие мы изучим сегодня?

  • Найдите это созвездие в учебнике на стр. 33. Рассмотрите его внимательно. А теперь, давайте выполним задание № 3 в тетради на стр. 22.

Прочитать задание и выполнить самостоятельно. Проверка, взаимопроверка.

Существует Миф о созвездии Льва: Созвездие названо в честь льва, который свирепствовал около греческого города Немен. Геркулес настиг льва около логова и пустил в него 3 стрелы с бронзовыми наконечниками. Но стрелы отскочили от шкуры, как от стали. Тогда герой выдернул из земли дуб и вместо палицы ударил им зверя. Оглушенный лев упал на землю. Геркулес бросился на зверя и задушил его голыми руками. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу панцирь и шлем.

Это созвездие состоит из 70 звезд. Самая большая звезда этого созвездия – Регул, что значит “царь”

- Мы уже познакомились с этой звездой?

- А о какой самой большой звезде мы сегодня говорили? (Альдебаран)

(Слайд 32) Эта звезда находиться в созвездии Телец.

Альдебаран - самая яркая звезда в этом созвездии («последователь»). (Слайд 33)

А это созвездие Большого Пса. Какую знакомую звезду вы видите в этом созвездии? Сириус («ярко горящий») – самая яркая звезда в этом созвездии.

  • Творческая работа панно «Звёздное небо».

  1. Первичное закрепление новых знаний.

  1. Фронтальная беседа. Отвечаем на вопросы Мудрой Черепахи.

- Что такое Солнце?

- Что нам создаёт Солнце?

-Что такое звёзды?

- Почему Солнце и звёзды кажутся нам маленькими?

-Почему звёзды светят разным светом?

2.Работа по карточке .

Проверка по эталону на экране. Взаимопроверка.

  1. Итоги урока. Рефлексия.

- Кто теперь сможет ответить на главный вопрос:

«Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью»

-Что нового вы узнали на уроке?

Посмотрите в свои карты успеха. Как вы оцените в целом свою работу?

  • если вам было интересно и понятно, вы пополнили свои знания и получили ответы на все поставленные ответы, приклейте улыбающееся, весёлое солнышко;

  • если вам было не все понятно на уроке, трудно и не очень интересно, нарисуйте солнышко грустное, невеселое.

































Приложение



Карточка 1

Звёзды – это огромные пылающие шары, подобные Солнцу. Многие из них гораздо больше Солнца, но кажутся нам маленькими светящимися огоньками, потому что находятся очень далеко.





Карточка 2




На ночном небе звёзды мерцают разным светом: голубым, белым, жёлтым, красным. Звезды различаются по размерам, цвету и температуре.















Верные ответы теста

Номер задания

Верный ответ

Кол-во баллов

Задание № 1

В

1 балл

Задание № 2

Б

1 балл

Задание № 3

Б

1 балл

Примечание: неверный ответ оценивается в 0 баллов.

3 балла – знаю форму звёзд и узнаю созвездие Льва;


2 балла – знаю форму звёзд, но есть сомнения в определении созвездия Льва;

2 балла - узнаю созвездие Льва; но есть сомнения в знаниях о форме звёзд;

1 балл – у меня недостаточно знаний по данной теме.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!