СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающий мир 4 класс " Характеристика природных зон России: тайга. Связи в природной зоне."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с использованием исследовательского метода и работы в группах.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающий мир 4 класс " Характеристика природных зон России: тайга. Связи в природной зоне."»

Урок окружающий мир 4 класс

Тема урока: Характеристика природных зон России: тайга. Связи в природной зоне.

Цель: сформировать условия учащихся представление о природной зоне тайга

Задачи:

  • формировать умения определять природную зону, показывать её на карте, находить типичных представителей флоры и фауны;

  • cформировать умение различать и объяснять особенности природных зон в связи с их положением на Земле и углом падения солнечных лучей;

  • воспитывать у учащихся чувства гордости за свою Родину и любовь к родной природе;

  • развивать у школьников умение выделять главное, существенное в изученном материале, сравнивать и обобщать изученные факты, логически излагать свои мысли на уроках окружающего мира.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • получить представление о природной зоне тайги;

  • познакомиться с географическим положением тайги;

  • познакомиться с климатическими условиями зоны;

  • узнать особенности растительного и животного мира тайги;

  • познакомиться с населением тайги и его деятельностью.

Метапредметные:

Личностные УУД:

- формировать положительное отношение к уроку;

- следовать в поведении моральным и этическим требованиям.;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- формирование мотивационной основы учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

- формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- формулировать учебные задачи;

- осуществлять самоконтроль;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь одноклассников на уроках окружающего мира;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- формировать умение работать в парах, в группе;

- оформлять свои мысли в устной форме;

Познавательные УУД:

- обобщать и анализировать информацию путём наблюдения;

- формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и проблему;

- делать обобщение и сопоставление.

Оборудование: учебник Окружающий мир. 4 класс. Карта природных зон России.

Раздаточные карточки с заданиями и фактами о тайге.

Презентация с иллюстрациями тайги.

Листы ватмана и маркеры для работы в группах.

Таблицы с изображением животных, растений и природных явлений. Формы обучения: фронтальная, групповая, парная.
Методы обучения: 

  • по источнику знаний:   словесные, практические, наглядные;

  • по уровню познавательной активности:  частично - поисковый;

  • по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.



1.Организационный этап.

Красоту русской природы невозможно описать одним словом. В нашей России и моря есть, и высокие горы, и бескрайние равнины. Поедешь на север – увидишь белые ночи, тайгу с множеством загадочных деревьев и животных, бескрайние озера. А разве возможно забыть красоты северного сияния, если хоть раз посчастливилось увидеть его! Поедешь южнее – увидишь тихую речку, русскую березку-красавицу, пшеничные поля. На полянке найдешь много грибов и ягод. А если поедешь на Черное море, то увидишь, как меняется природа. Перед глазами встаёт совсем другой пейзаж: виноградники, заповедные леса, возраст которых достигает тысячи лет. Отправляешься дальше в путешествие. И вдруг... вырастают перед тобой горы. Когда первый раз находишься в таком месте, то захватывает дух! И воздух чистый-чистый. Хочется наслаждаться этим великолепием как можно дольше.

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля…..

2.Актуализация знаний. С какой природной зоной мы познакомились на прошлом уроке? Давайте повторим что мы знаем об этой природной зоне.

Дома каждый из вас приготовил тест, состоящий из трех вопросов по природной зоне тундра. На каждый вопрос у вас должен быть вариант ответа «да» или «нет». Обменяйтесь своими тестами и ответьте на вопросы. Затем обменяйтесь работами и проверьте. Без ошибок – 5, 1 ошибка – 4, 2 ошибки – 3, 3 ошибки – 2.

Я вижу вы хорошо усвоили материал прежнего урока. Отправляемся дальше!

3. Целепологание и мотивация, постановка цели и задач урока.

А теперь обратите внимание, у каждого из вас на столе лежит конверт№1, откройте его и рассмотрите содержимое. Что вы нашли в конверте №1?

Что написано в билете?

Прочитайте, пожалуйста, что нам сказано о с.Кедровске? Как вы думаете почему именно в это село мы с вами отправляемся?

Верно! Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в новую природную зону.

Сформулируйте тему урока.

4.Изучение нового материала

"Тайга — это царство хвойных лесов. Здесь растут сосны, ели, пихты, а также встречаются удивительные животные, например, бурый медведь и рысь."

Вопрос: "Почему именно хвойные деревья преобладают в тайге?"

Этап 2. Исследование в группах

Учитель делит класс на 4 группы, раздает каждому набор материалов (тексты, иллюстрации, карточки).

Группа 1: "Растительный мир тайги".

Группа 2: "Животный мир тайги".

Группа 3: "Климат тайги".

Группа 4: "Взаимосвязи в природе тайги".

Задание:

Прочитайте текст, выделите главные факты, заполните таблицу:

Главные особенности.

Примеры растений/животных.

Взаимосвязи (например, кто питается чем).

Работа в группах над мини-проектом.

"Теперь каждая группа должна создать мини-проект. Используйте маркеры и ватман, чтобы оформить свою работу. Изобразите или запишите главные идеи. Помните, что ваша задача — объяснить другим, почему именно ваш аспект важен для тайги."

Пример:

Группа 1: Рисует схему деревьев тайги с краткими подписями.

Группа 2: Создает таблицу животных с указанием, чем они питаются.

Группа 3: Показывает особенности климата с помощью рисунков.

Группа 4: Связывает группы в единую цепочку ("медведь ест ягоды, ягоды растут под елью", и т.д.).

Презентация мини-проектов

5.Закрепление изученного материала.

Игра: "Экологическая цепочка"

Учитель называет одно из растений или животных тайги.

Задача группы — продолжить цепочку, добавляя элементы, которые связаны с названным объектом. Например: "Ель — белка — орел — человек".

6.Итоги урока. Рефлексия.

– С какой природной зоной познакомились?

Все ли задачи мы выполнили?

"Что нового вы узнали о тайге?"

"Какие связи между растениями, животными и климатом тайги вам запомнились?"

"Почему важно сохранять природу тайги?"

Ученики заполняют лист "3 факта о тайге, которые я запомнил".

Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?